О предельном сроке содержания обвиняемого под стражей
Статья 97 УПК в редакции Федерального закона от 11 декабря 1996 г. претерпела значительные изменения. Ранее предельный срок содержания обвиняемых под стражей при расследовании преступлений был обозначен относительно жестко - до полутора лет без учета времени ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела, после чего обвиняемый подлежал немедленному освобождению. Ныне же чч.4 и 5 ст.97 УПК содержат ряд правил, которые фактически вообще исключают понятие предельного срока содержания под стражей при расследовании. Новшество состоит в том, что прокурорам (начиная с субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров) в случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, разрешается возбуждать ходатайство перед судьей (областного, краевого и приравненных к ним судов) о продлении этого срока. Судья волен продлить срок содержания обвиняемого под стражей до 6 месяцев или освободить обвиняемого из-под стражи. По складывающейся практике судьи, как правило, принимают первое решение.
Часть 5 ст.97 УПК гласит: "В том же порядке срок содержания под стражей может быть продлен в случае необходимости удовлетворения ходатайства обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия". Учитывая часто невыносимые условия содержания в СИЗО, обвиняемый и его защитник вынуждены будут серьезно подумать, в их ли интересах заявлять такое ходатайство, даже если предварительное следствие действительно имеет пробелы.
При возвращении же судом дела на новое расследование, согласно ч.6 ст.97 УПК, которая осталась неизменной, прокурор, надзирающий за следствием, продлевает срок содержания под стражей в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, установленных чч.1 и 2 ст.97 УПК.
Возникает ряд вопросов. Допустим, человек пробыл в СИЗО полтора года, судья продлил срок содержания под стражей для ознакомления с материалами дела на 6 месяцев. Получается - два года. Затем удовлетворили ходатайство адвоката о дополнении предварительного следствия, и судья продлил срок содержания еще на 6 месяцев - два с половиной года. Потом суд вернул дело на новое расследование, и прокурор продлил срок содержания под стражей еще на 1 месяц - всего получается 2 года и 7 месяцев.
Такая ситуация вполне возможна. Но и это еще не все. Дело в том, что после нового расследования необходимо снова ознакомить обвиняемого и его защитника со всеми материалами дела.
А сколько возможно таких "доследований", в УПК не определено.
И ныне ст.97 УПК допускает столь разные толкования, что налицо серьезная угроза правам человека, содержащегося под стражей. Не вносят ясность и многочисленные комментаторы, предпочитая в основном повторять двусмысленный текст статьи.
Часть 5 ст.97 УПК в прежней редакции, согласно которой время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела по окончании предварительного следствия не учитывалось при исчислении срока содержания под стражей в качестве меры пресечения, была признана неконституционной (постановление Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г.).
В соответствии с Законом РФ от 11 декабря 1996 г. это положение было исключено из ст.97 УПК. Одновременно в нее были внесены изменения. Но вопрос-то так и не решен: попытка Конституционного Суда РФ обеспечить соблюдение прав человека обращена в свою противоположность. В УПК РФ, с моей точки зрения, необходимо четко и недвусмысленно указать: во всех без исключения случаях предельный срок содержания обвиняемого под стражей до суда не должен превышать полутора лет.
Адвокат | В.Налимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О предельном сроке содержания обвиняемого под стражей
Автор
В.Налимов - адвокат
"Российская юстиция", 1998, N 8