Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7 изменено с 1 января 2021 г. - Постановление Правительства Омской области от 29 декабря 2020 г. N 583-п
Приложение N 7
к государственной программе
Омской области "Доступная среда"
(с изменениями от 16 сентября, 29 декабря 2020 г.)
Паспорт
региональной программы Омской области (далее - региональная программа) "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" на 2020 - 2023 годы
Наименование региональной программы |
"Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" |
|
Основание разработки региональной программы |
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция долгосрочного развития); - Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р (далее - Концепция развития ранней помощи); - Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1506-р (далее - Концепция создания, ведения и использования ФГИС ФРИ); - государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 (далее - Госпрограмма); - Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденная Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия развития Омской области); - постановление Правительства Омской области от 26 июня 2013 года N 146-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации" (далее - постановление N 146-п) |
|
Ответственный исполнитель региональной программы |
Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Министерство труда) |
|
Соисполнители региональной программы |
Министерство здравоохранения Омской области (далее - Министерство здравоохранения); Министерство образования Омской области; Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (далее - Министерство спорта); Министерство культуры Омской области |
|
Цель региональной программы |
Повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Омской области |
|
Задачи региональной программы |
1) определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Омской области; 2) формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Омской области; 3) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Омской области; 4) формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Омской области |
|
Целевые показатели (индикаторы) региональной программы |
1) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Омской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) (взрослые); 2) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Омской области, имеющих такие рекомендации в ИПРА (дети); 3) доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в региональную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Омской области, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Омской области; 4) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов в Омской области; 5) число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания; 6) доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Омской области; 7) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов Омской области, нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из ИПРА инвалидов представлены в государственные учреждения в сфере занятости населения Омской области (далее - учреждения в сфере занятости Омской области) в отчетный период; 8) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в учреждения в сфере занятости Омской области; 9) доля трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан Омской области, впервые признанных инвалидами и обратившихся в учреждения в сфере занятости Омской области; 10) доля детей в возрасте от рождения до 3 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, или детей группы риска (далее - дети целевой группы), получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Омской области, нуждающихся в получении таких услуг; 11) доля семей Омской области, включенных в программы ранней помощи, которые разработаны посредством межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления (далее - программы ранней помощи), удовлетворенных качеством услуг ранней помощи; 12) доля специалистов Омской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Омской области; 13) число специалистов учреждений социального обслуживания населения Омской области, прошедших профессиональную подготовку, переобучение, повышение квалификации в течение года, реализующих мероприятия по сопровождаемому проживанию инвалидов; 14) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по медицинской реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих соответствующие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации; 15) количество стационарных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оснащенных в целях организации сопровождаемого совместного проживания малых групп инвалидов в текущем календарном году; 16) количество организованных в текущем календарном году обучающих "тренировочных квартир"; 17) количество государственных учреждений Омской области, осуществляющих деятельность в сфере образования, оснащенных реабилитационным, коррекционно-развивающим оборудованием в целях проведения мероприятий по реабилитации (абилитации) детей-инвалидов; 18) доля модернизированных кинозалов Омской области, обеспеченных оборудованием для осуществления кинопоказа с подготовленным субтитрированием и/или тифлокомментированием, в общем количестве кинозалов Омской области; 19) количество детских библиотек, оснащенных реабилитационным и абилитационным оборудованием в текущем календарном году; 20) количество государственных учреждений Омской области, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, оснащенных реабилитационным оборудованием в целях проведения мероприятий по реабилитации и абилитации инвалидов в сфере адаптивной физической культуры и спорта; 21) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационными услугами с использованием специализированного диагностического, информационно-методического и наглядного инструментария, в общей численности выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, обратившихся в бюджетное учреждение Омской области "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее - Центр профориентации); 22) доля инвалидов, охваченных профориентационными услугами, в общей численности инвалидов Омской области, нуждающихся в проведении мероприятий по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; 23) доля помещений, занимаемых казенными учреждениями службы занятости населения Омской области (далее центры занятости), оборудованных реабилитационным и абилитационным оборудованием, необходимым для обеспечения предоставления услуг по профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов, в общем количестве помещений, занимаемых центрами занятости; 24) численность специалистов Омской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в текущем календарном году; 25) доля работников центров занятости, обеспечивающих оказание инвалидам услуг по профессиональной реабилитации, прошедших обучение по программам повышения квалификации специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности работников центров занятости; 26) численность специалистов в сфере реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по адаптивной физической культуре и спорту, прошедших профессиональную подготовку, переобучение, повышение квалификации в текущем календарном году; 27) численность специалистов, обеспечивающих проведение мероприятий социокультурной реабилитации и (или) абилитации инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по социокультурной реабилитации инвалидов, в текущем календарном году; 28) количество организаций социального обслуживания населения Омской области, оснащенных реабилитационным и абилитационным оборудованием для проведения мероприятий по реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов в текущем календарном году; 29) количество организаций социального обслуживания населения Омской области, оснащенных реабилитационным и абилитационным оборудованием для проведения мероприятий ранней помощи в текущем календарном году; 30) количество специализированных библиотек для незрячих и слабовидящих, оснащенных реабилитационным и абилитационным оборудованием в текущем календарном году; 31) численность специалистов Омской области, обеспечивающих оказание услуг ранней помощи, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик оказания услуг ранней помощи, в текущем календарном году; 32) количество стационарных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оснащенных мебелью и бытовой техникой для организации сопровождаемого совместного проживания малых групп инвалидов старше 18 лет в текущем календарном году; 33) количество стационарных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оснащенных реабилитационным оборудованием, в том числе специализированным, для организации сопровождаемого совместного проживания малых групп инвалидов старше 18 лет в текущем календарном году; 34) количество стационарных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оснащенных мебелью и бытовой техникой в целях организации обучающей "тренировочной квартиры" для детей-инвалидов в условиях семейно-воспитательных групп в текущем календарном году; 35) количество стационарных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оснащенных реабилитационным оборудованием, в том числе специализированным, в целях организации обучающей "тренировочной квартиры" для детей-инвалидов в условиях семейно-воспитательных групп в текущем календарном году |
