Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 мая 1997 г. N 382
Проект закона города Москвы
"О защите населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Закон г. Москвы N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" принят Московской городской Думой 5 ноября 1997 г.
Настоящий Закон регулирует правоотношения органов государственной власти, должностных лиц и граждан в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды в пределах границ города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Целями настоящего Закона являются предупреждение, ликвидация чрезвычайных ситуаций и снижение размеров ущерба и потерь от них на территории города Москвы.
I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Население - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории города Москвы.
Территория - все или часть земельного, водного или воздушного пространства, а также окружающая природная среда в пределах границ города Москвы.
Организация - любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, его филиалы и представительства.
Должностное лицо - государственный служащий, руководитель, сотрудник или иной работник организации, обладающий властными полномочиями.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Потенциально опасный объект - производственный или иной объект, функционирование которого сопряжено с риском возникновения аварий, катастроф (чрезвычайных ситуаций) и (или) отнесенный в установленном законом порядке к категории опасных.
Вредные вещества - вещества, непосредственный контакт с которыми и (или) их воздействие через окружающую среду создает угрозу жизни и (или) здоровью человека, окружающей природной среде.
Декларация безопасности - документ, содержащий перечень и показатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или) населению прилегающих к объекту территорий.
Стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях - нормативнотехнические документы, утверждаемые уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе других предприятий или организаций и имеющий для осуществления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию).
Статья 2. Законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
Статья 3. Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и состоит из функциональных, территориальных звеньев, соответствующих административно-территориальному делению города, и объединяет в своем составе органы государственного управления, силы и средства с соответствующими системами связи, оповещения и информирования, а также резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация, состав сил и средств, порядок функционирования МГСЧС определяются Положением о МГЧС, утверждаемым Правительством Москвы по согласованию с МЧС России.
Статья 4. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения такой информацией населения, органов власти города и организаций определяется нормативными актами города Москвы.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Полномочия органов власти города в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 5. Полномочия органов власти города в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Московская городская Дума:
а) принимает законодательные акты города Москвы и обеспечивает единообразие законодательного регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) устанавливает в соответствии с федеральным законодательством штрафы и иные виды административной ответственности граждан, должностных лиц и организаций за нарушение законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Мэр Москвы:
а) принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом города Москвы основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций;
б) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города, принимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка;
в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств органов внутренних дел города;
г) осуществляет руководство МГСЧС;
д) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях.
3. Правительство Москвы:
а) принимает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актов, законодательных актов и распоряжений Мэра Москвы постановления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) организует и обеспечивает проведение научных исследований, разработку и выполнение специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности городской администрации, префектур, районных Управ и организаций, расположенных на территории города, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) организует, в соответствии с действующим законодательством, соблюдение мер безопасности в процессе производства, хранения, перевозки и использования радиоактивных и других опасных веществ;
д) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) обеспечивает создание городских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их использования;
ж) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
з) определяет порядок, осуществляет сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) обеспечивает проведение эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
к) организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечивает поддержание необходимого общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за помощью.
Статья 6. Орган городской администрации, специально уполномоченный на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для осуществления деятельности по защите населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций при Правительстве Москвы создается орган управления МГСЧС, имеющий в префектурах административных округов и районных Управах города подведомственные ему органы, возглавляющие территориальные звенья МГСЧС.
III. Правовое положение граждан, организаций и общественных объединений в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций
Статья 7. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане имеют право:
а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
б) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории города, и о мерах необходимой безопасности;
в) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используя средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество города Москвы и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
д) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
е) на бесплатное государственное социальное страхование, медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
ж) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
з) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3. Граждане обязаны:
а) соблюдать законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) знать и соблюдать правила безопасности в быту и трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности;
в) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
г) выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 8. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Руководители организаций обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые мероприятия по защите работников и обеспечению функционирования организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
б) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в составе невоенизированных формирований;
в) создавать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
г) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2. Руководители организаций, осуществляющих потенциально опасную деятельность на территории Москвы, несут всю полноту ответственности за безопасность деятельности организаций, а также населения, проживающего вблизи, и обязаны обеспечить:
а) разработку и реализацию программ безопасности на всех этапах создания, эксплуатации и снятия с эксплуатации объекта;
б) использование оборудования, технологий и материалов в соответствии с требованиями и условиями разрешений (лицензий) и только для тех целей, для которых они предназначены;
в) разработку и реализацию мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей природной среды;
г) поддержание на должном уровне квалификации работающего персонала, подбор и подготовку аварийно-спасательных служб и формирований;
д) информирование органов управления МГСЧС, общественных организаций и граждан о состоянии и мерах обеспечения безопасности на подведомственном объекте и прилегающей территории.
Статья 9. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
IV. Организационные меры обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 10. Специальные целевые программы
Правительство Москвы организует разработку и обеспечивает выполнение специальных целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этих условиях устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных с обеспечением жизнедеятельности города.
