Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации
В настоящее время субъекты РФ (и прежде всего республики) ведут активную внешнеэкономическую деятельность, имеют международные связи. Действуют представительства республик в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. Это представительства: Башкортостана - в Казахстане, Киргизии; Бурятии - в Казахстане и на Украине; Марий Эл - в Молдове; Саха (Якутия) - в Казахстане, Латвии, на Украине, Японии; Татарстана - во Франции; Тыва - в ФРГ; Хакасии - в Италии и т.д.
Поэтому важно создание правовой базы этих отношений. Впервые Федеративный договор закрепил, что субъекты Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. Конституция РФ относит к совместному ведению России и ее субъектов координацию международных и внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров РФ. Конституции республик по-разному закрепляют их полномочия в международных отношениях. Согласно Конституции Башкортостана, например, эта республика "является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору в ведение Российской Федерации. Республика Башкортостан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры и обмениваются дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций".
Аналогичные положения содержат Конституции Саха (Якутия), Дагестана, Коми и др.
В последние годы значительно расширился перечень нормативных документов и рекомендаций по вопросам координации внешних сношений регионов России. К ним в первую очередь следует отнести Федеральный закон от 16 июня 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации". Он в целом определяет пределы участия субъектов РФ в заключении международных договоров. Устанавливает, что международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъектов, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта РФ, на которые возложена соответствующая функция. В связи с этим следует в конституциях или в ином специальном законе определить орган, в чьи функции входит решение вопросов о внешних связях.
Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Согласно этому документу координация подобных международных связей возложена на МИД РФ, которое в этих целях взаимодействует с органами государственной власти Федерации, органами государственной власти ее субъектов. Эту работу ведет Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИДа.
В целях оказания консультативной, информационной и методологической помощи субъекта РФ по развитию ими международных и внешнеэкономических связей создан Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России. Утверждено Положение об этом Совете. Работой Консультативного совета руководит председатель - первый заместитель Министра иностранных дел России. Персональный состав Совета формируется по рекомендации соответствующих субъектов Федерации. Представлять регион в Совете может глава исполнительной власти региона, его заместитель, министр (начальник управления) по внешним связям, представители в Москве. Направлениями работы Совета являются: экспертная оценка проектов нормативных документов, регламентирующих международные и внешнеэкономические связи республик, краев и областей; разработка рекомендаций по повышению эффективности этих международных и внешнеэкономических связей; информирование руководящих органов субъектов Федерации по основным направлениям внешней политики России и международного положения в целом, а также вопросам международной деятельности, напрямую затрагивающим интересы российских регионов; ознакомление с ходом развития их международных и внешнеэкономических связей; систематизация, обобщение и распространение опыта взаимодействия региональных и федеральных органов власти в сфере международных и внешнеэкономических связей; участие в подготовке и проведении конференций, совещаний и семинаров по проблемам федерализма, в том числе по вопросам взаимодействия федеральных органов и органов власти субъектов Федерации в осуществлении международных связей: разработка рекомендаций по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров министерств и ведомств, занимающихся вопросами международных связей.
Сейчас подготовлен ряд документов, которые призваны упорядочить развитие международных связей субъектов Федерации. К числу их относятся: рекомендации по подготовке документов об открытии представительства субъекта Российской Федерации за рубежом; типовое положение о представительстве; рекомендации по подготовке соглашений субъектов Федерации с зарубежными партнерами; рекомендации о подготовке и осуществлении зарубежных визитов руководителей субъектов Федерации; рекомендации о приеме иностранных делегаций в регионах России.
Эти документы закрепляют следующие основополагающие положения. Для открытия представительства субъекта Федерации за рубежом требуется взаимная договоренность республики, края, области и иностранного партнера, которая может быть оформлена в виде отдельного протокола. В протоколе целесообразно отразить цели и правовые основания его подписания, согласие иностранного партнера на открытие представительства субъекта на территории иностранного государства. Федеральные органы рассматривают представленные документы по учреждению представительства с точки зрения их соответствия Конституции России, законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. Представительство субъекта Федерации может быть создано на территории иностранного государства в целях содействия развитию внешнеэкономических, культурных, спортивных, гуманитарных и иных связей с иностранными партнерами. Представительство не обладает правом экстерриториальности и на него распространяется действие законодательства страны пребывания. Представительство не осуществляет политических, дипломатических и консульских функций.
Финансирование расходов представительства осуществляется за счет средств, выделяемых субъектом Российской Федерации. Согласованному взаимодействию соблюдения принципа единства внешней политики способствует Указ Президента Российской Федераци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
Автор
Н.Филиппов - декан факультета экономики и права Чебоксарского кооперативного института, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 1998, N 3, стр. 41