Интервью с А.П.Починком, Министром Министерства налогов и сборов РФ
Александр Петрович, Вы во второй раз на посту руководителя налоговой службы. Какие задачи налогового ведомства представляются Вам первоочередными на этот раз?
Сейчас, с моей точки зрения, следует, во-первых, сделать прозрачным вопрос о том, на что расходуются собранные налоги. Например, за последние 67 месяцев мы собрали в бюджет дополнительно 16 млрд. рублей, и мы должны подробно рассказать всей стране, куда эти доходы пойдут сколько денег направлено на выплату зарплаты в бюджетные предприятия, сколько потрачено на армию и т.д. По-моему, государство должно каждый месяц отчитываться в том, сколько израсходовано и куда. И надо сообщать об этом гражданам подробно и систематически, поскольку они должны иметь возможность осуществлять контроль, соглашаться или не соглашаться с тем, как государство распоряжается их деньгами. Лишь имея соответствующую информацию, человек сможет занять обоснованную позицию.
Второе, на что хочется обратить внимание: налоги надо планировать. Не надо рассматривать понятие "план" как отжившее свой век. Налоговое планирование очень важная и чрезвычайно интересная отрасль. Мы ведем наблюдения за 19 000 предприятий, анализируем их деятельность, и уже научились по самым крупным из них планировать поступления, т.е. определять, сколько предприятие в состоянии заплатить в текущем месяце. Мы не охотимся за налогами, как за зайцами по полю, а выращиваем их, как кроликов в питомнике. Поэтому мы знаем не только, сколько средств поступит, но и можем точно сказать, когда это произойдет. Знаем, в какой период ждать деньги из Газпрома, а когда из МПС, когда поступают акцизы от нефтяных компаний. Мы перешли на ежесуточный мониторинг в центральном аппарате по 200 крупнейшим предприятиям страны. Важность этой работы трудно переоценить хорошо представляя доходы, можно будет более реально планировать расходы.
Александр Петрович, Ваша карьера многим представляется скорее политической. Не кажется ли Вам, что следует, по английскому образцу, ввести институт постоянных помощников министра, который подразумевает, что первый заместитель будет реально управлять ведомством, а еще один станет политическим назначенцем? Или Вы уже используете эту схему?
С тем, что я стремился стать действующим политиком, я категорически не согласен. Возможно, такое мнение возникло вследствие того, что я работал в Государственной Думе. Но не надо забывать, что обязанности, которые я выполнял в Думе, представляли собой работу экономиста-финансиста. Я всегда занимался налогами и бюджетом, и шел в Думу не ради удовлетворения политических амбиций, а по имя решения конкретных экономических проблем. Напомню, что я участвовал в разработке более 30 законов Российской Федерации. Меня всегда интересовали налоги как часть экономики. Сейчас, накопив немалый опыт, я преподаю налоговое право, пишу на эту тему, правда, немного, но времени на большее не хватает.
Что касается упомянутого Вами института помощников министра, его можно, конечно, ввести. Однако при мне сегодня никто не играет роли таких помощников, так как в этом просто нет необходимости я фигура не политическая, а сугубо экономическая, и вижу свою задачу в решении именно экономических вопросов. Так получилось, что пока я никому не дал повода усомниться в своей компетентности в налоговом праве. И, с моей точки зрения, хорошо, когда на каждом посту находится профессионал, это лучше любой системы помощников. Не надо допускать того, чтобы налоговое ведомство возглавлял политик, более того, нельзя, чтобы налоговое ведомство занималось политикой. Оно должно собирать налоги.
Почему так сложно проходит модернизация налогового законодательства?
Пока принята только первая часть Налогового кодекса, однако законодатели не смогли учесть всех требований времени, и в Кодекс сразу после принятия пришлось вносить изменения. Поэтому о стабильности налоговой системы говорить, к сожалению, рано. Но именно к этому мы стремимся, следовательно, так и будет через какое-то время. А пока надо заниматься совершенствованием налогового законодательства, готовить и принимать необходимые поправки. Сложность этого процесса связана с тем, что, с одной стороны, поправки обусловлены проблемами бюджетом, и здесь мы следуем в кильватере Министерства финансов, с другой стороны, они призваны устранить недостатки нынешней налоговой системы.
Значит, изменений должно быть очень много?
Наоборот, их должно быть немного. Почему мы не хотим вносить большое количество изменений? Да потому, что если сейчас опять начнем латать наше лоскутное одеяло налоговое законодательство, то неизбежно задавим налогоплательщика лавиной новых законов и поправок, окончательно запутаем его.
