Как минимизировать таможенные платежи при ввозе автомобиля
Правила ввоза транспортных средств физическими лицами зависят в первую очередь от того, с какими целями ввозится транспортное средство, иными словами, предназначено оно для производственной или иной коммерческой деятельности или нет.
Если транспортное средство ввозится с коммерческими целями, ввоз осуществляется в порядке, предусмотренном для юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности (т.е. с соблюдением общих условий тарифного и нетарифного регулирования и налогообложения). При ввозе транспортных средств, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, в соответствии со ст.109 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) применяется упрощенный, льготный порядок, установленный Правительством РФ и Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ.
В настоящее время порядок ввоза транспортных средств, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, определен постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 808*(1) (далее Постановление N 808). С учетом этого постановления ГТК РФ разработал новую редакцию "Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами" (далее - Общие правила)*(2). В этом документе регламентирован ввоз транспортных средств и с коммерческими, и с некоммерческими целями. Однако справедливости ради необходимо отметить, что нормативная база, устанавливающая правила ввоза транспортных средств физическими лицами, включает не только Общие правила. ГТК РФ издано значительное количество приказов, указаний и писем, регулирующих отдельные условия ввоза.
В новой редакции Общих правил решен принципиальный вопрос: в каких случаях граждане вправе ввозить транспортные средства с коммерческими целями. В соответствии с п.1.2 Общих правил, цель ввоза определяется с учетом наличия у лица, ввозящего автомобиль, статуса индивидуального предпринимателя. Так, если гражданин не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, предполагается, что транспортное средство не предназначено для коммерческой деятельности. Более того, Общими правилами (п.5.1) таким лицам запрещено ввозить транспортные средства в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения (импорта), реимпорта, временного ввоза, транзита и т.д.
Лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, вправе ввозить транспортные средства как с коммерческими, так и с некоммерческими целями. В первом случае выбирается один из таможенных режимов (выпуск для свободного обращения, реимпорт, временный ввоз или любой другой) и определяются соответствующие размеры таможенных платежей и условия ввоза. Если же индивидуальный предприниматель заявляет, что транспортное средство не предназначено для коммерческой деятельности, условия ввоза определяются нормами Постановления N 808.
Ввоз транспортных средств, не предназначенных для коммерческой деятельности
До августа 1996 г. правила ввоза транспортных средств российского и иностранного производства несколько различались. Так, при ввозе российских транспортных средств предоставлялась особая льгота: российские транспортные средства, вывезенные ранее с территории РФ, пропускались без уплаты таможенных платежей при условии, что лицо ввозит в течение одного календарного года одно транспортное средство и не передает его в собственность, владение или пользование другим лицам в течение двух лет с момента ввоза. Постановлением N 808 эта льгота была отменена. Теперь отличие условий ввоза российских транспортных средств и иномарок состоит лишь в размере таможенных платежей.
При ввозе транспортных средств российского происхождения таможенные платежи взимаются по единой ставке 1 ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя. Эта ставка применяется во всех случаях, независимо от класса машины и периода эксплуатации. Дополнительно к этому установлен сбор за таможенное оформление в размере 0,1 % таможенной стоимости автомобиля.
При ввозе иномарок должен уплачиваться совокупный таможенный платеж, в состав которого входит таможенная пошлина, НДС, акциз и сбор за таможенное оформление. Точный размер совокупного таможенного платежа не предусмотрен, он подсчитывается каждый раз исходя из определенных условий. Дело в том, что ставки таможенных пошлин зависят от объема двигателя автомобиля и от того, является ли он новым или бывшим в эксплуатации. Новым для целей уплаты таможенных платежей признается автомобиль, с момента выпуска которого прошло не более трех лет, независимо от величины пробега.
Для всех категорий легковых автомобилей предусмотрены так называемые комбинированные ставки таможенных пошлин, т.е. ставка устанавливается одновременно в процентах к таможенной стоимости и в ЭКЮ за единицу объема двигателя*(3). Например, новые автомобили с объемом двигателя от 1501 см3 до 1800 см3 облагаются таможенной пошлиной по ставке 30 % таможенной стоимости, но не менее 1,35 ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя. Такие же автомобили, бывшие в эксплуатации, облагаются пошлиной по ставке 30 %, но не менее 0,45 ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя. Размер подлежащей уплате таможенной пошлины равен большей из полученных сумм. Если сумма, рассчитанная как 30 % таможенной стоимости, окажется больше суммы, рассчитанной по ставке в ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя, пошлина взимается по ставке 30 %, если меньше - то по ставке в ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя.
