Увеличение уставного капитала акционерного общества
Действующее акционерное законодательство предусматривает два основных способа увеличения уставного капитала акционерного общества.
Во-первых, уставный капитал может быть приращен путем увеличения номинальной стоимости выпущенных акций, во-вторых - путем размещения дополнительных акций общества.
Что касается первого способа, то его применение на практике не получило широкого распространения. Гораздо более охотно эмитенты используют возможности, предоставляемые вторым способом. Чаще всего акционерные общества привлекают имущественные средства в ходе эмиссии дополнительных акций, размещаемых по подписке. Однако в последнее время все активнее прибегают к такому способу размещения дополнительных акций, как распределение их среди акционеров акционерного общества.
Возможность применения указанного способа размещения дополнительных акций обусловливается рядом факторов. Речь идет, прежде всего, о допустимых источниках средств, за счет которых осуществляется размещение акций. Перечень таких источников, данный в п.3.1 Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии* (далее Стандарты), является исчерпывающим. Поэтому использование для оплаты акций средств, полученных из иных источников, не допускается. Следовательно, запрещается требовать от акционеров внесения дополнительных средств в счет оплаты распределяемых среди них акций.
Размещение дополнительных (в том числе конвертируемых) акций акционерного общества путем распределения среди акционеров возможно только за счет:
а) средств, полученных акционерным обществом - эмитентом от продажи своих акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионного дохода);
б) остатков фондов специального назначения (фонда накопления, фонда потребления, фонда социальной сферы) акционерного общества - эмитента по итогам предыдущего года;
в) нераспределенной прибыли акционерного общества - эмитента;
г) средств от переоценки основных фондов акционерного общества - эмитента.
Появление у акционерного общества эмиссионного дохода возможно вследствие продажи им своих акций по цене, превышающей их номинальную стоимость. По общему правилу, закрепленному в п.1 ст.36 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", оплата акций общества осуществляется по рыночной стоимости, которая обычно превышает номинал акций. Разница между рыночной и номинальной стоимостью размещенных акций образует эмиссионный доход акционерного общества и учитывается в качестве добавочного капитала, в то время как номинальная стоимость акций образует уставный капитал общества. Полученный обществом от продажи своих акций эмиссионный доход впоследствии может служить источником средств для оплаты размещаемых среди акционеров акций.
Помимо эмиссионного дохода в качестве оплаты дополнительных акций может быть использован остаток фондов специального назначения, полученный по итогам предыдущего года. Фонды специального назначения, к которым, в частности, относятся фонд накопления, фонд потребления, фонд социальной сферы, образуются в результате распределения прибыли акционерного общества по итогам года.
Вопросы, связанные с распределением прибыли акционерного общества, относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров (подп.11 п.1 ст.48 закона "Об акционерных обществах") и, согласно п.1 ст.47 того же закона, выносятся на рассмотрение годового общего собрания акционеров. Полученную в течение года прибыль высший орган управления акционерного общества может направить на формирование различных фондов, в том числе и фондов специального назначения.
Средства фондов специального назначения, представляющие собой прибыль предыдущих лет, расходуются в течение года в соответствии с целевым назначением фондов. За счет средств, не использованных по назначению, образующих остаток фондов, возможно распределение дополнительных акций среди акционеров.
Следует особо подчеркнуть, что в данном случае в качестве источника средств оплаты размещаемых акций Стандартами называются далеко не все фонды, создаваемые в акционерном обществе, а только подпадающие под категорию фондов специального назначения. Поэтому не допускается использование на эти цели средств, например, резервного фонда, создаваемого в соответствии с п.1 ст.35 закона "Об акционерных обществах".
В случае образования в акционерном обществе нераспределенной прибыли она также может служить источником средств для распределения акций.
Наконец, в качестве такого источника могут быть использованы средства, полученные от переоценки основных фондов акционерного общества.
