Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46
"О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
15 марта 2000 г., 21 февраля, 19 декабря 2001 г., 21 мая 2003 г., 14 сентября 2005 г., 20 июня, 21 ноября 2007 г., 20 мая 2009 г., 29 июня 2011 г., 27 июня, 21 ноября 2012 г., 10 декабря 2014 г., 27 мая, 9 сентября 2015 г., 25 мая 2016 г.
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере защиты населения и территорий города Москвы (далее - защита населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
I. Общие положения
Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 22 в статью 1 настоящего Закона внесены изменения
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.
Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.
Потенциально опасный объект - объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
См. текст части восьмой статьи 1
Стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях - нормативно-технические документы, утверждаемые уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе других предприятий или организаций и имеющий для осуществления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию).
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 26 в статью 2 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2012 г.
Статья 2. Правовая основа защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют Устав города Москвы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы, правовые акты органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - городских округов и поселений, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом г. Москвы от 9 сентября 2015 г. N 49 в статью 3 настоящего Закона внесены изменения
Статья 3. Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МГСЧС) объединяет силы и средства органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Уровни функционирования МГСЧС устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Организация, органы управления на каждом уровне функционирования МГСЧС, состав сил и средств, порядок функционирования МГСЧС определяются Положением о МГСЧС, утверждаемым Правительством Москвы по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Законом г. Москвы от 21 ноября 2012 г. N 58 настоящий Закон дополнен статьей 3.1
Статья 3.1. Функционирование органов управления и сил МГСЧС
1. Органы управления и силы МГСЧС функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Законом г. Москвы от 9 сентября 2015 г. N 49 в часть 2 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения
2. Порядок деятельности органов управления и сил МГСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством.
Законом г. Москвы от 9 сентября 2015 г. N 49 в часть 3 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения
3. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств МГСЧС, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы городского округа, поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского округа, поселения;
решением префекта административного округа города Москвы при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти города Москвы, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории одного или нескольких районов, двух и более городских округов, поселений, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного административного округа города Москвы;
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица города Москвы - Мэра Москвы при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти города Москвы, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более административных округов города Москвы, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории города Москвы;
г) федеральный уровень реагирования - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Законом г. Москвы от 9 сентября 2015 г. N 49 в часть 4 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения
4. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, указанные в части 3 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
5. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Законом г. Москвы от 20 июня 2007 г. N 24 в статью 4 настоящего Закона внесены изменения
Статья 4. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления и руководители организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2012 г. N 58 в часть четвертую статью 4 настоящего Закона внесены изменения
Порядок обеспечения такой информацией населения, органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций определяется нормативными актами Российской Федерации и города Москвы.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Полномочия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
О координации действий органов государственной власти и организаций на территории г. Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций см. постановление Правительства Москвы от 21 июля 2015 г. N 451-ПП
Статья 5. Полномочия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Исключена.
См. текст части 1 статьи 5
2. Мэр Москвы:
а) принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом города Москвы основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций;
Законом г. Москвы от 21 ноября 2012 г. N 58 в пункт "б" части 2 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения
б) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города, принимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка на территории города Москвы, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил МГСЧС;
в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств органов внутренних дел города;
г) осуществляет руководство МГСЧС;
Законом г. Москвы от 21 ноября 2012 г. N 58 часть 2 статьи 5 настоящего Закона дополнена пунктом "д"
д) устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
3. Правительство Москвы:
Законом г. Москвы от 21 ноября 2012 г. N 58 в пункт "а" части 3 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения
а) принимает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы постановления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
б) создает Комиссию Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия Правительства Москвы по чрезвычайным ситуациям);
в) организует и обеспечивает проведение научных исследований, разработку и выполнение специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 26 в пункт "г" части 3 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2012 г.
