Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Грязовецкого муниципального района
от 11 ноября 2014 г. N 449
Муниципальная программа
"Развитие образования и реализация молодежной политики в Грязовецком районе на 2015 - 2017 годы"
(далее - муниципальная программа)
16 февраля, 18 августа, 16 ноября 2015 г., 18 января 2016 г.
Постановлением Администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 18 января 2016 г. N 18 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
"Развитие образования и реализация молодежной политики в Грязовецком районе на 2015 - 2017 годы" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области |
Подпрограммы муниципальной программы |
Подпрограмма 1 "Развитие общего и дополнительного образования детей" Подпрограмма 2 "Реализация молодежной политики" |
Программно-целевые инструменты |
Отсутствуют |
Цель муниципальной программы |
Обеспечение доступности и равных возможностей получения качественного образования и создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи |
Задачи муниципальной программы |
обеспечение доступности качественного общего образования; модернизация содержания образования и образовательной среды в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и национальной образовательной инициативой "Наша новая школа"; совершенствование системы дополнительного образования детей; создание условий для успешной социализации детей и молодежи через включение их в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь района |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений; отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования; доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников; доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы; доля детей, охваченных мероприятиями муниципального, регионального, всероссийского уровней, в общей численности детей в возрасте от 7 до 15 лет; количество молодых людей в возрасте 14-35 лет, принимающих участие в районных и областных мероприятиях и проектах в сфере молодежной политики |
Сроки реализации муниципальной программы |
2015 - 2017 годы |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета района - 1 218 212,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 год - 386 139,9 тыс. руб., 2016 год - 393479,7 тыс. руб., 2017 год - 438592,6 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
увеличение доли муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений с 61,1% в 2013 году до 88,7% в 2017 году; достижение соотношения численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, до 100%; увеличение доли школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников с 31% 2013 году до 83,8% в 2017 году; увеличение доли детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы с 52,2% в 2013 году до 75% в 2017 году; увеличение доли детей, охваченных мероприятиями муниципального, регионального, всероссийского уровней, в общей численности детей в возрасте от 7 до 15 лет с 58% в 2013 году до 70% в 2017 году; увеличение количества молодых людей в возрасте 14-35 лет, принимающих участие в районных и областных мероприятиях и проектах в сфере молодежной политики, с 1094 человек в 2013 году до 2820 человек в 2017 году |
I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Основными характеристиками текущего состояния сферы образования района являются доступность образовательных услуг для детей и молодежи, качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями; кадровый состав педагогических работников.
В районе идет формирование оптимальной структуры сети учреждений общего образования, которая при эффективном использовании ресурсов способна обеспечить доступность качественного образования. Система образования района включает в себя 32 образовательных учреждения, в том числе 17 дошкольных образовательных учреждений, 1 начальная школа - детский сад, 7 основных школ, 6 средних школ, 1 учреждение дополнительного образования детей. Подвоз организован для 504 обучающихся школ.
За последние три года наблюдается незначительное снижение контингента обучающихся - на 5% и увеличение контингента воспитанников - на 7%. В районе функционирует 23 учреждения, реализующих программу дошкольного образования, которые посещают 2057 человек. Охват детей в возрасте от 3 до 7 лет увеличился с 89,2% в 2010 году до 100% в 2014 году. За последние четыре года в дошкольных учреждениях создано 414 дополнительных места.
Система общего образования и дополнительного образования характеризуется достаточно высоким качеством образования, о чем свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в стандартизированной форме (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ), соответствующие среднеобластным показателям, увеличением количества участников предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей.
В 2011 - 2012 учебном году введены ФГОС начального общего образования во всех 1 классах общеобразовательных учреждений района; в 2014 - 2015 учебном году в пилотном режиме начали реализовывать ФГОС основного общего образования 3 ОУ района. Дальнейшее введение федерального государственного образовательного стандарта, внедрение профильного обучения и предпрофильной подготовки требуют организационно-методических мероприятий, обновления учебного оборудования, повышения квалификации педагогических и руководящих работников общего образования.
Система дополнительного образования детей в последние годы претерпела значительные изменения: прошла реорганизация в форме присоединения МОУ ДОД "Грязовецкая станция юных техников", МОУ ДОД "Грязовецкий Центр детского творчества", МОУ ДОД "Дом детско-юношеского туризма и экскурсий", БОУ ДОД "Грязовецкая ДЮСШ", также было открыто новое учреждение дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей", которое объединило все направления дополнительного образования в районе. Охват дополнительным образованием в среднем по району составляет 68%, в учреждениях дополнительного образования - 52,2%.
