20 января 2014 г.
Во исполнение закона области от 30 сентября 2010 года N 2369-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Вологодской области" Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития сферы социальной защиты населения Вологодской области до 2020 года.
2. Департаменту социальной защиты населения области (Л.В. Каманина) принять меры по реализации Стратегии развития сферы социальной защиты населения Вологодской области до 2020 года.
3. Признать утратившими силу постановления Правительства области:
от 15 февраля 2010 N 150 "Об одобрении Стратегии развития сферы труда и социального развития Вологодской области до 2020 года";
от 26 апреля 2010 N 453 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 15 февраля 2010 года N 150".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
По поручению Губернатора области |
А.А. Травников |
Постановлением Правительства Вологодской области от 20 января 2014 г. N 29 в настоящую Стратегию внесены изменения
Одобрена
постановлением
Правительства области
от 13 мая 2013 г. N 490
Стратегия
развития сферы социальной защиты населения Вологодской области до 2020 года
20 января 2014 г.
I. Анализ ситуации в сфере социальной защиты населения
Общая характеристика ситуации в сфере социальной защиты населения
Проводимая в последние годы в Вологодской области социально-экономическая политика, направленная на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, позволила решить ряд первоочередных проблем в сфере социальной защиты населения.
Этому способствовали:
своевременное принятие и исполнение нормативных правовых актов области, разработанных в целях реализации в Вологодской области Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области;
тесное взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с органами местного самоуправления, общественными организациями в решении вопросов в сфере социальной поддержки населения;
принятие и реализация областных целевых программ;
участие в реализации федеральных целевых программ.
В результате:
произошли значительные сдвиги в развитии социальной поддержки;
получила дальнейшее развитие сеть учреждений социального обслуживания (число учреждений возросло с 31 в 1997 году до 120 в 2012 году), соответственно количество социальных услуг, предоставленных нуждающимся гражданам и семьям с детьми, возросло более чем в 10 раз, внедрены около 20 новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, учитывающих в том числе и гендерные аспекты социального обслуживания населения.
В области действует широкая сеть учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги более 300 тыс. жителей. В нее входят учреждения социального обслуживания, оказывающие широкий спектр социальных услуг несовершеннолетним, семьям с детьми, гражданам пожилого возраста и инвалидам:
центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дома-интернаты для умственно отсталых детей, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальные приюты для детей;
дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты;
комплексные центры социального обслуживания населения;
центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, дом ночного пребывания, социальная гостиница;
специальные дома для одиноких престарелых.
Работа в сфере социального обслуживания семьи и детей направлена на профилактику социального сиротства, детской безнадзорности и жестокого обращения. В области сформирована сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей: 16 центров социальной помощи семье и детям; 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (294 стационарных места), 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; 9 отделений по работе с семьей и детьми при комплексных центрах социального обслуживания населения. Ежегодно более 900 несовершеннолетних становятся воспитанниками специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (2007 год - 990 детей; 2008 год - 968 детей; 2009 год - 934 ребенка; 2010 год - 932 ребенка; 2011 год - 926 детей).
Ежегодно увеличивается охват семей области социальными услугами. В 2007 году 501,9 тыс. социальных услуг получили более 41,4 тыс. семей (22,5% от общего числа семей); в 2008 году 556,1 тыс. социальных услуг получили более 45,1 тыс. семей (25,1% от общего числа семей); в 2009 году 535,8 тыс. социальных услуг получили 43,2 тыс. семей (23,9% от общего числа семей); в 2010 году 600,0 тыс. социальных услуг получили более 48,0 тыс. семей (26,4% от общего числа семей); 2011 году оказано 786,8 тыс. различных социальных услуг 55 тыс. семей (30,5% от общего числа семей).
В 2011 году в приютах и социально-реабилитационных центрах области социальную реабилитацию прошли 932 ребенка из семей группы социального риска, из них более 75% переданы в родные, приемные семьи, под опеку и попечительство (в 2007 году - 738 детей; в 2008 году - 750 детей; в 2009 году - 717 детей; в 2010 году - 872 ребенка).
Особое внимание специалистами учреждений уделяется совершенствованию форм и методов работы с семьей, внедрению инновационных технологий, направленных на сохранение для ребенка семейных условий проживания, предупреждение лишения родительских прав.
Сеть стационарных учреждений социального обслуживания представлена 14 государственными стационарными учреждениями для взрослого населения с плановым количеством мест 3745 (из них 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов на 917 коек, 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов на 60 коек; 9 психоневрологических интернатов на 2361 койку, 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 422 койки) и 32 муниципальными стационарными учреждениями (отделениями) на 808 мест (18 из которых имеют статус юридического лица, 14 - стационарные отделения в структуре центров социального обслуживания населения).
Остается острой проблема очередности в стационарные учреждения социального обслуживания. Определения в дома - интернаты в настоящее время ожидают 568 человек (в 2007 году - 789 человек, 2008 году - 903 человека, в 2009 году - 639 человек, в 2010 году - 675 человек, в 2011 году - 560 человек). Особо острой остается проблема очередности в учреждения психоневрологического профиля, которая составляет 403 человека, период ожидания 3 - 5 лет.
В целях оказания помощи семьям, имеющим в своем составе граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, при временном отсутствии объективной возможности обеспечить постоянный посторонний уход в домашних условиях, в стационарных учреждениях организовано временное проживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Указанной формой стационарного обслуживания в год пользуется более 100 семей области. В детских домах-интернатах для умственно отсталых детей проводится целенаправленная работа по подготовке детей-инвалидов, имеющих высокий реабилитационный потенциал, к самостоятельному проживанию и дальнейшему их постинтернатному сопровождению.
Надомным социальным обслуживанием охвачено 11 тысяч пожилых граждан и инвалидов, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию, в том числе граждан с наиболее высокой степенью нуждаемости, включая граждан находящихся в терминальной стадии заболевания (3-4 степени), людей с проблемами психического здоровья, семей с детьми с ограниченными возможностями.
Охват граждан социальными услугами на дому от числа нуждающихся увеличивается. В 2007 году охват составлял 98,5%, в 2008 году - 98,8%, в 2009 году - 99%, в 2010 году - 99,1%, в 2011 - 99,6%. В 1 полугодии 2012 года - 100%. Очередь ликвидирована благодаря активной работе комплексных центров по привлечению потенциала родственников, ближайшего окружения, добровольных помощников (волонтеров).
