Порядок трудоустройства россиян за границей
Новый Закон о занятости населения в РФ от 20 апреля 1996 г. (Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст.1915) регулирует, в частности, порядок привлечения россиян для работы в ближнем и дальнем зарубежье. Деятельность, связанная с их трудоустройством за границей, осуществляется на территории России только российскими юридическими лицами на основании лицензии (ст.18 Закона о занятости). Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1095 утверждено Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей (Собрание законодательства РФ. 1995. N 46. Ст.4451), в соответствии с которым органами, уполномоченными на ведение лицензирования такой деятельности, являются Федеральная миграционная служба России (далее - ФМС) и ее территориальные подразделения (далее - органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности).
Выдача лицензий юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы осуществляется названными органами, при наличии заключения органов ФСЗ России. Лицензии действительны на всей территории Российской Федерации.
Для получения лицензии заявитель представляет следующие документы: заявление о выдаче лицензии, в котором должны найти отражение наименование и организационно-правовая форма заявителя, юридический адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка; вид деятельности; срок действия лицензии; копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов); документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справку налогового органа о постановке на учет; копии соглашений, контрактов или протоколов о намерениях с иностранными работодателями или иностранными посредническими фирмами о трудоустройстве россиян за границей.
Запрещается требовать от заявителя представления каких-либо дополнительных документов, кроме вышеперечисленных (п.5 Положения о лицензировании). За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается плата в размере 10% минимального размера оплаты труда, а за выдачу - лицензии или ее копии - трехкратного минимального размера оплаты труда.
Представленные заявителем материалы могут быть подвергнуты экспертизе, что удлиняет сроки выдачи лицензии.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление (в письменной форме) об отказе в выдаче лицензии направляется (выдается) заявителю в 3-дневный срок со дня принятия соответствующего решения с указанием причин отказа. Такими причинами являются: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.
В отдельных случаях в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно продлен до 30 дней. В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Расходы, связанные с оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расходы, непосредственно связанные с выдачей лицензии, оплачиваются отдельно при рассмотрении заявления и выдаче лицензии.
Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату, и оформляется на типовом бланке. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагается на орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Руководитель (заместитель) данного органа подписывает лицензию и заверяет ее печатью.
В лицензии указываются: наименование органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности и выдавшего лицензию; наименование и юридический адрес организации, получившей лицензию; вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия; условия осуществления данного вида деятельности; регистрационный номер лицензии и дата выдачи. Лицензия на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством россиян за границей, выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению организации, обратившейся за получением лицензии, она может быть выдана и на меньший срок. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Передача лицензии другой организации запрещается. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется лицензиатом на нескольких территориально обособленных объектах, ему одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Копии лицензии регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Данный орган контролирует соблюдение соответствующих условий.
Таким образом, правовой основой трудоустройства россиян за рубежом через посредническую организацию является наличие у последней лицензии на данный вид деятельности. К сожалению, на практике это требование законодателя нарушается. Например, в 1995 году выявлено свыше 50 организаций, осуществляющих деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей без наличия лицензии.
Анализ госстатистики за 1994 и 1995 годы показал, что РФ становится скорее импортером, чем экспортером рабочей силы. Например, если в 1994 году в Россию было привлечено 130 тысяч иностранных работников, то в 1995-м - уже 281 тысяча. Россиян же на заработки за пределы РФ выехало соответственно 8 и 11 тыс.человек, т.е. в 25 раз меньше (см,: На работу за границу. Сказки и быль о работе // Ваше право. 1996. N 12. С.11.).
При ликвидации организации выданная ей лицензия теряет юридическую силу. В случае реорганизации, изменения наименования организации, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок со дня такой реорганизации (изменения, утраты) подать заявление о переоформлении лицензии, которое производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, а в случае ее утраты - на основании временного разрешения, выданного органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае: представления лицензиатам соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; нарушения лицензиатом условий действия лицензии; невыполнения им предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности лицензиата в соответствии с законами РФ; ликвидации организации, владеющей лицензией.
Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и органы Государственной налоговой службы РФ. В случае изменения обстоятельств действие приостановленной лицензии может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной после принятия соответствующего решения органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, о котором не позднее чем в 3-дневный срок со дня принятия он оповещает лицензиата и органы Государственной налоговой службы РФ. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, и должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке в судебные органы.
Наряду с трудоустройством россиян за границу через посреднические организации они могут это сделать самостоятельно. Правовой базой самостоятельного трудоустройства россиян за границей является Конституция РФ, в соответствии с которой они могут свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в РФ (ч.2 ст.27). Для получения работы за границей россиянину необходимо согласие на его трудоустройство. Оно реализуется как минимум в трех документах: разрешении на право въезда в иностранное государство; разрешении на работу, выданном Минтрудом либо аналогичными организациями принимающей страны; виде на жительство, за которым нужно обратиться в МВД государства-работодателя. Иностранные государства требуют оформления, кроме вышеназванных, и других документов. Например, Швеция в обязательном порядке требует договор с фирмой о месте работы и ее оплате, а также о будущем жилье.
Контрактная форма найма на работу иностранных работников широко применяется на международном рынке. Обычно заключаются индивидуальный или коллективный контракты и различные их разновидности. Речь идет о соглашениях между иностранным работодателем и одним или группой работников, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.
Наибольшие гарантии работнику предоставляются при заключении индивидуального контракта. Мигранты с индивидуальными контрактами, как правило, трудятся в течение 12 месяцев, в отличие от работников, занятых работой по конкретному проекту или осуществляющих деятельность в течение определенного периода времени, поэтому к ним, в основном, применяется принцип недискриминационности, закрепленный в Уставе Международной организации труда (МОТ) и основных международных нормах, касающихся трудящихся-мигрантов.
Специалисты ФМС России проанализировали конвенции МОТ: N 97 "О трудящихся-мигрантах (1949 г.), N 118 "О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (1962 г.), N 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.), N 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 г.), а также Международную конвенцию ООН "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" (1990 г.).
Анализ показал, что взятые в совокупности названные акты представляют собой цельную систему весьма высоких стандартов и требований, которые охватывают весь комплекс наиболее существенных прав и интересов трудящихся-мигрантов. Ратификация перечисленных конвенцией налагает на государство обязательства по реализации всех содержащихся в них положений и норм. На мой взгляд, названные правовые акты являются хорошей базой для разработки и принятия Закона РФ о внешней трудовой миграции.
Россияне могут трудоустроиться за рубежом на основании соответствующих международных соглашений при содействии ФМС. Например, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 47-ФЗ "О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов" (Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст.1457) позволяет россиянам трудоустроиться в страны ближнего зарубежья. Соглашение подписано главами правительств государств - членов СНГ. Международные соглашения в области трудовой миграции подписаны также со многими странами дальнего зарубежья (например, Польшей, ФРГ, Финляндией, Швейцарией и др.). Особенностью данных соглашений является установление квоты для трудоустройства россиян в большинство из названных стран. Например, Германия может принять около 2 тыс.человек в год. В Швейцарию Россия направляет не работников, а стажеров в количестве 150 человек. Не предусматривают фиксированной годовой квоты соглашения с Китаем и Польшей.
Никитин Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок трудоустройства россиян за границей
Автор
Никитин Б. - кандидат юридических наук, доцент
Российская юстиция, 1996, N 8