|
Срок реализации региональной программы |
2020 - 2023 годы |
|
Объемы и источники финансирования региональной программы |
Общий объем финансирования составляет 53 439,22 тыс. руб., из них: - в 2020 году - 18 309,92 тыс. руб.; - в 2021 году - 17 653,00 тыс. руб.; - в 2022 году - 17 476,30 тыс. руб.; - в 2023 году - 0,00 тыс. руб. Прогнозируемый объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, составляет 45 799,70 тыс. руб., из них: - в 2020 году - 15 064,20 тыс. руб.; - в 2021 году - 15 181,60 тыс. руб.; - в 2022 году - 15 553,90 тыс. руб.; - в 2023 году - 0,00 тыс. руб. Объем средств бюджета Омской области составляет 7 639,52 тыс. руб., из них: - в 2020 году - 3 245,72 тыс. руб.; - в 2021 году - 2 471,40 тыс. руб.; - в 2022 году - 1 922,40 тыс. руб.; - в 2023 году - 0,00 тыс. руб. |
|
Ожидаемые результаты реализации региональной программы |
1) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Омской области, имеющих такие рекомендации в ИПРА (взрослые), до 71,9 процента в 2020 году, до 72,9 процента в 2021 году, до 73,9 процента в 2022 году, до 74,9 процента в 2023 году; 2) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Омской области, имеющих такие рекомендации в ИПРА (дети), до 73,8 процента в 2020 году, до 74,8 процента в 2021 году, до 75,8 процента в 2022 году, до 76,8 процента в 2023 году; 3) увеличение доли реабилитационных организаций, подлежащих включению в региональную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Омской области, до 48 процентов в 2020 году, до 66 процентов в 2021 году, до 84 процентов в 2022 году, до 100 процентов в 2023 году; 4) увеличение доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов Омской области до 100 процентов в 2020 году; 5) увеличение числа инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания, до 22 человек в 2021 году, до 24 человек в 2022 году, до 25 человек в 2023 году; 6) увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Омской области до 40 процентов в 2020 году, до 42,3 процента в 2021 году, до 44,7 процента в 2022 и 2023 годах; 7) увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов Омской области, нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из ИПРА инвалидов представлены в учреждения в сфере занятости Омской области в отчетном периоде, до 60 процентов в 2020 году; 8) увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в учреждения в сфере занятости Омской области, до 75 процентов в 2020 году; 9) увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан Омской области, впервые признанных инвалидами, обратившихся в учреждения в сфере занятости Омской области, до 80 процентов в 2020 году; 10) увеличение доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Омской области, нуждающихся в получении таких услуг, до 75 процентов в 2020 году, до 77 процентов в 2021 году, до 79 процентов в 2022 году, до 80 процентов в 2023 году; 11) увеличение доли семей Омской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи, до 76 процентов в 2020 году, до 77 процентов в 2021 году, до 78 процентов в 2022 году, до 79 процентов в 2023 году; 12) увеличение доли специалистов Омской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Омской области до 63 процентов в 2020 году, до 65 процентов в 2021 году, до 66 процентов в 2022 году, до 67 процентов в 2023 году; 13) увеличение числа специалистов учреждений социального обслуживания населения Омской области, прошедших профессиональную подготовку, переобучение, повышение квалификации, реализующих мероприятия по сопровождаемому проживанию инвалидов (не менее 3 человек в 2020 году) |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Программа разработана в соответствии с Госпрограммой, Концепцией создания, ведения и использования ФГИС ФРИ, Концепцией развития ранней помощи, Концепцией долгосрочного развития, Стратегией развития Омской области, постановлением N 146-п.
Организационное и институциональное совершенствование системы реабилитации инвалидов, создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, укрепление их материально-технической базы являются приоритетными направлениями долгосрочной политики социальной поддержки населения Российской Федерации и Омской области.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.
Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации, для организации которой требуется участие различных специализированных учреждений и структур.
Высокая востребованность формирования системы комплексной реабилитации инвалидов определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа граждан с ограниченными возможностями здоровья.
На 1 февраля 2020 года в Омской области проживало 132,2 тыс. инвалидов.
Из общего числа проживающих в регионе лиц с инвалидностью в городе Омске проживает 56,5 процента (74,7 тыс. человек), в муниципальных районах Омской области - 43,5 процента (57,4 тыс. человек).
В Омской области отмечается тенденция снижения уровня общей инвалидизации населения: по состоянию на 1 января 2017 года в регионе проживало 137,0 тыс. инвалидов, на 1 января 2018 года - 134,9 тыс. инвалидов, на 1 января 2019 года - 133,7 тыс. инвалидов, на 1 января 2020 года - 132,4 тыс. инвалидов. Снижение общей численности инвалидов в регионе происходит за счет ежегодного уменьшения числа инвалидов войны, участников войны, ставших инвалидами, военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, бывших несовершеннолетних узников фашизма, инвалидов вследствие радиационного воздействия.
По состоянию на 1 января 2020 года в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Омской области с постоянным круглосуточным проживанием людей (далее - стационарные учреждения) проживали 4 951 получатель социальных услуг, из них 4 250 человек (85,8 процента) является инвалидом, в том числе: 2 745 человек (68,7 процента) являются инвалидами 2 группы, 842 человека (21 процент) инвалидами 1 группы, 249 человек (6,2 процента) - инвалидами 3 группы, 155 человек (3,6 процента) - детьми-инвалидами.
Из числа проживающих в стационарных учреждениях 651 человек инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет.
За четырехлетний период в регионе отмечается некоторый рост численности детей-инвалидов: по состоянию на 1 января 2017 года в регионе проживал 7 521 ребенок-инвалид, на 1 января 2018 года - 7 970 детей-инвалидов, на 1 января 2019 года - 8 390 детей-инвалидов, на 1 января 2020 года - 8 651 ребенок-инвалид.
Показатель распространенности детской инвалидности составил в 2019 году 198,5 на 10 тыс. детского населения, в 2018 году - 192,87 на 10 тыс. детского населения. Уровень первичной инвалидности составил в 2019 году 21,62 на 10 тыс. детского населения, в 2018 году - 23,95 на 10 тыс. детского населения.
В структуре заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности у детей в возрасте от 0 до 17 лет, первое место занимают психические расстройства - 44,78 процента (в 2018 году - 44,06 процента), второе место - врожденные аномалии - 15,96 процента (в 2018 году - 16,29 процента), третье место - болезни нервной системы - 15,78 процента (в 2018 году -15,79 процента).
