Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Омского городского Совета
от 16 декабря 2015 года N 404
Программа
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Омск Омской области на 2016 - 2025 годы
18 июля 2018 г.
Раздел 1 изменен. - Решение Омского городского Совета от 18 июля 2018 г. N 73
1. Паспорт
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Омск Омской области на 2016 - 2025 годы
Раздел 2 изменен. - Решение Омского городского Совета от 18 июля 2018 г. N 73
2. Характеристика существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры города Омска
Система коммунальной инфраструктуры города Омска включает в себя энергетический комплекс, системы водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.
2.1. Энергетический комплекс.
Энергетический комплекс города Омска представляет собой централизованную структуру. В городе Омске преобладает централизованное теплоснабжение от теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ), крупных районных и промышленных котельных.
Теплоэнергетический комплекс города Омска по состоянию на 01.01.2017 включал в себя 179 источников теплоснабжения, в том числе три ТЭЦ (по состоянию на 01.01.2015 - 172 источника теплоснабжения, в том числе три ТЭЦ).
Общая установленная тепловая мощность источников теплоснабжения города Омска, обеспечивающая балансы покрытия присоединенной тепловой нагрузки, на конец 2016 года составила 9 394 Гкал/ч. Установленная тепловая мощность источников теплоснабжения города Омска, обеспечивающая балансы покрытия присоединенной тепловой нагрузки, формируется следующими источниками:
- источники АО "ТГК-11" (источники комбинированной выработки тепловой и электрической энергии): три ТЭЦ (ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5);
- источники АО "ОмскРТС": ТЭЦ-2, работающая в режиме котельной, Кировская районная котельная (далее - КРК);
- 27 котельных МП г. Омска "Тепловая компания";
- 45 котельных ведомственных теплоснабжающих организаций (33 организации);
- 102 ведомственные производственные котельные (98 организаций).
От трех ТЭЦ АО "ТГК-11" и двух котельных АО "ОмскРТС" обеспечивается около 63 процентов суммарной нагрузки потребителей города Омска, от крупных котельных теплопроизводительностью более 20 Гкал/ч - 21 процент. Часть потребителей сектора индивидуальной жилой застройки использует индивидуальное теплоснабжение.
На территории города Омска функционируют 33 теплоснабжающие организации, осуществляющие деятельность по производству тепловой энергии и ее транспортировке до потребителей, и 12 теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.
Централизованная система теплоснабжения города Омска сложилась в основном в 1960 - 1980 годы.
Теплоснабжение компактной правобережной части города Омска осуществляется от ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 АО "ТГК-11", ТЭЦ-2 АО "ОмскРТС", котельных МП г. Омска "Тепловая компания" и ведомственных котельных. Теплоснабжение большей части Кировского административного округа города Омска осуществляется от ТЭЦ-3 АО "ТГК-11", КРК АО "ОмскРТС", котельных МП г. Омска "Тепловая компания" и от ведомственных котельных.
ТЭЦ-2 (частично), ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 работают на угле, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, КРК и большинство котельных (71 процент) - на природном газе, 12 процентов котельных - на угле, 12 процентов котельных - на мазуте.
Базовыми источниками теплоснабжения являются источники с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии (ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 АО "ТГК-11").
Схема горячего водоснабжения по системам централизованного теплоснабжения АО "ТГК-11" и АО "ОмскРТС": открытая - 48 процентов, закрытая - 52 процента.
В зоне действия энергоисточников АО "ТГК-11" и АО "ОмскРТС" эксплуатацию магистральных тепловых сетей осуществляет АО "ОмскРТС", квартальных тепловых сетей - МП г. Омска "Тепловая компания".
В зонах действия котельных эксплуатацию тепловых сетей, как правило, осуществляют организации, эксплуатирующие котельные, за исключением нескольких котельных теплоснабжающих организаций, часть тепловых сетей от которых находится в хозяйственном ведении и эксплуатируется МП г. Омска "Тепловая компания".
Общая протяженность тепловых сетей города Омска по состоянию на 01.01.2017 составила 1 408,43 км в двухтрубном исчислении, в том числе:
1) магистральные тепловые сети от источников АО "ТГК-11" и АО "ОмскРТС" - 238,09 км (находятся на балансе АО "ОмскРТС");
2) тепловые сети, обслуживаемые МП г. Омска "Тепловая компания", - 963,09 км, в том числе:
- от магистральных сетей АО "ОмскРТС" - 695,04 км;
- от котельных МП г. Омска "Тепловая компания" - 179,91 км;
- от ведомственных котельных - 88,13 км;
3) тепловые сети от котельных ведомственных теплоснабжающих организаций - 200,82 км;
4) паровые сети от источников АО "ТГК-11" (ТЭЦ-3, ТЭЦ-5) и котельной МП г. Омска "Тепловая компания" (ул. Перелета, 3) - 6,43 км.
