Правовое регулирование иностранных инвестиций
в Республике Корея
Особенности правового режима иностранных инвестиций
Модель правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Корея (далее Корея) создавалась, исходя из правового статуса хозяйствующих субъектов, их договорных связей и репутации как деловых партнеров, на основе принципов свободы договора и единого подхода к оценке деятельности всех хозяйствующих субъектов.
Регламентирование иностранных инвестиций в Корее не так давно определял лишь закон "О привлечении иностранного капитала"1, вступивший в силу в 1966 г. и действующий в настоящее время. Он детально описывает все процедуры по привлечению прямых иностранных инвестиций и займов, а также импорту технологий.
В то же время названный Закон является дополнением к принятому позднее закону "Об обращении иностранных валют"2, который содержит правила осуществления сделок с иностранной валютой и международных сделок, имеющих основной целью стабилизацию и укрепление своей внутренней валюты и цен на внутреннем рынке. Поскольку закон "О привлечении иностранного капитала" является лишь дополнением к закону "Об обращении иностранных валют", то все операции и сделки, непредусмотренные в первом из них, регулируются и подлежат разрешению в соответствии со вторым.
Данные законы содержат настолько подробную регламентацию деятельности иностранных инвесторов, что в определенном смысле они самодостаточны.
В Корее, согласно закону "О привлечении иностранного капитала", в качестве иностранных инвестиций рассматриваются денежные средства, инвестиционные товары (те, которые используются для производства других товаров, а не покупаются потребителями) и неимущественные права (ст.2). Следовательно, иностранное инвестирование может осуществляться в трех формах: денежной, товарной (вещественной или иной) и в форме передачи неимущественных прав.
Говоря об особенностях правового регулирования иностранных инвестиций в Корее, необходимо отметить дифференцированный подход, подкрепленный соответствующими финансовыми механизмами. В основу разграничения положены, прежде всего, форма, в которой осуществляется инвестирование, а также его объем.
Согласно действующему порядку, реальное привлечение основной массы иностранных инвестиций в Корею должно быть завершено в течение двух лет с момента удовлетворения соответствующей просьбы (уведомления) или выдачи разрешения на инвестиционную деятельность. Вложения в сферу услуг в сумме менее 1 млн долл. США должны быть привлечены в течение 1 года, от 1 до 10 млн долл. США - в течение двух лет, а в сумме свыше 10 млн долл. США - в течение трех лет3. Это условие призвано стимулировать иностранных инвесторов к передаче значительных средств для финансирования долгосрочных проектов. При этом их денежные средства подлежат помещению в банк на территории Кореи и переводу в национальную валюту (воны)4. Эффективное использование данной меры позволило, в частности, стабилизировать валютный курс вона на ведущих межбанковских валютных рынках мира в 1996 г.
В случае инвестирования в товарной форме (т.е. передачи техники, технологий) иностранный инвестор пользуется льготами по уплате таможенных сборов, специального акцизного налога и налога на добавленную стоимость. Если же Корее предоставляются передовые технологии, предусмотрено полное освобождение инвестиционных товаров от указанных платежей.
Компания с иностранными инвестициями, созданная в зоне свободного экспорта, платит лишь 50% соответствующих платежей5.
Надо сказать, что аналогичные льготы закреплены и в российском законодательстве. Так, имущество, ввозимое в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в пределах сроков, определенных учредительными документами, а также имущество, предназначенное для собственного материального производства, освобождается от взимания таможенной пошлины и не облагается налогом на импорт. Корейские зоны свободного экспорта схожи с российскими свободными экономическими зонами (СЭЗ), в которых предусмотрены определенные льготы для иностранных инвесторов.
Процедура получения разрешения на привлечение инвестиционных товаров в Корею может быть описана как совокупность следующих шагов. Инвестор заполняет заявление, в котором указываются количество, размеры, цена, производитель и другие характеристики иностранных инвестиционных товаров. С этим документом инвестор обращается к президенту уполномоченного банка. Последний должен провести проверку до начала отгрузки соответствующих инвестиционных товаров. По результатам проверки, в течение 15 дней с момента подачи заявления6, инвестор получает разрешение. Никаких дополнительных согласований для поставки инвестиционных товаров в Корею не требуется.