На сегодняшний день осуществляется комплексный подход при проведении реабилитационных и абилитационных мероприятий, оказании услуг ранней помощи детям целевой группы и членам их семей, который реализуется путем межведомственного взаимодействия отраслевых органов исполнительной власти Омской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных организаций, волонтерских (добровольческих) сообществ.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 года N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" реализация различных реабилитационных и абилитационных мероприятий осуществляется в учреждениях различной ведомственной принадлежности, в том числе учреждениях социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, занятости, культуры, спорта.
Одним из важнейших направлений реабилитации и абилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, способствующих их социальной адаптации, интеграции в социум, является социальная реабилитация.
Социально-реабилитационные услуги гражданам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, предоставляются учреждениями социального обслуживания населения, находящимися в ведении Министерства труда. Деятельность указанных учреждений урегулирована положениями Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2014 года N 361-п утвержден Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, а также определены стандарты социальных услуг, предоставляемых в различных формах социального обслуживания, в том числе социального обслуживания на дому, полустационарного и стационарного обслуживания.
Социальное обслуживание детей-инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в стационарной форме осуществляет бюджетное учреждение Омской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - БУОО РЦДП). БУОО РЦДП обладает коечным фондом на 60 мест круглосуточного пребывания, работает круглогодично, курсы комплексной социальной реабилитации проводятся по принципу 18-дневных заездов детей в возрасте от 7 до 18 лет. Услуги ежегодно получают 1 020 детей с ограниченными возможностями здоровья, не менее 50 процентов из них составляют дети-инвалиды.
В БУОО РЦДП функционирует корпус интенсивной реабилитации, оборудованный высокотехнологичным реабилитационным медицинским оборудованием. Оборудование для оказания психологической помощи представлено кабинетом психолога для индивидуальной работы, комнатой психоэмоциональной разгрузки, кабинетом психотерапевта, кабинетом с оборудованием "БОС-биологической обратной связи", диагностическим оборудованием "АМСАТ-КОВЕРТ".
Вместе с тем существует потребность в приобретении дополнительного оборудования для проведения реабилитационных мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В целях оказания услуг социальной реабилитации в полустационарной форме социального обслуживания, а также в форме социального обслуживания на дому в структуре 38 бюджетных учреждений Омской области - комплексных центров социального обслуживания населения (далее - КЦСОН) функционируют отделения социальной реабилитации инвалидов (далее - отделения реабилитации). В целях создания условий для реабилитации и социализации инвалидов в КЦСОН созданы учебно-тренировочные комнаты для обучения инвалидов социально-бытовым навыкам и навыкам проведения социально-средовой реабилитации, школы реабилитации и ухода для членов семей инвалидов. Для оказания услуг в удаленных населенных пунктах Омской области используются возможности мобильных служб, в состав которых входят специалисты по реабилитационной работе, социальные работники, психологи, юристы, инструкторы по лечебной физической культуре.
В 2019 году в отделениях реабилитации услуги получили почти 6 тыс. детей-инвалидов и свыше 34 тыс. инвалидов старше 18 лет.
В целях повышения качества и объема предоставляемых отделениями реабилитации услуг требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы КЦСОН в части приобретения в 2020 - 2022 годах реабилитационного и абилитационного оборудования, в том числе оборудования для социально-средовой, социально-бытовой, социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов, а также реабилитационного оборудования для проведения мероприятий по адаптивной физической культуре и спорту для инвалидов, детей-инвалидов. Это позволит вывести на качественно новый уровень оказание социально-реабилитационных услуг и увеличить численность инвалидов и детей-инвалидов, получающих данные услуги в рамках реализации ИПРА.
Социально-реабилитационные мероприятия для инвалидов, детей-инвалидов также осуществляются в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Омской области. Система стационарного социального обслуживания в Омской области состоит из 15 государственных учреждений, в том числе 9 психоневрологических интернатов, 2 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 1 геронтологического центра, 1 специального дома-интерната для престарелых и инвалидов, 1 детского дома-интерната для умственно отсталых детей, 1 отделения стационарного социального обслуживания автономного учреждения
Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района".
Реабилитация инвалидов, в том числе страдающих психическими расстройствами, в стационарных учреждениях проводится в соответствии с рекомендациями ИПРА, определяющими содержание, объем, сроки и уровень проводимых реабилитационных мероприятий. В 2019 году ИПРА разработаны 4 183 инвалидам (98,4 процента от числа инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях).
В структуре большинства стационарных учреждений созданы и успешно функционируют специализированные реабилитационные отделения, такие как:
- отделение социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания;
- социально-реабилитационное отделение;
- отделение реабилитации молодых инвалидов;
- отделение социально-трудовой реабилитации;
- отделение медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.
С 2014 года в автономном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области (далее - АСУСО) Омской области "Омский психоневрологический интернат" функционирует отделение реабилитации молодых инвалидов с минимальной социальной поддержкой (отделение сопровождаемого проживания) на 16 койко-мест. Аналогичное отделение сопровождаемого проживания инвалидов, рассчитанное на 6 койко-мест, функционирует в АСУСО "Крутинский психоневрологический интернат". В настоящее время 20 получателей социальных услуг проживают в указанных интернатах в специально оборудованных жилых помещениях, располагающихся в отдельно стоящих зданиях (коттеджах), находящихся за пределами основных территорий учреждений. Коттеджи оборудованы по квартирному принципу с общей зоной отдыха, кухней-столовой, санитарно-гигиеническими помещениями.
Одним из важных условий проживания является активное участие молодых людей в общественной жизни интернатов и социума в целом. Молодые люди трудоустроены на штатных рабочих должностях в данных интернатах, обучаются самостоятельно управлять возникающими жизненными ситуациями, поддерживать чистоту и порядок в своих помещениях, делать общие покупки.
Вместе с тем деятельность по организации сопровождаемого проживания инвалидов в регионе требует дальнейшего развития, в связи с этим региональной программой предусмотрено оснащение стационарных учреждений реабилитационным оборудованием и мебелью, необходимыми для организации сопровождаемого проживания инвалидов, что позволит в значительной степени расширить возможности для получения новых навыков молодыми людьми, проживающими в указанных отделениях интернатов.
Кроме того, региональной программой запланировано приобретение реабилитационного оборудования и мебели для организации обучающей "тренировочной квартиры" в бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области "Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", в которой созданы условия семейно-ориентированной модели проживания детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, являющейся одной из эффективных форм организации сопровождаемого проживания граждан с инвалидностью.