При ввозе транспортных средств из стран, в отношениях с которыми Российская Федерация не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
Что касается акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС), то в соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 1998 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" акцизы сохранены только для легковых автомобилей с объемом двигателя более 2500 см3. Ставка акциза и для новых, и для бывших в эксплуатации автомобилей составляет 10 %. При этом налогооблагаемой базой для исчисления акциза является таможенная стоимость автомобиля, увеличенная на сумму таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление. НДС взимается при ввозе транспортных средств с любым объемом двигателя и рассчитывается по ставке 20 % от суммы таможенной стоимости транспортного средства, таможенной пошлины и акциза.
Особые правила расчета таможенных платежей установлены при ввозе транспортных средств из стран СНГ. В частности, автомобили, происходящие и ввозимые из стран СНГ, освобождаются от таможенных пошлин и НДС. Поэтому в состав совокупного таможенного платежа включаются лишь суммы акциза и сбора за таможенное оформление. При этом согласно п.7 ст.5 Федерального закона "Об акцизах" сумма акциза, подлежащего уплате при ввозе, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения транспортного средства.
Необходимо учитывать, что эти правила действуют лишь в том случае, если транспортное средство не только ввозится с территории стран СНГ, но страной его происхождения также является государство - участник СНГ*(4). Если же автомобиль, произведенный в третьей стране, был выпущен для свободного обращения на территории какой-либо страны СНГ и затем ввезен в Россию, эти правила не применяются. Например, при ввозе автомобилей марки "Daewoo" производства Республики Узбекистан уплачиваются только акцизы и сборы за таможенное оформление. Если же из Узбекистана ввозится такой же автомобиль корейского производства, уплате подлежат таможенная пошлина, НДС, акцизы и сборы за таможенное оформление.
Однако из этого правила также существуют исключения, касающиеся ввоза транспортных средств с территорий государств - участников Таможенного союза. В частности, если транспортное средство было выпущено для свободного обращения на территории Республики Беларусь, таможенного оформления не требуется и таможенные платежи не взимаются. В других случаях ввоза (транзитом через Беларусь, при условном выпуске в Беларуси) таможенное оформление в России производится на общих основаниях в уплатой всех таможенных платежей*(5).
В отношении транспортных средств, ввозимых из Республики Казахстан и Киргизской Республики, которые также являются участниками Таможенного союза, предполагается ввести упрощенный порядок таможенного оформления (соответствующий приказ ГТК РФ на момент подготовки статьи находился в стадии разработки).
Льготы при ввозе транспортных средств, не предназначенных для коммерческой деятельности
Такие льготы предоставлены лицам, переселяющимся на постоянное место жительства в Россию или длительное время пребывавшим за границей, а также беженцам и вынужденным переселенцам. Однако согласно подп."а" п.6 Постановления N 808 и п.2.3, 2.4, 2.6, 2.7 Общих правил льготы не распространяются на ввоз новых автомобилей с объемом двигателя более 1599 см3 как иностранного, так и российского производства. Такие автомобили пропускаются только с уплатой таможенных платежей по обычным ставкам вне зависимости от того, какое физическое лицо их ввозит.
В Постановлении N 808 предусмотрены два вида льгот: ввоз с уплатой таможенных платежей по единой сниженной ставке 0,3 ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя и беспошлинный ввоз. Ставка 0,3 ЭКЮ применяется при ввозе и иномарок, и автомобилей российского производства. Во всех случаях уплаты таможенных платежей по ставке 0,3 ЭКЮ дополнительно взимается сбор за таможенное оформление в размере 0,1 % таможенной стоимости.