Основными фондами являются производственные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов, примерный перечень которых содержится в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 (в редакции от 14 апреля 1998 г.).
Приобретаемые акционерным обществом основные средства (фонды) принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой обусловливается способом приобретения основных средств. Так, первоначальной стоимостью основных средств (фондов), приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат общества на их приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Первоначальной стоимостью основных средств (фондов), полученных акционерным обществом безвозмездно, например, по договору дарения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.
Согласно п.3.6 положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 3 сентября 1997 г. N 65н, акционерное общество имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств (фондов) с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал общества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Переоценка основных фондов преследует общие и специальные цели. В числе общих целей можно назвать, например, создание реальных предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в России. Среди специальных целей прежде всего выделяют определение действительной рыночной стоимости основных фондов.
Порядок проведения переоценки в самом общем виде устанавливается Правительством Российской Федерации и детализируется в нормативных актах Госкомстата. Процедура переоценки основных фондов в каждом отдельно взятом году имеет свою существенную специфику.
Так, по общему правилу, о чем уже упоминалось, проведение переоценки основных фондов является правом юридического лица, однако в 1997 г. Правительство РФ возложило на организации обязанность по переоценке основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г. и приведению их балансовой стоимости в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства (п.1 постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году" (в редакции постановления от 17 октября 1997 г. N 1332)).
В 1998 г. право проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1998 г. получили организации, балансовая стоимость объектов основных фондов которых превышала текущие рыночные цены. При этом переоценка проводилась путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на 1 января 1998 г. (п.1 постановления Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов"). В целом порядок применения нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с переоценкой основных фондов в 1998 г., определен письмом Госкомстата от 22 сентября 1998 г. N ВГ-1-23/3747.
Еще один способ переоценки основных фондов, который обычно используется организациями, заключается в индексации балансовой стоимости отдельных объектов основных фондов с применением стоимости основных фондов, дифференцированных по типам основных фондов, по регионам, периодам их изготовления (потребления). Система индексов разрабатывается и доводится до сведения организаций Госкомстатом. Так, Индексы изменения стоимости основных фондов для проведения их переоценки в восстановительную стоимость на 1 января 1999 г., осуществляемую в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 индексным методом были утверждены Госкомстатом РФ 22 февраля 1999 г. (N МС-1-23/761).
В том случае, когда организации предоставлено право выбора между двумя способами переоценки (как это было, например, в 1997 г.), приоритет обычно отдается первому способу, поскольку он является наиболее точным и позволяет исправить погрешности, накопившиеся в ходе предшествующих переоценок.
Процедура переоценки может осуществляться как самой организацией, так и специально привлекаемыми для этих целей независимыми специалистами-оценщиками. Очевидно, что если речь идет о крупном акционерном обществе, имеющем значительные основные фонды, то целесообразно прибегать к услугам профессионалов. В последнем случае организациям рекомендуется обращаться в соответствующие статкомитеты за содействием в нахождении независимых оценщиков (см.: п.4 письма Госкомстата РФ от 19 декабря 1996 г. N 6-1/249).
Если по итогам переоценки стоимость основных фондов возрастает, то образующаяся в результате положительная разница в стоимости основных фондов, как и эмиссионный доход, учитывается как добавочный капитал и может являться источником средств, за счет которых осуществляется распределение дополнительных акций среди акционеров.
Выпуск дополнительных акций за счет средств, полученных от переоценки основных фондов, проводимой по решению Правительства РФ, имеет ряд несомненных преимуществ.
Во-первых, согласно ст.2 Закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" (в редакции Федерального закона от 18 октября 1995 г. с послед. изм.), объектом обложения данным видом налога не является номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства Российской Федерации.
Во-вторых, как следует из п.13 ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с послед. изм.), при увеличении уставного капитала акционерного общества в связи с переоценкой основных фондов, осуществляемой по решению Правительства Российской Федерации, не подлежит налогообложению стоимость дополнительно полученных юридическим лицом - акционером акций, распределенных по решению общего собрания между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций.