Комплексные реабилитационные услуги детям с особенностями развития, в том числе детям-инвалидам с поражением центральной нервной системы, другой интеллектуальной недостаточностью, в Омской области также предоставляют социально ориентированные некоммерческие организации.
К их числу относятся Омская региональная общественная организация детей-инвалидов и их родителей "Дети-Ангелы", Омская региональная общественная организация инвалидов "Планета друзей" (далее - ОРОО "Планета друзей"). Данные организации осуществляют мероприятия социокультурной, социально-средовой, социально-психологической, социально-педагогической реабилитации, услуги предоставляют педагогические работники, в том числе воспитатели, логопеды, дефектологи, музыкальные работники, психологи.
В 2019 году указанными социально ориентированными некоммерческими организациями реабилитационные услуги предоставлялись ежемесячно в среднем 300 детям-инвалидам.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 18 января 2017 года N 5-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям" и постановлением Правительства Омской области от 6 апреля 2016 года N 90-п "Об утверждении Порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Омской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг" в 2019 году указанным организациям предоставлены субсидии на оказание реабилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в общем размере 23,96 млн. руб.
ОРОО "Планета друзей" с 2018 года внедряется проект "Сопровождаемая жизнь". Проект предусматривает организацию временного сопровождаемого проживания молодых людей старше 18 лет с ментальными нарушениями, проживающих в семьях, в специальном общежитии, расположенном на территории города Омска.
В рамках указанного проекта осуществляется обучение молодых людей старше 18 лет с ментальными нарушениями самостоятельному приготовлению и хранению пищи, уходу за собой и своими вещами (пошиву, стирке, глажке одежды и белья), самоорганизации досуга без участия родителей. В настоящее время в проекте участвуют 8 человек старше 18 лет, имеющих ментальные нарушения.
К числу приоритетных направлений системы реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, детей-инвалидов относятся образовательная и профессиональная реабилитация.
В целях консолидации усилий специалистов учреждений различной ведомственной принадлежности и негосударственных поставщиков социальных услуг в сфере ранней помощи посредством реализации механизма межведомственного и внутрисетевого взаимодействия, оказания методической помощи при подготовке индивидуальных программ сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста, на базе казенного учреждения Омской области "Центр психолого-медико-социального сопровождения" создан региональный ресурсный центр сопровождения системы ранней помощи.
На базе общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, для 848 детей с ограниченными возможностями здоровья и 172 детей с инвалидностью функционируют 64 дошкольные группы компенсирующей направленности (из них 54 группы полного дня и 10 групп кратковременного пребывания "Особый ребенок" для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития (далее - ЗПР), интеллектуальными нарушениями).
В муниципальных районах Омской области для 3 178 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и 752 детей дошкольного возраста с инвалидностью созданы условия в 144 дошкольных образовательных организациях, открыты 156 групп компенсирующей и 81 группа комбинированной направленностей.
С целью повышения доступности и качества дошкольного образования посредством развитие вариативных форм дошкольного образования в 33 муниципальных образованиях Омской области созданы и функционируют 155 консультационных центров/пунктов, предоставляющих методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Сеть общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья представлена 22 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучаются 3 735 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 57 процентов детей-инвалидов, по адаптированным основным общеобразовательным программам обучается 675 детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 060 детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).
Индивидуально на дому обучаются 656 детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
В 666 классах компенсирующей направленности, функционирующих в 101 общеобразовательной организации, созданы условия для обучения 296 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 1 994 ребенка с умственной
отсталостью (нарушениями интеллекта), 294 - с ЗПР, 8 - с расстройством аутистического спектра.
В 1 862 классах, функционирующих в 608 общеобразовательных организациях, созданы условия для обучения 2 493 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, из них с соматическими заболеваниями - 179, нарушениями опорно-двигательного аппарата - 174, расстройствами аутистического спектра - 1, тяжелыми нарушениями речи - 85, нарушениями слуха - 21, нарушениями зрения - 35, ЗПР - 784, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) - 1 214.
В целях предоставления доступного качественного образования в 2019/20 учебном году открыты и функционируют два ресурсных класса для детей с расстройствами аутистического спектра на базе муниципальных общеобразовательных организаций города Омска - бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 130", бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 21".
С 1 сентября 2019/20 учебного года обучающиеся трех общеобразовательных организаций Омской области, принимавших с 2014 года участие в апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, переходят на уровень основного общего образования и участвуют в апробации примерных адаптированных образовательных программ основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время 98,8 процента детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью обучаются в образовательных организациях региона, из них 29 процентов детей получают образовательные услуги инклюзивно.
С целью определения образовательного маршрута ребенка комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей осуществляют 2 центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи - казенное учреждение Омской области "Центр психолого-медико-социального сопровождения", бюджетное учреждение "Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" города Омска и 10 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, расположенных в муниципальных образованиях Омской области.
В Омской области функционируют региональный центр раннего развития, региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра "Открытый мир", центр для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития "Равные возможности", региональный центр по сопровождению детей после кохлеарной имплантации. Создание узкопрофильных центров позволяет организовать точечную, высококвалифицированную помощь детям и их родителям, организовать сопровождение семьи и ребенка на всем этапе обучения.
В Омской области функционирует центр информационно-методического сопровождения дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доступом к высокоскоростному интернету обеспечены 77 общеобразовательных организаций (в которых созданы точки доступа для дистанционного обучения детей-инвалидов по образовательным программам общего образования) и 85 обучающихся.
В регионе в 57 муниципальных и государственных организациях дополнительного образования действуют 106 объединений для 418 детей-инвалидов и 1 114 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с особыми образовательными потребностями обучаются по 118 дополнительным общеобразовательным программам (социально-педагогической, туристско-краеведческой, технической, художественной, физкультурно-спортивной, естественнонаучной направленностям), которые реализуются в различных формах: инклюзивная (15), групповая (74), индивидуальная (18), дистанционная (11).
Определенным преимуществом в части наличия условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, в том числе детьми со сложной структурой дефекта, с учетом их психофизических особенностей является возможность получения ими профессионального образования в существующей системе коррекционного образования.