Чтобы приобрести так называемую импортную лицензию на уплату таможенных сборов, инвестор направляет подтвержденное заявление в таможенные органы. Чтобы получить льготы по уплате таможенных сборов, он должен в письменной форме обратиться за этим в таможенные органы. Если же льготы не предусмотрены, в течение месяца со дня уплаты всех таможенных сборов он обязан в письменной форме сообщить об этом в соответствующее министерство7.
Таким образом, процедура получения разрешения на ввоз инвестиционного товара достаточно проста и не требует многочисленных согласований на разных уровнях бюрократической лестницы. Это, несомненно, существенно облегчает проникновение иностранных инвестиций в страну.
В соответствии с законами "О привлечении иностранного капитала" и "Об обращении иностранных валют" для иностранных инвесторов в Корее действует режим наибольшего благоприятствования. При этом иностранным инвесторам гарантируется неограниченный вывоз (перевод) денежных средств за границу, включая доходы по дивидендам, доходы от продажи ценных бумаг, платежи по международным займам и по импорту технологий8. В отношении любых предпринимательских сделок для иностранных инвесторов установлен национальный режим, применяемый к внутренним (отечественным) инвесторам и корпорациям.
Таким образом, в Корее для иностранных инвесторов существуют два режима, причем право выбора остается за инвестором.
Неотъемлемой составной частью правового регулирования иностранных инвестиций является определение пределов их проникновения в экономику принимающей страны. На практике это выливается в разграничение экономики страны на зоны, полностью или частично закрытые для иностранных инвесторов, и зоны, открытые для внешних капиталовложений.
Соответствующая классификация корейской экономической деятельности содержится в Типовом экономическом классификаторе, утвержденном Государственным статистическим управлением Республики Корея (ГСУ)9.
Классификатор выделяет группу из 47 видов экономической деятельности, которые ни при каких обстоятельствах не допускают участия иностранных инвестиций. Это, например, деятельность Центрального банка, пенсионных фондов, университетов, всех школ и колледжей, Управления финансовым рынком, почты и др.
105 видов экономической деятельности составляют сферу "ограниченного" доступа для иностранных инвесторов (например, осуществление грузовых перевозок по территории Кореи). Это означает, что иностранный инвестор приобретает соответствующее право лишь при выполнении определенных законом требований. Так, для приобретения права на перевозку грузов по стране поставлены три условия:
а) иностранный инвестор должен являться перевозчиком, осуществляющим международные грузовые перевозки;
б) товары должны перевозиться исключительно в контейнерах;
в) государство, в котором иностранный инвестор зарегистрирован, разрешает корейским транспортным компаниям осуществлять перевозки на своей территории (принцип взаимности)10.
Для выполнения прибрежных морских пассажирских и грузовых перевозок должны соблюдаться следующие условия:
а) перевозка пассажиров и грузов осуществляется между Южной и Северной Кореей;
б) иностранный инвестор обязан учредить совместное предприятие (СП) с корейской компанией, специализирующейся на морских перевозках;
в) доля иностранного инвестора в уставном капитале совместного предприятия не может превышать 50%11.
Надо сказать, что подобные требования не всегда оправданы. Ограничение участия иностранных инвесторов порой сдерживает развитие не только соответствующего вида деятельности, но и его правового регулирования. В то же время во избежание вытеснения корейских инвесторов иностранными в этих сферах целесообразно было бы определить процент допуска иностранных инвесторов в национальную экономику.
Наконец, существуют 1043 вида экономической деятельности, открытых для иностранных инвесторов. К "свободной" сфере относятся те виды предпринимательства, которые не вошли в "закрытую" и "ограниченную" сферы.
Перечень видов деятельности, относящихся к "закрытой" и "ограниченной" сферам, является исчерпывающим, что следует отметить как позитивный момент. Более того, в 1998-1999 гг. предполагается либерализация ("переход" в "свободную" сферу) некоторых видов экономической деятельности12. Так, с 1 января 1999 г. иностранные инвесторы получат право заниматься производством этилового спирта в Корее. Правда, для этого иностранный инвестор должен будет получить разрешение в Государственном налоговом управлении (ГНУ).
