Постановление Правительства Чеченской Республики
от 8 декабря 2011 г. N 218
"Об утверждении республиканской целевой программы "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике на 2012 - 2015 годы"
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 декабря 2013 г. N 315 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях реализации мероприятий по привлечению инвестиций для реализации проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии Правительство Чеченской Республики
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике на 2012-2015 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Чеченской Республики при формировании проектов бюджета Чеченской Республики на 2012 год, и плановый период 2013 и 2014 годов рассмотреть возможность выделения средств, необходимых для реализации мероприятий Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра финансов Чеченской Республики Э.А. Исаева.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Чеченской Республики |
О.Х. Байсултанов |
Республиканская целевая программа
"Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике на 2012-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Чеченской Республики от 8 декабря 2011 г. N 218)
Паспорт
республиканской целевой программы "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике 2012-2015 годы"
Наименование республиканской целевой программы |
Республиканская целевая программа "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения |
|
Государственный заказчик |
Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики |
Основание для разработки Программы |
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. N 1715-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики"; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 г. N 1485-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 г. N 688 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу предоставления государственных гарантий РФ на реализацию инвестиционных проектов, в том числе проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - Постановление Правительства Чеченской Республики от 23.06.2011 г. N 110 "Об утверждении Программы развития энергетики Чеченской Республики до 2030 года" |
Цели и задачи Программы |
Целью Программы является привлечение инвестиций для реализации проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Основные задачи Программы: - привлечение средств федерального бюджета и федеральных институтов развития (Инвестиционный фонд РФ, Государственная корпорация "Внешэкономбанк" и т.д.); - привлечение внебюджетных источников финансирования; - повышение инвестиционной привлекательности республики. |
Важнейшие целевые индикаторы |
1. Создание установленной электрической мощности - 56,3 МВт; 2. Годовая выработка электроэнергии 341,6 млн. кВт.ч/год; 3. Использование потенциала тепловой мощности Ханкальского месторождения в объеме 63,0 Гкал/ч; 4. Использование тепловой энергии Ханкальского месторождения в объеме 238,0 млн. Гкал./год. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования |
- общий объем финансирования (в ценах 2011 года) из бюджета Чеченской Республики составляет 438,0 млн. рублей, в том числе: |
2012 год - 184,0 млн. рублей; | |
2013 год - 189,0 млн. рублей; | |
2014 год - 65,0 млн. рублей. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Программа направлена на: создание электрогенерирующей отрасли, снижение энергетической зависимости республики, создание условий для снижения тарифов на энергоносители, увеличение КПД системы электроснабжения за счет уменьшения потерь в сетях и обеспечение снижения выброса парниковых газов (реализация Киотского соглашения) путем привлечения инвестиций для реализации проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в общем объеме 5 417,0 млн. руб., в том числе: |
2012 год - 1208,0 млн. рублей; | |
2013 год - 1628,0 млн. рублей; | |
2014 год - 1663,0 млн. рублей; | |
2015 год - 918,0 млн. рублей; | |
из них: | |
- за счет средств федерального бюджета в объеме 2 502,0 млн. руб., | |
из них: | |
2012 год - 517,0 млн. рублей; | |
2013 год - 737,0 млн. рублей; | |
2014 год - 802,0 млн. рублей; | |
2015 год - 446,0 млн. рублей; | |
- за счет внебюджетных средств в объеме 2 915,0 млн. руб., | |
из них: | |
2012 год - 691,0 млн. рублей; | |
2013 год - 891,0 млн. рублей; | |
2014 год - 861,0 млн. рублей; | |
2015 год - 472,0 млн. рублей. |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время состояние энергетики является определяющим фактором успешного социально-экономического развития любого региона и страны в целом. Нынешняя система энергообеспечения основывается по большей части на использовании не возобновляемых энергоносителей (нефть, газ, уголь, уран). В последние десятилетия стали преобладать тенденции к применению возобновляемых источников энергии в сочетании с усиленным энергосбережением. Особенное внимание данному вопросу стало уделяться после подписания многими странами Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее - Киотский протокол).
Современный объем потребления энергии ставит перед нами огромные задачи поиска и использования альтернативных источников энергии. Совокупные ресурсы нетрадиционных и возобновляемых источников энергии более чем в 5 тыс. раз превышают текущий уровень ее потребления. Эти ресурсы доступны и равномерно распределены по поверхности земли, в том числе и по территории нашей страны.