В рамках организации профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
общеобразовательными организациями разработаны и успешно реализуются образовательные программы по профильному и допрофильному обучению детей (швейное и переплетное дело, столярное и слесарное дело, штукатурно-малярное, картонажное дело, младший обслуживающий персонал, ландшафтный дизайн, ремесло (для детей с умеренной, глубокой умственной отсталостью), скорняжное дело, звукомонтаж, видеомонтаж, компьютерное рисование, веб-дизайн).
Повышению уровня интеграции в социум в значительной степени способствует проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня профессионального развития инвалидов, в том числе детей-инвалидов, оказание гражданам с ограниченными возможностями здоровья профориентационных, психолого-педагогических услуг.
Центр профориентации, находящийся в ведении Министерства труда, является единственным учреждением на территории Омской области, предоставляющим различным возрастным и социальным группам населения города Омска и Омской области весь комплекс психолого-профориентационных услуг. Также Центр профориентации выступает как информационно-методическая база по вопросам организации психолого-профориентационной деятельности на территории Омской области.
Деятельность Центр профориентации включает оказание психолого-профориентационных услуг населению с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, и строится в соответствии с Концепцией развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 30 августа 2013 года N 121, постановлением Правительства Омской области от 12 марта 2014 года N 41-п "Об организации деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения на территории Омской области" и Концепцией по трудоустройству инвалидов в Омской области, утвержденной решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 19 марта 2013 года, а также с учетом современных подходов к профессиональному самоопределению данных категорий граждан.
Для более глубокой и системной психолого-профориентационной деятельности по оказанию адресного комплексного сопровождения молодежи с инвалидностью в профессиональной самореализации и успешной интеграции в общество Центр профориентации проводит комплекс специализированных психолого-профориентационных мероприятий.
Центром профориентации в течение 2019 года было проведено 7 739 психолого-профориентационных мероприятий (индивидуальных и групповых консультаций, занятий, тренингов, ярмарок образовательных услуг, экскурсий к работодателям, в образовательные организации системы профессионального образования и др.), в которых приняли участие 86 596 человек различных категорий населения: школьники, студенты, инвалиды, несовершеннолетние, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, молодежь с ограниченными возможностями здоровья, незанятое население, родители, работники системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, а также граждане, обратившиеся за предоставлением профессиональной информации, экстренной психологической помощью.
В целях адаптации профориентационного материала к особенностям детей, требующих "особой заботы", Центром профориентации разработан стимульный материал для профдиагностики детей с нарушениями органов слуха, аудиопрофессиограммы для детей с нарушениями органов зрения.
В рамках профориентационного проекта "Ограниченные возможности - неограниченный выбор" в 2019 году прошло 8 мероприятий, из числа которых 6 мероприятий - для 50 детей-инвалидов города Омска и Омской области, не посещающих образовательные организации по состоянию здоровья и получающих общее образование с использованием дистанционных образовательных технологий (8-11 классы), 2 мероприятия - для 10 родителей детей-инвалидов.
Для данной категории молодежи проводится комплекс дистанционных online-мероприятий: вебинары, online-тренинги, online-профдиагностика, online-родительские собрания, online-консультации, а также online-ярмарки образовательных услуг "Мир без границ" с приглашением профессиональных образовательных организаций, где дети получают информацию об условиях обучения в профессиональных учебных заведениях Омской области и возможностях трудоустройства по выбранной профессии (специальности).
Профессиональная реабилитация является одним из основных направлений комплексной реабилитации инвалидов. Предоставление услуг по профессиональной реабилитации инвалидам, нуждающимся в трудоустройстве, возложено на органы службы занятости, представленные 33 центрами занятости. Центры занятости находятся в каждом муниципальном районе Омской области, в каждом административном округе города Омска расположен отдел занятости населения казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения города Омска".
По данным государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, на конец 2019 года из 41,2 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, проживающих в Омской области, работали 9,26 тыс. человек.
Основными барьерами, препятствующими трудоустройству, являются:
- ограниченная доступность транспортной инфраструктуры, социальных объектов, образовательных организаций и других объектов;
- отсутствие у работодателей стимулов для приема на работу инвалидов;
- психологические барьеры, возникающие в процессе трудоустройства;
- несоответствие вакантных рабочих мест рекомендациям по осуществлению трудовой деятельности инвалидами с учетом ограничений способности к трудовой деятельности;
- недостаточное количество вакансий на условиях гибкой и дистанционной занятости;
- необходимость использования посторонней помощи в процессе передвижения до места работы и по территории организации;
- недостаточное количество социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих помощь инвалидам при трудоустройстве и сопровождении;
- низкий уровень мотивации инвалидов к трудовой деятельности.
При этом инвалиды стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела.
В последние годы заметно увеличилось и число обратившихся в центры занятости инвалидов: в 2019 году - 2,3 тыс. человек, в 2018 году - 2,3 тыс. человек, в 2017 году - 2,0 тыс. человек, в 2016 году - 1,1 тыс. человек.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Законом Омской области "Об отдельных вопросах осуществления полномочий в области содействия занятости населения и о внесении изменений в статью 5 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" сфера компетенций Министерства труда охватывает вопросы разработки и реализации дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов.
В настоящее время для граждан с инвалидностью реализуются свыше 15 направлений и мероприятий активной политики занятости, в числе которых:
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с гарантией трудоустройства в соответствии с полученной профессией (специальностью);
- стажировка по полученной специальности (профессии) под руководством наставника;
- содействие трудоустройству в организации всех организационно-правовых форм на срок не менее 4 месяцев, поддерживаемое финансированием затрат работодателей на оплату труда работающих инвалидов за 2 месяца их работы;
- оборудование (оснащение) рабочих мест в соответствии с ИПРА инвалидов в частном и бюджетном секторах экономики;
- обучение основам предпринимательской деятельности в организациях, входящих в инфраструктуру бизнес-сообщества и др.
В 2019 году реализация принятых мер позволила центрам занятости обеспечить рабочими местами 1,6 тыс. человек. Однако для решения проблемы обеспечения доступной занятости инвалидов действующих мер недостаточно.