Доля граждан, удовлетворенных качеством социального обслуживания на дому в 2007, 2008 годах составляла 98% от числа обслуживаемых, в 2009 году - 98,2%, в 2010 году - 98%, в 2011 году - 98,8% .
Кроме надомного и стационарного социального обслуживания пожилых граждан перспективной формой системы социального обслуживания являются специальные жилые дома для одиноких престарелых (далее также - дома ветеранов). В таких домах социальные услуги предоставляются учреждениями социального обслуживания "Специальный дом для одиноких престарелых".
Учреждения обеспечивают поддержку и защиту одиноким пожилым гражданам, способствуют повышению качества их жизни. Пожилые люди получают возможность воспользоваться необходимыми для них медицинскими и социальными услугами по месту проживания. В домах ветеранов области проживает 1032 человека.
Около 500 тыс. граждан, проживающих в Вологодской области (то есть около 40% населения области), получают различные меры социальной поддержки и социальные услуги. Среди них самыми многочисленными категориями являются люди пожилого возраста, инвалиды, семьи с детьми.
Так, например, законом области от 1 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусмотрены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной доплаты к пенсии, компенсации расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) установлена ветеранам труда; ветеранам труда Вологодской области; реабилитированным; лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; лицам, имеющим удостоверение "Ветеран военной службы" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", являющимся пенсионерами и достигшим возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины); лицам, выполнявшим служебно-боевые задачи (в том числе выполнявшим специальные задания и участвовавшим в специальных операциях); лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; лицам, родившимся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года ("дети войны") - в размере 750 рублей; лицам, принимавшим участие в разминировании на территории Вытегорского района в период войны и в послевоенные годы (1945 - 1951) - в размере 2200 рублей. Лицам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) из числа педагогических работников областных государственных и муниципальных учреждений образования, медицинских и фармацевтических работников областных государственных учреждений здравоохранения, специалистов в области культуры и искусства, областных государственных учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, социальных работников и специалистов по социальной работе областных государственных учреждений социального обслуживания населения, специалистов ветеринарной службы областных государственных учреждений ветеринарной службы предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь и часть (долю) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемую в соответствии с жилищным законодательством) и 100 процентов платы за отопление и освещение, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется ежегодная компенсация на приобретение твердого топлива.
С каждым годом прослеживается тенденция увеличения численности получателей мер социальной поддержки в соответствии с законом области от 1 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан". Например, в 2007 году меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с указанным законом области, получили 164,7 тыс. человек, в 2008 году - 165,4 тыс. человек, в 2009 году - 167,9 тыс. человек, в 2010 году - 170,2 тыс. человек, в 2011 году - 173,6 тыс. человек.
Особое внимание в области уделяется поддержке семьи и детей.
Из средств областного бюджета производится выплата:
ежемесячного пособия на ребенка - инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ- инфицированным, в размере 1000 рублей;
семьям, воспитывающим детей, больных целиакией, в размере 1200 рублей;
единовременного пособия при рождении ребенка неработающим женщинам из малоимущих семей в размере 4500 рублей;
дополнительного единовременного пособия при рождении (усыновлении, удочерении) второго и третьего ребенка в малоимущих семьях в размере 2000 рублей;
единовременного пособия малоимущим семьям на детей, идущих в первый класс, в размере 3000 рублей;
ежемесячного пособия в размере 500 рублей женщинам, родившим 10 и более детей и воспитавшим их до трехлетнего возраста.
С 2007 года увеличился размер ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого на детей в малоимущих семьях, с 85 рублей до 150 рублей. С июля 2008 года указанное пособие в повышенном на сто процентов размере предоставляется не только на детей одиноких матерей, но и на детей из многодетных семей.
Предоставляется компенсация транспортных расходов малоимущим беременным женщинам, направляемым для диспансеризации, консультации, лечения и родов в специализированные учреждения.
За последние годы количество семей, имеющих детей, которым предоставляются меры социальной поддержки в форме выплат пособий и компенсаций на детей, увеличивается. Так, в 2007 году пособия и компенсации на детей предоставлены - 110,3 тыс. семей, в 2008 году - 112,1 тыс. семей, в 2009 году - 116,5 тыс. семей, в 2010 году - 117,3 тыс. семей, в 2011 году - 120,2 тыс. семей.
Обеспечиваются средствами ухода новорожденные дети из малоимущих или нуждающихся семей при выписке из родильного дома. В области осуществляется частичная компенсация стоимости месячного студенческого проездного билета студентам из малоимущих семей. Личные затраты студента на месячный студенческий проездной билет составляют 150 рублей.
В 2012 году более 8,5 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается более 26,1 тыс. детей (2007 году - 6,93 тыс. семей, в них 22,2 тыс. детей; 2008 году - 6,85 тыс. семей, в них 22,79 тыс. детей; 2009 году - 7,12 тыс. семей, в них 22,99 тыс. детей; 2010 году - 7,25 тыс. семей, в них 23,05 тыс. детей; 2011 году - 8,07 тыс. семей, в них 26,05 тыс. детей), пользуются мерами социальной поддержки в виде ежемесячной оплаты в размере 30% коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда; ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа; ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей (на одного ребенка) на проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий на весь период обучения; выплаты в размере 1500 рублей (на одного ребенка) один раз в два года на обеспечение школьной одеждой и спортивной формой для занятия физкультурой для детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях; бесплатного обеспечения детей до 6 лет включительно лекарствами по рецептам врача.
За счет средств областного бюджета предусмотрены также дополнительные меры социальной поддержки ряду категорий граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации (например, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов).
Кроме перечисленных, в области предоставляются также иные меры социальной поддержки.
В целях возобновления традиции награждения многодетных матерей учреждена государственная награда Вологодской области - медаль "Медаль материнства" трех степеней для награждения женщин, родивших, воспитывающих (воспитавших) пять, шесть детей (III степень), семь, восемь, девять детей (II степень), десять и более детей (I степень) с выплатой единовременного вознаграждения (соответственно 10, 15 и 20 тыс. рублей).
