Недостатки областного закона - следствие несовершенства федерального
В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального конституционного закона от 26 декабря 1996 г. "О судебной системе в Российской Федерации" мировые судьи назначаются или избираются на должность в порядке, установленном законами субъектов Федерации. Это положение развил Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 11 ноября 1998 г. Его следует рассматривать как нормативный акт, опираясь на нормы которого субъекты Федерации принимают собственные законы о мировых судьях, регулируя их деятельность в пределах, установленных Федеральным законом. И такие законы в ряде субъектов Федерации уже приняты.
Так, 18 августа 1999 г. Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон о мировых судьях в Оренбургской области. Он определяет, что они назначаются на должность решением Законодательного Собрания области по представлению председателя областного суда, согласованному с главой администрации области. Срок полномочий мирового судьи - 3 года, а при повторном и последующих назначениях - 10 лет. Это положение полностью соответствует Федеральному закону. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, определенные Законом Оренбургской области, также не противоречат Федеральному закону о мировых судьях в Российской Федерации. В развитие ч.3 ст.5 этого Закона, позволяющей субъектам Федерации устанавливать дополнительные требования к кандидатам, в ч.1 ст.6 Закона Оренбургской области указывается, что мировым судьей может быть гражданин России, постоянно проживающий на территории Оренбургской области, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, имеющий возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Оренбургской области. Как видно из этой нормы, дополнительными требованиями к кандидатам на должность мировых судей в Оренбургской области являются постоянное проживание на ее территории и возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие. Последнее требование представляется вполне оправданным, так как неспособность по состоянию здоровья в течение длительного времени исполнять обязанности судьи является в соответствии с п.1 ч.1 ст.14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" основанием для прекращения его полномочий. Разумно, что этот вопрос будет выясняться уже на этапе рассмотрения квалификационной коллегией заявления гражданина о даче ему рекомендации на должность мирового судьи. Более того, было бы целесообразным внесение соответствующей нормы в ст.4 Закона РФ о статусе судей. Что же касается требования постоянного проживания на территории области, то оно логически вытекает из принципа доступности мировых судей для населения.
Однако в областном Законе обнаруживаются и некоторые недостатки, зачастую вызванные несовершенством федерального законодательства. Так, ч.4 ст.9 этого Закона устанавливает, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, подбор и расстановка кадров аппарата мирового судьи, непосредственно обеспечивающих судебную деятельность, прием их на государственную службу, прохождение государственной службы и увольнение с нее осуществляет управление юстиции Оренбургской области. Такое решение представляется неудачным. Обеспечение деятельности судов органами исполнительной власти признано на федеральном уровне противоречащим, независимости судебной власти. Именно поэтому Федеральным законом от 19 декабря 1997 г. был создан Судебный департамент при Верховном Суде РФ. На него и его органы на местах возложено осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Согласно ч.2 ст.30 Закона о судебной системе Российской Федерации обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Отмечу, что указанная норма Закона "О мировых судьях в Оренбургской области" принята в развитие положений ч.3 ст.10 Федерального закона о мировых судьях в Российской Федерации, где определено, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти субъекта Федерации. Думается, что наделение органов исполнительной власти широкими полномочиями по обеспечению деятельности мировых судей не будет способствовать независимому осуществлению ими правосудия. По тем же основаниям весьма сомнительной представляется норма, закрепленная в ч.6 ст.4 Закона Оренбургской области, которая гласит, что установление и изменение границ судебных участков, на территории которых будут действовать мировые судьи, производятся распорядительными актами глав городов и районов по согласованию с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Оренбургской области, Советом судей области.
На мой взгляд, применение всех этих правовых норм лишено смысла, если не будут изменены ГПК и УПК, где должен быть установлен упрощенный порядок судопроизводства мирового судьи, в том числе по уголовным делам. Если этого не произойдет и мировые судьи станут осуществлять судопроизводство в тех громоздких и дорогостоящих формах, что установлены сейчас для федеральных судов, то значение института мировых судей окажется нивелировано, они станут лишь способом разгрузки федеральных районных судов.
Другой важный вопрос - организация деятельности суда на своих участках. Отсутствие у субъектов Федерации необходимой материальной базы, помещений может привести к тому, что мировые судьи будут вынуждены работать в помещениях районных судов. В этом случае о "максимальном приближении суда к населению" не может быть и речи. Особенно это касается сельских районов, где зачастую на огромной территории расположен всего один суд, что затрудняет жителям этих местностей доступ к правосудию.
Несмотря на большое п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Недостатки областного закона - следствие несовершенства федерального
Автор
А.Шамардин - преподаватель юридического факультета Оренбургского
государственного аграрного университета
"Российская юстиция", 1999, N 12, стр. 12