В зависимости от сферы приложения иностранных инвестиций предусмотрен тот или иной порядок получения разрешения на инвестиционную деятельность.
Иностранный инвестор, осуществляющий капиталовложения в "свободную" сферу, обязан известить об этом уполномоченный банк (т.е. в этом случае предусмотрен уведомительный порядок регистрации)13. В качестве уполномоченного может выступать корейский или иностранный банк, которому поручено принятие уведомлений (извещений) от иностранных инвесторов. Всего их около 65. К числу наиболее известных относятся: Корейский банк развития, Промышленный банк Кореи, Торговый банк Кореи, Национальный австралийский банк, Королевский банк Канады, Сити_банк, Первый национальный банк Чикаго и др.14
Уведомление иностранного инвестора принимается и подлежит удовлетворению в течение 3 часов с момента подачи документов15, если нет предусмотренных законом оснований для отказа. Если в течение этого срока иностранному инвестору не выдается письмо о принятии и удовлетворении уведомления, то последнее автоматически считается принятым со дня подачи документов.
Иностранный инвестор, вкладывающий средства в "ограниченную" сферу, должен получить специальное разрешение (это разрешительный порядок регистрации). Для этого инвестор подает заявление на имя министра соответствующего министерства, например, Министерства торговли, промышленности и энергии. Удовлетворение или отказ в удовлетворении заявления должны последовать в течение 15 дней с момента подачи заявления. Данный срок сокращается до 5 дней, если предполагаются инвестиции в промышленное производство менее чем на 1 трлн вон или менее чем на 300 млн вон в другие области16 (1 долл. США = 900 вон 17).
В отличие от Южной Кореи, в Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями могут заниматься любыми видами деятельности, отвечающими целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим российским законодательством. Таким образом, чтобы осуществлять любую деятельность, предприятию с иностранными инвестициями в России необходимо лишь соблюдать ее соответствие уставным целям предприятия. Перечень "запрещенных" видов деятельности в России является исчерпывающим. Таким образом, в этом отношении в российском законодательстве закреплен более либеральный порядок, чем в Корее.
Однако, как мы отмечали, в ряде случаев предприятия с иностранными инвестициями в РФ должны получать лицензию на осуществление того или иного вида деятельности. В частности, для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ, а для ведения банковской деятельности - лицензию Центрального банка РФ. (По аналогии с корейским законодательством лицензируемые виды деятельности в России можно условно причислить к "ограниченным").
Недавно в Корее в порядке эксперимента введено правило о том, что иностранные инвесторы должны в обязательном порядке создавать совместные предприятия в случае, если инвестиции привлекаются в определенные виды экономической деятельности, а именно: производство этилового спирта, алкоголя и sojoo (национального алкогольного напитка); шелушение зерновых; производство крахмала и любых продуктов из него; страхование от несчастных случаев и от убытков.
Для производства этилового спирта, алкоголя и sojoo инвестор обязан получить лицензию в Государственном налоговом управлении, для производства крахмала и шелушения зерновых в Министерстве сельского хозяйства и лесоводства. А для осуществления остальных видов деятельности - в Министерстве финансов и экономики18.
Правило об обязательном создании совместных предприятий действует до 1 января 1999 г., а с этой даты все указанные виды экономической деятельности будут включены в "свободную" сферу, что говорит о либерализации правового регулирования.
Российское законодательство, в отличие от корейского, не предусматривает случаев создания совместных предприятий в обязательном порядке. В соответствии со ст. 12 закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР", на территории Российской Федерации могут создаваться и действовать:
а) предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия);
б) предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
в) филиалы иностранных юридических лиц.
Таким образом, в России иностранный инвестор во всех случаях самостоятельно принимает решение о выборе способа размещения инвестиций.
Рассмотрим теперь порядок учреждения компании с иностранными инвестициями в Корее.