г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности Правительства Москвы, префектур, управ районов города Москвы и организаций, расположенных на территории города, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) организует, в соответствии с действующим законодательством, соблюдение мер безопасности в процессе производства, хранения, перевозки и использования радиоактивных и других опасных веществ;
О повышении безопасности функционирования предприятий, перевозящих аварийно химически опасные вещества (АХОВ) см. распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 29 августа 2001 г. N 3-РЗМ
е) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности людей на водных объектах;
ж) обеспечивает создание городских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их использования;
з) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
Законом г. Москвы от 20 июня 2007 г. N 24 в пункт "и" части 3 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения
и) определяет порядок информирования населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществляет сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен ей;
к) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий, организует их подготовку и обеспечивает выполнение мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;
л) организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечивает поддержание необходимого общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за помощью;
м) оказывает финансовую и материально-техническую помощь и поддержку аварийно-спасательным службам и аварийно-спасательным формированиям, а также устанавливает дополнительные социальные гарантии их сотрудникам исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Законом г. Москвы от 27 мая 2015 г. N 28 пункт "н" части 3 статьи 5 настоящего Закона изложен в новой редакции
н) устанавливает порядок организации и обеспечивает осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации;
Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 22 в пункт "о" части 3 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения
о) организует подготовку руководителей органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций, а также населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
п) организует мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
р) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
с) обеспечивает поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности и осуществляет информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
Законом г. Москвы от 20 июня 2007 г. N 24 часть 3 статьи 5 настоящего Закона дополнена пунктом "с.1"
с.1) содействует территориальному органу федерального органа исполнительной власти - органу, специально уполномоченному решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
Законом г. Москвы от 29 июня 2011 г. N 30 часть 3 статьи 5 настоящего Закона дополнена пунктом "с.2"
с.2) принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
т) реализует иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 26 в часть 4 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2012 г.
4. Органы местного самоуправления муниципальных округов взаимодействуют с органами исполнительной власти города Москвы в реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 26 статья 5 настоящего Закона дополнена частью 5, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
5. Органы местного самоуправления городских округов:
1) участвуют в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах соответствующего городского округа;
2) организуют и осуществляют мероприятия по защите населения и территории соответствующего городского округа от чрезвычайных ситуаций, включая поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасности;
3) осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
4) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил МГСЧС и устанавливают местный уровень реагирования в порядке, определенном федеральным законодательством.
Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 26 статья 5 настоящего Закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
6. Органы местного самоуправления поселений:
1) участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах соответствующего поселения;
2) организуют и осуществляют мероприятия по защите населения и территории соответствующего поселения от чрезвычайных ситуаций;
3) осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
4) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил МГСЧС и устанавливают местный уровень реагирования в порядке, определенном федеральным законодательством.
Законом г. Москвы от 20 июня 2007 г. N 24 в статью 6 настоящего Закона внесены изменения
Статья 6. Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет Правительство Москвы при участии территориального органа федерального органа исполнительной власти - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве.
Законом г. Москвы от 27 мая 2015 г. N 28 в часть 2 статьи 6 настоящего Закона внесены изменения
Обеспечение выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействие территориальному органу федерального органа исполнительной власти - органу, специально уполномоченному решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве, в установке и использовании специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также проверку готовности сил и средств при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляет функциональный орган исполнительной власти города Москвы.
В составе функционального органа исполнительной власти города Москвы создается специальное структурное подразделение, предназначенное для единого оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях.
Положение о функциональном органе исполнительной власти города Москвы утверждается Правительством Москвы.
Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 26 часть пятая статьи 6 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территориях административных округов, районов города Москвы, городских округов, поселений и в организациях города Москвы осуществляют соответственно руководители территориальных органов исполнительной власти города Москвы, главы городских округов, поселений и руководители организаций.
Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 26 часть шестая статьи 6 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Руководители территориальных органов исполнительной власти города Москвы, главы городских округов, поселений и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 7. Комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Обеспечение координации действий органов исполнительной власти города Москвы и организаций в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Комиссия Правительства Москвы по чрезвычайным ситуациям.
Положение о Комиссии Правительства Москвы по чрезвычайным ситуациям и ее персональный состав утверждаются Правительством Москвы.
Законом г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 26 часть третья статьи 7 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
В административных округах, районах города Москвы, городских округах, поселениях и в организациях города Москвы создаются соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - комиссии по чрезвычайным ситуациям) в порядке, установленном Правительством Москвы.
