Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию мобильного технопарка "Кванториум", в том числе проблематика и планируемые результаты
Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, направлены на осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, сформулированы приоритетные цели экономического развития, которые нашли отражение в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93. Согласно указанным правовым актам одним из приоритетных направлений деятельности по развитию Российской Федерации является построение инновационной экономики.
Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным потенциалом. В Омской области развиваются научно-образовательный комплекс и современная бизнес- и производственная инфраструктура. Приоритетными направлениями развития промышленности являются нефтехимический, агробиотехнологический и лесопромышленный кластеры, а также секторы производства высокотехнологичных компонентов и систем.
Тенденции появления новых востребованных профессий, сфер на рынке труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей.
Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
Основными факторами, замедляющими темпы развития технического направления в образовательных организациях Омской области, являются:
- недостаточный уровень оснащения их материально-технической базы;
- высокая потребность в квалифицированных педагогических работниках, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности;
- недостаточный уровень вовлечения индустриальных партнеров в образовательную и проектную деятельность.
Для достижения поставленных задач в Омской области в 2018 году реализован региональный приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для омских детей", в ходе реализации которого осуществлены мероприятия по созданию и оснащению оборудованием для реализации дополнительных общеобразовательных программ по робототехнике, прототипированию, 3D-моделированию Центра развития креативности детей и молодежи "Технопарк" на базе бюджетного учреждения Омской области дополнительного образования "Омская областная станция юных техников".
Особую актуальность для Омской области приобретает реализация федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Проектом предусмотрено развитие высокотехнологичной, естественно-научной, образовательной и технической среды в образовательных организациях дополнительного образования, в том числе в форме создания детского технопарка "Кванториум" на территории Омской области (далее - Кванториум), основными целями и задачами деятельности которого являются:
- создание единого образовательного пространства научно-технического творчества обучающихся при сетевом взаимодействии образовательных организаций в Омской области;
- развитие современного научно-технического творчества в Омской области для подготовки инженерных кадров;
- выявление талантливых детей и подростков в области технического творчества;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей;
- обновление содержания программ дополнительного образования.
Открытие Кванториума запланировано в сентябре 2019 года.
Вместе с тем географическое расположение Омской области и протяженность ее территории с севера на юг более 600 км не позволяют лицам, проживающим в отдаленных от центра региона муниципальных районах Омской области, принимать участие в мероприятиях, которые проводятся в рамках указанных проектов, на постоянной основе.
Решением для сложившейся ситуации в Омской области является создание мобильного технопарка "Кванториум", который обеспечит обучающимся (в том числе проживающим в удаленной сельской местности) равный доступ к последним научно-техническим разработкам в области образования.
Обучить в мобильном технопарке "Кванториум" в 2021 году планируется не менее 1 тыс. человек (далее - ежегодно, с нарастающим итогом). Численность детей, вовлеченных в мероприятия, проводимые с участием мобильного технопарка "Кванториум", - более 3 тыс. человек.
Кроме того, благодаря реализации концепции по созданию мобильного технопарка "Кванториум" наряду с преодолением образовательного неравенства, обусловленного социально-экономическим положением отдельных территорий Омской области, будет создана система мониторинга достижений обучающихся, сформировано общее для Омской области пространство дополнительного образования в области научно-технического творчества и естественных наук. Использование опыта работы мобильного технопарка "Кванториум" позволит:
- расширить спектр направлений технического творчества в региональном образовании;
- повысить мотивацию детей и подростков к выбору образовательной профессиональной траектории, формирование у них компетенций (на основе демонстрации и использования достижений науки и техники);
- создать инновационные образовательные программы, сочетающие в себе элементы очного и дистанционного обучения;
- расширить возможности для постоянного творческого профессионального роста и развития педагогов и специалистов системы образования в Омской области.
В ходе реализации мероприятий по созданию на территории Омской области мобильного технопарка "Кванториум" планируется консолидация научно-образовательного, инновационного, организационного, административного потенциала интеллектуальных партнеров и предприятий-партнеров из реального сектора экономики, направленная на поддержку талантливой молодежи, совместную реализацию просветительских и популяризирующих науку проектов для поддержки и развития одаренных детей.
К реализации данных мероприятий планируется привлечь образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации, расположенные на территории Омской области.
В настоящее время инфраструктура системы дополнительного образования Омской области представлена 188 организациями, в том числе 94 организациями в отрасли образования (88 муниципальных и 6 организаций дополнительного образования Омской области), 28 организациями в отрасли спорта, 66 в отрасли культуры.
Общая численность обучающихся в объединениях организаций дополнительного образования детей составляет 180,5 тыс. человек, из них в отрасли образования - более 139,2 тыс. человек.
В организациях дополнительного образования Омской области действуют 11484 объединения, из них:
- технические - 542 единицы (7071 обучающийся);
- эколого-биологические - 482 единицы (7289 обучающихся);
- туристско-краеведческие - 398 единиц (6132 обучающихся);
- спортивные - 3540 единиц (59873 обучающихся);
- художественные - 4378 единиц (66688 обучающихся);
- культурологические - 342 единицы (5844 обучающихся);
- иного профиля - 1802 единицы (26138 обучающихся).
Мониторинг сети образовательных организаций по видам образовательной деятельности показывает, что самыми многочисленными являются многопрофильные организации (45 единиц), в них обучаются 85,2 тыс. человек. Из однопрофильных приоритетными по численности обучающихся являются организации спортивного направления (34 единицы), в которых занимается 39,4 тыс. человек. В организациях технического направления (5 единиц) обучается 4,9 тыс. человек, туристско-краеведческого направления (5 единиц) - 3,6 тыс. человек, эколого-биологического направления (5 единиц) - 7,1 тыс. человек.
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, составила в 2018 году - 71% (2016 год - 67%, в 2017 году - 70%).
Вместе с тем увеличилось и число занимающихся в организациях дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: 660 детей-инвалидов, 1332 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в 2017 году - 482 детей-инвалидов, 1021 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья).
Сеть организаций дополнительного образования в Омской области сохранена и продолжает развиваться.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.