Вместе с тем имеется ряд проблемных вопросов, решение которых возможно в рамках мероприятий региональной программы. К их числу относится:
- отсутствие в центрах занятости оснащения для создания комфортных условий для сопровождения инвалидов при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения;
- недостаточный уровень специализированных знаний специалистов центров занятости по вопросам реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
- необходимость реализации мероприятий по сопровождению инвалидов при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения на дому (дополнительные транспортные расходы работников центров занятости);
- ограниченные возможности муниципальных транспортных сетей по обеспечению транспортной доступности рабочих мест для инвалидов;
- ограниченные кадровые ресурсы центров занятости для обеспечения сопровождения инвалидов на каждом этапе его трудоустройства и др.
Потребность в приобретении оборудования для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обусловлена необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа всех категорий граждан (в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения) к объектам инфраструктуры и информационным ресурсам в сфере занятости населения и профессиональной реабилитации граждан.
В этой связи региональной программой запланировано приобретение реабилитационного и абилитационного оборудования для оснащения центров занятости и Центра профориентации в целях обеспечения доступности услуг по профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов.
Реализация мероприятия позволит обеспечить к 2023 году наличие
во всех центрах занятости оборудования, необходимого для сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Включение в региональную программу мероприятия по повышению квалификации и переподготовке работников центров занятости в рамках реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, обусловлено необходимостью наличия дополнительных навыков и компетенций у работников центров занятости, обеспечивающих предоставление государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Реализация данного мероприятия позволит увеличить долю работников центров занятости, обеспечивающих оказание инвалидам услуг по профессиональной реабилитации, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности работников центров занятости до 99 процентов в 2023 году.
Организация медицинской реабилитации осуществляется в соответствии с Порядком организации медицинской реабилитации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 1705н (далее - приказ N 1705н).
Медицинская реабилитация взрослого населения в Омской области осуществляется в три этапа.
Первый этап медицинской реабилитации осуществляется в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания.
Второй этап медицинской реабилитации осуществляется в стационарных условиях медицинских организаций (реабилитационных центрах, отделениях реабилитации).
Третий этап медицинской реабилитации осуществляется специалистами по профилю оказываемой помощи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях или в санаторных условиях.
В соответствии с приказом N 1705н и Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, направленными в субъекты Российской Федерации совместным письмом от 12 декабря 2019 года Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/и/2-11779 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 17033/26-2/и, выделены группы основных заболеваний, при которых проводилась медицинская реабилитация в 2019 году:
- медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями центральной нервной системы;
- медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы;
- кардиореабилитация;
- медицинская реабилитация пациентов с соматическими заболеваниями. Медицинская реабилитация организована по всем перечисленным
группам. По каждому профилю разработан и утвержден Министерством
здравоохранения алгоритм направления пациентов на каждый этап медицинской реабилитации.
В Омской области реабилитационные и (или) абилитационные мероприятия (услуги) на разных этапах осуществляют 18 государственных учреждений здравоохранения Омской области, 3 учреждения негосударственной формы собственности, федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Омский", федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства", общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильный центр современной медицины "Евромед" (далее - ООО "Евромед").
В медицинских организациях, оказывавших помощь в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2018 года N 424-п, для взрослого населения развернуто 307 специализированных круглосуточных реабилитационных коек, в том числе для больных с заболеваниями центральной нервной системы и органов чувств - 132 койки, для больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы - 42 койки, для кардиореабилитации - 59 коек, для больных с онкопатологией - 70 коек. В 2019 году на базе круглосуточного стационара прошли лечение 6 315 лиц старше 18 лет.
Одним из важных направлений комплексной реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация граждан с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которая осуществляется на втором и третьем этапе медицинской реабилитации бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Центр медицинской реабилитации" (далее - БУЗОО "ЦМР").
8 2019 году в дневном стационаре данного учреждения прошли лечение
9 788 человек, из них детей - 7 988 человек, в условиях санаторного отделения БУЗОО "ЦМР" - 1 554 пациента, в стационарном детском отделении -195 человек. В числе прошедших медицинскую реабилитацию - 512 инвалидов, в том числе 404 ребенка-инвалида.
Дети-инвалиды проходят ежегодный осмотр узкопрофильными врачами-специалистами, ежеквартально осуществляется социальный патронаж медицинскими работниками малоподвижных детей-инвалидов. Дети-инвалиды обеспечиваются лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
В целях профилактики заболеваемости, инвалидности, формирования здорового образа жизни у населения в 2015 году в Омской области в соответствии с требованиями приказа N 1705н выстроена трехэтапная система оказания медицинской помощи детскому населению по профилю "медицинская реабилитация".
Первый этап реабилитации детей осуществляется в отделениях реанимации и интенсивной терапии в медицинских организациях, оказывающих стационарную помощь детскому населению, по профилю основного заболевания. В перинатальном центре бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" и бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Городской клинический перинатальный центр" (далее - БУЗОО "ГКГЩ") используются современные технологии выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.
Второй этап реабилитации детей проводится в:
- БУЗОО "ГКГЩ" - в дневном стационаре для детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы, детским церебральным параличом (в 2019 году получили лечение 200 детей, в круглосуточном стационаре пролечено 223 ребенка);
- бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" (в 2019 году в отделении восстановительного лечения пролечено 11 811 детей, в условиях дневного стационара - 2 255 детей, из них по профилю "медицинская реабилитация" - 288 детей);
Второй этап медицинской реабилитации, а также восстановительное лечение на территории региона за 2019 год получили 23 694 ребенка.
С 2018 года на территории Омской области медицинская реабилитация дополнительно организована в:
- БУЗОО "ГКГЩ" - для детей раннего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы открыты круглосуточные койки "мать и дитя";
- загородной зоне БУЗОО "ЦМР" - организованы койки круглосуточной медицинской реабилитации для детей с детским церебральным параличом с совместным пребыванием матери и ребенка (пролечено 195 человек);
- организована круглосуточная реабилитация детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями в загородной зоне ООО "Евромед" (за 2019 год пролечено 98 детей);
- открыты койки реабилитации в бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3", бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 2 имени В.П. Бисяриной", бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Областная детская клиническая больница".
Третий этап реабилитации детей осуществляется во всех государственных учреждениях здравоохранения Омской области, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению, а также в государственных учреждениях здравоохранения Омской области санаторного типа. В течение 2019 года в данных учреждениях восстановительное и реабилитационное лечение прошли 41 043 ребенка.