Льготный режим налогообложения закрепляется в нормативных актах и в отношении акционеров - физических лиц. Согласно п.7 инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. N 35 (в редакции от 28 апреля 1999 г. N ГБ-3-08/107) по применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", при переоценке акционерными обществами основных фондов (средств) в налогооблагаемый доход физических лиц - членов акционерных обществ не включается стоимость дополнительно полученных ими акций, распределенных между акционерами пропорционально их доле и видам акций.
Возможность размещения дополнительных акций среди акционеров только за счет строго определенных средств не является единственной особенностью данного способа распространения ценных бумаг.
Так, в п.3.2 Стандартов содержится положение, согласно которому распределение дополнительных акций среди акционеров возможно только в том случае, если оно касается всех акционеров - владельцев акций всех категорий (типов), и при этом одновременно выполняются следующие условия:
а) количество распределяемых дополнительных (в том числе конвертируемых) акций каждой категории (каждого типа) пропорционально количеству акций этой категории (типа), находящихся в обращении;
б) каждому акционеру - владельцу акций определенной категории (определенного типа) передается целое число акций этой категории (этого типа), пропорциональное числу принадлежащих ему акций этой категории (этого типа).
Приведенные требования ставят целью сохранение соотношения долей акционеров в уставном капитале общества, существовавшего до распределения между ними ценных бумаг. Таким образом, в результате использования этого способа размещения акций не может произойти перераспределение ролей акционеров с точки зрения их влияния на деятельность общества, поскольку это влияние определяется размером находящегося во владении акционера пакета акций.
Процедура эмиссии дополнительных акций акционерного общества, распределяемых среди акционеров, мало чем отличается от общего стандарта. Она включает в себя следующие этапы:
1.Утверждение акционерным обществом решения о выпуске дополнительных акций.
Указанное решение готовится в виде отдельного документа с соблюдением установленной формы (п.7.4 Стандартов) и утверждается советом директоров акционерного общества или общим собранием акционеров, если оно в соответствии с уставом и ч.2 п.1 ст.64 закона "Об акционерных обществах" осуществляет функции совета директоров. Решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций.
Помимо обычно указываемых сведений решение о выпуске дополнительных акций, распределяемых среди акционеров, должно содержать информацию об источниках средств, за счет которых осуществляется увеличение уставного капитала.
Некоторыми особенностями отличается и определение срока размещения ценных бумаг. В решении о выпуске ценных бумаг должен быть указан срок с момента государственной регистрации акций, по истечении которого осуществляется распределение ценных бумаг среди акционеров;
2. Подготовка проспекта эмиссии дополнительных акций (если государственная регистрация выпуска дополнительных акций должна сопровождаться регистрацией их проспекта эмиссии).
В соответствии с п.8.1.2 Стандартов подготовка проспекта эмиссии акций требуется в акционерных обществах, число акционеров которых превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска акций превышает 50000 минимальных размеров оплаты труда;
3. Государственная регистрация выпуска дополнительных акций и (в случае, если государственная регистрация выпуска дополнительных акций должна сопровождаться регистрацией их проспекта эмиссии) регистрация их проспекта эмиссии.
В соответствии с п.10 постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) РФ от 4 марта 1997 г. N 11 эта Комиссия один раз в год публикует Перечень регистрирующих органов в своем официальном печатном органе. В настоящее время в зависимости от вида деятельности организации, действующей в форме акционерного общества, такими органами могут быть Министерство финансов РФ, регистрирующее, например, выпуски акций страховых организаций; Центральный банк Российской Федерации и его территориальные учреждения, к компетенции которых отнесена государственная регистрация выпусков акций кредитных организаций; ФКЦБ РФ и ее региональные отделения, осуществляющие государственную регистрацию акций большинства эмитентов.