За период 2007 - 2011 годы медалью "Медаль материнства" в Вологодской области награждено:
Степень медали |
Годы |
|||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
всего |
|
"Медаль материнства" I степени |
24 |
6 |
- |
- |
- |
30 |
"Медаль материнства" II степени |
153 |
53 |
9 |
6 |
8 |
229 |
"Медаль материнства" III степени |
867 |
382 |
121 |
96 |
73 |
1539 |
Всего: |
1044 |
441 |
130 |
102 |
81 |
1798 |
В 2011 году продолжено совершенствование системы социальной поддержки населения. Принято решение об установлении новых видов выплат:
с 1 января 2011 года - областного материнского (семейного) капитала в форме единовременной денежной выплаты в размере 100 тыс. рублей при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей. Выплата материнского (семейного) капитала предусмотрена по истечении полутора лет со дня рождения (усыновления) указанных детей;
с 1 января 2012 года - выплата вознаграждения опекунам над совершеннолетними недееспособными гражданами в размере 4330 рублей в месяц;
с 1 января 2013 года - ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка, родившегося в малоимущих семьях в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года. Размер определяется как средняя величина прожиточного минимума, установленного в Вологодской области для детей в предшествующем году, с применением прогнозируемого на текущий год индекса потребительских цен (в среднем за год), указанного в прогнозе социально-экономического развития области.
Полномочия по опеке и попечительству с 1 января 2008 года отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На Департамент социальной защиты населения области возложены полномочия по организации деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами.
Законом области от 17 декабря 2007 года N 1720-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан переданы органам местного самоуправления муниципальных районов области и городского округа "Город Череповец". Законом области от 30 октября 2012 года N 2890-ОЗ внесены изменения в указанный закон области в части наделения полномочиями по опеке и попечительству органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда" с 1 января 2013 года.
Год |
Количество совершеннолетних граждан, находящихся под опекой |
Количество совершеннолетних граждан, находящихся под попечительством |
Количество совершеннолетних граждан, находящихся под патронажем |
2008 |
4560 |
80 |
329 |
2009 |
4333 |
75 |
186 |
2010 |
4346 |
71 |
186 |
2011 |
4405 |
61 |
154 |
2012 |
4396 |
33 |
140 |
С 1 января 2012 года на территории области реализуется закон области от 3 июня 2011 года N 2524-ОЗ "О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан", которым предусмотрена ежемесячная выплата вознаграждения (в размере 4330 рублей) опекунам совершеннолетних недееспособных граждан в случае, если опекуны не являются лицами, обязанными в соответствии с федеральным законодательством содержать своих подопечных.
Основной целью указанного закона области является повышение уровня социальной защищенности, обеспечение прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, утративших родственные связи (одиноких, не имеющих опекунов в связи с отказом родственников осуществлять опеку), обязанности опекунов в отношении которых приняли на себя граждане, не состоящие с подопечными в родственных отношениях, а также супруги подопечных, являющиеся инвалидами 1-2 групп и (или) достигшие пенсионного возраста и имеющие среднемесячный доход за последние 12 месяцев в размере менее двух с половиной прожиточных минимумов пенсионера. Указанный закон области направлен на обеспечение прав недееспособных граждан на проживание в привычных условиях и материальное стимулирование вышеуказанной категории опекунов. В 2012 году с опекунами заключено более 500 договоров об осуществлении опеки на возмездных условиях.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования", признан утратившим силу подпункт 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона, согласно которому оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей являлась одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. С 2010 года в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей не предусматривались.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 24 июля 2009 года следует читать как "N 213-ФЗ"
Одновременно с этим были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым с 1 января 2010 года к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха в каникулярный период).
В связи с переходом на новый механизм финансирования детской оздоровительной кампании отличительные особенности организации отдыха и оздоровления детей в 2010 году были зафиксированы в областных правовых актах. Были внесены изменения в закон области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране материнства, отцовства и детства в Вологодской области", в соответствии с которыми полномочия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление закреплены за органами исполнительной государственной власти области. Законом области от 17 декабря 2007 года N 1718-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области" отдельные полномочия по обеспечению отдыха и оздоровления детей переданы органам местного самоуправления.
Правительством области приняты постановления, которыми определены механизмы частичной оплаты стоимости путевок в загородные оздоровительные лагеря, предоставления санаторно-курортных путевок детям, проживающим в области, условия и порядок организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2012 году в области проживает более 115 тыс. детей школьного возраста, в том числе более 63 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Организованными формами отдыха и оздоровления в 2011 году охвачено более 75 тыс. детей (66% от общего числа детей школьного возраста), в том числе более 38 тыс. детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (33,7% от числа детей школьного возраста и 54,2% от числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению).
Год |
Число детей школьного возраста |
Численность детей школьного возраста, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления |
Численность детей школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления |
||||
всего |
из них в трудной жизненной ситуации |
всего |
% от числа детей школьного возраста |
всего |
% от числа детей школьного возраста |
% от числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению |
|
2007 |
114 392 |
81 162 |
71 727 |
62,7 |
43 422 |
37,9 |
53,5 |
2008 |
112 459 |
69 725 |
70 074 |
62,3 |
35 464 |
31,5 |
50,9 |
2009 |
113 482 |
71 359 |
70 380 |
62 |
36750 |
32,4 |
51,5 |
2010 |
113 698 |
71 319 |
73 237 |
64,5 |
37585 |
33 |
52,7 |
2011 |
113 851 |
71 721 |
75 407 |
66,2 |
38371 |
33,7 |
53,5 |
Среди основных направлений мероприятий по проведению оздоровительной кампании являются:
- недопущение сокращения финансирования детской оздоровительной кампании;
- сохранение охвата детей всеми формами отдыха;
- недопущение перепрофилирования организаций отдыха и оздоровления детей;
- развитие инфраструктуры отдыха детей и форм его организации;
- укрепление материально-технической базы детских загородных оздоровительных учреждений, создание безопасных условий отдыха и оздоровления детей;
- осуществление страхования детей в период их нахождения в организациях отдыха и оздоровления, а также во время нахождения в пути к данным организациям;
- осуществление непрерывного мониторинга эффективности деятельности детских оздоровительных учреждений, находящихся на территории области;
- совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения отдыха и оздоровления детей в области;
- организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- подготовка квалифицированных кадров, владеющих современными педагогическими и оздоровительными технологиями, для организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- информационная работа с юридическими и физическими лицами по разъяснению условий и особенностей организации отдыха и оздоровления детей;
- разработка и реализация государственной программы, включающей в себя мероприятия по развитию системы отдыха и оздоровления детей.
В области до 1 января 2014 года осуществлялась реализация долгосрочной целевой программы "Развитие системы отдыха детей, их оздоровления и занятости в Вологодской области на 2009 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 2 сентября 2008 года N 1679, мероприятия которой направлены на сохранение и укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, находящихся в областной и муниципальной собственности, и областных санаториев системы здравоохранения области; создание условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к местам отдыха; обеспечение отдыха детей всех групп здоровья на специализированных (профильных сменах) в организациях отдыха детей и их оздоровления; совершенствование кадрового, информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей; обеспечение организации временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. С 1 января 2014 года указанные мероприятия реализуются в рамках подпрограммы "Развитие системы отдыха детей, их оздоровления и занятости в Вологодской области" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года N 1098.