Прокладка тепловых сетей выполнена в основном подземным (в непроходных каналах) и надземным способами. Тепловая изоляция выполнена в основном из минераловатных изделий.
Основной организацией, эксплуатирующей магистральные тепловые сети города Омска, является АО "ОмскРТС", осуществляющее транспортировку тепловой энергии по магистральным сетям от собственных источников (ТЭЦ-2, КРК) и источников АО "ТГК-11" (ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5). Второй организацией по объему обслуживания тепловых сетей города Омска является МП г. Омска "Тепловая компания", обеспечивающее транспортировку тепловой энергии от собственных котельных, магистральных сетей АО "ОмскРТС", ведомственных котельных.
Основная доля тепловых нагрузок потребителей приходится на тепловые сети, эксплуатируемые АО "ОмскРТС" и МП г. Омска "Тепловая компания".
Развитие систем теплоснабжения города Омска осуществляется в соответствии со Схемой теплоснабжения города Омска на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.09.2014 N 660 (далее - Схема теплоснабжения), инвестиционной программой акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" в сфере теплоснабжения на 2018 - 2022 годы, утвержденной приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 30.10.2017 N 221/62, инвестиционной программой Муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" в сфере теплоснабжения на 2015 - 2030 годы, утвержденной приказом РЭК Омской области от 30.10.2014 N 229/60, и другими правовыми актами.
Электроснабжение потребителей Омской области и города Омска осуществляется на 70 процентов от ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, блок-станций некоторых промышленных организаций и на 30 процентов от внешних источников.
Омская энергосистема входит в объединенную энергосистему Сибири. В настоящее время данная энергосистема энергодефицитна.
Основными электросетевыми организациями являются филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" и АО "Омскэлектро".
Гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Омской области является акционерное общество "Петербургская сбытовая компания".
АО "Омскэлектро" обслуживает более 60 процентов электрических сетей на территории города Омска напряжением 0,4 - 10 кВ (с учетом бесхозяйных объектов недвижимого имущества электросетевого комплекса), одну высоковольтную кабельную линию напряжением 110 кВ, находящуюся в долевой собственности АО "Омскэлектро" и филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго". В состав предприятия входят три района электрических сетей (Северный, Южный, Левобережный) и служба наружного освещения.
Муниципальные электрические сети имеют общую протяженность воздушных линий напряжением 6/10 кВ и 0,4 кВ - 1 701,0 км, кабельных линий напряжением 6/10 кВ и 0,4 кВ - 3 733,2 км. Средний износ сетей электроснабжения составляет 76,6 процента.
Филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" осуществляет транспортировку электрической энергии от электростанций и с оптового рынка потребителям, обслуживание электрических сетей и подстанций, является владельцем около 70 процентов электрических сетей 110 кВ в городе Омске.
На территории города Омска находится 18 центров питания филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" напряжением 110/10 кВ, от которых осуществляется электроснабжение других территориальных сетевых организаций и потребителей.
Развитие систем электроснабжения города Омска осуществляется в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2017 N 1209-р, Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, схемами и программами развития Единой энергетической системы России, ежегодно утверждаемыми уполномоченным органом в сфере электроэнергетики, Программой развития электроэнергетики в Омской области на 2018 - 2022 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 28.04.2018 N 51, инвестиционной программой открытого акционерного общества "Омскэлектро" на 2015 - 2019 годы, утвержденной приказом РЭК Омской области от 08.08.2014 N 110/36.
2.2. Система газоснабжения.
Основными газораспределительными и газоснабжающими организациями в городе Омске являются АО "Омскгоргаз", Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Омск", Акционерное общество "Омскоблгаз", Акционерное общество "Омскгазстройэксплуатация", Общество с ограниченной ответственностью "МЕЖОБЛГАЗ", ООО "Омскгазсеть".