Широкое использование возобновляемых источников энергии соответствует высшим приоритетам и задачам энергетической стратегии России. В Федеральном законе от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закреплены правовые нормы использования возобновляемых источников энергии, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р была утверждена "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года". В данных документах четко отражено, что энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. В свою очередь обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики, и подобную задачу предполагается решить, в том числе, за счет использования возобновляемых источников энергии.
Одним из главных факторов сдерживающим активно развивающуюся экономику Чеченской Республики является - отсутствие собственных генерирующих мощностей. Электроснабжение республики осуществляется за счет перетоков электроэнергии из соседних регионов и электроэнергии покупаемой гарантирующим поставщиком ОАО "Нурэнерго" на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Большие технологические и коммерческие издержки при передаче электрической энергии очень негативно сказываются на тарифах для конечных потребителей Чеченской Республики.
Низкая степень надежности системы электроснабжения Чеченской Республики на фоне невостребованности экологически чистых и экономически выгодных альтернативных источников энергии указывает прямой путь снижения острого дефицита электрической энергии и улучшения ситуации по обеспечению потребителей электроэнергией.
Учитывая, что Чеченская Республика обладает уникальными ресурсами и располагает большим потенциалом нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, одним из наиболее быстрых и эффективных способов увеличения энергетического потенциала является развитие малой энергетики. Таким образом, в наличии имеются все предпосылки для решения задач по наращиванию мощностей альтернативной энергетики, и данное направление имеет огромное значение для Чеченской Республики и, одновременно, послужит существенным вкладом в реализацию Киотского протокола.
Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием энергетических ресурсов на территории республики является одной из первоочередных задач экономического развития хозяйственного комплекса. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ, опережающий уровень инфляции, приводит к повышению расходов республиканского бюджета и снижению конкурентоспособности местных товаропроизводителей. Все эти негативные последствия выявляют объективную необходимость перехода от энергодефицитности республики при начале реализации приоритетных инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Правительства Чеченской Республики от 23.06.2011 г. N 104 "О Перечне приоритетных инвестиционных проектов и предложений Чеченской Республики", к ситуации устойчивого обеспечения ее электроэнергией, производимой на территории Чеченской Республики, и требуют принятия данной республиканской целевой программы, направленной на привлечение инвестиций в создание электрических генерирующих мощностей на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, заложить "фундамент" для создания и дальнейшего развития собственных генерирующих мощностей Чеченской Республики на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии невозможно без активной поддержки и финансового участия со стороны государства. Для этого необходимо осуществление комплекса мер, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий со стороны органов исполнительной власти по эффективному использованию возобновляемых источников энергии.
Данная Программа направлена на привлечение инвестиций по проектам использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, планируемых к реализации, и в рамках подпрограммы "Развитие возобновляемых источников энергии на период до 2020 года", соответствует предложениям Чеченской Республики в формируемую Программу модернизации электроэнергетики России на период до 2020 года.
Развитие генерирующих мощностей на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии позволит создать благоприятные условия для дальнейшего притока отечественных и иностранных инвестиций, будет способствовать улучшению инвестиционного климата республики и позиционированию Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации, сориентированного на современные технологии, учитывающие новейшие мировые тенденции и международные стандарты, положительно повлияет на снижение безработицы и социальной напряженности.
Решение вышеуказанных вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным и создание условий для привлечения инвестиций в развитие малой энергетики становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития республики.
3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Чеченская Республика является энергодефицитным регионом. Отсутствие собственных генерирующих мощностей стало серьезным сдерживающим фактором динамичного развития экономики республики.
В условиях непрерывного роста энергопотребления региона, грядущего существенного увеличения стоимости всех видов углеводородного сырья, что приведет к значительному повышению себестоимости выработки электроэнергии с теплоэлектростанций, исключительно актуальным становится создание и развитие в Чеченской Республике малой энергетики - собственных генерирующих мощностей на основе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Освоение данных источников энергии становится все более актуальным также в связи с завершением в России реформирования электроэнергетики, что также будет способствовать созданию необходимых условий по привлечению дополнительных инвестиций в возрождение республики.