Одним из приоритетных направлений деятельности Департамента социальной защиты населения области является целенаправленная работа по повышению профессиональной компетентности сотрудников отрасли. С этой целью осуществляется сотрудничество с высшими и средними профессиональными учебными заведениями области по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров через заключение договоров, соглашений, контрактов.
Ежегодно Департаментом социальной защиты населения области осуществляется мониторинг потребностей в обучении работников сферы, уровня востребованности имеющихся форм повышения квалификации. По итогам анализа формируется план проведения обучающих мероприятий, в том числе курсы повышения квалификации, тематические семинары, научно-практические конференции и т.д.
В 2011 году различными формами обучения охвачено более 1500 социальных работников (в 2007 году - 977 человек, 2008 году - 695 человек, 2009 году - 725 человек, 2010 году - обучено 1200 человек), в том числе 128 руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания прошли курсовую подготовку по 72-часовой учебной программе, 167 специалистов приняли участие в обучающих семинарах, 8 человек прошли стажировку за рубежом (США, Германия), 170 специалистов участвовали в научно-практической конференции "Социальной защите - профессионализм молодых", более 600 человек приняли участие в форуме "Социальная защита населения Вологодской области: через инновации к социальной сплоченности".
Значимой составляющей в процессе повышения уровня профессиональной компетентности является участие работников сферы во Всероссийском конкурсе на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания" (далее - Конкурс). За период с 2011 по 2012 годы участие в Конкурсе приняло 89 человек, из них 37 человек стали победителями областного этапа Конкурса, 2 человека стали призерами Всероссийского конкурса, получив материальное вознаграждение в размере 500 тыс. рублей за 1 место в номинации "Лучший инструктор по труду учреждения социального обслуживания" и 300 тыс. рублей за 2 место в номинации "Лучший социальный педагог учреждения социального обслуживания".
Эффективность обучающих мероприятий заключается:
- в получении социальными работниками новых знаний и практических умений;
- в овладении работниками сферы новейшими технологиями, методиками и внедрение их в практику социальной работы (например, технологии работы детского телефона доверия, организации волонтерской работы, методики работы с людьми, находящимися в ситуации семейного насилия, групповая работа с детьми из алкогольнозависимых семей и т.д.);
- в повышении качества социального обслуживания населения области;
- в профилактике "синдрома выгорания" работников.
Для сохранения и развития профессионализма специалистов отрасли планируется переход на инновационные образовательные технологии с использованием дистанционных и активных форм обучения.
Благодаря проекту, организатором которого стали Всемирный Банк и Канадское агентство международного сотрудничества и развития (CIDA), начиная с 2005 года в Вологодской области действует областной Координационный совет по реализации политики гендерного равноправия в Вологодской области (постановление Губернатора области от 20 мая 2005 года N 138).
Деятельность Координационного совета по реализации политики гендерного равноправия в Вологодской области (далее - Гендерный Совет) направлена на проведение политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах общества.
Департамент социальной защиты населения области является организатором работы Гендерного Совета и обеспечивает его проведение не реже одного раза в полгода.
С 2005 года проведено 23 заседания Гендерного Совета. В 2011 и первом полугодии 2012 года на заседаниях рассмотрены следующие актуальные вопросы:
- гендерный аспект в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений области;
- просветительская работа по вопросам полового воспитания подростков;
- размещение информационных материалов о профилактике вредных поведенческих привычек в СМИ;
- гендерные аспекты занятий физической культурой и спортом инвалидов в Вологодской области;
- участие учреждений культуры области в реализации проектов гендерной направленности;
- распространенность табакокурения среди подростков и мероприятия по ее снижению;
- взаимодействие учреждений образования и здравоохранения в сфере защиты репродуктивного здоровья детей и подростков;
- анализ работы муниципальных и государственных учреждений культуры области за 2010 - 2011 годы с учетом гендерных показателей и индикаторов.
Работа Гендерного Совета будет продолжена и в последующие годы. Основными приоритетами его работы останутся повышение гендерной просвещенности, учет гендерных особенностей в сфере труда, обеспечение равных прав и равных возможностей их реализации мужчинами и женщинами в доступности услуг социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального обслуживания, социального обеспечения, а также в семейных отношениях.
II. Оценка состояния и проблемы сферы социальной защиты населения
1. Анализ внешних условий, влияющих на развитие сферы социальной защиты населения, ресурсного потенциала и внутренних условий развития
Развитие системы социальной защиты населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах и социальной поддержке, особенностями социальной политики, законодательством, а также внутренним состоянием самой системы.
Среди внешних условий, не оказывающих прямого влияния на систему социальной защиты населения, но определяющих ее целевую направленность на перспективу, наибольшее значение имеют социально-экономическое положение и демографическая ситуация в регионе.
Анализ демографического и социально-экономического развития области позволяет сделать вывод о том, что результаты влияния внешних условий приводят к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп населения в мерах социальной поддержки и услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.
Современная демографическая ситуация в Вологодской области неблагополучна. Происходит сокращение численности населения из-за существенного превышения смертности над рождаемостью. Миграционный прирост не компенсирует естественную убыль населения.
В Вологодской области по состоянию на 1 января 2012 года проживает 1198,5 тыс. человек, за минувший 2011 год численность населения уменьшилась на 3,2 тыс. человек (за 2010 год число жителей области уменьшилось на 5,1 тыс. человек).
Одной из демографических тенденций, которые будут определять характер жизнедеятельности людей, является старение населения. Доля лиц пенсионного возраста неуклонно увеличивается за счет выхода на пенсию лиц, родившихся в 1945 - 1950-х годах. К 2015 году доля лиц пенсионного возраста достигнет 24,3% общей численности населения области, к 2020 году - 26,5% (в 2007 году - 21,2%).