Какова же логика нынешнего этапа? Экономика стала оживать, заработали предприятия. Они начинают производить продукцию, платить налоги. Нужно создавать новые рабочие места, ведь в стране довольно высокий уровень безработицы. Поэтому следует предусмотреть специальный налоговый режим (не отдельные льготы для отдельных предприятий или отраслей, а именно специальный налоговый режим) для всех, кто занимается инвестициями. Необходимо перераспределять налоговое бремя.
Разработана ли программа действий?
Да, у нас есть долгосрочная программа преобразований в налоговой сфере. Ее главная цель - создание нормальной, непротиворечивой системы налогообложения, которая могла бы обеспечить устойчивое поступление налогов в бюджет, безусловное выполнение тех заданий, которые позволят в полной мере финансировать потребности государства.
Налоговая система должна быть мягкой по отношению к цивилизованному налогоплательщику. Это не означает, что налоговые законы позволят просто не платить налоги. Все понимают, что государства без налогов не бывает, и большинство согласно платить налоги, отвечающие разумным требованиям.
Прежде всего, налог должен быть справедливым, т.е. после его уплаты у предпринимателя должно остаться достаточно средств для того, чтобы развивать свое дело, а у человека, зарабатывающего своим трудом, должно хватать денег на то, чтобы достойно жить.
Кроме того, требование платить налоги должно касаться всех. Безусловно, миллионер должен отчислять больше врача, но и тот, и другой должны знать, что налоги платить надо.
Налоги должны быть простыми в исчислении. Во многих случаях не меньше, чем величина налогов, людей волнует их количество, необходимость разбираться в многочисленных налоговых декларациях, заполнять кучу бумаг.
Конечно, необходима стабильность и предсказуемость. Налоговая система должна быть всем известной, а у нас налоги меняются каждый день, и, начиная новое дело, предприниматель не может прогнозировать любой самостоятельный проект даже на месяц вперед.
С чего планируете начать преобразования?
Прежде всего надо дать возможность предприятиям и предпринимателям быстро списывать НДС. Такой порядок существует во всем мире для тех, кто занимается инвестициями. Он заключается в том, что НДС, затраченные в инвестициях, можно списывать с НДС, затраченных по основной деятельности. Это очень важно, поскольку в результате применения такого принципа при больших инвестициях предприятие несколько лет не платит налог на добавленную стоимость, больше средств вкладывая в развитие производства. Это приводит к созданию новых рабочих мест, а следовательно, к получению новых налогов. Да, федеральный бюджет потеряет на этом от 27 до 30 млрд. рублей (по разным подсчетам), но потери окупятся развитием производства.
По налогу на прибыль изменения не то что созрели, но уже перезрели, об этом сказано немало. Мы же должны думать и о том, что пора вводить международные стандарты бухгалтерского учета, а значит, менять само понятие прибыли. Ведь все прекрасно знают, что сегодня налог на прибыль это налог не на чистую прибыль, а на очень странный суррогат, состоящий из прибыли и части затрат, которые нельзя списать. И бизнесмен, работающий с Западом, вынужден вести два баланса. Один по российским правилам, другой по международным стандартам, причем получается, что если по международным стандартам имеется убыток, то по нашим все равно обязательно появится прибыль.
Какой Вам видится шкала подоходного налога для физических лиц?
Реформирование системы налогов для физических лиц это еще одно направление нашей деятельности. Слишком высок сейчас уровень этих налогов, а 45% - уже запретительная ставка. Нужно учитывать, что, помимо этого налога, с фонда заработной платы идут отчисления в Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд занятости. Сегодня нагрузка на каждый рубль заработной платы 80 копеек. Естественно, в такой ситуации миллионы мозгов России думают о том, каким образом обойти эти налоги. В результате в нашей стране почти половина доходов граждан не облагается налогом. А это значит, что единственно верный путь ставку налога снижать с 45% до 35%, а в перспективе до 25%, интервалы увеличивать. Налог надо сделать таким, чтобы обычный труженик, получающий зарплату, платил налог по минимальной ставке, чтобы у среднего класса был стимул зарабатывать деньги. Иначе будут и дальше страдать работники всех уровней от неквалифицированных специалистов до людей, которые имеют высочайшую профессиональную квалификацию и являются гордостью страны. Напомню, что в свое время из Швеции из-за непомерных налогов бежали крупнейшие и известнейшие представители бизнеса, цвет нации. При этом налог с физических лиц должен быть максимально нетерпим к тем, кто уходит от его уплаты.
С тем, что налоговая система должна стать такой, какой Вы ее описали, согласны, наверное, все. Когда же эти планы будут реализованы?
Мы стараемся работать так, чтобы это произошло как можно раньше.
Александр Петрович Починок
Министр РФ по налогам и сборам
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с А.П.Починком, Министром Министерства налогов и сборов РФ
"Законодательство", 1999, N 10