Некоторые вопросы правоприменительной практики, возникающие в
банковской деятельности
Какие действия должен выполнить обслуживающий банк после получения инкассового поручения, выписанного на основании исполнительного документа, в случае отсутствия либо недостаточности средств на счете клиента-должника?
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация не может быть принуждена к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением тех случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, указанных в федеральных законах.
Обязанность банка, обслуживающего счет должника, делать отметку о полном или частичном неисполнении требований, предъявленных взыскателем, в случае отсутствия (недостаточности) средств на счете должника установлена ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Данная норма, а также иные требования, установленные законом "Об исполнительном производстве", позволяют сделать следующие выводы:
а) отметка о полном или частичном неисполнении требований взыскателя делается обслуживающим банком на исполнительном документе;
б) сделав отметку, банк обязан поместить инкассовое поручение в установленном порядке в картотеку; исполнительный лист хранится банком внесистемно среди документов к счету.
в) закон не предусматривает обязанности банка извещать взыскателя о факте неисполнения (в том числе частичного) судебного акта по причине отсутствия на счете средств, а также о помещении расчетного документа в картотеку, однако банк имеет право передать такую информацию. Необходимо подчеркнуть, что установленная в ст. 876 Гражданского кодекса (ГК) РФ обязанность исполняющего банка уведомлять о причинах неплатежа возникает при межбанковских расчетах по инкассо и не может применяться в рамках исполнительного производства.
Если взыскатель принимает решение об обращении взыскания на иное имущество должника, он вправе самостоятельно отозвать предъявленные к счету документы из банка. При этом банк повторно не проставляет отметку о неисполнении (частичном неисполнении) расчетного документа.
Правомерно ли поступает банк, возвращая инкассовое поручение на взыскание денежных средств по распоряжениям взыскателей в случае их неправильного либо неточного оформления?
Согласно Инструкции Госбанка СССР N 28 от 30 октября 1987 г. расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии двух подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи при совершении расчетно-денежных операций.
Списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основании распоряжений взыскателей, представляемых на бланке платежного требования N 04010011.
Банковские правила не предусматривают специальных требований к заполнению бланка инкассового поручения. Взыскатель обязан правильно заполнить реквизиты, которые указаны в графах бланка платежного требования точно в соответствии с их назначением. Нормативными актами Банка России количество обязательных реквизитов увеличено2. В частности, в расчетном документе должна быть проставлена очередность платежа3 и указан банковский идентификационный код (БИК) плательщика4.
Правильно оформленное инкассовое поручение должно быть исполнено обслуживающим банком.
Тем не менее действующее законодательство и банковские правила не регламентируют действия банка в случае получения неправильно либо неточно оформленного инкассового поручения.
Представляется, что в такой ситуации уместно использовать правовые нормы, регулирующие сходные отношения, т.е. действовать по аналогии.
При получении банком неправильно или неточно оформленного инкассового поручения можно применить норму, устанавливающую условия исполнения банком платежного поручения (ст. 864 ГК РФ). На основании данной статьи банку следует сообщить взыскателю о возникших затруднениях и предложить уточнить содержание направленных им инкассовых поручений. При неполучении ответа в срок, предусмотренный законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а при их отсутствии - в разумный срок банк может, не исполнив поручение, возвратить его получателю средств.
За обоснованность взыскания денежных средств ответственность несет взыскатель.
Вправе ли исполняющий банк вернуть из картотеки платежный документ, предъявленный к счету клиента для списания денежных средств, с отметкой "согласно ст. 876 ГК РФ"?
В соответствии со ст. 876 ГК РФ на исполняющий банк возложена обязанность немедленно извещать банка-эмитента о причинах неплатежа или отказа от акцепта. Банк-эмитент обязан немедленно информировать об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.
Неполучение указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии - в разумный срок, дает право исполняющему банку возвратить платежные документы банку-эмитенту.
Необходимо отметить, что все сказанное относится только к расчетам с использованием платежных требований и платежных требований-поручений, т.е. платежных документов, требующих предварительного акцепта.
Возврат платежных документов по распоряжениям взыскателей на бесспорное списание средств со счета плательщика возможен только в предусмотренных действующим законодательством случаях5. Нормы ст.876 ГК РФ в данном случае не применяются.
Что означает термин "юридическое дело клиента", применяемый при открытии банковских счетов? Наличие каких документов позволяет считать юридическое дело сформированным?
Под "юридическим делом клиента" понимается означающее совокупность документов, представляемых клиентом в связи с оформлением договора банковского счета (раньше использовалось понятие "дело по оформлению счета"). Термин "сформированность" по отношению к юридическому делу, на наш взгляд, применим с момента вступления данного договора в силу (следовательно, с момента его заключения), так как при невыполнении клиентом всех установленных действующим законодательством и банковскими правилами условий, в числе которых требование о предоставлении необходимых документов, банк вправе отказать в заключении договора.
Договор считается заключенным с момента подписания его сторонами, либо в соответствии со ст. 433 ГК РФ с момента получения акцепта, каковым является разрешительная надпись руководителя банка. Одновременно юридическое дело клиента переходит в разряд сформированных.
Перечень необходимых для открытия счета документов содержат:
а) Инструкция Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", действующая в настоящее время;
б) Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, от 18 июня 1997 г. N 66;
в) Положение о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации от 25 ноября 1997 г. N 5-П.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (с изм. и доп. от 21 марта 1995 г., 6 января 1998 г.), налогоплательщик в обязательном порядке подлежит постановке на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту его регистрации.
