Правовое регулирование оборота наркотических средств
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.
Важнейшим этапом регулирования правоотношений, связанных с охраной здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах". Закон вступил в действие 16 апреля 1998 г.
Таким образом, правовую базу регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, часто используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенных в соответствующий Перечень) пополнил Федеральный закон.
Законодательно провозглашается государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Сюда входят: культивирование растений, разработка, переработка, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с Законом все наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в специальный Перечень, утверждаемый Правительством РФ. Он состоит из четырех списков, которые различаются в зависимости от применяемых государством мер контроля оборота перечисленных в них наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. По этому основанию они классифицированы на следующие категории:
наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (список 1);
наркотические средства и т.п. вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (список 2);
наркотические средства, оборот которых в РФ ограничен, но в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (список 3);
прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список 4).
Законом предусмотрены организационные аспекты деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Регламентируя порядок лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Закон определяет особенности ее осуществления. Лицензия выдается сроком на пять лет юридическому лицу, в состав руководства которого входит специалист, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую лицензируемому виду деятельности. Для получения лицензии в уполномоченные органы необходимо представить сведения об имеющихся условиях обеспечения учета и сохранности наркотиков, а также заключение органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые получают доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости. Одновременно органами внутренних дел выдается отдельная лицензия на использование каждого объекта и помещения, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Без лицензии допускается хранение наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота на объектах и в помещениях, принадлежащих органам прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенным органам. Отсутствие условий для обеспечения безопасности предполагаемой деятельности, учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ является основанием для отказа в выдаче лицензии.
В Законе предусмотрены условия, необходимые для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В частности, устанавливаются ограничение или полное запрещение их оборота. Производство, изготовление и разработку новых наркотических средств и психотропных веществ надлежит осуществлять в пределах государственных квот и в соответствии с госзаказом только предприятиям и учреждениям, находящимся в федеральной собственности. Все формы разгосударствления таких предприятий и учреждений категорически запрещаются.
Подробно регламентируется и общий порядок переработки, хранения, перевозки, приобретения, ввоза, вывоза и уничтожения наркотических средств и психотропных веществ. В частности, процедура их отпуска физическим лицам может происходить только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения специальными сотрудниками, наделенными соответствующими полномочиями. При этом предъявляется рецепт, содержащий назначение лекарства, выписанный на специальном бланке.
Закон определяет порядок использования в необходимых случаях наркотических средств. Таковыми в Законе признаются - медицинские, научные и учебные цели, а также лечение транзитных пассажиров. Законом не допускается использование наркотиков для лечения наркомании, а также в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей. Для раскрытия и расследования преступлений сотрудникам правоохранительных органов нередко приходится организовывать: изъятия образцов для сравнительного исследования, контролируемые поставки, проверочные закупки, оперативное внедрение и некоторые другие действия, требующие непосредственного использования наркотиков. Учитывая реальные потребности, разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ без лицензии в оперативно-розыскной и экспертной деятельности.
Вопросы, непосредственно связанные с организацией противодействия незаконному обороту наркотических средств, урегулированы в шестой главе Закона. Запрещается любая деятельность, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Исключается распространение этих сведений в книжной продукции, через средства массовой информации и компьютерные сети.
В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. Если лицом нарушен этот запрет или имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, судья, следователь, прокурор или лицо, производящее дознание, имеют право направить его для медицинского освидетельствования. Оно проводится в учреждениях здравоохранения на основании вынесенного постановления. На всех должностных лиц возложена обязанность исполнения в срок, не превышающий трех суток, запросов судей, прокуроров, следователей и сотрудников органов дознания, поступивших в связи с находящимися в их производстве делами по правонарушениям, связанным с наркотиками.
Для предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков сотрудники правоохранительных органов наделены целым рядом полномочий. Так, они вправе, в частности:
- входить в любые помещения и производить осмотр мест, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- выдавать юридическим лицам, имеющим лицензию, обязательные для исполнения предписания, об устранении выявленных нарушений;
- ликвидировать по решению суда юридическое лицо, за непринятие мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа внутренних дел, сделанном в связи с незаконным оборотом наркотических средств;
- опечатывать помещения в целях воспрепятствования доступа к наркотическим средствам;
- определять территории, в пределах которых осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств;
- предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств;
- проверять соответствие процессов производства и изготовления наркотических средств установленным правилам, при необходимости изымать образцы для сравнительного исследования;
- проводить контролируемую поставку, проверочную закупку и иные оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные законодательством;
- проводить необходимые мероприятия, связанные с осуществлением на территории субъекта РФ контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств;
- производить досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные хранение, перевозка или пересылка наркотических средств;
- производить осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование растений, включенных в Перечень, мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств;
- требовать предоставления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений и документов;
- устанавливать по решению суда наблюдение за ходом социальной реабилитации отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предусматривающее запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничение выезда в другие местности без разрешения органа внутренних дел.
Закон регламентирует порядок оказания наркологической помощи больным наркоманией. Как правило, она оказывается по просьбе или с согласия больных и включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию. В случаях, предусмотренных законодательством, по решению суда могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.
Кандидат юридических наук | А.Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование оборота наркотических средств
Автор
А.Шаталов - кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 1998, N 9, стр. 35