По общему правилу, юридическое лицо может быть создано не менее чем тремя учредителями19. При этом минимальный уставной капитал составляет 50 млн вон (или 62500 долл. США) при минимальной номинальной стоимости акции (доли) в 5000 вон20 (или 6,25 долл. США). Наиболее детально процедура создания юридического лица регламентируется Коммерческим законом
Компания с иностранными инвестициями может быть создана до момента привлечения в Корею инвестиций в полном объеме. Однако с момента привлечения всех иностранных инвестиций (денежных средств, инвестиционных товаров и т.д.) компания с иностранными инвестициями подлежит регистрации в соответствующем министерстве или уполномоченном банке с предоставлением документов, подтверждающих завершение размещения инвестиций, получение акций и вкладов в уставной капитал.
Для регистрации в уполномоченном банке или министерстве необходимо представить следующие документы:
а) заполненный бланк уведомления или заявления;
б) свидетельство о регистрации. Юридическое лицо должно представить нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации, выданного правительством или любым уполномоченным органом страны происхождения инвестора; физическое лицо должно представить паспорт, выданный правительством или любым уполномоченным органом своей страны;
в) свидетельство об акционерной собственности; договор о создании СП (совместного предприятия); решение совета директоров или общего собрания акционеров (когда инвестором является юридическое лицо) или письменное намерение о привлечении инвестиций (когда единственным инвестором является физическое лицо);
г) бизнес-план компании с иностранными инвестициями;
д) документ о назначении уполномоченного представителя. Если инвестором является нерезидент, то представителем назначается резидент, которому выдается доверенность. Под резидентом понимается физическое лицо, основным местом проживания которого является Корея, или юридическое лицо, основной офис которого расположен в Корее. Иностранец, проживший в Корее более 6 месяцев, становится резидентом.
Все документы должны быть представлены на корейском языке; к оригиналам документов на иностранных языках прилагается перевод на корейский21.
Независимо от вида предприятия (совместного или полностью принадлежащего инвестору) инвесторы во всех случаях представляют указанные документы.
Кроме того, в Южной Корее при создании компаний с иностранными инвестициями в каждом конкретном случае документы подаются в различные министерства и уполномоченные банки в зависимости от вида деятельности. В плане сравнения можно отметить, что в Российской Федерации во всех случаях при регистрации предприятий с иностранными инвестициями документы представляются в один государственный орган - Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики РФ (ГРП)
В то же время перечень документов, представляемых в ГРП РФ, значительно шире, чем требуемый при создании компании с иностранными инвестициями в Корее. Данные списки отличаются и по содержанию. Например, среди документов, подаваемых в ГРП РФ, не упоминаются бизнес-план и документ о назначении уполномоченного представителя. В Корее же не требуется представления документа о платежеспособности иностранного инвестора.
С момента подтверждения завершения размещения инвестиций соответствующая компания в Корее считается компанией с иностранными инвестициями, а не просто юридическим лицом, учрежденным иностранцами. Если иностранные инвестиции вкладываются в уже существующую компанию (с инвестициями или без инвестиций), то эта компания должна выпустить дополнительные акции и зарегистрировать изменения в уставных документах.
Корейское законодательство предусматривает возможность аннулирования регистрации компании с иностранными инвестициями. Так, если в результате расследования Налоговое управление обнаружит, что такая компания не осуществляла никакой экономический деятельности в течение 2 лет, то регистрация компании аннулируется (если компания заявляет, что не имеет намерений вести какую-либо деятельность в Корее). Регистрация компании с иностранными инвестициями аннулируется также в случае неисполнения инвестором обязательных указаний правительства в течение срока, определенного в самом указании (в некоторых случаях правительство вправе в индивидуальном порядке давать любым компаниям обязательные для исполнения указания).
Необходимо учитывать, что аннулирование регистрации означает аннулирование уведомления уполномоченного банка, а равно и разрешения соответствующего министерства.
В течение 6 месяцев с момента аннулирования регистрации компании с иностранными инвестициями инвестор обязан передать право собственности на капитал своей компании (или свою долю) корейскому физическому или юридическому лицу.