Ежегодно отмечается снижение доли детей, родившихся вне регистрируемого брака. Так, в 2011 году она составила 29,8% (2007 - 35,4%; 2008 - 34%; 2009 году - 32,3%; 2010 году - 31,1%). Среди положительных демографических тенденций - снижение числа несовершеннолетних матерей (2007 год - 284; 2008 год - 285; 2009 год - 217; 2010 год - 179; 2011 год - 141). Наряду с ростом зарегистрированных браков (2007 год - 6585 (8,4% число браков на 1000 человек населения); 2008 год - 9612 (7,9%); 2009 год - 9423 (7,9%); 2010 год - 9964 (8,3%); 2011 год - 11252 (9,4%)) остается высоким уровень разводов (2007 год - 6647 (5,4%); 2008 год - 6585 (5,4%); 2009 год - 5430 (4,5%); 2010 год - 5091 (4,2%); 2011 год - 5273 (4,4%)), что ведет к росту неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей, требует развития системы услуг по сопровождению, коррекции и реабилитации несовершеннолетних.
Необходимость наличия и функционирования развитой системы социальной защиты населения, оказывающей различные виды социальной помощи и поддержки жителям Вологодской области, очевидна: успешное социально-экономическое развитие Вологодской области невозможно без развития системы социальных служб.
2. Анализ сильных и слабых сторон отрасли
Социальное обслуживание
Сильные стороны |
Слабые стороны |
120 учреждений социального обслуживания предоставляют социальные услуги 300 тыс. жителей области. Областные дома-интернаты являются многопрофильными учреждениями, направленными на эффективное и дифференцированное оказание социальных услуг с учетом индивидуальных возможностей клиентов. Определены приоритеты деятельности учреждений: переход от заявительного к выявительному принципу обслуживания; обеспечение доступности социальных услуг; профилактическая направленность социальной работы; активизация потенциала самого клиента; повышение уровня комфортности проживания в стационарных учреждениях. Успешно освоена проектная форма внедрения инноваций в систему социального обслуживания населения области: реализовано и реализуется 40 социальных инновационных проектов, внедрены 38 новых видов социальных услуг. Получен первый опыт в развитии социального заказа и конкуренции на рынке социальных услуг - проведены конкурсы, осуществляется грантовая поддержка общественных организаций. |
Неполное удовлетворение потребности населения в социальных услугах: существующая сеть социально-реабилитационных учреждений для инвалидов позволяет ежегодно предоставлять реабилитационные услуги не более 15% инвалидов; очередь в стационарные учреждения социального обслуживания составляет 568 человек. Здания учреждений социального обслуживания имеют большой процент износа (более 50%). Большинство учреждений расположены не в специально построенных, а в приспособленных зданиях. Отсутствие необходимых отделений в учреждениях (трудовых мастерских, отделения для женщин без определенного места жительства и занятий) не позволяет обеспечить достаточный уровень интеграции в общество лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства. Развитие инноваций в сфере социального обслуживания населения способствует достижению "социального эффекта" не ранее чем через 3 - 5 лет. |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
Созданы предпосылки (сеть учреждений социального обслуживания, материально-техническая база, квалифицированные кадры, прошедшие соответствующее обучение и т.д.) для обеспечения доступных, своевременных и качественных социальных услуг, соответствующих национальным стандартам; для развития малозатратных (в сравнении со стационарными) профилактических форм социального обслуживания. Привлечение социально ориентированных общественных организаций в сферу оказания социальных услуг гражданам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. С 2009 года начался перевод государственных учреждений Вологодской области в автономные. В 2011 году из 24 государственных 8 учреждений переведены в статус автономных учреждений, из 96 муниципальных учреждений 2 учреждения переведены в статус автономного. Расширение перечня и объемов дополнительных платных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания населения. |
Низкий уровень оплаты труда, значительная ее дифференциация по отраслям бюджетной сферы могут привести к оттоку квалифицированных кадров из отрасли. Изменение демографической ситуации, в том числе старение и инвалидизация населения, увеличение количества неполных семей с детьми могут способствовать значительному росту потребности в социальных услугах и, как следствие, в бюджетных ресурсах. Низкая социальная ответственность и иждивенческое настроение населения. |
Система мер социальной поддержки
Сильные стороны |
Слабые стороны |
В области приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми предоставляются меры социальной поддержки ветеранам, инвалидам, семьям с детьми, иным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите. Выплаты осуществляются своевременно, в полном объеме. |
Большое количество категорий получателей мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным и областным законодательством, значительный перечень различных льгот и выплат делают систему громоздкой, а для граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, - непонятной. На уровне региона не определен единый механизм предоставления услуг в электронном виде, не созданы необходимые технические возможности. |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
Закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации определять категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке. |
В соответствии с федеральным законодательством меры социальной поддержки предоставляются в зависимости от категории граждан. Категориальный принцип не в полной мере учитывает индивидуальные потребности получателя мер социальной поддержки и адресный подход. |
Опека и попечительство
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Органами опеки и попечительства осуществляется: - контроль за распоряжением опекунами имуществом и денежными средствами недееспособных подопечных путем осуществления проверок имущественного положения недееспособных, заключения договоров доверительного управления, выдачи опекунам разрешений на расходование денежных средств подопечных, на совершение сделок с их имуществом, проверки и утверждения отчетов опекунов; - судебная защита прав и законных интересов недееспособных граждан. - постоянная информационная работа с населением по вопросам установления и осуществления опеки и попечительства, осуществляется выявление граждан, страдающих психическими заболеваниями, нуждающихся в установлении опеки. |
Время ожидания в очереди в психоневрологические интернаты составляет 3 - 5 лет. Значительное количество недееспособных граждан, не имеющих опекунов - физических лиц, обязанности опекуна в отношении которых исполняет орган опеки и попечительства (119 человек). |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
Установление тесного взаимодействия с психиатрической службой по месту жительства подопечных (участкового врача-психиатра, медицинской сестры психиатрического участка, социальных работников) по определению вида и объема социального сопровождения. Обучение социальных работников особенностям ухода за лицами, страдающими психическими расстройствами. Осуществление гражданами опеки на договорной (возмездной) основе. |
Невозможность осуществления специалистами органа опеки и попечительства круглосуточного присмотра за недееспособными гражданами, находящимися под опекой данного органа (то есть не имеющих опекуна - физического лица), может повлечь угрозу жизни и здоровью указанных граждан, а также безопасности окружающих. Установление опеки на возмездной основе может повлечь за собой злоупотребления со стороны недобросовестных опекунов, что приведет к снижению уровня защищенности недееспособных граждан. |
Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Положительными особенностями принятых механизмов оздоровительной кампании являются: обеспечение прав родителей и детей на выбор загородного оздоровительного лагеря в пределах Российской Федерации; получение части стоимости путевки, оплачиваемой из средств областного бюджета, непосредственно организациями отдыха и оздоровления детей; возможность обращения за предоставлением частичной оплаты стоимости путевки за счет средств областного бюджета приобрели не только работодатели, но и родители; равные права и возможности на получение санаторно-курортной путевки и частичной оплаты стоимости путевки в загородный оздоровительный лагерь получили дети застрахованных и незастрахованных граждан независимо от места проживания - в городе или селе; единый учет детей, нуждающихся в лечении и получающих оплату части стоимости путевки, по месту жительства; увеличение возраста детей, для которых производится частичная оплата стоимости путевки в загородные оздоровительные лагеря и предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение, до 18 лет. |