В системе образования района работает 1055 человек, в том числе педагогических работников - 523 человека. Необходимо совершенствование системы оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала в учреждениях образования, учитывающей качество и результативность их деятельности, стимулирующей профессиональное развитие, поддержание средней заработной платы педагогических работников школ в соответствии с Указами Президента РФ.
В Грязовецком районе проживает около 8,9 тысяч человек в возрасте от 14 до 35 лет. Если для молодых людей 14 - 23 лет основными социальными ориентирами являются получение среднего и профессионального образования, самореализация в обществе, то молодежь 24 - 35 лет в основном ориентирована на трудовую деятельность, повышение профессионального мастерства, создание семьи и улучшение жилищных условий. Данные позитивные ориентиры требуют поддержки и развития. Но есть ряд проблем, которые необходимо решать путем координации и межведомственного взаимодействия. Среди них рост правонарушений, преступности среди несовершеннолетних, невысокая мотивация на здоровый образ жизни, недостаточное разнообразие форм организации молодежного досуга, низкая социальная активность молодежи.
На территории района активно развиваются органы детского и молодежного самоуправления: школьные советы старшеклассников, советы лидеров, районный совет старшеклассников, молодежные советы муниципальных образований, которые привлекают молодежь городских и сельских поселений к участию в мероприятиях различного уровня. Однако школьное самоуправление на данный момент является более организованным и действенным, чем молодежное, в связи с чем требует особого внимания как деятельность молодежных советов, так и формирование и функционирование детских и молодежных общественных организаций, в том числе и волонтерской направленности.
Успешно реализуется процесс информатизации общего образования: все школы подключены к сети Интернет и используют ее ресурсы, во всех школах имеются компьютерные классы, все школы имеют мультимедийные установки и активно используют их в образовательном процессе. Наблюдается тенденция улучшения материально-технического оснащения ОУ компьютерной техникой: всего ПК в школах района - 609, используемых в образовательном процессе - 537, интерактивных досок - 54, мультимедийных проекторов - 117, принтеров - 102, сканеров - 25, многофункциональных устройств - 66, плазменных панелей - 3; количество детей на 1 компьютер составляет 6,5. По постановлению Правительства Вологодской области от 19 мая 2014 года N 418 в образовательных учреждениях введена государственная информационная система области "Система образования Вологодской области" (сокращенное название ГИС "Образование").
ГИС "Образование" создана в целях информационного обеспечения управления в системе образования Вологодской области, включая обеспечение предоставления посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" услуг в сфере образования и науки, а также для автоматизированной передачи сведений в федеральную информационную систему единой федеральной базы данных показателей ведения электронной очереди в дошкольные образовательные организации. С 1 сентября 2014 года в систему внесены все обучающиеся образовательных учреждений, занесено 8 290 уроков, выставлено - 10663 оценок (статистика на 13 октября 2014 года), заполнена система "Электронный детский сад".
МОУ СОШ N 1 г. Грязовца организует дистанционное обучение детей из труднодоступных школ (КаменскаяООШ) и детей-инвалидов. Сайты созданы во всех ОУ района. В рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования во все школы поступило оборудование для реализации ФГОС НОО: ноутбуки, рабочее место учителя, интерактивные доски, многофункциональные устройства, учебно-исследовательские комплекты, электронные микроскопы, системы для организации беспроводной связи, программное обеспечение и др.; для реализации ФГОС ООО - в цифровую школу поступило учебно-лабораторное оборудование для кабинетов химии, физики, биологии, а также медицинское и спортивное оборудование.
В течение последних лет проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы образования (нормативное подушевое финансирование, система оплаты труда, ориентированная на результат, общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, публичная отчетность образовательных учреждений). Результатом стало расширение самостоятельности образовательных учреждений, повышение ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, обеспечение прозрачности системы образования для общества. Однако не во всех образовательных учреждениях органы государственно-общественного управления активно участвуют в оценке качества образования на уровне образовательного учреждения.