Механизмы правового регулирования иностранных инвестиций
Государственная поддержка компаний с иностранными инвестициями в Корее выражается, прежде всего, в установлении наиболее благоприятного налогового режима. Эта мера понятна, поскольку инвесторы стремятся вкладывать финансовые средства в странах с минимальными налоговыми ставками и наличием налоговых льгот.
В целом налоговый режим инвестиционной деятельности в Корее направлен на стимулирование долгосрочных иностранных инвестиций. Как правило, в первые 56 лет иностранный инвестор полностью освобождается от уплаты ряда налогов, а в последующие годы уплачивает налоги по низким ставкам22.
Вопросы налогообложения, касающиеся, в частности, налоговых льгот и уменьшения налоговых ставок для иностранных инвестиций, в Корее регулируются общим законом "О привлечении иностранного капитала" (1984 г.), а также специальным законом "О контроле за предоставлением налоговых льгот и уменьшением налоговых ставок"23. Последний содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления налоговых льгот компаниям с иностранными инвестициями. В настоящее время в Корее предусмотрены льготы при уплате налога на прибыль (корпоративного налога); налога на приобретения, поимущественного налога и совокупного земельного налога; таможенных пошлин, специального акцизного налога и налога на добавленную стоимость при привлечении инвестиционных товаров; льготное налогообложение доходов по дивидендам; льготное налогообложение иностранных рабочих.
1. Налог на прибыль или корпоративный налог
При привлечении инвестиций в наукоемкие отрасли (высокие технологии) иностранный инвестор полностью освобождается от уплаты корпоративного налога в течение первых 5 лет. После этого в течение 3 лет налоговая ставка уменьшается на 50 %24.
Компании с иностранными инвестициями, расположенные в зонах свободного экспорта, полностью освобождаются от уплаты корпоративного налога в течение первых 3 лет. После этого в течение 2 лет данные компании уплачивают 50% корпоративного налога25.
Особо следует отметить, что льготы по налогу на прибыль не предоставляются инвестору, если он ведет хозяйственную деятельность в районах мониторинга роста населения и в районах демографического контроля. К первым относится, например, район Янгжу Гун (Yangju-Gun Junae-Myun), ко вторым все крупнейшие города Кореи (Сеул (Seoul), Кури (Kuri), Сувон (Suwon), Бучон (Buchon) и др.26).
Юридические лица - резиденты Республики Корея уплачивают корпоративный налог по следующим ставкам:
а) если сумма налогооблагаемой базы не превышает 100 млн вон (около 110000 долл. США), его величина равна 16 %;
б) если сумма налогооблагаемой базы превышает 100 млн вон, то сумма корпоративного налога составляет 16 млн вон (около 18 000 долл. США) и 28 % от суммы, превышающей 100 млн вон.
В Российской Федерации, по общему правилу, ставка налога на прибыль (аналог корпоративного налога в Корее) равна 13 %. Однако, несмотря на более низкую налоговую ставку, льготы по налогу на прибыль для иностранных инвесторов в России в значительной степени уступают льготам по корпоративному налогу для инвесторов в Корее. Таким образом, относительно налога на прибыль, с точки зрения потенциальных западных инвесторов, предпочтительнее налоговый режим Кореи.
2. Налог на приобретения, поимущественный налог и совокупный земельный налог
При привлечении инвестиций в наукоемкие отрасли (высокие технологии) иностранный инвестор полностью освобождается от уплаты данных налогов в течение первых 5 лет. После этого в течение 3 лет налоговая ставка уменьшается на 50 %.
Компании с иностранными инвестициями, расположенные в зонах свободного экспорта, на 50 % освобождаются от уплаты названных налогов в течение первых 5 лет.
Кроме того, данные льготы предоставляются компаниям с иностранными инвестициями, если они создают заводы в так называемых "промышленных парках".
3. Таможенные пошлины, специальный акцизный налог и налог на добавленную стоимость (НДС) при привлечении инвестиционных товаров
При привлечении инвестиций в наукоемкие отрасли (высокие технологии) иностранный инвестор полностью освобождается от уплаты данных платежей. Компании с иностранными инвестициями, расположенные в зонах свободного экспорта, на 50 % освобождаются от уплаты названных платежей27.