Газоснабжение города Омска природным газом осуществляется от магистрального газопровода Тюмень - Омск через пять газораспределительных станций (далее - ГРС) в основном по двухступенчатой схеме газораспределения от ГРС. При этом от ГРС-2, ГРС-3, ГРС-4, ГРС-5 предусмотрена подача газа с выходным давлением 0,6 МПа, от ГРС-1 предусмотрена подача газа с давлением 1,2 МПа. Для понижения давления при подаче газа потребителям до уровня низкого давления и частично до уровня среднего давления предусмотрены газораспределительные и газорегулирующие пункты, установки и шкафы.
На территории города Омска реализуются инвестиционные программы указанных газораспределительных организаций, в том числе в составе региональной программы газификации Омской области на 2016 - 2020 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 14.11.2016 N 196.
В городе Омске существуют 5 источников с тупиковыми сетями, без взаимного резервирования по распределительным сетям 0,6 МПа. Схемы от ГРС ориентированы в основном на крупные промышленные предприятия. Распределительные сети для коммунально-бытового потребления и частного сектора развиты недостаточно.
Строительство сетей газораспределения предусматривается на основании утвержденной градостроительной документации в соответствии с проектами планировки и проектами межевания территорий.
Кроме того, в ближайшее время возникнет проблема массовой замены или модернизации сетей газоснабжения. Это коснется в первую очередь разводящих сетей сжиженного газа от газорегуляторных установок, построенных в 1950 - 1960 годы.
В числе приоритетных задач газификации города Омска можно выделить газификацию жилищного фонда в Кировском административном округе города Омска после строительства ГРС-29.
2.3. Системы водоснабжения и водоотведения.
Основной объем услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Омска оказывает ОАО "ОмскВодоканал".
Система водоснабжения города Омска включает в себя:
- 3 водозабора из реки Иртыш (Падь, Заря, Крутая Горка) с насосными станциями первого подъема;
- 2 комплекса очистных сооружений водоподготовки общей мощностью 630 тыс. куб. м/сутки в городе Омске и микрорайоне "Крутая Горка";
- 15 крупных районных насосных станций и 90 повысительных насосных станций в микрорайонах города Омска;
- сети водопровода протяженностью 1 800,24 км.
Система водоотведения города Омска включает в себя:
- очистные сооружения канализации в городе Омске и микрорайоне "Крутая Горка" общей производительностью 630 тыс. куб. м/сутки с полной биологической очисткой сточных вод;
- канализационные сети (D 150 - 2 500 мм) протяженностью 1 258,26 км;
- 96 насосных станций перекачки.
Развитие системы водоснабжения и водоотведения города Омска осуществляется в рамках инвестиционной программы Открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016 - 2019 годы, утвержденной приказом РЭК Омской области от 30.11.2015 N 477/71.
Завершается реализация проекта по строительству сооружений повторного использования промывных вод на Ленинской очистной водопроводной станции. Продолжаются работы по внедрению технологии применения продуктов мембранного электролиза поваренной соли взамен технологии, использующей жидкий хлор в процессе обеззараживания природной питьевой воды на Ленинской очистной водопроводной станции.
Схема водоснабжения и водоотведения города Омска утверждена постановлением Администрации города Омска от 25.11.2014 N 1646-п.
Современное состояние систем водоснабжения и водоотведения города Омска характеризуется:
- сверхнормативным износом (79,3 процента и 80,9 процента) и повышенной аварийностью водопроводных и канализационных сетей и сооружений;
- высоким износом и низкой надежностью работы дюкерных переходов через реку Иртыш;
- неравномерным распределением мощности сетей водоснабжения по районам города Омска;
- недостаточным и неравномерным распределением источников наружного водоснабжения на сетях холодного водоснабжения на территории города Омска;
- избыточной мощностью очистных сооружений водоснабжения и водоотведения;
- снижением надежности работы водозаборных сооружений в связи с понижением минимальных горизонтов воды в реке Иртыш;
- проблемой утилизации осадков сточных вод из-за исчерпания емкости илошламонакопителей.
2.4. Система обращения с твердыми коммунальными отходами.
С каждым годом в городе Омске растет объем твердых коммунальных отходов, в связи с чем возникает проблема нехватки полигонов, оборудованных в соответствии с санитарными и экологическими нормами и правилами. Также одной из проблем в области обращения с отходами является низкая культура населения в сфере охраны окружающей среды, приводящая к образованию стихийных свалок.
Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 N 74, определены принципы, направления и механизмы реализации по созданию эффективной системы комплексного управления отходами.
Раздел 3 изменен. - Решение Омского городского Совета от 18 июля 2018 г. N 73
3. Перспективные показатели развития города Омска и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы
Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 (далее - Генеральный план), сформированы и обоснованы базовые параметры и положения общегородской градостроительной стратегии на период до 2025 года.