Оздоровление часто болеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет осуществляется в бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Детский санаторий N 1" (далее - БУЗОО "ДС N 1"), бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Детский санаторий N 2" (далее - БУЗОО "ДС N 2"), расположенных на территории города Омска. БУЗОО "ДС N 1" принимает на оздоровление детей, страдающих заболеванием верхних дыхательных путей. В БУЗОО "ДС N 2" курс оздоровительных процедур проходят дети с патологией желудочно-кишечного тракта.
В селе Красноярка Омского района Омской области, в 30 км от города Омска, расположено бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Детский легочно-туберкулезный санаторий" на 120 коек, в котором оказывается специализированная медицинская помощь детям в возрасте от 3 до 7 лет с локальными формами туберкулеза, получившим основной курс противотуберкулезной терапии в специализированном стационаре, лечение детей с виражом туберкулиновых проб, тубинфицированных, профилактика и оздоровление детей из группы риска и из туберкулиновых очагов.
Одним из важнейших направлений в интеграции инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общество является активизация их творческого, художественного и интеллектуального потенциала.
Росту социальной активности инвалидов, детей-инвалидов способствуют мероприятия социокультурной направленности, проводимые в регионе. Традиционным в Омской области стало проведение ежегодного фестиваля творчества детей-инвалидов "Искорки надежды". Приоритетной задачей фестиваля является привлечение ведущих деятелей культуры, педагогов, психологов, а также общественности к решению вопросов реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов через творчество, поддержка одаренных детей-инвалидов, содействие применению их творческого и интеллектуального потенциала в сфере культуры, расширение контактов детей-инвалидов.
Указом Губернатора Омской области от 14 марта 2013 года N 41 учреждена премия Губернатора Омской области одаренным детям-инвалидам "Мир открытых возможностей", которая вручается детям-инвалидам, добившимся выдающихся результатов в творческой, научно-образовательной и спортивной деятельности.
В рамках региональной программы планируется поэтапное оснащение организаций, осуществляющих социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, специализированным оборудованием.
Координатором в решении вопросов по выполнению реабилитационных мероприятий в сфере физической культуры и спорта инвалидов, детей-инвалидов является бюджетное учреждение Омской области "Омский областной специализированный спортивный центр Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки" (далее - БУ ЦПП), которым осуществляются следующие мероприятия:
- информирование и консультирование инвалидов и членов их семей по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
- интеграция инвалидов в систему физической культуры и спорта.
С целью реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья среди детей и взрослого населения БУ ЦПП проводятся занятия по оздоровительному плаванию, в физкультурно-оздоровительных группах в
тренажерных залах, а также занятия в группах спортивной подготовки по различным дисциплинам (при наличии у занимающихся медицинской справки с допуском спортивного врача).
Занятия в спортивных группах проводятся штатными тренерами БУ ЦПП в соответствии с приказами Министерства спорта Российской Федерации от 27 января 2014 года N 32 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с поражением ОДА", от 3 февраля 2014 года N 70 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих", от 27 января 2014 года N 31 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спорт слепых", от 19 января 2018 года N 18 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями" на арендуемых спортивных базах, частично адаптированных для маломобильных групп населения, находящихся в ведении департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта", спортивной базе автономной некоммерческая организация "Спортивно-культурный центр "Авангард" и спортивных базах организаций, подведомственных Министерству спорта и Министерству образования Омской области (бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Омский колледж профессиональных технологий", автономного учреждения Омской области "Дирекция по управлению спортивными сооружениями"), по разработанным и утвержденным программам спортивной подготовки по четырем видам спорта - спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.
На 1 января 2020 года в подведомственных Министерству спорта учреждениях занимается 588 спортсменов-инвалидов.
В 2019 году в рамках мероприятия Госпрограммы по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту на приобретение спортивного инвентаря и оборудования направлено 1 036 000,0 руб. (в том числе 400 000,0 руб. - средства областного бюджета, 636 000,0 руб. - поступления из федерального бюджета), в 2020 году на указанные мероприятия предусмотрено 1 046 500,0 руб. (в том числе 400 000,0 руб. - средства областного бюджета, 646 500,0 руб. - поступления из федерального бюджета).
В целях более качественной реализации реабилитационных мероприятий в сфере физической культуры и спорта, создания условий для привлечения большего числа инвалидов к занятиям адаптивной физической культурой и спортом и их интеграции в социально-активную среду посредством участия в физкультурных и спортивных мероприятиях требуется дальнейшее развитие материально-технической базы учреждений в сфере адаптивной физической культуры и спорта.
В целом состояние материально-технической базы государственных
учреждений Омской области улучшается, но не вполне соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов. Существует дополнительная потребность в технологическом и реабилитационном оборудовании для организации социально-реабилитационных и психолого-профориентационных мероприятий.
Таким образом, недостаточная сформированность системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов порождает определенные социально-экономические последствия, в том числе:
- отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
- препятствует проведению мероприятий по медицинской, социальной, образовательной, психологической, профессиональной, культурной, спортивной реабилитации в оптимальном объеме.
Данные барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала таких людей.
С учетом вышеуказанных проблем имеется необходимость реализации на территории Омской области комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем инвалидов и детей-инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Программно-целевой метод позволит выделить направления финансирования, определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках региональной программы, распределить полномочия и ответственность между органами государственной власти на областном и муниципальном уровнях, обеспечить эффективное планирование и мониторинг результатов реализации региональной программы.
Выполнение мероприятий региональной программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов создания системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, предоставит возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех сферах жизни.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие соисполнителей региональной программы.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.
Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть областного бюджета, но и с помощью ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и региональном уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.
II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) региональной программы
Целью региональной программы является повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Омской области.
Цель региональной программы определяется приоритетами государственной политики, обозначенными в Концепции долгосрочного развития, Госпрограмме, Концепции создания, ведения и использования ФГИС ФРИ, Концепции развития ранней помощи, Стратегии развития Омской области.
Достижение данной цели предполагается путем достижения следующих задач:
1) определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Омской области.
Реализация указанной задачи позволит спланировать проведение мероприятий по реабилитации и абилитации, а также скоординировать деятельность органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, организаций при развитии системы комплексной реабилитации инвалидов;
2) формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Омской области.
Реализация указанной задачи обеспечит проведение комплекса мероприятий в целях профессиональной ориентации и социально-профессиональной адаптации на рынке труда граждан с инвалидностью, а также будет способствовать развитию системы сопровождения инвалидов при трудоустройстве в рамках мероприятий по
содействию занятости населения;
3) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Омской области.