Материально-техническая база загородных оздоровительных лагерей по - прежнему остается слабой. |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
Принимаемые в области меры по обеспечению отдыха и оздоровления детей будут способствовать: повышению качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей и подростков; улучшению инфраструктуры и материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, а также созданию новых баз отдыха; обеспечению безопасности детей и подростков во время их пребывания в организациях отдыха и оздоровления, а также во время их проезда к месту отдыха и обратно; сохранению сложившейся практики страхования детей и подростков во время их пребывания в организациях отдыха и оздоровления, а также во время их проезда к месту отдыха и обратно; подготовке квалифицированных кадров, для работы в оздоровительных учреждениях области; реализации программ трудовой занятости несовершеннолетних в каникулярное время, включающих вариативные формы организации занятости детей и подростков; обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей и подростков, нуждающихся в психолого - педагогическом и ином специальном сопровождении, в том числе детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. |
Уменьшение количества действующих загородных оздоровительных лагерей ввиду их слабой материально-технической базы. Повышение социальной напряженности в связи с уменьшением количества оплаченных за счет средств бюджета (полностью или частично) путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, увеличение очередности на получение санаторно-курортных путевок. |
III. Сценарии развития сферы социальной защиты населения области
Развитие сферы социальной защиты населения области на период до 2020 года во многом определяется моделью социально-экономического развития Вологодской области в целом. На основе проведенного анализа ситуации, проблем и перспектив развития отрасли определены возможные сценарии развития отрасли социальной защиты населения на долгосрочную перспективу. В качестве наиболее вероятных определены три сценария развития: инерционный, инвестиционный и модернизационный/инновационный.
1. Инерционный сценарий развития предполагает движение по уже определившейся ранее траектории, сохранение сложившихся тенденций развития, условий и особенностей состояния сферы и основан на достигнутых результатах социально-экономического развития области в совокупности с протекающими в обществе демографическими процессами.
Для инерционного сценария будут характерны:
обеспечение минимально необходимых потребностей учреждений социальной защиты населения (оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы и т.д.);
избежание резких перемен;
высокая степень изношенности материально-технической базы учреждений социальной защиты населения области и, как следствие, снижение доступности и качества услуг.
Данный сценарий не обеспечит устойчивое развитие отрасли на долгосрочную перспективу.
2. Инвестиционный сценарий предполагает различные источники финансирования социальных проектов, стабильные государственные инвестиции, в том числе через государственные программы, усиление грантовой поддержки в сфере социальной защиты населения, традиций спонсорства в отрасли.
Инвестиционный сценарий в среднесрочной перспективе имеет существенные ограничения по масштабу и социально-экономическому эффекту для области, увеличивает вероятность возникновения финансовых рисков.
3. Модернизационный (инновационный) сценарий определен как основной (целевой) сценарий развития отрасли, так как он соответствует главной стратегической цели и предусматривает развитие социальной защиты населения как неотъемлемой составляющей повышения уровня и качества жизни населения области.
Социальное обслуживание семей и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в 120 государственных и муниципальных учреждениях области. В рамках реализации инновационного сценария развития социальные услуги предоставляются по четырем направлениям в зависимости от жизненной ситуации, в которой находится человек, нуждающийся в социальной поддержке.
Первое направление - это предоставление социальных услуг профилактического характера семьям и детям, гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся на ранних стадиях социального неблагополучия.
Специалистами учреждений социального обслуживания осуществляется информирование, консультирование, выявление факторов неблагополучия на ранней стадии, предоставляется необходимая профессиональная поддержка посредством предоставления краткосрочных социальных услуг (социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая помощь, оказание материальной помощи и т.д.), в том числе с привлечением специалистов других служб и ведомств, по принципу допустимого вмешательства в жизнедеятельность гражданина.
Второе направление - социальное сопровождение специалистами учреждений социального обслуживания граждан без отрыва от места проживания посредством оказания социальных услуг длительного и комплексного характера:
социальный патронаж семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей с ограниченными возможностями;
надомное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию;
оказание социальных услуг в условиях дневного, кратковременного пребывания граждан, в том числе несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания.
Третье направление - предоставление социальных услуг длительной реабилитационной направленности несовершеннолетним, нуждающимся в социальной реабилитации, находящимся в социально опасном положении, женщинам, пострадавшим от насилия, гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации, лицам без определенного места жительства и занятий в условиях их временного пребывания в учреждениях социального обслуживания.
Четвертое направление - предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе детям-инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию, в условиях их постоянного проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания населения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей).
Наиболее интенсивно развитие системы социального обслуживания осуществлялось в период с 1996 по 2010 год. Формирование сети учреждений социального обслуживания в области в основном завершилось к 2010 году. В числе приоритетных направлений указанного периода можно выделить:
совершенствование деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации);
развитие форм социальной реабилитации несовершеннолетних в семейных условиях (семейные воспитательные группы при специализированных учреждениях для несовершеннолетних);
создание учреждений (отделений) реабилитации детей, молодежи и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
организация надомного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, отделений временного проживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отделений срочного социального обслуживания, что связано с негативными последствиями социально-экономических преобразований в стране в 90-е годы;
создание домов-интернатов малой вместимости, специальных домов для одиноких престарелых.
В настоящий период приоритетными видами социального обслуживания в области являются социальные услуги, предоставляемые в рамках первого и второго направлений. Именно они позволяют выявить неблагополучие на ранних стадиях, являются экономически наименее затратными, способствующими созданию необходимых условий для максимального продления пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде.
С этой целью в области функционирует служба участковых социальных работников, состоящая из 192 специалистов (153 ставки), которые работают непосредственно на территории сельских поселений: проводят подомовой обход граждан с целью выявления нуждаемости, оказывают содействие в решении возникающих проблем, оказывают содействие в сборе документов на меры социальной поддержки. Деятельностью социальных участковых работников охвачено 80% сельских поселений области. Показатель количества граждан, воспользовавшихся услугами участковых социальных работников ежегодно растет. В 2009 году содействие в получении различных мер социальной поддержки оказано 91,2 тыс. человек, в 2010 году - 106,0 тыс. человек, в 2011 - более 118,0 тыс. человек.