В Генеральном плане представлены прогнозы формирования внутригородской системы расселения, дополнительных объемов ввода жилья в административных округах города Омска в период до 2025 года, перспективного развития объектов образования, здравоохранения, а также основные параметры территории города Омска.
В соответствии с планами и прогнозами развития города Омска на период до 2025 года, уточненными с учетом данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области за 2014 - 2015 годы, планируется достижение к 2025 году следующих основных показателей:
- увеличение численности населения города Омска на перспективу до 1 186,2 тыс. человек (101,4 процента к уровню 2014 года);
- увеличение площади жилищного фонда до 35,2 млн. кв. м общей площади жилья (131,8 процента);
- повышение уровня жилищной обеспеченности граждан до 28,8 кв. м на человека (126,3 процента);
- ввод в эксплуатацию до 1 млн. кв. м жилья в год (640,3 тыс. кв. м);
- полная ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда;
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 64 процентов (в 2014 году - 70 процентов).
Прогноз изменения перспективных показателей развития города Омска на период до 2025 года представлен в таблице.
Перспективные показатели развития города Омска
N |
Показатель |
Ед. изм. |
2014 год |
2016 год |
2020 год |
2025 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Среднегодовая численность населения |
тыс. чел. |
1170,0 |
1176,4 |
1181,4 |
1186,2 |
2 |
Площадь жилищного фонда (на конец года) |
тыс. кв. м |
26729 |
28009 |
30739 |
35239 |
3 |
Площадь общественно-деловых зданий, строений |
тыс. кв. м |
1260,0 |
1493,0 |
1726,0 |
1960,0 |
4 |
Площадь производственно-коммунальных строений |
тыс. кв. м |
13390,0 |
13426,0 |
13462,0 |
13500,0 |
5 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов |
тыс. кв. м |
640,3 |
650,0 |
750,0 |
1000,0 |
6 |
Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых помещений |
кв. м/чел. |
22,8 |
23,8 |
25,6 |
28,8 |
7 |
Доля ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда (на конец года) |
процентов |
0,8 |
0,3 |
0,1 |
0 |
8 |
Индекс промышленного производства (2014 год = 100 процентов) |
процентов к 2014 году |
100 |
103,4 |
112,2 |
124,5 |
9 |
Уровень износа коммунальной инфраструктуры |
процентов |
70 |
68 |
66 |
64 |
10 |
Удельный расход энергетических ресурсов населением в многоквартирных домах (в год): |
|
|
|
|
|
Электрическая энергия |
кВт·ч/кв. м |
44,16 |
42,83 |
40,26 |
37,24 |
|
Тепловая энергия |
Гкал/кв. м |
0,25 |
0,24 |
0,22 |
0,20 |
|
Горячая вода |
куб. м/кв. м |
1,27 |
1,23 |
1,16 |
1,07 |
|
Холодная вода |
куб. м/кв. м |
2,26 |
2,19 |
2,06 |
1,91 |
|
Природный газ |
куб. м/кв. м |
5,42 |
5,25 |
4,94 |
4,57 |
|
11 |
Спрос на коммунальные ресурсы: |
|
|
|
|
|
Электрическая энергия |
млн. кВт·ч |
3708,0 |
3749,0 |
3800,0 |
3880,0 |
|
Тепловая энергия |
млн. Гкал |
14,1 |
14,2 |
16,6 |
22,1 |
|
Холодная вода |
млн. куб. м |
106,8 |
108,0 |
109,4 |
111,7 |
|
Природный газ |
млн. куб. м |
2108,0 |
2109,0 |
2152,0 |
2208,0 |
По состоянию на 2015 год на территории города Омска имелась перспектива освоения площадок жилищного строительства площадью 784 га с выходом жилой площади 6 726 тыс. кв. м (выданы разрешения на строительство жилых домов площадью 2 084 тыс. кв. м).
В соответствии с Генеральным планом к 2025 году в городе Омске должны функционировать крупные торговые и торгово-развлекательные комплексы общей площадью более 1,5 млн. кв. м, что предполагает ежегодный ввод в эксплуатацию указанных объектов площадью около 70 тыс. кв. м Объекты торговли должны располагаться в узловых центрах города Омска, округа, жилого района, формируя очаги деловой и социальной активности городского и кВартального значения.