Право на ввоз транспортных средств с уплатой таможенных платежей по единой сниженной ставке 0,3 ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя предоставлено следующим лицам:
а) физическим лицам, переселяющимся на новое постоянное место жительства в РФ из иностранных государств. Срок действия данной льготы ограничен одним годом со дня первого въезда этих лиц на территорию РФ с целью, заявленной таможенным органам как переселение на постоянное место жительства в РФ. Кроме того, льгота предоставляется лишь при соблюдении двух условий: если транспортное средство принадлежало этим лицам до момента первого въезда на территорию РФ с целью переселения и если оно ввозится с территории государства, в котором эти лица постоянно проживали до момента первого въезда на территорию РФ с целью переселения;
б) физическим лицам, постоянно проживающим в РФ, при условии, что в течение шести месяцев (182 суток) они непрерывно находились за пределами РФ. По новым правилам не имеет значения, в какой стране находился гражданин, претендующий на льготу. Ею могут воспользоваться как те, кто находился в дальнем зарубежье, так и те, кто находился в странах СНГ. Также не учитываются ни цель поездки, ни переезды из одного иностранного государства в другое. Единственным условием является непрерывное пребывание за пределами РФ. Срок непрерывного пребывания исчисляется с даты последнего выезда за границу РФ;
в) отдельным категориям физических лиц, постоянно проживающих в РФ, характер труда которых предполагает периодическое исполнение своих обязанностей за пределами РФ. Соответствующий перечень содержится в приложении 1 к Общим правилам. В него включены лица, работающие на российских судах заграничного плавания, члены экипажей российских воздушных судов, выполняющих регулярные рейсы за границу, дипломатические курьеры Министерства иностранных дел РФ. Эти граждане вправе воспользоваться льготой, если в течение двух лет они периодически выезжали за пределы РФ и срок их пребывания за границей в совокупности превышает шесть месяцев (182 дня). Возможность сложения сроков пребывания за границей обусловлена характером труда этих лиц, поэтому выезды, не связанные с исполнением трудовых обязанностей, не учитываются. Кроме того, для лиц, работающих на судах загранплавания, и членов экипажей воздушных судов установлено еще одно дополнительное требование - транспортное средство должно быть приобретено ими при нахождении за пределами РФ в период исполнения трудовых обязанностей.
Для всех перечисленных случаев предоставления льгот Постановление N 808 предусматривает два общих ограничения. Во-первых, за один раз разрешается ввозить только одно транспортное средство. Это означает, например, что если гражданин непрерывно пробыл за границей более одного года, он вправе ввезти в льготном порядке один автомобиль, а не два (по одному за каждые полгода). При следующем выезде за пределы РФ на срок более полугода этот гражданин опять получит право на льготный ввоз одного автомобиля.
Второе ограничение состоит в том, что льготы не могут быть предоставлены, если ввоз транспортного средства осуществляется без следования лица через таможенную границу РФ (так называемый "ввоз путем пересылки"). Это правило нередко вызывает проблемы, обусловленные тем, что случаи пересылки отождествляют со случаями ввоза транспортных средств несопровождаемым багажом*(6).
Подчеркнем, что таможенное законодательство не требует, чтобы владелец автомобиля перегонял его в Россию лично. Перевозка или перегон автомобиля могут осуществляться по отдельному договору перевозки с транспортной организацией (российской или иностранной) или даже с другим физическим лицом, т.е. несопровождаемым багажом. При этом между датой въезда владельца автомобиля в РФ и датой фактического ввоза автомобиля, естественно, может пройти некоторое время. Тем не менее, такой способ перевозки не является основанием для отказа в предоставлении таможенных льгот. Более того, возможны ситуации, когда автомобиль может быть ввезен только как несопровождаемый багаж (например, при морских перевозках). Такая же ситуация складывается, если лицо, находящееся в одном иностранном государстве, приобретает автомобиль в другом иностранном государстве и заключает договор о перевозке напрямую с территории государства, где он был приобретен. Во всех этих случаях владелец автомобиля сохраняет право на льготы, но при въезде он должен подать таможенную декларацию, указав в ней, что отдельно от него следует несопровождаемый багаж (автомобиль)*(7).
Пересылка отличается от ввоза несопровождаемым багажом тем, что она вообще не связана с въездом в РФ (пересечением таможенной границы) владельца автомобиля. Например, пересылкой будут считаться случаи, когда лицо, находящееся в РФ, поручает другому физическому лицу приобрести за границей автомобиль и перегнать его в РФ, либо когда владелец автомобиля, находящийся за границей, поручает кому-либо перевезти автомобиль в Россию, а сам остается за пределами РФ. В таких случаях автомобили пропускаются только при условии уплаты всех таможенных платежей.
Что касается беспошлинного ввоза, то в настоящее время он разрешен только для лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами. Причем в отличие от других категорий граждан, которым могут предоставляться таможенные льготы, беженцы и вынужденные переселенцы не утрачивают права на льготу даже в том случае, если ввоз осуществляется путем пересылки. С другой стороны, возможность беспошлинного ввоза также ограничена рядом условий.