Стабильным спросом у населения пользуются услуги социального такси. Ежемесячно около 3 тыс. граждан пользуются данным видом услуг, около 50% клиентов получают услуги на льготных условиях.
В 2011 году сформировано новое направление обслуживания населения, проживающего в отдаленных сельских поселениях, - обслуживание мобильными бригадами неотложной социальной и медико-социальной помощи. В задачи мобильной бригады входит оказание своевременной помощи нуждающимся гражданам, снижение остроты проблем, возможность получения услуг по месту проживания. Работа мобильных бригад особенно актуальна в сельских поселениях области, где нет участковых социальных работников. За 9 месяцев 2012 года мобильными бригадами обслужено 3927 человек, оказана 4681 социальная услуга.
Участие Департамента социальной защиты населения области в реализации областной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Вологодской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 9 сентября 2008 года N 1714, позволило снять остроту некоторых проблем в сфере предоставления социальных услуг лицам без определенного места жительства и гражданам, освободившимся из мест лишения свободы.
В области внедряется технология предоставления социальных услуг по принципу "одно окно" (прием документов и заявлений по месту жительства с их последующей централизованной обработкой).
С 2007 года осуществляется взаимодействие Федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области", Департамента труда и занятости населения области, органов исполнительной государственной власти области, осуществляющих полномочия в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, молодежной политики по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида.
В 2010 году продолжена реализация областных программ, направленных на улучшение качества жизни инвалидов, семей имеющих детей-инвалидов, пожилых людей, на комплексное решение проблем указанных категорий населения.
В результате реализации долгосрочной целевой программы "Безбарьерная среда" на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26 марта 2010 года N 334, за период 2011 - 2012 годов дополнительными техническими средствами реабилитации обеспечены 17 инвалидов, пункты проката учреждений социального обслуживания населения укомплектованы техническими средствами реабилитации и ухода, для учреждений социального обслуживания населения приобретено 6 единиц автотранспорта, проведено три курса повышения квалификации для специалистов органов и учреждений социального обслуживания населения, показатель реабилитации инвалидов составил 5,8%, охват инвалидов реабилитационными мероприятиями в рамках индивидуальных программ реабилитации в 2011 году составил 20,5%. С 1 января 2014 года мероприятия, направленные на создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышение качества услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов реализуются в рамках подпрограммы "Безбарьерная среда" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года N 1098.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 28 февраля 2011 года N 164, осуществляется укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области, для ветеранов области проведено более 8 тыс. социокультурных мероприятий, в которых ежегодно принимают участие более 100 тыс. пожилых людей. С 1 января 2014 года мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области, социокультурные мероприятия реализуются в рамках подпрограммы "Старшее поколение" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года N 1098.
Одной из основных задач при предоставлении стационарного социального обслуживания является обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан, соблюдение противопожарных и санитарных правил.
С целью повышения комфортности проживания пожилых людей и инвалидов осуществляется реконструкция жилых помещений стационарных учреждений с созданием современных комфортных условий проживания.
Одним из приоритетных направлений социальной политики, проводимой в области, является усиление адресной помощи малоимущим гражданам, не имеющим возможности для самостоятельного решения социальных проблем ввиду низкого уровня их доходов.
В соответствии с законом области от 1 марта 2005 года N 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется государственная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия, ежеквартального социального пособия, единовременной материальной помощи (денежные выплаты, натуральная помощь).
В 2011 году более 37 тыс. граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказана государственная социальная помощь на общую сумму 115694,7 тыс. рублей. В 2007 году государственная социальная помощь оказана 39,4 тыс. граждан на сумму 73440,0 тыс. рублей, в 2008 году - 40,4 тыс. граждан на сумму 101491,8 тыс. рублей, в 2009 году - 43 тыс. граждан на сумму 101491,8 тыс. рублей, в 2010 году - 38,7 тыс. граждан на сумму 103551,3 тыс. рублей.
Установлен максимальный размер единовременной материальной помощи, оказываемой органами социальной защиты на местах, - 25 тыс. рублей.
С 2011 года комплексными центрами социального обслуживания населения внедряется новая технология социальной работы с малоимущими семьями - оказание государственной социальной помощи на условиях заключения социального контракта. Социальный контракт призван стимулировать людей на поиски выхода из трудного материального положения, повышения своей экономической активности и является реальным механизмом преодоления социального иждивенчества. В рамках социальных контрактов 35 малоимущим семьям оказана помощь, в основном, на развитие подсобного хозяйства в среднем по 18 тыс. рублей на семью. Работа по социальным контрактам получила высокую оценку семей и помогла им преодолеть трудную жизненную ситуацию, повысила ответственность семей за самообеспечение. Эффективность оказания единовременной материальной помощи на основе социальных контрактов составляет 100%.
IV. Цели, задачи и приоритетные направления развития отрасли
Стратегическим приоритетом развития сферы социальной защиты населения области является повышение уровня и качества жизни населения области.
Для реализации этого стратегического приоритета реализуются следующие стратегические цели.
Цель 1. Обеспечение качественного и доступного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1.1. Предоставление социальных услуг, отвечающих потребностям граждан и общества.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
оптимизация сети учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, детей, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
сохранение приоритета социального обслуживания граждан, ориентированного на максимально возможное продление пребывания получателей социальных услуг в привычной социальной среде;
организация деятельности участковых социальных работников;
использование материально-технической базы учреждений социального обслуживания для социальной реабилитации нуждающихся категорий граждан;
обеспечение особого и достаточного внимания детям, относящимся к уязвимым категориям;
предоставление малоимущим гражданам государственной социальной помощи на основе социального контракта (договор о взаимных обязательствах);
разработка и реализация государственных программ, предусматривающих мероприятия по повышению качества жизни получателей социальных услуг.
1.2. Обеспечение безопасных условий пребывания клиентов в учреждениях социального обслуживания населения.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
повышение квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания.
1.3. Вовлечение в сферу предоставления социальных услуг некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса, гражданского общества.
Для решения задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
привлечение к работе добровольных помощников, в том числе и из молодежной среды;
сотрудничество с организациями, осуществляющими мероприятия по социальной интеграции инвалидов, детей-инвалидов, пожилых людей;
привлечение социально ответственного бизнеса и общественных организаций для оказания поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Цель 2. Обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
2.1. Своевременное предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Внедрение электронного межведомственного взаимодействия, организация предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения в электронном виде.
