Ювенальная юстиция - защита для сирот
Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, - истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.
Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, - мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.
Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть по крайней мере один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет эффективно действующий в Норвегии.
В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют должным образом. Учитывая остроту проблемы защиты прав детей-сирот, полагаем необходимым создание службы Защитника прав сирот.
В обязанности Защитника должно входить рассмотрение и разрешение жалоб сирот, их опекунов, попечителей, а также иных заинтересованных лиц (групп лиц), организаций и органов на нарушения прав сирот, предусмотренных Конвенцией по правам ребенка, иными международными документами, внутригосударственными нормами права.
Защитник будет вправе рассматривать жалобы и на действия (акты) органов, в обязанности которых входит защита прав сирот. Жалобы могут затрагивать весь спектр их прав: трудоустройство, материальное обеспечение, обеспечение жилым помещением, реализация права на образование и пр.
В сфере компетенции Защитника - гарантирование интересов сирот, подвергшихся мерам воспитательного и административного воздействия, осужденных, досрочно освобожденных от отбывания наказания, возвратившихся из специальных воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений.
Помимо обязанности рассмотрения жалоб Защитник вправе по собственной инициативе возбуждать производство по защите прав сирот. Он может возбудить расследование по собственной инициативе, что дает ему возможность глубоко сосредоточиться на проблемах сирот и на административной практике. Инициатива его оправдана всегда, когда дело связано с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Он направляет граждан в соответствующие организации, обеспечивает информацией, полезной для разрешения спорной ситуации, дает советы по поводу процедуры разрешения правового спора.
Защитник обязан рассмотреть поступившую жалобу независимо от того, исчерпал ли заявитель иные средства правовой защиты (т.е. независимо от того, рассматривалась ли жалоба иным компетентным правозащитным органом - судом, прокуратурой и т.д.). Жесткость этой обязанности обусловлена особенностями субъекта права, который подлежит правовой защите.
Для реализации своих задач Защитник, как нам кажется, нуждается во властных полномочиях. Перечислим основные полномочия, которыми следует его наделить: право опровергать решения комиссии по делам несовершеннолетних или подвергать их сомнению; право вносить представления в воспитательное или исправительное учреждение о несоответствии занимаемой должности воспитателя (наставника), злостно не выполняющего обязанности по воспитанию и обучению детей; право вносить рекомендации в компетентные органы, касающиеся повышения гарантий правовой защиты сирот, предъявлять иск в защиту прав сирот в суде (ювенальном суде); право обратиться в компетентные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, нарушающих права сирот, или о привлечении к административной или дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении прав сирот.
Защитник имеет право посещать соответствующие учреждения, знакомиться с различными материалами, вызывать представителей административного органа, должностных лиц, заявителя, свидетелей и экспертов. Вызовы в случае необходимости должны быть гарантированы применением сил правопорядка.
Юридическими последствиями деятельности Защитника является обязанность приостановления и прекращения неправомерных (в тех случаях, когда дело не подлежит рассмотрению в суде) действий, восстановление прав сирот со стороны компетентных органов, оказание им социальной помощи.
В Кодексе об административных правонарушениях содержится специальная норма, устанавливающая ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ. Целесообразно обсудить вопрос о распространении действия этой нормы на соответствующие случаи нарушения прав Защитника.
И последнее. Забота о сиротах - не только правовая обязанность государства, но и его нравственный долг. Российские традиции милосердия и заботы об убогих и сиротах очень глубоки. Так давайте же вспомним о них сегодня.
Профессор МГЮА,
доктор юридических наук | В.Бойцова |
Содиректоры благотворительного центра
"Соучастие в судьбе" | А.Головань |
Н.Шамсутдинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ювенальная юстиция - защита для сирот
Авторы
В.Бойцова - профессор МГЮА, доктор юридических наук
А.Головань, Н.Шамсутдинов - содиректоры благотворительного центра "Соучастие в судьбе"
"Российская юстиция", 1998, N 8