Во-первых, в льготном порядке можно ввезти только одно транспортное средство. Во-вторых, срок действия льготы ограничен одним годом со дня получения лицом статуса беженца или вынужденного переселенца. При этом на момент ввоза транспортного средства статус беженца или вынужденного переселенца должен сохраняться. В-третьих, в льготном порядке могут быть ввезены только те транспортные средства, которые принадлежали этим лицам или членам их семьи до въезда на территорию РФ. Если лица, имеющие статус беженца или вынужденного переселенца, выезжают за границу, приобретают там автомобиль и ввозят его в РФ, льгота не предоставляется.
Постановлением N 808 отменены все ограничения, касающиеся передачи ввезенных автомобилей в пользование и распоряжение другим лицам и использования их в предпринимательской деятельности. Новыми правилами не предусмотрено подобных ограничений в случае ввоза автомобилей как с уплатой всех таможенных платежей, так и в льготном порядке.
Ввоз транспортных средств с коммерческими целями
При коммерческом ввозе иномарок таможенные платежи уплачиваются практически в том же размере и порядке, что и при ввозе транспортных средств, не предназначенных для коммерческой деятельности*(8). Единственное отличие - величина сбора за таможенное оформление. При ввозе с коммерческими целями сбор уплачивается по ставке не 0,1, а 0,15 % таможенной стоимости автомобиля.
В отношении транспортных средств, происходящих и ввозимых с коммерческими целями из стран СНГ, как и при ввозе в упрощенном порядке, уплате подлежат только суммы акцизов и сбора за таможенное оформление. Транспортные средства, выпущенные в Беларуси для свободного обращения, при ввозе в РФ также пропускаются без уплаты таможенных платежей и не требуют таможенного оформления.
Что касается автомобилей российского происхождения, то условия ввоза с коммерческими или некоммерческими целями, напротив, различаются весьма существенно. Единая ставка таможенных платежей (1 ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя) здесь не применяется. Если российские транспортные средства ввозятся в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения, уплате подлежит совокупный таможенный платеж, в состав которого входят таможенная пошлина, НДС, акциз и сбор за таможенное оформление в размере 0,15 % таможенной стоимости автомобиля. При этом независимо от того, из какой страны ввозится автомобиль, применяется базовая ставка таможенной пошлины.
В то же время при ввозе транспортных средств российского происхождения существует ряд возможностей, позволяющих снизить таможенные платежи. Одна из этих возможностей связана с применением таможенного режима реимпорта*(9).
Условия помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим реимпорта определяются приказом ГТК РФ от 9 декабря 1993 г. N 525*(10) (далее - Положение о реимпорте). Во-первых, эти транспортные средства должны быть российского происхождения (изготовленные до 31 декабря 1991 г. - происхождения СССР). Во-вторых, они должны быть вывезены с территории РФ (до 31 декабря 1991 г. - с территории СССР) в соответствии с режимом экспорта. В-третьих, с момента вывоза до момента ввоза должно пройти не более 10 лет. Моментом вывоза считается день принятия грузовой таможенной декларации при вывозе либо день пересечения границы (эта дата может быть подтверждена отметками пограничных таможен в сопроводительных документах). При отсутствии документов, подтверждающих дату вывоза, этой датой считается дата изготовления (если в документах на автомобиль указан только месяц, датой изготовления считается 1 число месяца, если указан только год - 1 января этого года). И, в-четвертых, транспортные средства должны находиться в том же состоянии, в каком они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа, аварии либо мелкого ремонта.
Соблюдение последнего условия часто весьма проблематично. С одной стороны, в соответствии с п.2.3 Положения о реимпорте эксплуатация транспортных средств за пределами РФ не является препятствием для их ввоза в режиме реимпорта. Но с другой - указанием ГТК РФ от 25 сентября 1996 г. N 01-14/1090 было введено специальное правило, согласно которому при ввозе в режиме реимпорта транспортные средства должны иметь тот код по ТН ВЭД, какой был в момент вывоза*(11). В свою очередь в ТН ВЭД существуют позиции "новые автомобили" и "автомобили, бывшие в эксплуатации" (с момента выпуска которых прошло более трех лет независимо от величины пробега). Таким образом, реально в режиме реимпорта можно ввезти автомобиль, после выпуска которого прошло не более трех лет, либо который был вывезен из РФ уже как бывший в эксплуатации. При переходе транспортного средства из одной категории в другую код по ТН ВЭД изменяется, и применение режима реимпорта становится невозможным.