Для решения задач предусматривается реализация следующих мероприятий:
обеспечение разработки и ведения баз данных граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства, формирование информационных ресурсов и широкий доступ к ним: развитие электронного социального регистра населения Вологодской области (ЭСРН), переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде, обеспечение электронного межведомственного взаимодействия, информационной системы "Доступная среда");
создание развитой информационной инфраструктуры органов социальной защиты населения на базе современных средств телекоммуникаций для информационного (электронного) обмена между органами социальной защиты населения и учреждениями социального обслуживания;
развитие информационных технологий на базе современных программных и технических средств и их широкое применение в деятельности органов и учреждений социальной защиты (автоматизация финансово-экономической, управленческой деятельности, внедрение комплекса программ по информатизации деятельности учреждений социального обслуживания - надомное обслуживание, стационарное обслуживание и т.п.).
Цель 3. Осуществление опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан
Для достижения цели предусматривается реализация следующих мероприятий:
подбор и подготовка граждан, желающих стать опекунами недееспособных граждан, проживающих вне учреждений социального обслуживания, не имеющих в настоящее время опекунов - физических лиц;
проведение процедур проверки граждан, изъявивших желание стать опекунами (в том числе обследование материально-бытовых условий) при назначении их опекунами недееспособных граждан и условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
Цель 4. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей
Для достижения цели предусматривается реализация следующих мероприятий:
разработка и реализация государственных программ, предусматривающих мероприятия по развитию и укреплению материально-технической базы организаций отдыха и оздоровления детей области;
сохранение на прежнем уровне охвата детей организованными формами отдыха и оздоровления;
обеспечение разработки и ведения баз данных детей, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении;
осуществление непрерывного мониторинга эффективности деятельности детских оздоровительных учреждений, находящихся на территории области.
V. Механизмы реализации Стратегии
1. Организационные механизмы:
внедрение проектно-целевого метода управления как инструмента социальной политики региона, обеспечивающего как формирование этой политики в целом, так и ее реализацию в виде конкретных программ разного уровня и назначения;
адаптация реализуемых государственных программ приоритетам, целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года;
повышение эффективности реализуемых государственных программ;
повышение эффективности расходования бюджетных средств (развитие целевого программного планирования, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат);
внедрение системы оценки качества предоставляемых социальных услуг;
максимально эффективное использование федеральных бюджетных средств: государственные программы, федеральная адресная инвестиционная программа;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в отрасли.
2. Правовые механизмы:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере социальной защиты населения;
проведение общественных слушаний и общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов области по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения области.
3. Финансовый механизм - реализация механизма многоканального финансирования: консолидация финансовых ресурсов федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных средств.
4. Информационный механизм - информирование населения области о социальной защите населения области, обеспечение доступа к информации о деятельности Департамента социальной защиты населения области, органов и учреждений социальной защиты населения области.
VI. Результаты реализации Стратегии
Основные показатели деятельности в сфере социальной защиты населения Вологодской области до 2020 года
Показатели |
Ед. измерения |
Отчетный период |
Плановый период |
Итоговый показатель |
||||||||
|
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
1. Обеспечение качественного и доступного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации | ||||||||||||
1.1. Предоставление социальных услуг, отвечающих потребностям граждан и общества | ||||||||||||
Доля клиентов, получивших стационарные социальные услуги и услуги на дому, от числа нуждающихся |
% |
86,0 |
86,5 |
95 |
95 |
95 |
95,5 |
96 |
96,5 |
|||
Доля клиентов, удовлетворенных оказанными социальными услугами от общего числа клиентов |
% |
93 |
93 |
94,2 |
95 |
96 |
97 |
98 |
98,5 |
|||
Доля безнадзорных детей от общей численности детского населения области |
% |
1,3 |
1,2 |
1 |
0,96 |
0,94 |
0,92 |
0,9 |
0,85 |
|||
Доля работников учреждений социального обслуживания, охваченных мероприятиями по повышению статуса социальной работы |
% |
18 |
19,6 |
21,1 |
22 |
25 |
27 |
30 |
50 |
|||
1.2. Обеспечение безопасных условий пребывания клиентов в учреждениях социального обслуживания населения | ||||||||||||
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий |
% |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
6,3 |
5,0 |
|||
Доля учреждений социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием граждан, охваченных мероприятиями по укреплению материально-технической базы |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
1.3. Вовлечение в сферу предоставления социальных услуг некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса, гражданского общества | ||||||||||||
Количество соглашений (договоров), заключенных в сфере социальной защиты населения, о привлечении ресурсов некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса к оказанию социальных услуг |
ед. |
7 |
8 |
12 |
20 |
25 |
30 |
35 |
38 |
|||
Численность лиц, привлеченных в качестве волонтеров к оказанию социальных услуг |
чел. |
3250 |
3452 |
3574 |
3700 |
3800 |
3900 |
4000 |
4500 |
|||
2. Обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан | ||||||||||||
2.1. Своевременное предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством | ||||||||||||
Удельный вес мер социальной поддержки, предоставленных своевременно |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
Количество информационных сообщений по сфере в областном медийном пространстве |
ед. |
80 |
83 |
94 |
160 |
170 |
180 |
190 |
240 |
|||
2.2. Внедрение электронного межведомственного взаимодействия, организация предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения в электронном виде | ||||||||||||
Доля государственных услуг, предоставляемых посредством автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения" |
% |
0 |
0 |
0 |
68 |
71 |
87 |
100 |
100 |
|||
3. Осуществление опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан | ||||||||||||
Доля недееспособных граждан, в отношении которых обеспечена защита личных имущественных и неимущественных прав и законных интересов |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
Доля недееспособных граждан, переданных под опеку физических лиц от общего числа недееспособных граждан, проживающих вне стационарных учреждений |
% |
91 |
92 |
92,5 |
93,5 |
94 |
94,5 |
95 |
96,5 |
|||
4. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей | ||||||||||||
Удельный вес детей, охваченных всеми формами отдыха, оздоровления и занятости от общего числа детей школьного возраста |
% |
- |
72 |
72 |
72 |
72 |
72 |
72 |
72 |
|||
Доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению в текущем году |
% |
51,5 |
52,7 |
53,5 |
54,0 |
54,0 |
54,0 |
54,0 |
54,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 13 мая 2013 г. N 490 "Об одобрении Стратегии развития сферы социальной защиты населения Вологодской области до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 18 мая 2013 г. N 85
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 20 января 2014 г. N 29
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления