Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Главного управления, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, линейных объектов на территории Омской области, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора, осуществляемого Главным управлением.
1.1. Описание типов и видов подконтрольных субъектов
По состоянию на конец 2020 года количество поднадзорных объектов составило 471, в том числе: 151 объект жилищного строительства и 320 объектов социально-культурного и промышленного назначения.
Поскольку Пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54, установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) извещения о начале работ до даты выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, количество поднадзорных объектов в течение года постоянно меняется.
В строительстве (реконструкции) объектов участвуют 548 подконтрольных субъектов, в том числе:
- застройщики - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции;
- технические заказчики - юридические лица, которые уполномочены застройщиками и от имени застройщиков заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, сносе объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности;
лица, осуществляющие строительство - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие работы по договорам о строительстве, реконструкции, заключенным с застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
1.2. Описание ключевых, наиболее значимых рисков для охраняемых законом ценностей
Для подконтрольных субъектов наиболее значимым риском являются нарушения обязательных требований по обеспечению безопасности объектов, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
По результатам проведенного анализа выявленных нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами за истекший период 2020 года установлено, что к административной ответственности привлечено 100 нарушителей, в том числе:
1) за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - 35;
2) за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ) - 44;
3) за Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ) -20;
4) за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ) - 1.
1.3. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
Текущими тенденциями, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы, являются:
действие системных факторов, обусловленных распространением COVID-19:
- ограничительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, которые приводят к снижению деловой активности, а также к затруднениям трансграничных поставок;
- возможное падение курса рубля приведет к росту Цен на строительные материалы и комплектующие;
- вынужденные изменения условий на которых были заключены государственные строительные контракты, договоры строительного подряда, в том числе изменение проектных решений, в связи с ростом стоимости строительства и вынужденными переносами сроков производства строительных работ;
приостановка строительства, реконструкции объектов более чем на 6 месяцев, консервация объектов капитального строительства;
состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ, связанных с возведением объектов;
переход к индикаторам риска нарушения обязательных требований при осуществлении внеплановых надзорных мероприятий.
С учетом существующей социально-экономической ситуации в строительной отрасли очевидно, что указанные тенденции сохранятся и будут
оказывать влияние на осуществление надзорной деятельности и профилактическую работу Главного управления в будущем.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований в сфере регионального государственного строительного надзора, стимулирование их к добросовестному осуществлению обязанностей должно способствовать улучшению ситуации в целом и снижению выявляемых в ходе осуществления надзорных мероприятий нарушений.
1.4. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
В соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ региональный государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ.
При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 54 ГрК РФ.
С 13 июня 2020 года региональный государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов массового пребывания граждан, указанных в пункте 4 и в пункте 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 апреля 2020 года N 198/пр "О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан" определены критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан. К таким критериям отнесена возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных в пункте 4 и в пункте 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ.
В целях выявления объектов, при строительстве/реконструкции которых предусмотрен региональный государственный строительный надзор, Главным управлением осуществляется мониторинг поступивших в рамках межведомственного взаимодействия разрешений на строительство.
Региональный государственный строительный надзор осуществлялся посредством организации и проведения проверок подконтрольных объектов.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ является проверка:
- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48, настоящего Кодекса проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- наличия разрешения на строительство;
- выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 статьи 54 ГрК РФ, является проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в Случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами.
С января 2018 года организация проверок при осуществлении государственного строительного надзора осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Присвоение категории риска объекту осуществляется Главным управлением после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего распоряжения начальника Главного управления и отражается в программе проверок.
При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом категории риска объекта и включает:
а) для категории высокого риска - не более 12 проверок;
б) для категории значительного риска - не более 10 проверок;
в) для категории умеренного риска - не более 7 проверок.
Под региональным государственным строительным надзором Главного управления находится 471 объект капитального строительства и линейных объектов, в строительстве реконструкции которых участвуют 548 субъектов, в том числе 503 юридических лица и индивидуальных предпринимателей.