В соответствии со стратегическими задачами развития экономики города Омска наиболее приоритетными отраслями производственной сферы являются: высокотехнологичное машиностроение, химия и нефтехимия, нефтепереработка, пищевая промышленность, информационные технологии.
В числе приоритетных направлений развития систем коммунальной инфраструктуры города Омска также можно выделить обеспечение объектами инженерной инфраструктуры действующих и перспективных инвестиционных площадок - индустриальных парков и технопарков.
На увеличение объемов потребления коммунальных ресурсов отраслями промышленности окажет влияние рост объемов промышленного производства.
Гибкость и динамизм экономики города Омска определяют формирование крупного сегмента качественной специализированной офисной недвижимости, сдаваемой в аренду. Прогнозируется, что к 2030 году как минимум 20 процентов экономически активного населения будут трудиться в офисах.
В связи с этим к 2025 году в городе Омске будет создано около 1,2 млн. кв. м офисных площадей в специализированных зданиях для сдачи в аренду, что потребует около 114 га земли (6 га ежегодно для ввода в эксплуатацию около 60 тыс. кв. м офисных площадей).
При этом прогнозируется, что на территории города Омска будут сформированы 2 - 3 центра деловой активности, что позволит достичь требуемой плотности среды и социально-экономических процессов. Деловые районы будут складываться в непосредственной близости от сложившегося культурно-исторического центра и на левом берегу реки Иртыш, непосредственно напротив центра города Омска, на пересечении крупных городских магистралей проспекта Комарова и улицы Конева.
Таким образом, с учетом изменения показателей развития города Омска можно сделать вывод, что перспективный спрос на коммунальные ресурсы не соответствует имеющимся мощностям, что требует строительства и реконструкции объектов теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с материалами актуализированной на 2018 год Схемы теплоснабжения по состоянию на 01.01.2017 резерв тепловой мощности на всех источниках тепловой энергии составлял 2 733,1 Гкал/ч (на 01.01.2015 - 2 769,7 Гкал/ч), в том числе на:
- источниках АО "ТГК-11" - 635,3 Гкал/ч (23,2 процента);
- источниках АО "ОмскРТС" - 21,8 Гкал/ч (0,8 процента);
- котельных МП г. Омска "Тепловая компания" - 185,4 Гкал/ч (6,8 процента);
- ведомственных котельных - 1 890,6 Гкал/ч (69,2 процента).
На некоторых ведомственных котельных города Омска имеется незначительный дефицит тепловой мощности. Возможность перераспределения резерва тепловой мощности в зоны действия котельных с дефицитом тепловой мощности отсутствует в связи с локальным характером зон теплоснабжения котельных, дефицитом тепловой мощности, отсутствием связей между теплоисточниками.
Использование резерва тепловой мощности теплоисточников возможно при условии реконструкции существующих тепловых сетей (увеличении пропускной способности трубопроводов), а также при строительстве новых сетей теплоснабжения.
В соответствии с материалами актуализированной на 2018 год Схемы теплоснабжения резерв на теплоисточниках будет сохраняться и к 2032 году составит 2 286,98 Гкал/ч.
В соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 N 74:
1) построен мусороперерабатывающий комплекс мощностью до 40 тыс. т/год в Ленинском административном округе города Омска;
2) осуществляется строительство мусороперерабатывающего комплекса мощностью до 400 тыс. т/год в Кировском административном округе города Омска;
3) планируется строительство мусоросортировочного комплекса мощностью до 220 тыс. т/год в микрорайоне Загородный.
Начало работы мусороперерабатывающего (мусоросортировочного) комплекса приостановлено в связи с отсутствием действующего полигона для утилизации отходов, а также установленного тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов.