III. Правовое положение граждан, организаций и общественных объединений в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций
Статья 8. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законом г. Москвы от 10 декабря 2014 г. N 60 в часть 1 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения
1. Граждане имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории города, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используя средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество города Москвы и организаций предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
Законом г. Москвы от 21 ноября 2012 г. N 58 в часть 3 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения
3. Граждане обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты города Москвы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- знать и соблюдать правила безопасности в быту и трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 9. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
См. Порядок разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. N 124-ПП
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 22 в пункт "в" части 1 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
См. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований г. Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 914-ПП
См. также Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов см. постановление СМ - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178
Законом г. Москвы от 9 сентября 2015 г. N 49 в пункт "д" части 1 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
Законом г. Москвы от 20 июня 2007 г. N 24 часть 1 статьи 9 настоящего Закона дополнена пунктом "и"
и) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставлять территориальному органу федерального органа исполнительной власти - органу, специально уполномоченному решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Москве, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
2. Утратила силу.
См. текст части 2 статьи 9
Статья 10. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
IV. Организационные меры обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законом г. Москвы от 20 мая 2009 г. N 12 в статью 11 настоящего Закона внесены изменения
Статья 11. Специальные целевые программы
Правительство Москвы организует разработку и обеспечивает выполнение специальных целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среды и материальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этих условиях устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных с обеспечением жизнедеятельности города.
Постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2000 г. N 107 утверждено Временное положение о составе мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в специальном разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации г.Москвы"
По согласованию с Правительством Российской Федерации целевые программы защиты населения и территорий города могут включаться в состав целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации в качестве их составной части (подпрограммы).
См. городскую программу "Химическая безопасность Москвы на 2002-2004 годы", утвержденную постановлением Правительства Москвы от 30 июля 2002 г. N 591-ПП
См. Основные положения Городской программы "Химическая безопасность Москвы" на 2000 - 2008 гг., утвержденные постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 619
Статья 12. Стандарты, нормы, показатели и правила безопасности
В интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретизации параметров защищенности от возможных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий органами управления МГСЧС разрабатываются и устанавливаются стандарты, нормы, показатели и правила безопасности.
Статья 13. Утратила силу.
См. текст статьи 13
Статья 14. Единая регистрация опасных веществ и материалов
В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду опасных веществ и материалов в городе устанавливается единая государственная система регистрации опасных веществ и материалов - государственный регистр вредных веществ и материалов. В государственный регистр города вносятся наименование каждого опасного вещества (материала), сведения о его характеристиках, критериях опасности и количестве, находящемся в распоряжении конкретной организации.
Статья 15. Утратила силу.
См. текст статьи 15
Статья 16. Государственная экспертиза
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных cитуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Статья 17. Исключена.
См. текст статьи 17.
Законом г. Москвы от 9 сентября 2015 г. N 49 статья 18 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 18. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Организация прогнозирования и оценка угроз возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством.
Законом г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 22 в статью 19 настоящего Закона внесены изменения
Статья 19. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
1. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
2. Подготовка руководителей и других работников органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в образовательных организациях в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 20. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной вла
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Настоящий Закон вводится в действие с момента его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тверская, 13" от 8 - 14 января 1998 г., N 2, от 29 января - 4 февраля 1998 г., N 5, в "Вестнике мэрии Москвы", N 25, декабрь 1997 г., в "Ведомостях Московской Думы", N 2, 1998 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон г. Москвы от 8 мая 2024 г. N 15
Изменения вступают в силу с 8 мая 2024 г.
Закон г. Москвы от 8 июня 2022 г. N 17
Изменения вступают в силу с 27 июня 2022 г.
Закон г. Москвы от 20 февраля 2019 г. N 8
Изменения вступают в силу с 5 марта 2019 г.
Закон г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 22
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 9 сентября 2015 г. N 49
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 27 мая 2015 г. N 28
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 10 декабря 2014 г. N 60
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 21 ноября 2012 г. N 58
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 26
Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.
Закон г. Москвы от 29 июня 2011 г. N 30
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 20 мая 2009 г. N 12
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Закон г. Москвы от 20 июня 2007 г. N 24
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 14 сентября 2005 г. N 45
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г.Москвы от 21 мая 2003 г. N 29
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 19 декабря 2001 г. N 78
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 21 февраля 2001 г. N 6
Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 15 марта 2000 г. N 7
Изменения вводятся в действие с момента официального опубликования названного Закона