Основными целями и задачами Программы являются:
привлечение инвестиций для реализации проектов по развитию собственных генерирующих объектов на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
привлечение средств федеральных финансовых институтов развития (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация "Внешэкономбанк" и т.д.);
привлечение внебюджетных источников финансирования;
повышение инвестиционной привлекательности республики;
реализация государственной политики Российской Федерации в сфере малой энергетики;
демонополизация рынка энергетики, создание конкурентной среды.
В целях привлечения инвестиций в развитие малой энергетики, Государственный заказчик Программы осуществляет разработку проектно-сметной документации по объектам использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и гарантирует защиту инвестиций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики.
В рамках данной Программы Чеченская Республика реализует государственную политику Российской Федерации в сфере малой энергетики, к которой относятся:
выработка энергии на собственных генерирующих мощностях и обеспечение потребителей Чеченкой# Республики доступной и дешевой электроэнергией;
обеспечение энергетической безопасности Чеченской Республики;
внедрение новых современных технологий выработки электроэнергии и энергосбережения;
создание таких условий, которые станут привлекательными как для отечественных, так и зарубежных инвесторов, в том числе, в вопросах транспортировки и сбыта произведенной ими электроэнергии;
сохранение экологии, в том числе за счет реализации Киотского протокола;
развитие сельских и горных регионов.
Программа создания и развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии не отрицает необходимости привлечения инвестиций в развитие, так называемой, "большой" энергетики, при этом позволит децентрализировать энергетический комплекс Чеченской Республики, повысит уровень здоровой конкуренции в отрасли и сохранит экологию для потомков.
Срок реализации Программы - 2012-2015 годы.
4. Перечень мероприятий Программы
Система программных мероприятий по достижению целей и задач настоящей Программы строится на создании необходимых благоприятных инвестиционных условий для развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии - малой энергетики Чеченской Республики - и включает в себя следующие перспективные направления использования энергетических потенциалов: горные реки (малые ГЭС), геоэнергетика (ГеоТЭС), гелиоэнергетика (энергия Солнца), термальные воды и детандер-генераторные агрегаты.
1. Строительство малых ГЭС (малая гидроэнергетика).
Современная гидроэнергетика, по сравнению с другими видами электроэнергетики, является наиболее экономичным и экологически безопасным способом получения электроэнергии.
Малая гидроэнергетика идет в этом направлении еще дальше. В отличие от других экологически безопасных возобновляемых источников электроэнергии таких, как солнце, ветер, малая гидроэнергетика практически не зависит от погодных условий и способна обеспечить устойчивую подачу электроэнергии потребителю.
Еще одно преимущество малой энергетики - экономичность. В условиях, когда природные ресурсы для получения энергии - нефть, уголь, газ, истощаются, постоянно дорожают, использование дешевой, доступной, возобновляемой энергии рек, особенно малых, позволяет вырабатывать дешевую электроэнергию. К тому же сооружение объектов малой гидроэнергетики низкозатратно и быстро окупается.
Одним из наиболее эффективных направлений развития малой энергетики является использование энергии небольших водотоков с помощью микро- и малых ГЭС. Это объясняется значительным потенциалом таких водотоков при сравнительной простоте их использования. Объекты малой гидроэнергетики условно делят на два типа: "мини", обеспечивающие единичную мощность до 5000 кВт, и "микро", работающие в диапазоне от 3 до 100 кВт. Использование гидроэлектростанций таких мощностей для России вовсе не новое, а хорошо забытое старое: в 50-60-х годах работало несколько тысяч малых ГЭС. Сегодня их количество едва достигает нескольких сотен штук. Между тем, постоянный рост цен на органическое топливо приводит к значительному удорожанию электрической энергии, доля которой в себестоимости производимой продукции достигает 20 и более процентов. На этом фоне малая гидроэнергетика обретает новую жизнь.
На сегодняшний день обеспечение электроэнергией дефицитных регионов требует значительных материальных затрат, а использование гидропотенциала горных рек - это наиболее экономичное решение части энергетических проблем Чеченской Республики. Небольшие электростанции позволяют сохранять природный ландшафт, окружающую среду не только на этапе эксплуатации, но и в процессе строительства. При последующей эксплуатации отсутствует отрицательное влияние на качество воды - она полностью сохраняет первоначальные природные свойства. В реках сохраняется рыба, вода может использоваться для водоснабжения населения.
Технический потенциал малых водотоков в горной части Чеченской Республики в целом оценивается по средней мощности в 302,4 МВт. Результаты оценок показали, что на реках Чеченской Республики можно построить 67 малых ГЭС.