В числе основных направлений развития систем инженерной инфраструктуры города Омска на период до 2025 года можно выделить следующие:
1) основные направления развития систем водоснабжения:
- сокращение потерь и нерационального использования питьевой воды за счет комплекса водосберегающих мер, включающих установку водосберегающей арматуры, учет водопотребления в зданиях и жилых помещениях, введение платы за воду по фактическому потреблению, перевод промышленных предприятий с питьевого на техническое водоснабжение;
- повышение надежности систем водоснабжения за счет реконструкции и строительства новых сетей (в том числе на противопожарные нужды) с использованием современных труб из полиэтилена, высокопрочного чугуна, стеклопластика и современных методов прокладки, увеличения емкости резервуаров питьевой воды, зонирования системы водоснабжения;
- обеспечение качества питьевой воды за счет реконструкции и модернизации очистных сооружений;
2) основные направления развития систем канализации:
- повышение надежности работы канализации путем реконструкции и строительства новых канализационных сетей, реконструкции и модернизации станции очистки воды и насосных станций;
- повышение качества приема, перекачки и очистки стоков и экологической безопасности систем очистки сточных вод путем снижения до нормативного уровня концентрации загрязнений в промышленных стоках, внедрение биологической очистки от соединений фосфора и азота, обеспечение полной обработки и утилизации осадков, внедрение системы термокаталитического окисления осадков сточных вод;
- решение проблемы утилизации осадков сточных вод;
3) основные направления развития системы теплоснабжения:
- реконструкция, техническое перевооружение и модернизация действующих источников тепловой энергии с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии для обеспечения перспективных приростов тепловых нагрузок;
- расширение зон действия действующих источников тепловой энергии с комбинированной выработкой тепловой энергии;
- реконструкция котельных с увеличением зоны их действия путем включения в нее зон действия существующих источников тепловой энергии;
- вывод в резерв и (или) вывод из эксплуатации котельных при передаче тепловых нагрузок на другие источники тепловой энергии;
- реконструкция и развитие городских централизованных тепловых сетей с наиболее эффективным перераспределением по зонам города имеющихся мощностей на действующих теплоисточниках;
- сокращение тепловых потерь путем повышения теплозащитных характеристик новых и реконструируемых зданий и теплотрасс;
- организация индивидуального теплоснабжения в зонах застройки малоэтажными жилыми зданиями и другие;
4) основные направления развития системы электроснабжения:
- покрытие растущих потребностей в электроснабжении от существующих ТЭЦ за счет установки в них новых турбин, от новых блок-станций промышленных предприятий;
- строительство понизительных подстанций (далее - ПС) 110/10 кВ;
- полная комплексная реконструкция или замена ряда существующих подстанций напряжением 110/10 кВ в связи с физической и моральной изношенностью оборудования и перегруженностью по трансформаторной мощности;
- строительство распределительных пунктов напряжением 10 кВ, трансформаторных подстанций со строительством соответствующих кабельных линий для обеспечения электроэнергией новых потребителей;
- строительство воздушных и кабельных линий электропередач напряжением 110 кВ в городской застройке и промышленной зоне для подключения новых подстанций напряжением 110 кВ к источникам питания.
Основные мероприятия по строительству энергетических объектов включены в действующую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2017 N 1209-р, инвестиционные программы организаций электроэнергетики.
В Схеме теплоснабжения проект строительства ТЭЦ-6 признан неэффективным и неокупаемым. В актуализированной на 2018 год Схеме теплоснабжения рекомендованным вариантом развития системы теплоснабжения выбран сценарий, не предполагающий строительство ТЭЦ-6;
5) основные направления развития системы газоснабжения, которые предусматривают повышение безопасности и надежности этой системы путем строительства новой ГРС-29 с подключением к магистрали и строительства кольцующих газопроводов в соответствии с планируемой застройкой.
Одной из основных задач до 2025 года останется перевод существующих микрорайонов города Омска со сжиженного газа на природный газ. Это микрорайоны Советского, Центрального, Октябрьского и Ленинского административных округов города Омска.
4. Перечень мероприятий и целевых показателей Программы
Перечень мероприятий Программы (график выполнения мероприятий) приведен в приложении N 1 к Программе.
Перечень целевых показателей Программы приведен в приложении N 2 к Программе.
Раздел 5 изменен. - Решение Омского городского Совета от 18 июля 2018 г. N 73
5. Финансирование Программы
Общая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы составляет 30 138 130,0 тыс. руб., в том числе:
2016 год - 2 858 877,8 тыс. руб.;
2017 год - 2 266 140,4 тыс. руб.;
2018 год - 2 798 978,0 тыс. руб.;
2019 год - 3 370 928,4 тыс. руб.;
2020 год - 3 615 215,9 тыс. руб.;
2021 год - 3 226 593,5 тыс. руб.;
2022 год - 3 608 875,5 тыс. руб.;
2023 год - 3 314 118,2 тыс. руб.;
2024 год - 2 591 074,1 тыс. руб.;
2025 год - 2 487 328,2 тыс. руб.
При этом планируется использование следующих источников финансирования:
- собственных средств организаций коммунального комплекса города Омска - 22 919 534,6 тыс. руб.;
- платы за подключение (присоединение) - 5 460 302,5 тыс. руб.;
- других источников (средства областного бюджета, плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, средства инвесторов) - 1 758 292,9 тыс. руб.