В 2020 году Главным управлением проведена 421 проверка по соблюдению градостроительного законодательства (за аналогичный период 2019 года - 620), из них по программам проверок - 282 (в 2019 году - 325), внеплановых - 139 (в 2019 году-295).
Статистические данные по количеству выявленных нарушений Главным управлением при осуществлении регионального государственного строительного надзора за 2019 - 2020 годы приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателя |
Период |
|
9 месяцев 2020 года |
9 месяцев 2019 года |
|
Количество проведенных проверок |
421 |
620 |
Количество выявленных административных правонарушений |
109 |
242 |
Количество выявленных нарушений обязательных требований |
420 |
614 |
Среднее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении надзорных мероприятий в отчетном году (1) |
0,99 |
0,99 |
Среднее количество выявленных административных правонарушений при проведении надзорных мероприятий в отчетном году (2) |
0,26 |
0,39 |
(1) Рассчитывается как отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных проверок
(2) Рассчитывается как отношение количества выявленных административных правонарушений к количеству проведенных проверок
Снижение количества проверок и выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольных мероприятий за истекший период 2020 года по сравнению с предыдущим периодом связано:
1) с введением в марте 2020 года в субъектах Российской Федерации в соответствий с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Для снижения регуляторной и надзорной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства Правительством Российской Федерации сокращены в 2020 году основания для внеплановых проверок;
2) с развитием науки и техники меняются архитектурно строительные решения возводимых объектов капитального строительства в части увеличения их этажности, что приводит к увеличению объема и площади поднадзорных объектов, но уменьшению их количества. Так на сегодняшний день количество объектов капитального строительства, состоящих в реестре Главного управления составляет - 471, в аналогичном периоде 2019 года количество поднадзорных объектов составляло - 520, в 2018 году - 602, в 2017 году - 645;
3) с расширением перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Омской области, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 31 мая 2017 года N 150-п. Так на 30 сентября 2020 года департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска выдано - 99 разрешений на строительство, за аналогичный период 2019 года количество выданных разрешений составляло -129, в 2018 году-258;
4) с реализацией одного из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности - проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований в сфере регионального государственного строительного надзора, стимулирование их к добросовестному выполнению своих функций.
Все перечисленные факторы способствовали улучшению ситуации в целом и снижению количества выявленных в ходе осуществления контрольных мероприятий нарушений обязательных требований.
При осуществлении регионального государственного строительного надзора Главным управлением в 2020 году выдано 63 предписания об устранении нарушений.
В 2020 году Главным управлением для 21 субъекта малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления регионального государственного строительного надзора, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
1.5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики в
рамках осуществления регионального государственного строительного надзора Главным управлением выявлен ряд наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов, проверка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора.
Исходя из вида и специфики нарушений, причинами их совершения являются: низкое качество подготовки проектной документации и выполнения инженерных изысканий; применение в ходе строительства материалов, характеристики которых не соответствуют нормируемым показателям, предусмотренным проектом; ускорение сроков реализации проектов; недостаточно эффективный строительный контроль в процессе строительства, реконструкции, а также низкий уровень квалификации лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Совершенствование механизмов осуществления контрольно-надзорной деятельности является одной из основных задач Главного управления.