Что касается таможенных платежей при реимпорте, то согласно ст.32 ТК РФ реимпортируемые товары не облагаются ввозными таможенными пошлинами и налогами (НДС и акцизами). Лицо, ввозящее транспортное средство, обязано уплатить сбор за таможенное оформление в размере 0,15 % таможенной стоимости.
Однако поскольку при экспорте товары в соответствии с налоговым законодательством освобождаются от НДС и акцизов, при их обратном ввозе проводятся определенные расчеты. При этом не имеет значения, что вывоз осуществлялся одним лицом, а ввоз - другим. Так, если транспортные средства были экспортированы с территории России после 1 января 1991 г., то в соответствии с п.3.8 и 3.9 Положения о реимпорте при их обратном ввозе декларант обязан уплатить:
а) суммы НДС, которые были возвращены в связи с экспортом или от которых товары были освобождены в связи с экспортом ("внутренний" НДС). Сумма НДС рассчитывается по ставкам, действовавшим на момент вывоза. Но основа для исчисления НДС определяется на день принятия таможенной декларации, в соответствии с которой автомобиль помещается под режим реимпорта (т.е. основой для исчисления НДС будет являться новая таможенная стоимость плюс сумма акциза по ставкам, действующим на момент ввоза). НДС можно не платить, если будет доказано, что по данному транспортному средству возврат налога при экспорте не производился (например, если оно было вывезено физическим лицом). Однако обязанность доказать это обстоятельство лежит на владельце автомобиля и сделать это, как правило, очень сложно;
б) сумму акциза по ставкам, действовавшим на момент вывоза в отношении товаров, произведенных в РФ (т.е. акциз не "импортный", а "внутренний"). Основа для исчисления акциза также определяется на день принятия таможенной декларации, в соответствии с которой автомобиль помещается под режим реимпорта.
Если условия помещения транспортных средств под режим реимпорта не соблюдаются, индивидуальный предприниматель может указать, что автомобиль не предназначен для коммерческой деятельности, и требовать применения упрощенного порядка, либо заявить таможенный режим выпуска для свободного обращения.
Ввоз российских транспортных средств в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения также может быть льготным. Льготы предоставляются в случаях, когда в РФ ввозятся транспортные средства российского происхождения, вывезенные на территории бывших республик СССР до 31 декабря 1991 г. Согласно указанию ГТК РФ от 26 августа 1994 г. N 01-12/926 такие транспортные средства пропускаются без уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов при условии, что они не использовались в производственных и иных коммерческих целях за пределами СССР*(12). Доказательством этого обстоятельства может служить, к примеру, техпаспорт, выданный ГАИ МВД СССР до 31 декабря 1991 г., в котором отсутствуют отметки о пересечении границы СССР.
Действие этого указания было подтверждено приказом ГТК РФ от 27 марта 1997 г. N 150 "Об упорядочении нормативной базы по таможенному делу". С учетом жестких условий, разграничивающих применение упрощенного и общего порядка ввоза, в приказ включена оговорка о том, что данной льготой могут воспользоваться только индивидуальные предприниматели.
Временный ввоз транспортных средств
Режим временного ввоза, как и режим реимпорта, может быть заявлен при ввозе транспортных средств с коммерческими целями. Поэтому воспользоваться им могут только граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
В то же время Постановлением N 808 (подп."г" п.6) и Общими правилами (п.2.5 и 2.8) определены два случая, когда лица, не имеющие статуса индивидуальных предпринимателей, вправе ввезти автомобиль временно.
Во-первых, право временно ввозить транспортные средства предоставлено физическим лицам, постоянно проживающим за пределами РФ. Срок временного ввоза ограничен сроком пребывания этих граждан в РФ, но в любом случае он не может превышать трех лет. Если транспортное средство ввозится на срок не более одного года, ввоз осуществляется без уплаты таможенных платежей. Это правило действует независимо от того, был ли срок в один год заявлен сразу или первоначально заявлялся меньший срок, и в дальнейшем он продлевался до одного года. По истечении одного года срок временного ввоза может быть продлен дважды - на второй и третий годы. Однако при каждом продлении должны быть уплачены соответственно 50 % совокупного таможенного платежа (для иномарок) либо таможенные платежи по единой ставке 0,5 ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя (для автомобилей российского производства). Причем эти размеры таможенных платежей являются фиксированными и не подлежат корректировке в зависимости от того, продлевается ли срок на весь год или только на несколько месяцев. При вывозе транспортного средства за пределы РФ суммы уплаченных таможенных платежей не возвращаются.