В течение 2011 - 2013 годов в системе образования были реализованы мероприятия в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования: приобретение необходимого для реализации ФГОС учебно-лабораторного оборудования и оборудования для дистанционного образования; приобретение учебной и методической литературы, технических средств обучения, наглядных пособий, материалов, мебели; приобретение транспортных средств для организации подвоза обучающихся (7 единиц); пополнение фондов библиотек всех школ учебниками; ремонт пришкольного интерната БОУ "СОШ N 2"; приобретение оборудования для медицинских кабинетов в 4 школах; приобретение спортивного оборудования для цифровой школы и др. За счет средств областного бюджета и бюджета района в течение 2011 - 2013 годов на текущий и капитальный ремонт образовательных учреждений было выделено более 24400,0 тыс. рублей. В рамках участия в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы для образовательных учреждений района приобретено игровое, музыкальное, проекционной, цифровое оборудование на общую сумму 633,7 тыс. руб. из федерального бюджета. В 2014 году за счет средств бюджета района был приобретен автобус в БОУ "Лежская основная общеобразовательная школа" стоимостью 730,9 тыс. руб., отремонтирован актовый зал и приобретена мебель в МБОУ "Юровская школа" стоимостью 154,7 тыс. руб., приобретена оргтехника для развития дополнительного образования детей на сумму 225,1 тыс. руб., оборудован спортивный зал в МБОУ "Юровская школа" на сумму 1100,0 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета 212,3 тыс. руб., средства федерального бюджета 987,7 тыс. руб.
Несмотря на ряд положительных результатов, имеются некоторые проблемы, на решение которых должны быть направлены мероприятия муниципальной программы. Требует укрепления материально-техническая база образовательных учреждений. Необходимо продолжить мероприятия по развитию сети образовательных учреждений района, создание филиальной сети ОУ, с целью объединения кадровых, материально-технических, организационных, управленческих ресурсов и обеспечения доступности качественного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. В целях создания современной муниципальной модели дошкольного образования требуется открытие групп для кратковременного пребывания детей, развитие альтернативных форм дошкольного образования. Необходимо проведение мероприятий по решению проблем кадрового обеспечения муниципальной системы образования: старение педкадров, малый приток молодых специалистов, отсутствие специалистов-предметников, высокая нагрузка педагогов и др. Также имеют место расхождения в условиях осуществления образовательной деятельности и качестве образовательных результатов между общеобразовательными учреждениями; отсутствие возможности выбора школьниками программ профильного обучения в соответствии с их склонностями и способностями; низкие темпы обновления учебно-материальной базы ОУ.
II. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки реализации муниципальной программы
Приоритеты государственной политики в сфере образования определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761), Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года), Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Данные положения реализованы в Программе социально-экономического развития Вологодской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной законом области от 8 декабря 2010 года N 2428-ОЗ; Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739; Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 3 марта 2009 года N 398; постановлении Правительства Вологодской области от 25 февраля 2013 года N 201 "Об утверждении плана мероприятий ( "дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности образования" на 2013 - 2018 годы"; постановлении Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года N 1243 "О государственной программе "Развитие образования Вологодской области на 2013 - 2017 годы"; приказе Управления образования Грязовецкого муниципального района от 13 сентября 2013 года N 692 "Об утверждении плана мероприятий ( "дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности образования на территории Грязовецкого муниципального района на 2013 - 2018 годы" (с последующими изменениями), и состоят в следующем:
обеспечение доступности дошкольного образования;
повышение качества результатов образования на разных уровнях;
модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность;
укрепление единства образовательного пространства, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от места проживания, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик управления образованием.
Основные приоритеты в сфере общего образования прежде всего направлены на повышение доступности качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детей.
Приоритеты государственной политики в сфере молодежной политики определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегии государственной молодежной политики в РФ до 2016 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года N 1760-р), и в нормативно-правовых актах концептуального и узко-прикладного характера: Приказе Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 23 декабря 2008 года N 72 "Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации"; Приказе Минобразования России от 30 августа 2002 года N 3186 "О всероссийском конкурсе вариативных программ и пилотных проектов отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодежи"; Приказе Минобразования России от 5 ноября 2001 года N 3545 "О Совете руководителей органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации при Министерстве образования Российской Федерации", а также в Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739; Законе Вологодской области от 29 ноября 2005 года N 1376-ОЗ "О государственной молодежной политике на территории Вологодской области" (с последующими изменениями) и др.