Освоение только 10% гидроэнергетического потенциала малых рек в среднегорном и высокогорном поясе Чеченской Республики позволит выработать энергию для обеспечения до 70% малых населенных пунктов и сельхозобъектов. Эти положения послужили руководством при разработке принципиальной схемы размещения малых ГЭС на территории республики.
Определение экономических показателей малых ГЭС в настоящее время затруднено в связи с тем, что точная стоимость гидроагрегата может быть определена только после выбора площадки строительства, так как конструкция и состав оборудования значительно зависят от режима работы ГЭС и характеристик электропотребителей.
2. Строительство ГеоТЭС.
Современная востребованность геотермальной энергии, как одного из видов возобновляемой энергии, обусловлена истощением запасов органического топлива и зависимостью большинства развитых стран от его импорта (в основном импорта нефти и газа), а также с существенным отрицательным влиянием топливной и ядерной энергетики на среду обитания человека и на дикую природу.
Главным достоинством геотермальной энергии является возможность ее использования в виде геотермальной воды или смеси воды и пара (в зависимости от их температуры) для нужд горячего вод о- и теплоснабжения, для выработки электроэнергии либо одновременно для всех трех целей, ее практическая неиссякаемость, полная независимость от условий окружающей среды, времени суток и года.
Последние прогнозы строительства геотермальных электростанций (ГеоТЭС) по всему миру выглядят весьма оптимистично. В ближайшие годы их мощности возрастут более чем на 40% и достигнут 11 400 МВт. Только в верхнем трехкилометровом слое Земли содержится свыше 1020 Дж теплоты, пригодной для выработки электроэнергии. Такое количество энергии позволяет рассматривать теплоту Земли как альтернативу органическому топливу.
В России использование геотермальных источников также является достаточно перспективным направлением. Это связано с тем, что геотермальные электростанции являются одним из наиболее дешевых источников энергии. Запасы геотермальной энергии чрезвычайно велики. По оценкам они в 10-15 раз превышают запасы органического топлива в стране. Практически на всей территории страны есть запасы геотермального тепла с температурами в диапазоне от 30 до 200°С. Разработанные в настоящее время комбинированные схемы использования геотермальных источников позволяют использовать для производства электроэнергии теплоносители с начальными температурами 70-80 С и по мере совершенствования геотермальных технологий пересматриваются в сторону использования геотермальных вод с все более низкими температурами. Сегодня на территории России пробурено около 4 000 скважин на глубину до 5 000 м, которые позволяют перейти к широкомасштабному внедрению самых современных технологий для локального теплоснабжения на всей территории нашей страны. Особенно актуальным представляется использование геотермальной энергии на Северном Кавказе.
На территории Чеченской Республики имеются большие запасы геотермального тепла и уже существуют скважины, что при активном участии государства будет значительно стимулировать привлечение инвестиций в развитие геотермальной энергетики.
3. Гелиоэнергетика (солнечная энергетика).
Гелиоэнергетика или солнечная энергетика - один из наиболее перспективных видов альтернативной энергетики. Полное количество солнечной энергии, поступающей на поверхность Земли за неделю, превышает энергию всех мировых запасов нефти, газа, угля и урана.
Солнечное тепло можно сберегать разными способами. Современные технологии включают параболические концентраторы, солнечные параболические зеркала и гелиоэнергетические установки башенного типа. Их можно комбинировать с установками, сжигающими ископаемое топливо, а в некоторых случаях адаптировать для аккумуляции тепла. Основное преимущество такой гибридизации и тепло аккумуляции - это то, что такая технология может обеспечивать диспетчеризацию производства электричества (то есть выработка электроэнергии может производиться в периоды, когда в ней есть необходимость). Гибридизация и аккумулирование тепла могут повысить экономическую ценность производимого электричества и снизить его среднюю стоимость.
По данным официальной статистики, представленным Институтом энергетической стратегии, совокупный потенциал солнечной энергии составляет 2 300 000 млн. т.у.т., технический потенциал - 2 300 млн. т.у.т. (это в 2 раза превышает суммарное энергопотребление по стране) и экономический - 12,5 млн. т.у.т. Эти данные опровергают существующие мнения о недостаточном потенциале российской солнечной энергетики и нецелесообразности ее развития в России.
4. Теплицы на базе термальных вод.