При этом данные льготы действуют при условии, что:
а) компании с иностранными инвестициями импортируют инвестиционные товары как инвестиции, поступающие от иностранных инвесторов;
б) иностранные инвесторы привлекают инвестиционные товары в качестве инвестиций;
в) иностранные инвесторы импортируют инвестиционные товары с доходами по дивидендам, полученным от инвестируемых компаний28.
Согласно существующей в Корее практике, предоставление каких-либо налоговых льгот возможно только в случае обращения за этими льготами. Заявление о предоставлении льгот по корпоративному налогу, налогу на приобретения, поимущественному налогу и совокупному земельному налогу должно быть подано в момент регистрации компании либо в течение первого года деятельности. Заявление о предоставлении льгот по таможенным пошлинам, специальному акцизному налогу и налогу на добавленную стоимость при привлечении инвестиционных товаров должно быть подано начальнику соответствующего таможенного отдела. При этом привлечение инвестиционных товаров обязательно должно быть завершено в течение установленного двухгодичного периода.
4. Льготное налогообложение доходов по дивидендам
Период предоставления налоговых льгот этого вида тот же, что и по корпоративному налогу.
Доход по дивидендам, выплачиваемый корейским юридическим лицом какой-либо иностранной корпорации или нерезиденту, рассматривается как доход внутреннего (корейского) происхождения, поэтому данный доход является объектом налогообложения. Тем не менее, иностранные инвесторы, владеющие акциями компаний с иностранными инвестициями, пользуются льготой по налогу.
При отсутствии льгот ставка налога на доходы по дивидендам составляет 25%. При наличии налоговых договоров между Кореей и другими странами для иностранных граждан могут устанавливаться более низкие ставки.
5. Льготное налогообложение иностранных рабочих
Политика корейского правительства в названной области направлена, прежде всего, на стимулирование притока в Корею образованной, высококвалифицированной рабочей силы29.
Иностранные инженеры, оказывающие различные технические услуги или привлекающие в Корею передовые технологии по контрактам, согласно закону "О привлечении иностранного капитала", освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц в течение 5 лет. Однако пенсия по выходе в отставку исключается из налоговых льгот.
Подобно налоговой поддержке, финансовая поддержка предоставляется иностранным инвесторам в Корее дифференцированно, т.е. в зависимости от экономических и социальных приоритетов страны.
В числе основных составляющих финансовой поддержки иностранных инвесторов можно назвать следующие:
1. Краткосрочные иностранные кредиты со сроком погашения менее чем через 3 года
Компании с иностранными инвестициями и с высокотехнологичным производством (наукоемкими технологиями) вправе брать краткосрочные иностранные кредиты для осуществления платежей по импортируемому оборудованию и сырью и погашения кредитов финансовых учреждений своей страны вплоть до 100% от суммы иностранных инвестиций, если компания пользуется налоговыми льготами, и до 75%, если доля иностранного капитала в компании с иностранными инвестициями составляет менее 1/3.
Компании с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в "общей производственной" сфере, вправе брать краткосрочный иностранный кредит до 50% от суммы иностранных инвестиций при условии, что кредит направляется исключительно на импорт оборудования.
2. Коммерческие кредиты
Компании с иностранными инвестициями и с высокотехнологичным производством (наукоемкими технологиями), пользующиеся налоговыми льготами, вправе брать коммерческие кредиты вплоть до 100% от суммы иностранных инвестиций при условии, что кредит направляется на покупку оборудования.
Кроме того, поскольку компании с иностранными инвестициями в Корее рассматриваются как корейские компании, учрежденные в Корее, они могут на равных основаниях получать финансовую помощь от внутренних финансовых институтов.
Краткосрочный (чистый) оборотный капитал в основном предоставляется коммерческими банками, включая общегосударственные, региональные и некоторые специализированные банки, через скидки по ценным бумагам и займы.
Инвестиционные и финансовые компании, а также торговые банковские компании предоставляют краткосрочные кредиты через скидки по корпоративным векселям, которые поступают в распоряжение инвесторов после подписания корпоративного векселя без гарантий.