Перечень документов, представляемых эмитентами для государственной регистрации выпуска акций, определяется в соответствии с разделом N 9 Стандартов. Для некоторых юридических лиц предусмотрены особенности этой процедуры. Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации выпуска акций кредитных организаций, определяется согласно требованиям инструкции ЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. N 8 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" (в редакции Указания ЦБ РФ от 23 ноября 1998 г. N 417-У);
4. Изготовление сертификатов акций (в случае размещения дополнительных акций в документарной форме) и (в случае, если государственная регистрация выпуска дополнительных акций сопровождалась регистрацией их проспекта эмиссии) раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии акций.
Образец (описание) сертификата должен содержать все реквизиты, предусмотренные, в частности, в ст.18 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Образец (описание) сертификата утверждается органом акционерного общества, утвердившим решение о выпуске ценных бумаг.
Информационная обязанность эмитента заключается в обеспечении доступа будущим владельцам выпускаемых ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
5. Распределение дополнительных акций.
Распределение дополнительных акций среди акционеров общества должно быть осуществлено не позднее одного месяца с даты государственной регистрации выпуска акций. Сама процедура распределения ценных бумаг должна быть проведена в течение одного дня, который указан в зарегистрированном решении об их выпуске. Очевидно, что этот день не может быть установлен ранее осуществления государственной регистрации выпуска акций.
Право на получение акций имеют акционеры, зарегистрированные в реестре акционеров общества на день распределения ценных бумаг. Из этого правила есть одно исключение, которое касается случаев распределения акций среди акционеров за счет прибыли по итогам предыдущего года, направленной на выплату дивидендов. В такой ситуации право на получение акций приобретают акционеры, включенные в список лиц, имеющих право на получение годовых дивидендов. В данный список, как следует из ч.2 п.4 ст.42 закона "Об акционерных обществах", включаются акционеры и номинальные держатели акций, внесенные в реестр акционеров общества на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров. Составление такого списка осуществляется по правилам, изложенным в ст.51 закона "Об акционерных обществах".
Держатель реестра акционеров открывает акционерному обществу-эмитенту эмиссионный счет эмитента и зачисляет на него ценные бумаги в количестве, указанном в решении о выпуске ценных бумаг. Затем акции списываются с эмиссионного счета и зачисляются на лицевые счета зарегистрированных в реестре лиц. Указанная процедура производится в соответствии с требованиями, изложенными в п.7.4 положения "О ведении реестра владельцев именных ценных бумаг", утвержденного постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27 (в редакции постановлений ФКЦБ РФ от 31 декабря 1997 г. N 45; от 12 января 1998 г. N 1; от 20 апреля 1998 г. N 8). Данные операции по зачислению и списанию акций относятся к операциям, осуществляемым профессиональным регистратором по поручению эмитента. Если в соответствии с действующим законодательством общество ведет реестр акционеров самостоятельно, то оно само проводит эти операции;
6. Регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных акций.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг составляется по форме Приложения N 6 к Стандартам и регистрируется в органе, осуществившем государственную регистрацию выпуска ценных бумаг;
7. Раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска дополнительных акций (в случае, если государственная регистрация выпуска дополнительных акций сопровождалась регистрацией их проспекта эмиссии).
Раскрытие информации в данном случае заключается в предоставлении акционерам возможности ознакомиться с данными, содержащимися в зарегистрированном отчете.
Необычная процедура приобретения дополнительных акций, распределяемых среди акционеров, порождает на практике многочисленные споры. Главным образом они связаны с определением субъекта права собственности на дополнительные акции. Как уже отмечалось, таковыми являются либо акционеры, зарегистрированные в реестре на день распределения дополнительных акций, либо лица, включенные в список субъектов права на годовые дивиденды, когда распределение акций
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Увеличение уставного капитала акционерного общества
Автор
Ломакин Д.В. - кандидат юрид. наук, ассистент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 1999, N 11