Теплицы являются культивационными сельскохозяйственными сооружениями, предназначенными, главным образом, для внесезонного выращивания овощей, плодов, цветов, а также рассады. Выращивание в теплицах отличается от выращивания в открытом грунте тем, что культуры защищены от неблагоприятных воздействий внешней среды, а также в них устанавливается такой режим, при котором обеспечивается быстрый рост и высокая урожайность культур независимо от времени года, погоды и климата.
При проектировании и строительстве разнообразных культивационных сооружений, основная задача состоит в создании внутри них искусственного климата, отвечающего оптимальным условиям, необходимым для нормального развития и высокой продуктивности выращиваемых культур.
Затраты на обогрев теплицы составляют значительную долю в себестоимости выращиваемых культур, поэтому очень важно рационально выбрать систему отопления. Основное назначение отопительной системы состоит в создании (как в воздухе, так и в почве культивационного помещения) теплового режима, обеспечивающего нормальное развитие выращиваемых культур.
Чеченская Республика располагает большим потенциалом термальных вод, энергию которых можно максимально эффективно использовать как альтернативный источник для обогрева культивационных сооружений.
5. Детандер-генераторные агрегаты.
Одно из важных направлений альтернативной энергетики - это применение детандер-генераторных агрегатов (ДГА) для получения электроэнергии за счет использования технологического перепада давления газа в системах газоснабжения. При существующей системе газоснабжения снижение давления транспортируемого природного газа производится обычно в двух ступенях - на газораспределительных станциях (ГРС) и на газорегуляторных пунктах (ГРП) и осуществляется за счет дросселирования. Применение вместо дросселя ДГА позволяет полезно использовать этот перепад давлений для производства электроэнергии.
Детандер-генераторный агрегат - это устройство для получения электроэнергии за счет работы, совершаемой расширяющимся магистральным природным газом (без его сжигания). В детандере энергия газового потока преобразуется в механическую работу, которая в свою очередь, может быть преобразована в электрическую энергию в соединенном с детандером генераторе.
В настоящее время накоплен значительный опыт успешной эксплуатации ДГА и дается высокая оценка его эффективности, которая определяется, прежде всего, меньшими удельными капитальными затратами и удельными расходами топлива на выработку электроэнергии, чем на паротурбинных энергоблоках.
5. Обоснование ресурсного обеспечения целевой Программы
Финансирование Программы предусматривается за счет средств бюджета Чеченской Республики в размере 438,0 млн. рублей, в том числе:
2012 год - 184,0 млн. рублей;
2013 год - 189,0 млн. рублей;
2014 год - 65,0 млн. рублей.
Из общего объема финансирования мероприятий, распределение по объектам малой энергетики Чеченской Республики составит:
1) малые ГЭС - 140,0 млн. рублей, в том числе:
2012 год - 70,0 млн. рублей;
2015 год - 50,0 млн. рублей;
2016 год - 20,0 млн. рублей.
2) ГеоТЭС - 135,0 млн. рублей, в том числе:
2017 год - 55,0 млн. рублей;
2018 год - 60,0 млн. рублей;
2019 год - 20,0 млн. рублей.
3) Гелиоэнергетика - 100,0 млн. рублей, в том числе:
2020 год - 40,0 млн. рублей;
2021 год - 60,0 млн. рублей;
2022 год - 0,0 млн. рублей.
4) Теплицы на базе термальных вод - 15,0 млн. рублей, в том числе:
2023 год - 3,0 млн. рублей;
2024 год - 3,0 млн. рублей;
2025 год - 9,0 млн. рублей.
5) ДГА - 48,0 млн. рублей, в том числе:
2026 год - 16,0 млн. рублей;
2027 год - 16,0 млн. рублей;
2028 год - 16,0 млн. рублей.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация республиканской целевой программы "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике на 2012-2015 годы", в рамках формируемой Программы модернизации электроэнергетики России на период до 2020 года, позволит привлечь в период 2012-2015 годов инвестиции для развития малой энергетики в размере 5 417,0 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 2 502,0 млн. руб. и из внебюджетных источников (за счет обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации облигационных займов и/или кредитов, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 г. N 688) - 2 915,0 млн. руб., создать на территории республики генерирующие мощности в объеме 56,3 МВт, с выработкой электроэнергии до 341,6 млн. кВт.ч в год и использовать потенциал тепловой мощности Ханкальского месторождения в объеме 63,0 Гкал/ч и тепловой энергии до 238,0 млн. Гкал./год, что частично обеспечит снабжение потребителей энергоресурсами при минимальном воздействии на экологию республики.
