Российский нотариат и некоторые тенденции в гражданском
законодательстве
В числе прав и свобод, гарантируемых государством каждому гражданину, Конституция Российской Федерации предусматривает и право на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт.
Выполнение нотариусом этой функции не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу. Помимо этого оказание квалифицированной правовой помощи включает в себя, в частности, обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц.
При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен следить за тем, чтобы не возникало ошибок, не были ущемлены интересы неопытных, недостаточно квалифицированных в правовом отношении участников. При этом правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, так как в случае возникновения сомнения относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия, отложить или приостановить его совершение.
Институту нотариата в правовом государстве отводится одна из ключевых ролей не только в оказании правовой помощи гражданам и юридическим лицам и в обеспечении их правовой безопасности, но и в предотвращении споров между участниками договорных отношений. Подтверждением данного постулата является то, что участие нотариуса при выработке условий сделки в преддверии ее практического исполнения позволяет избежать возникновения споров о праве между сторонами по заключенной и нотариально удостоверенной сделке, а также делает их отношения более стабильными и предсказуемыми в условиях рынка. Такое участие нотариуса позволяет обеспечить каждую из сторон сделки правовой защитой уже на стадии оформления права и договора, в то время как судебная защита может возникнуть позднее, на стадии спора.
Главный принцип, в соответствии с которым формируется свободный российский нотариат, - это независимость, подчинение только закону, беспристрастность, т.е. в общем те же принципы, на которых основывается судебная система. Должностные правомочия нотариус получает, так же как и судьи, из рук государства. Удостоверяя гражданско-правовые сделки, нотариус выступает представителем государства, осуществляет от его имени контроль за законностью этих сделок, обеспечивает права и законные интересы сторон. Вместе с тем он руководствуется в своей деятельности также и принципом соблюдения тайны совершенного нотариального действия. Таким образом обеспечивается соблюдение государственного интереса относительно заключения сделок строго в соответствии с требованиями закона и охраняется личная неприкосновенность любых интересов конкретных граждан и юридических лиц.
Во все времена государство никогда не оставалось в стороне от функции защиты своих граждан. Варьировалась только степень его ответственности в зависимости от объема полномочий, которые государство делегировало своим властным правовым структурам. Нотариат являлся и является одной из таких структур. Главной его задачей государство определило обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере гражданских правоотношений путем совершения определенных нотариальных действий.
Если посмотреть на наше не столь далекое прошлое, то в нем роль нотариата в регулировании отношений между субъектами гражданского оборота сводилась к следующему. Так, Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, несмотря на ограниченное существование в России частной собственности, предусматривал обязательное нотариальное удостоверение договоров о залоге жилых домов, купли-продажи жилых домов, дач, строительных материалов, дарения жилых домов, строительных материалов, дарения свыше пятисот рублей и валютных ценностей на сумму свыше пятидесяти рублей, а также доверенностей на совершение действий в отношении государственных, кооперативных и других общественных организаций. В последующий период законодательством Российской Федерации предусматривалось и обязательное участие нотариуса при заключении гражданами договоров купли-продажи квартир и земельных участков для определенных целей.
Становление расширенного института собственности, развитие рыночных отношений определили необходимость совершенствования гражданского законодательства Российской Федерации. В 1995 - 1996 гг. были введены в действие части первая и вторая Гражданского кодекса Российской Федерации. Трудно переоценить важность этого законодательного акта, нормализовавшего экономическую деятельность всех субъектов предпринимательских отношений, всю хозяйственную жизнь коммерческих структур и граждан.
Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации практически исключил нотариат из процесса правового обеспечения экономических реформ, оставив обязательность соблюдения нотариальной формы только для ипотеки, удовлетворения требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд, ренты, пожизненного содержания с иждивением, доверенностей в порядке передоверия, доверенностей на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, а также для уступки требования и перевода долга, основанных на сделке, совершенной в нотариальной форме, что вытекает из ст.ст.185, 187, 339, 349, 389, 391, 584 и 601 Кодекса. Но, сопоставляя названные виды сделок, сложно сделать вывод об оценочных критериях значимости этих сделок или их последствий либо об общих принципах, положенных в основу определения необходимости нотариального удостоверения сделок. Так, договор об ипотеке, являющийся одним из способов обеспечения обязательства, последствия по которому могут и не наступить, подлежит нотариальному удостоверению. В то время как сделка, являющаяся основанием для возникновения самого обязательства, исполнение которого подлежит обеспечению той же ипотекой, не требует такой формы. С одной стороны, договоры ренты или пожизненного содержания с иждивением требуют обязательной нотариальной формы, независимо от того, какое имущество, движимое или недвижимое, подлежит отчуждению за плату или бесплатно. С другой стороны, при заключении договоров купли-продажи и дарения, предусматривающих отчуждение даже недвижимого имущества, нотариальная форма не обязательна.
Правда, Кодекс не оставляет закрытым перечень сделок, подлежащих заключению в нотариальной форме. Пункт 2 ст.163 Кодекса, в котором говорится об обязательности нотариального удостоверения сделок, содержит отсылочную норму на другие случаи, предусмотренные в законе. Кроме этого, о необходимости заключения договора в нотариальной форме стороны могут договориться самостоятельно, даже если для данного вида сделок эта форма и не требовалась.
Тем не менее остаются непонятными причины, почему законодательный акт, который называют экономической конституцией России, четко и ясно не урегулировал, в каких конкретно случаях должна применяться обязательная нотариальная форма сделок. Более того, как представляется, из-за отсутствия в ГК РФ оценочных критериев или общих принципов необходимости нотариального удостоверения сделок утрачено и единство в урегулировании соответствующих вопросов в российском законодательстве. В результате в одних отмеченных выше случаях нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью отменено, в других - предусмотрено новым законодательством (как, например, в отношении упомянутых договоров, а также в отношении брачных контрактов, распоряжения совместной собственностью супругов).
Полагаю, что с введением нового гражданского законодательства утрачено единство и в общем подходе к принципам определения случаев обязательного нотариального удостоверения сделок. Как уже упоминалось, ст.163 Кодекса устанавливает обязательность нотариального удостоверения сделок в случаях, предусмотренных в федеральных законах. Статья же 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" расширяет возможность введения обязательной нотариальной формы, предусмотрев, что случаи применения такой формы могут устанавливаться также законодательством, под которым данный Закон понимает не только федеральные законы, но и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. А Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предоставляют уже субъектам Российской Федерации право своим законодательством устанавливать обязательность нотариального удостоверения сделок.
Неурегулированность данного вопроса в законодательных актах не может не сказаться негативно на правоприменительной практике. Если же принять во внимание противоречивость положений упомянутой уже ст.163 Кодекса, предусматривающей возможность введения обязательной нотариальной формы сделок федеральными законами, и ст.7 Федерального закона от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", отменяющей с момента введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязательность такой формы для договоров продажи, дарения недвижимости, затронутая проблема предстает в еще более запутанном виде. Так, например, возникает вопрос, как практически применять Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", устанавливающего обязательность нотариального удостоверения договора купли-продажи земельного участка. И это касается применения не только законодательных актов, но и некоторых решений Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы обязательности нотариального удостоверения отдельных видов договоров, с учетом того, что в силу закона обязательная нотариальная форма сделок может предусматриваться нормативными правовыми актами.
Начальник законодательного отдела
Федеральной нотариальной палаты | Н.Сучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский нотариат и некоторые тенденции в гражданском законодательстве
Автор
Н.Сучкова - начальник законодательного отдела Федеральной нотариальной палаты
"Российская юстиция", 1998, N 8