Организационная подготовка к рассмотрению дел об усыновлении детей иностранцами
Эта категория гражданских дел имеет достаточно солидную правовую основу. Рассмотрение заявлений иностранных граждан об установлении усыновления регулируется ст.ст.124-139, 165 Семейного кодекса РФ, гл.29.1 ГПК РСФСР. По этому вопросу принято постановление Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 4 июля 1997 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления".
В последнее время в нашей области возросло число таких заявлений, поданных иностранными гражданами в суд. Начиная с августа 1998 г. по 1 февраля 1999 г. Воронежским областным судом было рассмотрено 26 таких дел.
Хотелось бы остановиться не на чисто правовом аспекте, а на организационной стороне подготовки к рассмотрению этих дел.
Порядок усыновления детей иностранными гражданами в принципе не отличается от порядка усыновления детей российскими гражданами. Но законом определено важное условие - усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан либо на усыновление родственниками детей, независимо от гражданства и места жительства этих родственников (п.3 ст.124 СК РФ).
На практике этот вопрос решается в организационном плане по-разному. Чаще всего представители органа опеки и попечительства готовят справку о том, что усыновления данного ребенка гражданами России или родственниками не произошло.
Однако, учитывая важность этого обстоятельства, целесообразно истребовать конкретные данные о том, выполнены ли органом опеки и попечительства требования п.3 ст.122 СК РФ - направлены ли сведения на ребенка в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти и если направлены, то когда. Думается, не лишним будет истребовать и конкретные данные о том, кто и когда обращался по вопросу усыновления данного ребенка, почему такого усыновления не произошло, собрать по возможности информацию о братьях, сестрах ребенка, других родственниках.
Кроме того, согласно ст.126 СК РФ учет иностранных граждан, желающих усыновить российских детей, производится органом исполнительной власти субъекта федерации или федеральным органом в порядке, предусмотренном тем же п.3 ст.122 СК РФ. Таким образом, эти граждане должны ставиться на централизованный учет, во всяком случае, не позднее чем за один месяц до подачи заявления об усыновлении в суд.
На практике это осуществляется по-другому. Иностранные граждане (в основном США) обращаются в суд с заявлениями через своих доверенных лиц, посмотрев предварительно ребенка на фотографии или на видеокассете, полученных ими либо через доверенных лиц, либо от других заинтересованных организаций. Доверенные лица решают все вопросы, возникающие в период досудебной подготовки дела (что, кстати, допускается законом). Усыновители же, как правило, приезжают только в судебное заседание. Материал, предусмотренный законом в отношении усыновителей, обобщают различные фонды, например Международный фонд помощи ребенку и Центр усыновления "ФРЭНК".
Необходимым условием для рассмотрения таких дел является наличие разрешения страны, в которую предполагается ввезти ребенка, на въезд на постоянное место жительства.
Такие данные в суд представляются. Но они оформляются обычно в виде "гарантийных писем" с условиями, которые необходимо тщательно проверить. Например, типичный текст: "Посольство США предоставит иммиграционную визу, позволяющую ребенку въехать в США на постоянное место жительства, если будет решение суда в соответствии с законами РФ и соответствующим законом США". Значит, нельзя однозначно утверждать, что ребенок получит разрешение на постоянное место жительства в США, если суд не изучил, по меньшей мере, соответствующий закон США.
Гражданские дела такой категории рассматриваются в порядке особого производства, с обязательным участием самих усыновителей (ст.125 СК РФ, гл.29.1 ГПК РСФСР).
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству закон обязывает судью в каждом случае истребовать от органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого.
На практике органы опеки и попечительства, и в частности отделы образования районных администраций, представляют за подписью заведующего отделом заключение с одним выводом - усыновление целесообразно и необходимо.
Думается, этот вопрос необходимо разрешать более тщательно и ответственно. Целесообразно в порядке досудебной подготовки направить в отдел образования либо копию соответствующего определения, либо отдельный запрос о выполнении требований закона (п.1 ст.124 СК РФ), где указать, что истребуемые данные должны подготовить ответственные работники-специалисты комиссионно. В частности, руководитель отдела должен издать распоряжение о создании комиссии (либо постоянной, либо по каждому делу - персональной), а затем утвердить выводы этой комиссии. На первый взгляд эти требования носят формальный характер. Однако, учитывая специфику этих дел, их выполнение поможет установить истину.
В моей практике при рассмотрении подобного дела возник такой вопрос. Заведующий одним из районных отделов образования отказывался издавать распоряжение о создании комиссии, сославшись на достаточность подписанного им заключения и отсутствие каких-либо нормативных документов по этому поводу. Формально он прав, если не считать того, что законные требования судьи подлежат исполнению. И весьма кстати 14 января 1999 г. был опубликован Закон Воронежской области "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства", где в принципе оговорены права и обязанности этих органов.
Необходимым условием установления усыновления ребенка является согласие его родителей (ст.129 СК РФ).
На практике в основном усыновляются дети в возрасте до трех лет. Много дел касается детей, от которых матери отказались еще в роддоме. Как правило, это молодые незамужние женщины. Достаточно распространенный мотив - тяжелое материальное положение, незапланированное рождение ребенка.
По закону для отказа от ребенка достаточно одного заявления матери (ст.129 СК РФ). Но, думается, даже в этом случае не будет нарушением закона, если орган опеки и попечительства до предполагаемого усыновления (или суд во время подготовки дела) сообщит такой матери о возможном усыновлении ее ребенка. Ведь она, отказавшись от ребенка после родов, могла испытывать определенный психологический дискомфорт, и ее решение не всегда могло быть обдуманным. Не лишним будет все же выяснить - предпринимались ли матерью ребенка какие-либо действия, пусть косвенные, по выяснению судьбы своего ребенка. Это необходимо еще и потому, что в соответствии с п.2 ст.129 СК РФ родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление до вынесения решения судом о его усыновлении.
Юристы скажут, что это возврат к прежним требованиям ст.ст.14, 50 ГПК РСФСР. Поэтому сразу хочу оговориться, что представление указанных выше данных необходимо возложить на лиц, участвующих в деле, в том числе и прокурора. Прокурор не должен ограничиваться лишь участием при рассмотрении таких дел, он призван осуществлять регулярный надзор за действиями органов опеки и попечительства, администраций Домов ребенка.
На практике может возникнуть вопрос о механизме отмены усыновления иностранными гражданами, о выполнении в связи с этим требований ст.165 ГПК РСФСР. Желательно также, чтобы соответствующие должностные лица (в частности, органов опеки и попечительства) после того, как ребенок покинет пределы России, проследили за его судьбой в дальнейшем, используя уже имеющие международные договоры и выработав свои механизмы связей с компетентными органами (скажем, тех же США).
В.Анисимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организационная подготовка к рассмотрению дел об усыновлении детей иностранцами
Автор
Анисимов В. - судья Воронежского областного суда
"Российская юстиция", 1999, N 7