По согласованию с Правительством Российской Федерации целевые программы защиты населения и территорий города могут включаться в состав целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации в качестве их составной части (подпрограммы).
Статья 11. Стандарты, нормы, показатели и правила безопасности
В интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретизации параметров защищенности от возможных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий органами управления МГСЧС разрабатываются и устанавливаются стандарты, нормы, показатели и правила безопасности.
Статья 12. Единая классификация потенциально опасных объектов
Каждый потенциально опасный объект на территории города подлежит обязательному категорированию (классификации) в зависимости от уровня потенциальной опасности возникновения аварий, катастроф.
Данные о категорированных производствах и технологиях, объектах хозяйственной и иной деятельности подлежат включению в Единый классификатор потенциально опасных объектов.
Статья 13. Единая регистрация опасных веществ и материалов
В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду опасных веществ и материалов в городе устанавливается единая государственная система регистрации опасных веществ и материалов - государственный регистр вредных веществ и материалов. В государственный регистр города вносятся наименование каждого опасного вещества (материала), сведения о его характеристиках, критериях опасности и количестве, находящемся в распоряжении конкретной организации.
Статья 14. Декларирование безопасности потенциально опасных объектов
Руководители потенциально опасных объектов, расположенных на территории города Москвы в обязательном порядке представляют в органы управления МГСЧС доклад (декларацию), содержащий перечень и показатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф,проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или) населению прилегающих к объекту территорий.
Порядок, содержание и сроки представления доклада определяются специальным положением.
Статья 15. Государственная экспертиза
В целях проверки и выявления степени соответствия установленным стандартам, нормам, показателям и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в городе устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы Государственная экспертиза безопасности потенциально опасного объекта, осуществляемая на стадии его проектирования и на этапе ввода в эксплуатацию.
Статья 16. Лицензирование потенциально опасной деятельности
Любая потенциально опасная деятельность подлежит лицензированию специально уполномоченными органами государственной власти. При отсутствии лицензии такого рода деятельность запрещена и влечет ответственность согласно действующему законодательству.
Статья 17. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
В отношении потенциально опасных объектов, территорий города производится систематический прогноз вероятности возникновения на них чрезвычайных ситуаций вследствие возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий. Такой прогноз организует администрация соответствующей территории или объекта согласно методике, утвержденной органами управления МГСЧС.
К выполнению прогноза вероятности возникновения аварий, катастроф привлекаются структуры и организации, осуществляющие наблюдение и контроль за показателями опасности, сбор, накопление и обработку данных, которые могут быть использованы при осуществлении прогноза.
Органы власти города в пределах их компетенции обязаны учитывать результаты прогноза и составленные на его основе рекомендации при разработке, утверждении и реализации целевых программ, а также своевременно обеспечивать население, предприятия, учреждения и организации информацией по результатам прогнозирования и о мерах противочрезвычайного планирования.
Статья 18. Подготовка населения по защите от чрезвычайных ситуаций
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, на курсах, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы и непосредственно по месту работы.
Статья 19. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.
Статья 20. Порядок реализации статей 10 - 19
Порядок реализации требований статей 10 - 19 настоящего Закона определяется Правительством Москвы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы надзор и контроль в указанной области на территории города осуществляется федеральными органами управления РСЧС и МГСЧС совместно с подведомственными им постоянно действующими органами управления, возглавляющими территориальные звенья МГСЧС, в пределах их компетенции.
V. Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья 22. Готовность потенциально опасных объектов и территорий к действиям в чрезвычайных ситуациях
Каждый потенциально опасный объект либо объект, находящийся в зоне возможного влияния от других потенциально опасных объектов, должен быть подготовлен к действиям по локализации или ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Показатели готовности объектов и территории к такого рода действиям устанавливаются органами управления РСЧС и МГСЧС и отражаются в планах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, заранее разрабатываемых для каждого такого объекта, территории.
На каждом объекте, территории, опасных по вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, создаются локальные системы организации наблюдения, контроля и оповещения за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, деятельность которых организуют руководители объектов и соответствующих территориальных органов исполнительной власти.
Создание и функционирование указанных систем регулируются нормативным документом, утвержденным Правительством Москвы по согласованию с органом управления РСЧС.
Статья 23. Силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для осуществления на территории города наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются силы и средства МГСЧС, включающие в себя органы управления, системы связи, оповещения и информирования, аварийно-спасательные службы, профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, создаваемые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями города, и находятся в едином оперативном подчинении органа управления МГСЧС при Правительстве Москвы.
В состав этих сил в обязательном порядке входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в аварийном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности).
Создание аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных и общественных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с действующим законодательством решениями Правительства Москвы, соответствующих административных округов, руководства организаций и общественных объединений.
Порядок подготовки, поддержания в готовности и использования указанных сил и средств определяется Положением о МГСЧС.
