Недостатки областного закона - следствие несовершенства федерального
В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального конституционного закона от 26 декабря 1996 г. "О судебной системе в Российской Федерации" мировые судьи назначаются или избираются на должность в порядке, установленном законами субъектов Федерации. Это положение развил Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 11 ноября 1998 г. Его следует рассматривать как нормативный акт, опираясь на нормы которого субъекты Федерации принимают собственные законы о мировых судьях, регулируя их деятельность в пределах, установленных Федеральным законом. И такие законы в ряде субъектов Федерации уже приняты.
Так, 18 августа 1999 г. Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон о мировых судьях в Оренбургской области. Он определяет, что они назначаются на должность решением Законодательного Собрания области по представлению председателя областного суда, согласованному с главой администрации области. Срок полномочий мирового судьи - 3 года, а при повторном и последующих назначениях - 10 лет. Это положение полностью соответствует Федеральному закону. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, определенные Законом Оренбургской области, также не противоречат Федеральному закону о мировых судьях в Российской Федерации. В развитие ч.3 ст.5 этого Закона, позволяющей субъектам Федерации устанавливать дополнительные требования к кандидатам, в ч.1 ст.6 Закона Оренбургской области указывается, что мировым судьей может быть гражданин России, постоянно проживающий на территории Оренбургской области, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, имеющий возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Оренбургской области. Как видно из этой нормы, дополнительными требованиями к кандидатам на должность мировых судей в Оренбургской области являются постоянное проживание на ее территории и возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие. Последнее требование представляется вполне оправданным, так как неспособность по состоянию здоровья в течение длительного времени исполнять обязанности судьи является в соответствии с п.1 ч.1 ст.14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" основанием для прекращения его полномочий. Разумно, что этот вопрос будет выясняться уже на этапе рассмотрения квалификационной коллегией заявления гражданина о даче ему рекомендации на должность мирового судьи. Более того, было бы целесообразным внесение соответствующей нормы в ст.4 Закона РФ о статусе судей. Что же касается требования постоянного проживания на территории области, то оно логически вытекает из принципа доступности мировых судей для населения.
Однако в областном Законе обнаруживаются и некоторые недостатки, зачастую вызванные несовершенством федерального законодательства. Так, ч.4 ст.9 этого Закона устанавливает, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, подбор и расстановка кадров аппарата мирового судьи, непосредственно обеспечивающих судебную деятельность, прием их на государственную службу, прохождение государственной службы и увольнение с нее осуществляет управление юстиции Оренбургской области. Такое решение представляется неудачным. Обеспечение деятельности судов органами исполнительной власти признано на федеральном уровне противоречащим, независимости судебной власти. Именно поэтому Федеральным законом от 19 декабря 1997 г. был создан Судебный департамент при Верховном Суде РФ. На него и его органы на местах возложено осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Согласно ч.2 ст.30 Закона о судебной системе Российской Федерации обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Отмечу, что указанная норма Закона "О мировых судьях в Оренбургской области" принята в развитие положений ч.3 ст.10 Федерального закона о мировых судьях в Российской Федерации, где определено, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти субъекта Федерации. Думается, что наделение органов исполнительной власти широкими полномочиями по обеспечению деятельности мировых судей не будет способствовать независимому осуществлению ими правосудия. По тем же основаниям весьма сомнительной представляется норма, закрепленная в ч.6 ст.4 Закона Оренбургской области, которая гласит, что установление и изменение границ судебных участков, на территории которых будут действовать мировые судьи, производятся распорядительными актами глав городов и районов по согласованию с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Оренбургской области, Советом судей области.
На мой взгляд, применение всех этих правовых норм лишено смысла, если не будут изменены ГПК и УПК, где должен быть установлен упрощенный порядок судопроизводства мирового судьи, в том числе по уголовным делам. Если этого не произойдет и мировые судьи станут осуществлять судопроизводство в тех громоздких и дорогостоящих формах, что установлены сейчас для федеральных судов, то значение института мировых судей окажется нивелировано, они станут лишь способом разгрузки федеральных районных судов.
Другой важный вопрос - организация деятельности суда на своих участках. Отсутствие у субъектов Федерации необходимой материальной базы, помещений может привести к тому, что мировые судьи будут вынуждены работать в помещениях районных судов. В этом случае о "максимальном приближении суда к населению" не может быть и речи. Особенно это касается сельских районов, где зачастую на огромной территории расположен всего один суд, что затрудняет жителям этих местностей доступ к правосудию.
Несмотря на большое положительное значение Закона о мировых судьях, усматривается ряд отступлений от тех принципов, что были заложены Концепцией судебной реформы. Согласно Концепции мировые судьи должны избираться населением соответствующего судебного участка. Однако в Федеральном законе о статусе судей записано, что субъекты Федерации могут предусмотреть в своих законах о мировых судьях назначение их на должность законодательным органом, что и нашло отражение в Законе "О мировых судьях в Оренбургской области". Поскольку последний вариант несравненно дешевле избрания мировых судей населением, то, думается, что большинство субъектов Федерации пойдет именно по такому пути. С этим трудно согласиться, ибо сама правовая природа института мировых судей предполагает, что они должны получать мандат доверия непосредственно от населения. Кто как не жители судебного участка смогут лучше оценить личные и деловые качества кандидатов в мировые судьи? А повторное избрание судьи по истечении срока его полномочий было бы действительным показателем того, что он оправдал оказанное ему народом доверие, стал подлинным гарантом справедливости, защитником прав, свобод и законных интересов людей, в том числе и от произвола местных органов исполнительной власти. Кроме того, это было бы гарантией независимости мировых судей от государственных органов субъектов Российской Федерации, в полной мере соответствовало бы принципу разделения властей.
Концепция поставила вопрос о введении института почетных (неоплачиваемых) мировых судей из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование и не связанных ни с адвокатской практикой, ни с государственной властью (находящиеся в отставке сотрудники правоохранительных органов, преподаватели вузов и др.). Эти лица могли бы привлекаться к работе на непостоянной основе, рассматривая некоторые гражданские дела при передаче спора на их разрешение по соглашению сторон. Идея не нова, она была реализована в период судебно-правовой реформы в России 1864 года. Представляется, что целесообразно проведение соответствующего эксперимента (с учетом кризиса институтов товарищеских и третейских судов в гражданском судопроизводстве).
Остается надеяться, что возрождение института мировых судей произойдет в ближайшее время на всей территории России и позволит достичь тех целей, которые ставила перед мировой юстицией Концепция судебной реформы, принесет облегчение не только судьям федеральных судов, но и обществу.
А.Шамардин,
преподаватель юридического факультета
Оренбургского государственного
аграрного университета
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Недостатки областного закона - следствие несовершенства федерального
Автор
А.Шамардин - преподаватель юридического факультета Оренбургского
государственного аграрного университета
"Российская юстиция", 1999, N 12, стр. 12