Кроме того, при реализации Программы организациями-исполнителями планируется рассмотреть возможность привлечения дополнительных источников финансирования:
- дополнительная эмиссия акций;
- кредиты;
- средства частных инвесторов, в том числе по концессионным соглашениям.
В соответствии с действующим законодательством источниками финансирования мероприятий Программы могут быть средства инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, средства бюджетов различных уровней.
6. Управление Программой
Ответственным исполнителем Программы является департамент городской экономической политики Администрации города Омска.
Соисполнителями Программы (в пределах компетенции) являются:
- департамент городского хозяйства Администрации города Омска;
- департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска;
- департамент строительства Администрации города Омска;
- департамент общественной безопасности Администрации города Омска;
- организации коммунального комплекса города Омска.
Планы-графики работ по реализации Программы утверждаются соисполнителями Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется департаментом городской экономической политики Администрации города Омска.
Соисполнители Программы предоставляют отчеты об исполнении Программы в департамент городской экономической политики Администрации города Омска до 1 марта года, следующего за отчетным, по форме, устанавливаемой департаментом городской экономической политики Администрации города Омска.
Корректировка Программы осуществляется при изменении схем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также после утверждения территориальной схемы обращения с отходами Омской области.
7. Обосновывающие материалы
Подраздел 7.1 изменен. - Решение Омского городского Совета от 18 июля 2018 г. N 73
7.1. Обоснование прогнозируемого спроса на коммунальные ресурсы
Прогноз спроса на коммунальные ресурсы сформирован на основе данных о существующем и прогнозируемом потреблении ресурсов, рассчитанном с учетом планируемого до 2025 года увеличения площади жилищного фонда города Омска, прогнозируемой численности населения и уровня жилищной обеспеченности граждан.
Прогноз ввода жилищного фонда до 2025 года принят с учетом Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 09.07.2014 N 938-п, и Генерального плана.
Показатели удельного расхода энергетических ресурсов рассчитаны на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области с учетом требований муниципальной программы города Омска "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", утвержденной постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 N 1165-п (далее - Программа энергосбережения).
7.2. Обоснование целевых показателей комплексного развития коммунальной инфраструктуры, а также мероприятий, входящих в план застройки города Омска
Целевые показатели комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, а также мероприятия, входящие в план застройки города Омска, установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов" и разделены на три группы:
- перспективной обеспеченности и потребности застройки города Омска;
- надежности, энергоэффективности и развития соответствующей системы коммунальной инфраструктуры;
- качества коммунальных ресурсов.
Перспективная обеспеченность застройки города Омска и потребности населения в системах коммунальной инфраструктуры установлены в объеме 100 процентов.
В Программе использован следующий подход:
- каждый перспективный потребитель на всем периоде планирования и прогнозирования (до 2025 года) должен быть своевременно обеспечен полным набором коммунальных ресурсов и услуг;
- количество существующих потребителей, не обеспеченных каким-либо коммунальным ресурсом (услугой), должно сокращаться.
Программа направлена на обеспечение полного удовлетворения перспективного спроса на коммунальные ресурсы для новых объектов капитального строительства (увеличение площади жилищного фонда до 35,2 млн. кв. м общей площади до 2025 года с учетом планов сноса) при соблюдении на всем периоде планирования и прогнозирования нормативных требований по наличию резервов мощности головных (источников) и линейных (сетевых) объектов систем коммунальной инфраструктуры.
Целевые показатели качества коммунальных ресурсов определены с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
7.3. Характеристика состояния и проблем соответствующей системы коммунальной инфраструктуры
Характеристика состояния и проблем соответствующей системы коммунальной инфраструктуры представлена в разделе 2 Программы.
7.4. Оценка реализации мероприятий в области энерго- и ресурсосбережения, мероприятий по сбору и учету информации об использовании энергетических ресурсов в целях выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в городе Омске реализуется Программа энергосбережения.
Программа энергосбережения направлена на стимулирование энергосбережения, создание условий для внедрения в производственной, коммунальной и социальной сферах прогрессивных энергосберегающих технологий и оборудования и обеспечение надежного энергоснабжения потребителей.
Мероприятия Программы энергосбережения, а также достигнутые и ожидаемые результаты ее реализации учтены в ходе разработки мероприятий по развитию систем коммунальной инфраструктуры города Омска на 2016 - 2025 годы.