7. Критерии выполнения Программы
В целях развития и использования электрических и тепловых мощностей на основе использования объектов малой энергетики Чеченской Республики путем привлечения инвестиций, в рамках настоящей Программы предполагается осуществить разработку проектно-сметной документации по следующим направлениям использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии:
2012 год:
строительство малых ГЭС (Малая гидроэнергетика);
строительство ГеоТЭС ("Старогрозненская 1");
гелиоэнергетика (Солнечная энергетика);
теплицы на базе термальных вод;
детандер-генераторные агрегаты.
2013 год:
строительство малых ГЭС (Малая гидроэнергетика);
строительство ГеоТЭС ("Старогрозненская 2");
гелиоэнергетика (Солнечная энергетика);
теплицы на базе термальных вод;
детандер-генераторные агрегаты.
2014 год:
строительство малых ГЭС (Малая гидроэнергетика);
строительство ГеоТЭС ("Старогрозненская 2");
теплицы на базе термальных вод;
детандер-генераторные агрегаты.
Общий объем затрат из бюджета Чеченской Республики на реализацию Программы составляет 438,0 млн. руб. (100%), в том числе:
2012 год - 184,0 млн. руб. (42,0%);
2013 год - 189,0 млн. руб. (43,2%);
2014 год - 65,0 млн. руб. (14,8%).
Целевые показатели и индикаторы Программы (объем привлечения инвестиций и показатели эффективности Программы по направлениям использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии) представлены в Приложении 1.
8. Механизм реализации целевой Программы
Механизм реализации Программы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусматривает использование комплекса мероприятий, необходимых для достижения целей и решения задач Программы.
В ходе реализации Программы, Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики - государственный заказчик Программы осуществляет следующие функции:
проводит мониторинг реализации мероприятий Программы, оценивает показатели эффективности и их соответствие целевым показателям Программы;
несет ответственность за реализацию Программы и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
осуществляет контроль над рациональным использованием средств бюджета Чеченской Республики;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
организует экспертные проверки хода реализации Программы.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является использование системы управления и контроля на всех стадиях реализации Программы. Комплексное управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения обеспечивает государственный заказчик Программы, в том числе:
реализацию поставленных в Программе задач;
эффективное и целевое использование бюджетных средств в ходе реализации Программы;
координацию и мониторинг хода реализации Программы и отдельных ее мероприятий;
подготовку предложений по ускорению реализации наиболее перспективных или приостановке реализации неэффективных проектов и мероприятий;
подготовку соответствующих необходимых предложений, в том числе по совершенствованию законодательной базы;
информационно-аналитическое обеспечение процесса реализации Программы;
подготовку и представление в установленные сроки в Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики и в Правительство Чеченской Республики сводных квартальных и годовых отчетов о ходе реализации Программы по установленной форме.
В ходе реализации Программы государственным заказчиком могут быть в установленном порядке внесены предложения в Правительство Чеченской Республики о внесении изменений в Программу.
Исполнители мероприятий Программы определяются в порядке, установленном действующим законодательством.