При этом банки и иные кредитные учреждения открывают налогоплательщикам расчетные (текущие) счета только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а иные счета (включая валютные, ссудные, депозитные и другие) при предъявлении документа (справки), удостоверяющего уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета, и в 5-дневный срок сообщают в этот налоговый орган об открытии налогоплательщику указанных счетов.
Действующими нормативными актами также определено, что клиенты при открытии счета обязаны представить справку о постановке на учет в иных уполномоченных органах, на которые, в соответствии с законом, возложена обязанность контролировать перечисление обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
При этом при открытии каждого счета применяется общий установленный порядок, вне зависимости от количества уже открытых счетов в одном учреждении банка.
Правомерно ли предоставление кредитными организациями налоговым органам сведений, касающихся состояния счетов и вкладов физических лиц, и ограничен ли объем такой информации?
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России гарантируют сохранение в тайне информации об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны не разглашать данные об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также иные сведения, список которых устанавливается кредитной организацией, если это не противоречит федеральному законодательству.
Как следует из ст. 857 ГК РФ, сведения о банковском счете, банковском вкладе, операциях по счетам и о самом клиенте предоставляются только клиенту или его представителю, а иным лицам, включая государственные органы, они могут быть раскрыты лишь в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Государственным налоговым органам предоставлено право производить на предприятиях, в учреждениях, организациях (независимо от их организационно-правовых форм) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, получать необходимые объяснения, справки и сведения для разрешения вопросов, возникающих при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну (п.1 ст.7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР"). В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" должностные лица налоговых инспекций вправе проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Налогообложению при получении физическим лицом процентов по вкладам в банках подлежит сумма материальной выгоды, превышающая размеры по процентам и выигрышам по вкладам в банках в случаях, указанных в абз. 24 подп. "н" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
Таким образом, перечень документов, подлежащих предоставлению должностным лицам налоговых органов при проведении ими проверки правильности исчисления и уплаты подоходного налога вкладчиками кредитной организации, исчерпывается сведениями о суммах материальной выгоды по начисленным и выплаченным процентам по вкладам в банках, начисленных и удержанных налогах, о которых кредитные организации обязаны сообщать в налоговые органы в порядке, предусмотренном указанными законами.
Имеет ли право банк вести балансовый счет N 715 "Счета предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица", если выданная ему лицензия на осуществление банковских операций не предусматривает привлечения денежных средств физических лиц?
В соответствии с ч. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.
Согласно Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 18 июня 1997 г. N 616, балансовый счет второго порядка N 40802 "Физические лица-предприниматели", предназначенный для учета средств, ранее числящихся на балансовом счете N 715 "Счета предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица", отнесен к подразделу плана счетов - "Средства на счетах". Счет N 40802 используется для учета поступления и расходования денежных средств физических лиц-предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. В то же время в новом Плане счетов содержится специальный подраздел для учета депозитов (вкладов).
Представляется, что действующий в настоящее время План счетов не относит к категории вкладов средства на счетах граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что банк, имеющий лицензию на осуществление операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц) или в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц), вправе открыть балансовый счет N 40802 (ранее балансовый счет N 715).
Распространяется ли на предпринимателей, действующих без образования юридического лица, положение об ограничении перечисляемых сумм при расчетах наличными денежными средствами?
К предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений (ч. 3 ст. 23 ГК РФ).
Часть 2 ст. 861 ГК РФ устанавливает для расчетов с участием граждан, чьи операции не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, иной правовой режим, чем для расчетов между юридическими лицами или с участием граждан, чьи операции связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Расчеты второго типа, по общему правилу, должны осуществляться в безналичном порядке. Вместе с тем ГК РФ не запрещает расчет наличными, закрепляя лишь возможность законодательного установления ограничений в этой области (п.3 ст.861 ГК РФ).
На основании ст. 4 Федерального закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центробанком установлен предельный размер суммы при расчетах наличными по одному платежу между юридическими лицами. Он равен 3 млн руб.
Анализ действующего законодательства, в частности Порядка ведения кассовых операций, а также специфика правового статуса и особенности ведения учета и предоставления отчетности лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, позволяют, на наш взгляд, сделать вывод о том, что интересующая нас категория лиц не подпадает под ограничение, предусмотренное упомянутым нормативным актом.
При этом следует учитывать, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, правил работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством7.
Ответы на вопросы редакции подготовлены сотрудниками Управления правового
обеспечения банковской деятельности Юридического департамента Банка
России:
Н.Н. Курмашевой, Д.Б. Исаевым, С.В. Чернышевой, Е.В. Андреевой, Н.П.Черненьким
---------------------
1. Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве. Утверждены письмом Госбанка СССР от 30 сентября 1987 г. N 2 (с изм. и доп. Госбанка СССР от 26 августа 1988 г. N 150. 9 января 1989 г. N 176, 7 марта 1990 г. N 278, 28 сентября 1990 г. N 325). П. 280.
2. По состоянию на 4 марта 1997 г.
3. Письмо Банка России от 1 марта 1996 г. N 245.
4. Письмо Банка России от 5 сентября 1996 г. N 323.
5. См., напр., Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
6. Утверждены приказом ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. N 02-263 (с изм. и доп. от 11 декабря 1997 г.).
7. Инструкция Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"" (с изм. и доп. от 1 сентября 1995 г., 2 апреля, 11 июля 1996 г., 27 марта, 8 декабря 1997 г.). Разд. VIII.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые вопросы правоприменительной практики, возникающие в банковской деятельности
Ответы на вопросы редакции подготовлены сотрудниками Управления
правового обеспечения банковской деятельности Юридического
департамента Банка России:
Курмашевой Н.Н.
Исаевым Д.Б.
Чернышевой С.В.
Андреевой Е.В.
Черненьким Н.П.
"Законодательство", 1998, N 6