Кроме того, временный ввоз допускается при соблюдении некоторых ограничений. Во-первых, транспортное средство не должно использоваться для производственной или иной коммерческой деятельности и передаваться в пользование или владение другому лицу (в том числе члену семьи).
Во-вторых, правом временно ввозить транспортные средства обладают лица, постоянно проживающие в РФ, но пробывшие за границей более шести месяцев (182 суток) непрерывно. Временный ввоз автомобилей этими лицами осуществляется беспошлинно. Однако максимальный срок ввоза составляет всего два месяца, и его продление не допускается. Как и в предыдущем случае, здесь действуют ограничения по передаче автомобилей другим лицам и по использованию их в предпринимательской деятельности.
Если автомобиль ввозится гражданином-предпринимателем с коммерческими целями, то в соответствии со ст.68 Таможенного кодекса РФ и указанием ГТК РФ от 25 апреля 1994 г. N 01-12/328 применяется частичное освобождение от уплаты таможенных платежей*(13). Частичное освобождение подразумевает, что за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы транспортное средство было выпущено для свободного обращения.
Предельный срок временного ввоза в соответствии со ст.71 ТК РФ составляет два года. Продлеваться он может только по решению ГТК РФ. Но, несмотря на это, отдельные категории автомобилей выгоднее ввозить именно в режиме временного ввоза. Это зависит, прежде всего, от стоимости и времени эксплуатации автомобиля, а также от стоимости перевозки (перегона) в Россию.
На сегодняшний день режим временного ввоза используется значительно реже. Все его преимущества практически были сведены на нет указанием ГТК РФ от 10 июля 1996 г. N 01-14/723*(14). Этим документом было введено обязательное обеспечение уплаты таможенных платежей, и теперь таможенные органы вправе давать разрешение на временный ввоз автомобилей только при условии внесения на депозит таможни всей суммы платежей, которые взимались бы при выпуске для свободного обращения. При обратном вывозе эти суммы возвращаются за вычетом 3% за каждый месяц.
Ответственность за нарушение сроков обратного вывоза, а также за нарушение требований, касающихся пользования и распоряжения транспортными средствами (при временном ввозе в соответствии с Общими правилами), установлена ст.273 ТК РФ. За совершение правонарушений, предусмотренных этой статьей, как минимум, взыскивается штраф в размере от 100 до 200% стоимости транспортных средств.
Таможенное оформление транспортных средств
Таможенное оформление автомобилей производится в таможенном органе по месту постоянного жительства владельца. При ввозе транспортных средств, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, в таможенный орган подается декларация по форме, приведенной в приложении 2 к Общим правилам. Одновременно с декларацией представляются транспортные и товаросопроводительные документы, а в случае использования льгот - заявление о предоставлении льготы, составленное в произвольной форме, и документы, подтверждающие право на льготу. Одновременно, как правило, уплачиваются таможенные платежи. Если к декларации не приложены все необходимые документы либо не уплачены таможенные платежи, транспортные средства помещаются на склад временного хранения (СВХ).
При ввозе транспортных средств с коммерческими целями индивидуальный предприниматель обязан подать грузовую таможенную декларацию и уплатить таможенные платежи. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, транспортные средства также помещаются на СВХ.
Предельный срок нахождения транспортных средств на СВХ составляет два месяца, а в случае ввоза автомобиля с коммерческими целями и заявления режима временного ввоза - один месяц. В течение этого срока должны быть завершены все операции по таможенному оформлению. Однако сроки временного хранения не следует отождествлять со сроками уплаты таможенных платежей и подачи таможенной декларации. В соответствии со ст. 119, 171 ТК РФ подача таможенной декларации и иных документов, необходимых для таможенных целей, а также уплата таможенных платежей должны производится не позднее 15 дней с даты доставки транспортных средств в таможню назначения. В противном случае к владельцу автомобиля могут быть применены санкции: за неуплату таможенных платежей - штраф в размере от 100 до 300% суммы неуплаченных таможенных платежей (ст.284 ТК РФ), за непредставление декларации - штраф до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст.263 ТК РФ).