Статья 24. Оповещение о чрезвычайной ситуации
Руководитель, иное должностное лицо эксплуатирующей организации либо комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны немедленно уведомить орган управления МГСЧС при соответствующих органах исполнительной власти города о возникшей на объекте или подведомственной территории чрезвычайной ситуации.
Органы управления МГСЧС, в распоряжение которых поступила информация о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с Положением о МГСЧС обязаны:
а) немедленно оповестить население, руководителей административных округов, районных Управ и объектов, расположенных в опасной зоне, о характере и масштабах бедствия, реальной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан;
б) привести в действие первоочередные меры Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) проинформировать вышестоящий орган управления МГСЧС.
Статья 25. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
В целях обеспечения необходимых условий для успешного осуществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы управления МГСЧС в пределах своей компетенции:
а) проводят мобилизацию необходимых материально-технических ресурсов (фондов, сырья, материалов, транспортных средств, производственной продукции) организаций независимо от их принадлежности и форм собственности с последующей компенсацией нанесенного ущерба;
б) изменяют режим работы организаций независимо от их принадлежности и форм собственности, производят иные изменения производственной (хозяйственной и иной) деятельности, необходимые для достижения цели по ликвидации чрезвычайной ситуации;
в) прекращают либо приостанавливают функционирование организаций любой формы собственности, на которых возникла чрезвычайная ситуация, или деятельность которых может усугубить их вредные последствия;
г) объявляют карантин или особое положение с указанием необходимых ограничений;
д) проводят временную эвакуацию населения из зон, подвергшихся опасному воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающему жизни и здоровью населения.
Статья 26. Организация работ в чрезвычайных ситуациях
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, административно-территориальных единиц города, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Непосредственное руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, определяемый в соответствии с действующим законодательством или планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций либо назначаемый решениями соответствующих органов власти, руководителей организаций, к компетенции которых отнесено решение данных вопросов.
Первоначальные действия по локализации и ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации организуются согласно заранее разработанному плану. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям (района, округа, Правительства Москвы) может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
Примечание: организация и ведение аварийно-спасательных работ аварийно-спасательными службами и спасателями на объекте или территории города осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
Статья 27. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел города Москвы при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел города применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Статья 29. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций
Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комиссией с целью оценки нанесенного ущерба, выяснения причин возникновения и развития аварий, катастроф и выработки мер по их предотвращению в порядке, устанавливаемом МЧС России.
Материалы по результатам служебного расследования чрезвычайных ситуаций должны передаваться в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечения виновных к ответственности.
VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 30. Финансирование целевых программ и других мероприятий
Финансирование целевых программ и других мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Затраты города на разработку и осуществление утвержденных целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации, с учетом мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, финансируются в порядке, определенном федеральными органами государственной власти и органами власти города Москвы.
Внебюджетные средства на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций образуются из средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и граждан города, а также иностранных лиц и граждан, в том числе от страховых органов, благотворительных фондов, средств общественных объединений и добровольных пожертвований.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на потенциально опасных объектах, предупреждению возникновения на них аварий, катастроф осуществляется за счет средств указанных объектов.
Статья 31. Финансирование органов управления МГСЧС
Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления МГСЧС осуществляется за счет средств городского бюджета.
Статья 32. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 33. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов заблаговременно создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, а также соответствующими территориальными органами города и организациями в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания, использования и восполнения средств резервов определяются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 34. Фонды обязательного страхования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций, (с потенциально опасной деятельностью) обязаны застраховать свою ответственность за причинение ущерба гражданам и окружающей среде.
Представление страхового полиса является необходимым условием для получения указанными предприятиями и организациями разрешения (лицензии) на деятельность.
Расходы по оплате предприятиями и организациями страховых взносов по страхованию рисков и созданию соответствующих фондов относятся на себестоимость производимой продукции и услуг.
Фонды страхования используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Использование их на иные цели запрещается.
Конкретные условия и порядок страхования ответственности за причинение ущерба, а также порядок образования и расходования страховых фондов определяется законодательством Российской Федерации и города Москвы.
VII. Иные вопросы
Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, неприятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Статья 36. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Город Москва участвует в пределах своей компетентности в выполнении международных договоров Российской Федерации, формировании и осуществлении внешнеполитического курса страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заключает в этих целях договоры и соглашения о сотрудничестве с зарубежными городами, регионами, административно-территориальными и государственно-территориальными образованиями, иностранными юридическими лицами.
Статья 37. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие с момента его официального опубликования.
Статья 38. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствии с настоящим Законом
Нормативные правовые акты Мэра, Правительства Москвы и иные нормативные правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Москвы с трехмесячный срок в установленном порядке вносит в Московскую городскую Думу предложения о приведении законодательства города Москвы в соответствие с настоящим Законом.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 27 мая 1997 г. N 382 "О проекте закона города Москвы "О защите населения и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.