7.5. Обоснование целевых показателей развития соответствующей системы коммунальной инфраструктуры
Обоснование целевых показателей развития соответствующей системы коммунальной инфраструктуры представлено в разделе 7.2 Программы.
Раздел 7.6 изменен. - Решение Омского городского Совета от 18 июля 2018 г. N 73
7.6. Перечень инвестиционных проектов в отношении соответствующей системы коммунальной инфраструктуры
Перечень инвестиционных проектов в отношении соответствующих систем коммунальной инфраструктуры представлен в приложении N 1 к Программе и разработан на основании:
- Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2017 N 1209-р;
- Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р;
- схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2015 - 2021 годы, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 09.09.2015 N 627;
- схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2016 - 2022 годы, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.03.2016 N 147;
- схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2017 - 2023 годы, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.03.2017 N 143;
- Программы развития электроэнергетики в Омской области на 2018 - 2022 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 28.04.2018 N 51;
- региональной программы газификации Омской области на 2016 - 2020 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 14.11.2016 N 196;
- территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 N 74;
- Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 09.07.2014 N 938-п;
- Схемы теплоснабжения;
- Схемы водоснабжения и водоотведения города Омска, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 25.11.2014 N 1646-п;
- инвестиционных программ организаций - соисполнителей Программы.
7.7. Предложения по организации реализации инвестиционных проектов
Реализацию инвестиционных проектов предлагается осуществлять путем производственной и инвестиционной деятельности организаций - соисполнителей Программы, в том числе посредством:
- привлечения внебюджетных средств на финансирование мероприятий инвестиционных проектов, в том числе путем заключения концессионных соглашений, энергосервисных договоров и т.д.;
- обеспечения через регулируемые тарифы (инвестиционные составляющие в тарифах) обслуживания заемных средств и их возврата финансирующим организациям;
- обеспечения через регулируемые тарифы гарантированного возврата привлеченных частных инвестиций и получения доходности на инвестированный капитал;
- согласованности решений по ценовому регулированию (тарифов, инвестиционных составляющих в них, тарифов на подключение новых потребителей) органов государственного ценового регулирования;
- преемственности процедур государственного регулирования тарифов, прозрачности финансовых потоков и структуры тарифа (цены) для конечных потребителей;
- контроля за целевым использованием инвестиционных средств, привлекаемых за счет регулируемых тарифов.
7.8. Обоснование использования в качестве источников финансирования инвестиционных проектов тарифов, платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры
Использование в качестве источников финансирования инвестиционных проектов тарифов, платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры предусмотрено законодательством и является необходимым инструментом, позволяющим расширить источники финансирования инвестиционных мероприятий, реализуемых организациями коммунального комплекса.
7.9. Результаты оценки совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности
Одним из важнейших требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов является обеспечение доступности для граждан прогнозируемой платы за потребляемые коммунальные услуги с учетом затрат на реализацию таких программ.
При этом важнейшим критерием доступности услуг организаций коммунального комплекса, отражающим доступность оплаты потребителями стоимости коммунальных услуг, является доля расходов на оплату указанных услуг в совокупном доходе населения.
Прогноз совокупного платежа граждан за потребленные коммунальные услуги определен путем суммирования платежей по каждому из видов коммунальных услуг.
Платеж населения по каждому виду услуг определен как произведение среднего потребления ресурса, рассчитанного по нормативам потребления (в расчете на одного человека), на прогнозируемый тариф на соответствующую услугу для населения. Прогноз тарифов на коммунальные ресурсы и услуги осуществлен согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Прогноз динамики и доли платежей населения города Омска за коммунальные услуги представлен в приложении N 3 к Программе.
Для расчета доли расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи принимается среднедушевой денежный доход по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области с учетом прогнозируемого уровня на период до 2025 года.
Доля расходов на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе населения на 2016 - 2025 годы составит от 6,2 процента до 6,7 процента, что существенно меньше критерия доступности - 8,6 процента, установленного приказом РЭК Омской области от 28.06.2011 N 117/31 "Об установлении системы критериев доступности платы за коммунальные услуги для населения Омской области".
На основании изложенного дополнительных мер социальной поддержки населения в результате реализации Программы не потребуется.
7.10. Прогнозируемые расходы бюджетов всех уровней на оказание мер социальной поддержки, в том числе предоставление отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Расходов бюджета города Омска на оказание мер социальной поддержки населения в результате реализации мероприятий Программы не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.