Приложение 1
к Программе "Использование нетрадиционных
и возобновляемых источников энергии в
Чеченской Республике на 2012-2015 годы"
Оценка
экономической, бюджетной и социальной эффективности республиканской целевой программы
N п/п |
Наименование целевых показателей (ед. измерения) |
Наименование мероприятий, обеспечивающих достижение результата |
Фактическое значение целевого показателя на момент разработки программы |
Значения целевого показателя |
Значение целевого показателя по окончании действия программы |
Финансовые затраты на реализацию, млн. рублей |
||||
Общие затраты по соответствующим мероприятиям |
в том числе: |
|||||||||
2014 г. |
2015 г. |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Внебюджетные источники |
||||||
1. |
Создание установленной мощности (МВт) |
Строительство малых ГЭС |
0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
850,000 |
290,000 |
140,000 |
420,000 |
1.1 |
Годовая выработка электроэнергии (млн. кВт.ч/год) |
0 |
57,6 |
57,6 |
57,6 |
|||||
2. |
Создание установленной мощности (МВт) |
Строительство ГеоТЭС ("Старогрозненская"1, 2) |
0 |
10,0 |
20,0 |
20,0 |
1 625,000 |
675,000 |
135,000 |
815,000 |
2.1 |
Годовая выработка электроэнергии (млн. кВт.ч/год) |
0 |
84,0 |
168,0 |
168,0 |
|||||
3. |
Создание установленной мощности (МВт) |
Строительство солнечной электростанции |
0 |
0 |
10,0 |
10,0 |
2 000,000 |
910,000 |
100,000 |
990,000 |
3.1 |
Годовая выработка электроэнергии (млн. кВт.ч/год) |
0 |
0 |
16,0 |
16,0 |
|||||
4. |
использование потенциала тепловой мощности (Гкал/ч) |
Строительство теплиц на базе термальных вод Ханкальского месторождения |
0 |
0 |
63,0 |
63,0 |
500,000 |
235,000 |
15,000 |
250,000 |
4.1 |
Использование тепловой энергии (млн. Гкал./год) |
0 |
0 |
238,0 |
238,0 |
|||||
5. |
Создание установленной мощности (МВт) |
Детандер-генераторные установки |
0 |
11,3 |
11,3 |
11,3 |
880,000 |
392,000 |
48,000 |
440,000 |
5.1 |
Годовая выработка электроэнергии (млн. кВт.ч/год) |
0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|||||
Итого по программе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Создание установленной электрической мощности (МВт) |
|
0 |
36,3 |
56,3 |
56,3 |
5 355,000 |
2 267,000 |
423,000 |
2 665,000 |
2 |
Годовая выработка электроэнергии (млн. кВт.ч/год) |
0 |
241,6 |
341,6 |
341,6 |
|
|
|
|
|
3 |
Использование потенциала тепловой мощности Ханкальского месторождения (Гкал/ч) |
|
0 |
0 |
63,0 |
63,0 |
500,000 |
235,000 |
15,000 |
250,000 |
4 |
Использование тепловой энергии Ханкальского месторождения (млн. Гкал./год) |
0 |
0 |
238,0 |
238,0 |
|
|
|
|
|
Всего: |
5 855,000 |
2 502,000 |
438,000 |
2 915,000 |
Приложение 2
к Программе "Использование нетрадиционных
и возобновляемых источников энергии в
Чеченской Республике на 2012-2015 годы"
Перечень
программных мероприятий
N п/п |
Мероприятия программы |
Заказчики |
Исполнители |
Главные распорядители бюджетных средств |
Срок выполнения |
Финансовые затраты на реализацию, млн. рублей |
Источники финансирования |
Ожидаемые результаты |
||||
Всего |
в том числе: |
|||||||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 |
|||||||||
Цель: Привлечение инвестиций для реализации проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, создание электрогенерирующей отрасли | ||||||||||||
Задача: Повышение инвестиционной привлекательности Чеченской Республики, демонополизация рынка энергетики и создание конкурентной среды | ||||||||||||
1 |
Строительство Малых ГЭС |
Минпромэнерго ЧР |
Министерство промышленности и энергетики ЧР |
Минфин ЧР |
2012 - 2014 гг. |
290,000 |
60,000 |
115,000 |
115,000 |
0,000 |
ФБ |
Создание установленной мощности 15,0 МВт и выработка электроэнергии 57,6 млн. кВт.ч/год |
140,000 |
70,000 |
50,000 |
20,000 |
0,000 |
РБ |
|||||||
420,000 |
120,000 |
165,000 |
135,000 |
0,000 |
ВС |
|||||||
850,000 |
250,000 |
330,000 |
270,000 |
0,000 |
Итого |
|||||||
2 |
Строительство ГеоТЭС "Старогрозненская 1" |
Минпромэнерго ЧР |
Министерство промышленности и энергетики ЧР |
Минфин ЧР |
2012 - 2014 гг. |
330,000 |