Часто владельцы автомобилей, экономя свое время, поручают провести таможенное оформление другим физическим лицам и выдают им соответствующие доверенности. Письмом от 15 декабря 1997 г. N 01-15/24204 (п.2.14) ГТК РФ указал на неправомерность этих действий и фактически запретил таможенным органам принимать декларации, подаваемые физическими лицами, действующими по доверенности других физических лиц - владельцев автомобилей. Запрет действует как в случае подачи грузовых таможенных деклараций, так и в случае применения декларации, предусмотренной Общими правилами. Причем если в результате отказа в принятии декларации будет нарушен установленный ТК РФ 15-дневный срок, тот факт, что владелец автомобиля недостаточно хорошо знал таможенные правила, не будет являться основанием для освобождения его от ответственности.
Аксенова И.О.
--------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности".
*(2) Приказ ГТК РФ от 15 августа 1994 г. N 416 "Об утверждении Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами". Изменен и дополнен Приказом ГТК РФ от 30 января 1997 г. N 35 (зарегистрирован в Минюсте РФ 24 февраля 1997 г., рег. N 1258), вступившим в силу 12 апреля 1997 г.
*(3) Ставки ввозных таможенных пошлин утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и таможенном тарифе Российской Федерации" (в редакции от 22 мая 1998 г.). Кроме того, ставки таможенных пошлин, действующие в настоящее время, приведены в приказе ГТК РФ от 26 апреля 1996 г. N 258 (с последующими изм. и доп.). В этом же приказе приведен перечень стран, в отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.
*(4) В отношении товаров, происходящих из стран СНГ, действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. Пунктом 10 этих Правил предусмотрено, что факт происхождения товара с таможенной территории государства - участника СНГ подтверждается декларацией-сертификатом о происхождении товара (форма СТ-1), выданной уполномоченным органом страны происхождения.
*(5) См.: Указание ГТК РФ от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров".
*(6) О разграничении случаев пересылки транспортных средств и ввоза транспортных средств несопровождаемым багажом см., напр.: Письмо ГТК РФ от 15 декабря 1997 г. N 01-15/24204 "О товарах, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации". П. 2.10; Телеграмма ГТК РФ от 4 июня 1997 г. N 10318.
*(7) Письмом ГТК РФ от 9 июля 1997 г. N 02-07/12925 сообщено, что с 1 января 1998 г. в странах СНГ вводится единая форма таможенной декларации для физических лиц. При использовании этой формы заполняются пункты 2.2 и 4.2. Индивидуальная декларация формы Т-6 в настоящее время применяться не должна.
*(8) Льготы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 808, не применяются в случае ввоза транспортных средств с коммерческими целями.
*(9) Согласно ст.32 Таможенного кодекса РФ реимпорт - это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии в режимом экспорта, ввозятся обратно в РФ. Иногда в печатных изданиях и рекламных объявлениях этот режим ошибочно называют реэкспортом.
*(10) Приказ ГТК РФ от 9 декабря 1993 г. N 525 "Об утверждении Положения о таможенном режиме реимпорта товаров" (с изм. и доп. от 25 апреля, 5 июля 1994 г., 27 января 1998 г.). Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 декабря 1993 г. (рег. N 436).
*(11) Указание ГТК РФ от 25 сентября 1996 г. N 01-14/1090 "О некоторых вопросах таможенного оформления транспортных средств". Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 октября 1996 г. (рег. N 1180).
*(12) Указание ГТК РФ от 26 августа 1994 г. N 01-12/926 "О некоторых вопросах применения таможенного режима выпуска для свободного обращения". Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 сентября 1994 г. (рег. N 687).
*(13) Указание ГТК РФ от 25 апреля 1994 г. N 01-12/328 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)" (с изм. от 5 июля 1994 г., 27 января 1998 г.).
*(14) Указание ГТК РФ от 10 июля 1996 г. N 01-14/723 "О некоторых вопросах таможенного оформления автотранспортных средств". Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 августа 1996 г. (рег. N 1144). Следует иметь в виду, что нормы этого указания, в том числе и требование о внесении на депозит таможни суммы таможенных платежей, не распространяются на случаи временного ввоза транспортных средств, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности (п. 2.5. и 2.8. Общих правил).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как минимизировать таможенные платежи при ввозе автомобиля
Автор
Аксенова И.О.
"Законодательство", 1998, N 9, стр. 53