Главным управлением реализована в полном объеме Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области регионального государственного строительного надзора на 2020 год, утвержденная приказом Главного управления от 3 декабря 2019 года N 42-п, в том числе:
в рамках реализации целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р (далее - целевая модель) за счет:
- обеспечения актуальности размещенного на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделе "Перечень обязательных требований" раздела "Отраслевая информация" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора (далее - перечень нормативных правовых актов). Актуализация перечня нормативных правовых актов осуществляется посредством своевременного внесения в него изменений и дополнений в связи с вновь выявленными обязательными требованиями или изменениями в нормативном правовом регулировании. По результатам постоянного мониторинга выявленных и вновь принимаемых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере регионального государственного строительного надзора, за 9 месяцев 2020 года изменения в перечень нормативных правовых актов вносились приказами Главного управления от 9 июня 2020 года N 12-п, от 24 сентября 2020 года N 23-п;
- проведения ежеквартальных публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного строительного надзора (20 февраля 2020 года за 2019 год, 30 апреля 2020 года за 1 квартал 2020 года, 30 июля 2020 года за 2 квартал 2020 года, 20 октября 2020 года за 3 квартал 2020 года и о государственном контроле за обеспечением доступности объектов капитального
строительства для маломобильных групп населения). В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций "По режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства" (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 марта 2020 года N 19-0/10/П-2261) заочные мероприятия по обсуждению правоприменительной практики Главного управления за 1 - 3 кварталы 2020 года проведены без участников в дистанционном режиме. Информационные материалы соответствующих обобщений правоприменительной практики (доклады, презентации, протоколы мероприятий) размещении на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в подразделе "Профилактика нарушений обязательных требований";
- разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. Руководства по соблюдению требований подлежат актуализации с учетом изменения обязательных требований, требований установленных муниципальными правовыми актами, изменения правоприменительной практики. По состоянию на 30 сентября 2020 года Руководства по соблюдению требований находятся в актуальном состоянии. Дополнительно, в связи с приближением весеннего периода и возможным резким наступлением положительных температур, Главным управлением во 2 квартале 2020 года разработаны и опубликованы в подразделе "Профилактика нарушений обязательных требований" официального сайта Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" руководство по соблюдению обязательных требований при производстве работ в переходный зимне-весенний период;
принятия участия в рамках межведомственного взаимодействия в заседаниях Архитектурно-градостроительного совета города Омска, рабочих групп (межведомственных комиссий) по отдельным проблемным вопросам применения обязательных требований, эффективности реализации профилактических мероприятий для совместной выработки управленческих решений в целях устранения причин возникновения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
проведения 46 совещаний с застройщиками, руководителями и специалистами подрядных организаций по вопросам обеспечения безопасности объектов капитального строительства, организации системы контроля качества, обеспечения соблюдения порядка осуществления строительного контроля, качества и безопасности законченных строительством объектов;
оказания 476 адресных консультаций подконтрольным субъектам по вопросам применения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, в том числе при постановке 59 объектов капитального строительства на региональный государственный строительный надзор. Представителям застройщика доведены устные предостережения о недопустимости начала работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства до истечения 7 рабочих дней с даты подачи извещения о начале таких работ;
вынесения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок Главное управление 11 застройщикам, получившим в 2020 году разрешения на строительство объектов капитального строительства, при строительстве которых предусмотрен региональный государственный строительный надзор, но не направивших в адрес Главного управления извещения о начале строительства, реконструкции соответствующих объектов;
освещения в СМИ актуальных вопросов о "недостроях" города Омска, о необходимости консервации объекта капитального строительства в случае приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Информация о реализации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований Программы, размещается на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
1.6. Возможные варианты решения проблемы с помощью профилактических мероприятий Программы
Главным управлением в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, определен перечень мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей Программы.
Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:
1) размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного строительного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения совещаний и семинаров, проведение адресной консультативной помощи и разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований - подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) проведение публичных (заочных) обсуждений правоприменительной практики;
4) регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности Главным управлением и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
5) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации Программы, является низкий уровень правовой грамотности подконтрольных субъектов, который может привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Проведение профилактических мероприятий консультационного, разъясняющего характера предполагает отсутствие мер административного воздействия, является мерой, способствующей снижению административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов.
В 2020 году важное значение приобрело увеличение количества консультаций, рекомендаций по разъяснению обязательных требований, продолжение практики проведения профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора в 2021 году и плановых периодах 2022 - 2023 годах позволит закрепить сложившийся положительный эффект.
Также этим целям будет служить увеличение количества выдаваемых участникам строительства предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.