85,000 |
120,000 |
125,000 |
0,000 |
ФБ |
Создание установленной мощности 10,0 МВт и выработка электроэнергии 84,0 млн. кВт.ч/год |
55,000 |
55,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
РБ |
|||||||
390,000 |
140,000 |
125,000 |
125,000 |
0,000 |
ВС |
|||||||
775,000 |
280,000 |
245,000 |
250,000 |
0,000 |
Итого |
|||||||
3 |
Строительство ГеоТЭС "Старогрозненская 2" |
Минпромэнерго ЧР |
Министерство промышленности и энергетики ЧР |
Минфин ЧР |
2013-2015 гг. |
345,000 |
0,000 |
100,000 |
110,000 |
135,000 |
ФБ |
Создание установленной мощности 10,0 МВт и выработка электроэнергии 84,0 млн. кВт.ч/год |
80,000 |
0,000 |
60,000 |
20,000 |
0,000 |
РБ |
|||||||
425,000 |
0,000 |
140,000 |
130,000 |
155,000 |
ВС |
|||||||
850,000 |
0,000 |
300,000 |
260,000 |
290,000 |
Итого |
|||||||
4 |
Строительство Солнечной электростанции |
Минпромэнерго ЧР |
Министерство промышленности и энергетики ЧР |
Минфин ЧР |
2012 - 2015 гг. |
910,000 |
210,000 |
200,000 |
250,000 |
250,000 |
ФБ |
Создание установленной мощности 10,0 МВт и выработка электроэнергии 16,0 млн. кВт.ч/год |
100,000 |
40,000 |
60,000 |
0,000 |
0,000 |
РБ |
|||||||
990,000 |
250,000 |
240,000 |
250,000 |
250,000 |
ВС |
|||||||
2 000,000 |
500,000 |
500,000 |
500,000 |
500,000 |
Итого |
|||||||
5 |
Строительство теплиц на базе термальных вод Ханкальского месторождения |
Минпромэнерго ЧР |
Министерство промышленности и энергетики ЧР |
Минфин ЧР |
2012 - 2015 гг. |
235,000 |
58,000 |
58,000 |
58,000 |
61,000 |
ФБ |
Использование потенциала тепловой мощности 63,0 Гкал/ч и тепловой энергии 238,0 млн. Гкал./год |
15,000 |
3,000 |
3,000 |
9,000 |
0,000 |
РБ |
|||||||
250,000 |
61,000 |
61,000 |
61,000 |
67,000 |
ВС |
|||||||
500,000 |
122,000 |
122,000 |
128,000 |
128,000 |
Итого |
|||||||
6 |
Детандер-генераторные установки |
Минпромэнерго ЧР |
Министерство промышленности и энергетики ЧР |
Минфин ЧР |
2012 - 2014 гг. |
392,000 |
104,000 |
144,000 |
144,000 |
0,000 |
ФБ |
Создание установленной мощности 11,3 МВт и выработка электроэнергии 100,0 млн. кВт.ч/год |
48,000 |
16,000 |
16,000 |
16,000 |
0,000 |
РБ |
|||||||
440,000 |
120,000 |
160,000 |
160,000 |
0,000 |
ВС |
|||||||
880,000 |
240,000 |
320,000 |
320,000 |
0,000 |
Итого |
|||||||
Итого по Программе: |
2 502,000 |
517,000 |
737,000 |
802,000 |
446,000 |
ФБ |
1. Создание установленной электрической мощности - 56,3 МВт 2. Годовая выработка электроэнергии - 341,6 млн. кВт.ч/год; 3. Использование потенциала тепловой мощности Ханкальского месторождения 63,0 Гкал/ч; 4. Использование тепловой энергии Ханкальского месторождения 238,0 млн. Гкал./год |
|||||
438,000 |
184,000 |
189,000 |
65,000 |
0,000 |
РБ |
|||||||
2 915,000 |
691,000 |
891,000 |
861,000 |
472,000 |
ВС |
|||||||
5 855,000 |
1 392,000 |
1 817,000 |
1 728,000 |
918,000 |
Итого |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью утвержденной Программы является привлечение инвестиций для реализации проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Сроки и этапы реализации Программы: 2012 - 2015 годы.
Общий объем финансирования (в ценах 2011 года) из бюджета Чеченской Республики составит 438,0 млн. рублей.
Программа направлена на: создание электрогенерирующей отрасли, снижение энергетической зависимости республики, создание условий для снижения тарифов на энергоносители, увеличение КПД системы электроснабжения за счет уменьшения потерь в сетях и обеспечение снижения выброса парниковых газов (реализация Киотского соглашения) путем привлечения инвестиций для реализации проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в общем объеме 5 417,0 млн. руб.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 8 декабря 2011 г. N 218 "Об утверждении республиканской целевой программы "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике на 2012 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вести Республики" от 23 декабря 2011 г. N 244 (1677)
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 декабря 2013 г. N 315 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.