Корейский банк развития (КБР), Корейский банк долгосрочных кредитов (КБДК) и другие специализированные банки, включая Промышленный банк Кореи (ПБК), имеют долгосрочные кредиты для потенциальных инвесторов. Кроме того КБР выдает инвесторам (по низким процентным ставкам) средства из различных фондов, таких как фонд технологического развития, который поддерживает внедрение новых изделий и технологий, фонд локализации и автоматизации оборудования, планируемого кораблестроения и др. Для усиления конкурентоспособности машиностроительной сферы КБДК также предоставляет средне- и долгосрочные займы (в корейских вонах) на приобретение произведенного в Корее оборудования.
Одним из приоритетных направлений инвестиционной политики Кореи является поддержка малого и среднего бизнеса с иностранным участием, подкрепленная соответствующим правовым обеспечением.
Малые и средние компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью менее 7 лет, могут получить кредит (в размере 7% годовых) в Фонде поддержки малых и средних компаний в регионах с условием его возврата через 5 лет (с 3-летним периодом отсрочки).
Для оказания поддержки начинающим малым и средним компаниям создаются так называемые деловые центры, финансируемые из Фонда помощи деловым учреждениям. Эти центры помогают разместить промышленное оборудование, управлять персоналом и технологиями и т.д.
Кроме того, малые и средние компании пользуются значительными налоговыми льготами, в частности, в отношении местных налогов: на 50% уменьшается регистрационный сбор и налог на приобретение имущества, покупаемого в первые 2 года деятельности; на 50% уменьшается поимущественный и совокупный земельный налог (на основные фонды компании) сроком на 5 лет.
Что касается общегосударственных налогов, то на 50% уменьшается корпоративный налог малых и средних компаний, занимающихся сельским хозяйством и рыболовством. Этой же льготой пользуются малые и средние компании, имеющие высокотехнологичное производство, которые действуют вне территорий метрополий. Если малые и средние компании, использующие высокотехнологичное оборудование, работают в пределах территорий метрополий, то корпоративный налог уменьшается на 50% в первые 6 лет с момента появления прибыли и на 30 % в последующие 2 года.
В заключение хотелось бы отметить некоторые новые тенденции в инвестиционной политике Республики Корея.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны становится важнейшей задачей социального, политического и экономического развития Кореи в XXI в. Увеличение оборота иностранного капитала является важным шагом на пути превращения Кореи в одну из ведущих держав Азиатско-Тихоокеанского региона.
С начала 1999 г. практически все сферы хозяйственной деятельности в Корее будут открыты для инвесторов. Таким образом, правительство страны стремится превратить корейский рынок в наиболее предпочтительный для иностранных инвесторов.
Именно благодаря деятельности компаний с участием иностранных инвестиций уже сейчас обеспечивается около 13,5% рабочих мест в Корее. При этом, как правило, в такие компании привлекаются самые квалифицированные рабочие, имеющие высшее образование, со знанием иностранных языков.
Несмотря на льготные условия пребывания и деятельности иностранных рабочих в Корее, с середины 1990-х годов иностранные инвесторы все чаще нанимают корейских специалистов. Это объясняется тем, что в последние годы в Корее все больше внимания уделяется профессионально-техническому и высшему образованию и, кроме того, корейские специалисты обходятся иностранному работодателю дешевле.
Основным экономическим партнером Кореи сегодня по-прежнему являются Соединенные Штаты Америки. Американские инвесторы начали активно привлекать свои финансовые средства в экономику Кореи в конце 1970-х начале 1980-х годов. Этим они в немалой степени способствовали быстрому росту темпов производства в Корее. Однако побочным продуктом проникновения капитала США в экономику Кореи явилась своеобразная "американизация" общества, которая все сильнее ощущается в последнее время, население все активнее приобщается к американской культуре и американскому образу жизни. Ни одно учебное заведение Кореи уже не обходится без преподавания английского языка.