Реализация данной задачи обеспечит создание правовой и методической основы формируемой в регионе системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи и. сопровождаемого проживания инвалидов в Омской области, а также повышение эффективности данной системы;
4) формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Омской области.
Реализация данной задачи позволит максимально увеличить объем оказываемых реабилитационных и абилитационных услуг, расширить их спектр, приблизить оказание реабилитационных услуг к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, внедрить современные эффективные методы и технологии работы с инвалидами и, как следствие, повысить качество жизни данной категории граждан в Омской области.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) региональной программы представлены в приложении N 1 к региональной программе.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) мероприятий региональной программы представлена в приложении N 2 к региональной программе.
III. Срок реализации региональной программы
Реализация региональной программы будет осуществляться в течение 2020 - 2023 годов.
IV. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий региональной программы представлен в приложении N 3 к региональной программе.
V. Ресурсное обеспечение региональной программы
Общий объем финансирования составляет 53 439,22 тыс. руб., из них:
- в 2020 году - 18 309,92 тыс. руб.;
- в 2021 году - 17 653,00 тыс. руб.;
- в 2022 году - 17 476,30 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Прогнозируемый объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, составляет 45 799,70 тыс. руб., из них:
- в 2020 году - 15 064,20 тыс. руб.
- в 2021 году - 15 181,60 тыс. руб.;
- в 2022 году - 15 553,90 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Объем средств бюджета Омской области составляет 7 639,52 тыс. руб., из них:
- в 2020 году - 3 245,72 тыс. руб.;
- в 2021 году - 2 471,40 тыс. руб.;
- в 2022 году - 1 922,40 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере социальной защиты населения, составляет 8 584,98 тыс. руб. (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2020 году - 4 162,23 тыс. руб.;
- в 2021 году - 2 495,0 тыс. руб.;
- в 2022 году - 1 927,75 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере образования, составляет 6 178,41 тыс. руб. (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2020 году - 2 083,63 тыс. руб.;
- в 2021 году - 2 081,39 тыс. руб.;
- в 2022 году - 2 013,39 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере культуры, составляет 8 766,13 тыс. руб. (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2020 году - 3 130,85 тыс. руб.;
- в 2021 году - 2 609,96 тыс. руб.;
- в 2022 году - 3 025,32 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере физической культуры и спорта, составляет 3 014,45 тыс. руб. (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2020 году - 1 736,36 тыс. руб.;
- в 2021 году - 650,0 тыс. руб.;
- в 2022 году - 628,09 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере занятости, составляет 9 999,89 тыс. руб. (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2020 году - 3 725,93 тыс. руб.;
- в 2021 году - 3 023,25 тыс. руб.;
- в 2022 году - 3 250,71 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере здравоохранения, составляет 8 934,19 тыс. руб. (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2020 году - 3 470,93 тыс. руб.;
- в 2021 году - 2 571,78 тыс. руб.;
- в 2022 году - 2 891,48 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере ранней помощи, составляет 4 302,38 тыс. руб. (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2020 году - 0,00 тыс. руб.;
- в 2021 году - 2 369,80 тыс. руб.;
- в 2022 году - 1 932,58 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в сфере сопровождаемого проживания инвалидов, составляет 3 658,79 тыс. руб. (включая мероприятия, не софинансируемые из федерального бюджета), из них:
- в 2020 году - 0,00 тыс. руб.;
- в 2021 году - 1 851,82 тыс. руб.;
- в 2022 году - 1 806,97 тыс. руб.;
- в 2023 году - 0,00 тыс. руб.
Финансовое обеспечение реализации региональной программы осуществляется за счет средств областного бюджета (налоговых и неналоговых доходов, поступлений в областной бюджет нецелевого характера, поступлений в областной бюджет целевого характера из федерального бюджета).
Объем ресурсного обеспечения региональной программы представлен в приложении N 4 к региональной программе.
Сведения о планируемом распределении бюджетных ассигнований региональной программы представлены в приложении N 5 к региональной программе.
VI. Управление и контроль реализации региональной программы
Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей региональной программы и контроль за ходом ее реализации (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) региональной программы) осуществляет ответственный исполнитель в соответствии с государственной программой Омской области "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 261-п (далее - Программа).
Обеспечение управления региональной программой, контроль и оценку ее реализации осуществляет Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, в состав которого входят представители органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, участвующих в реализации Программы, и общественных организаций инвалидов (Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", Омской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ВОИ), Омской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", регионального отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов" в Омской области).
Ответственный исполнитель и соисполнители региональной программы разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации региональной программы.
Соисполнители региональной программы организуют исполнение мероприятий региональной программы, в установленные сроки представляют информацию об их исполнении ответственному исполнителю региональной программы, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности региональной программы).
Организация исполнения мероприятий региональной программы ответственным исполнителем и соисполнителями осуществляется в соответствии с федеральными законами "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения государственного контракта, денежные средства должны расходоваться в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одно направление реабилитации или абилитации (социальная защита, труд и занятость, здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, культура, информация и связь) инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получателей услуг ранней помощи от общего объема сэкономленных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения региональной программы соисполнители представляют информацию о выполнении мероприятий региональной программы ответственному исполнителю в установленный им срок.
Ответственный исполнитель ежеквартально представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
- информацию об исполнении мероприятий региональной программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения, или о невыполнении мероприятий;
- отчет об осуществлении расходов бюджета Омской области (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в региональную программу.
VII. Оценка эффективности реализации региональной программы
Региональная программа направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграции в общество, формирование равных возможностей во всех сферах жизни общества, а также на развитие ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов.
Социальная эффективность региональной программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
- повышения уровня и качества предоставляемых инвалидам, в том числе детям-инвалидам, реабилитационных и абилитационных услуг;
- возвращения инвалидов к активной жизни за счет частичного или полного восстановления или компенсации способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, а также формирования у них новых способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
- увеличения уровня информированности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, получателей услуг ранней помощи о реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, а также об услугах, предоставляемых в рамках сопровождаемого проживания инвалидов;
- преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в жизнь общества, включая совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
- информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами.
Экономическая эффективность региональной программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.
Оценка эффективности реализации региональной программы проводится аналогично оценке эффективности реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.