Основными приоритетами государственной молодежной политики являются:
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
выявление, продвижение, поддержка активности и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах;
вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе;
развитие созидательной активности молодежи.
Настоящая муниципальная программа разработана в целях реализации вышеуказанных приоритетных направлений государственной политики.
Целью муниципальной программы является обеспечение доступности и равных возможностей получения качественного образования и создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи. На последовательную реализацию поставленной цели направлено решение следующих задач:
- обеспечение доступности качественного общего образования;
- модернизация содержания образования и образовательной среды в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и национальной образовательной инициативой "Наша новая школа";
- совершенствование системы дополнительного образования детей;
- создание условий для успешной социализации детей и молодежи через включение их в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь района.
Сроки реализации муниципальной программы: 2015 - 2017 годы.
Постановлением Администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 18 января 2016 г. N 18 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Финансовое обеспечение муниципальной программы, обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации
Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета района составляет 1 218 212,2 тыс. руб., из них собственные доходы бюджета района 403 303,3 тыс. руб., межбюджетные трансферты из областного бюджета 814 908,9 тыс. руб., в том числе по годам:
2015 год - 386 139,9 тыс. руб., из них собственные доходы бюджета района 127 945,7 тыс. руб., межбюджетные трансферты из областного бюджета 258 194,2 тыс. руб.;
2016 год - 393479,7 тыс. руб., из них собственные доходы бюджета района 137678,8 тыс. руб., межбюджетные трансферты из областного бюджета 255800,9 тыс. руб.;
2017 год - 438592,6 тыс. руб., из них собственные доходы бюджета района 137678,8 тыс. руб., межбюджетные трансферты из областного бюджета 300913,8 тыс. руб.
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета района приведено в приложении 1 к муниципальной программе.
Расчет финансового обеспечения мероприятий муниципальной программы осуществлялся с учетом изменения прогнозной численности обучающихся в результате реализации мероприятий программы и обеспечения повышения оплаты труда педагогических работников учреждений образования.
Распределение бюджетных ассигнований по подпрограммам в целом соответствует сложившимся объемам обязательств по соответствующим направлениям расходования средств.
IV. Целевые показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач муниципальной программы, прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы
Целевые показатели (индикаторы) программы приведены в приложении 2 к муниципальной программе.
Основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы следующие:
увеличение доли муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений с 61,1% в 2013 году до 88,7% в 2017 году;
достижение соотношения численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, до 100%;
увеличение доли школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников с 31% 2013 году до 83,8% в 2017 году;
увеличение доли детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы с 52,2% в 2013 году до 75% в 2017 году;
увеличение доли детей, охваченных мероприятиями муниципального, регионального, всероссийского уровней, в общей численности детей в возрасте от 7 до 15 лет с 58% в 2013 году до 70% в 2017 году;
увеличение количества молодых людей в возрасте 14-35 лет, принимающих участие в районных и областных мероприятиях и проектах в сфере молодежной политики, с 1094 человек в 2013 году до 2820 человек в 2017 году.
Методика расчета значений целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы приведена в приложении 3 к муниципальной программе.
V. Обоснование выделения и включения в состав муниципальной программы подпрограмм
Программа включает в себя две подпрограммы, содержащие основные мероприятия, направленные на решение поставленных задач.
В рамках муниципальной программы будут реализованы следующие подпрограммы:
Подпрограмма 1 "Развитие общего и дополнительного образования детей" (приложение 4 к муниципальной программе),
Подпрограмма 2 "Реализация молодежной политики" (приложение 5 к муниципальной программе).
Включение вышеперечисленных подпрограмм в муниципальную программу связано с особенностями муниципальной системы образования и ключевыми задачами, направленными на обеспечение повышения качества образования и спецификой основных направлений реализации молодежной политики в районе.
Аналитическое распределение средств муниципальной программы по подпрограммам представлено в приложении 6 к муниципальной программе.
Проведение основных мероприятий муниципальной программы обеспечит:
- создание равных возможностей получения качественного образования гражданами, проживающими на территории Грязовецкого муниципального района;
- создание современной материально-технической базы учреждений и внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
- повышение безопасности образовательных учреждений, своевременное их лицензирование;
- снижение кадрового дефицита педагогических и руководящих работников;
- создание условий для разностороннего развития и воспитания детей и молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.