Несмотря на то, что роль США как главного поставщика капитала в Корею сохраняется, Корея не ограничивается одним, пусть даже наиболее развитым, экономическим партнером. Не принижая роли США, важно подчеркнуть, что правительство Кореи уделяет столько же внимания и создает не менее благоприятные условия для иностранных инвесторов из других стран. В частности, в последние годы все активнее развивается сотрудничество между Кореей и Российской Федерацией.
Аспирант МГУ им. М.В.Ломоносова | Ким Сон Кук |
(Республика Корея)
--------------------------
1. Закон Республики Корея от 3 августа 1966 г. N 1802 привлечении иностранного капитала".
2. Закон Республики Корея от 27 декабря 1991 г.N 4447 "Об обращении иностранных валют".
3. Указ Президента Республики Корея от 24 сентября 1966 г.N 2756 "О введении в действие закона "О привлечении иностранного капитала"" (далее - Указ N 2756). Ст. 12. П. 1.2.
4. Там же. Ст. 22. П. 2.3.
5. Зоны свободного экспорта создаются для привлечения иностранного капитала, передовой техники и технологий, опытных управленческих кадров, а также для развития экспортного потенциала Кореи.
6. Указ N 2756. Ст. 23.
7. Таможенный кодекс Республики Корея от 29 ноября 1967 г. N 1976. Ст.28. П.4.
8. Закон Республики Корея "О привлечении иностранного капитала". Ст. 4.
9. Положение Управления финансов и экономики от 1 апреля 1995 г. "Об иностранных инвестициях".
10. Там же. Ст.5.
11. Положение Управления финансов и экономики от 1 апреля 1995 г. "Об иностранных инвестициях". Ст. 5.
12. Foreign Direct Investment climate in Korea - Ministry of Trade, Industry and Energy Republic of Korea. 1996. August. P.I.
13. Положение Управления финансов и экономики от 1 апреля 1995 г. "Об иностранных инвестициях". Ст. 13,14.
14. Foreign Investment in Korea: Systems and Incentives. KoreaTrade-Investment Promotion Agency (Kotra). Seoul, 1997. P.74 (App. 3).
15. А Guide to Foreign Investment in Korea. Comprehensive Assistance Center for Foreign Investment Ministry of Trade, Industry and Energy. Seoul, 1996. P.41.
16. Ibid. P.42.
17. Данные на ноябрь 1997 г.
18. A Guide to Foreign Investment in Korea. Comprehensive Assistance Center for Foreign Investment Ministry of Trade, Industry and Energy. Seoul, 1996. P.43. Businesses Subject to Notification: 1.043.
19. Минимальное число учредителей юридического лица в Республике Корея: в полном товариществе, товариществе на вере, обществе с ограниченной ответственностью - не менее 2; в акционерном обществе - не менее 7 учредителей (Коммерческий кодекс Республики Корея от 20 января 1962 г.N 1000. Ст. 178, 268, 288. 543).
20. Там же. Ст. 329. П. 1.4.
21. Foreign investment in Korea: Systems and Incentives. Seoul, 1997. P. 15.
22. Закон "О привлечении иностранного капитала". Ст. 14.
23. Закон "О контроле за предоставлением налоговых льгот и уменьшением налоговых ставок" от 31 декабря 1993 г. N 4666.
24. Закон "О привлечении иностранного капитала". Ст. 24.
25. Ким Донт Жун. Сравнительный анализ и перспективы развития правового регулирования свободной экономической зоны в развивающихся странах. Сеул, 1994.
26. Foreign investment in Korea: Systems and Incentives. Seoul, 1997. P.30.
27. Закон "О привлечении иностранного капитала". Ст.24.
28. Там же. Ст.28.
29. Квалифицированные иностранные рабочие, намеревающиеся работать в компаниях с иностранными инвестициями, а также их семьи в упрощенном порядке получают визы для въезда в Корею. Визы предоставляются корейским консульством или посольством в течение нескольких часов с момента обращения за ними. Как правило, визы выдаются сроком на один год. Долгосрочные визы (на два года) предоставляются иностранным рабочим с разрешения министра юстиции в течение месяца с момента подачи всех документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Республике Корея"
Автор
Ким Сон Кук (Республика Корея) - аспирант МГУ им. М.В.Ломоносова
"Законодательство", 1998, N 7