Итоги социально-экономического развития региона за 2008 год
и задачи на 2009 год
Доклад Губернатора Рязанской области О.И.Ковалева
Уважаемые товарищи!
Сегодня мы подводим итоги социально-экономического развития области за 2008 год. Год был для региона переходный. Завершили работу прежний Губернатор и Правительство избраны новые руководители, приступила к работе новая команда.
Сразу же я был вынужден провести реформирование исполнительных органов власти. Это было необходимо, поскольку старая схема была архаична, не отвечала современным требованиям науки управления и сама по себе являлась тормозом в развитии области Достаточно привести только один аргумент: зарплата чиновников в Правительстве был одной из самых высоких в РФ. Все это потребовало не точечной корректировки, как предполагал раньше, а очень серьезной.
Надо сказать, что провели мы структурные изменения быстро, и к январю 2009 г. смогли сократить расходы на административно-управленческий персонал на 15%. Мы потребовал такого же сокращения от муниципальных образований и будем дальше работать в это направлении. Мы должны существенно повысить эффективность расходования средств на содержание органов власти. Теперь структура Правительства полностью выстроена на основе федеральных стандартов.
Непросто было выстроить взаимоотношения с другими институтами власти. Присутствовало недоверие, привычка работать по старинке.
С удовлетворением могу отметить, сейчас у нас сложились ровные, деловые отношения Рязанской областной Думой. Эффективность законотворчества повысилась и с созданием межведомственной комиссии по законотворческой деятельности, куда вошли представители и прокуратуры, и Минюста, и областной Думы.
В комиссию законопроекты поступают еще до внесения в Думу. Это дает возможность быстрее работать над законами и делать их более качественными, с одной стороны, а другой - в значительной степени исключить вероятность возникновения коррупционной составляющей. Таким образом, мы совместно с Рязанской областной Думой смогли подкорректировать законодательную базу области и привести ее в состояние, стимулирующее развитие региона.
Мы сделали очень нужные шаги по пути преодоления клановой и политической разобщенности в Рязанской области, в областном центре, подрывающей доверие к власти в целом, и обязательно доведем эту работу до логического завершения. Здесь очень важно соблюдение нескольких принципов. Первое: если ты пришел во власть, то твоя главная задача - не личные интересы, а интересы общества. Второе: бизнес не должен управлять властью. Мы поддерживали и будем поддерживать бизнес в его развитии, но бизнес не будет управлять властью! В органах власти любого уровня, особенно представительной, должны присутствовать все социальные слои и группы населения, в том числе и с представителями бизнеса, с тем, чтоб принимаемые решения были направлены на нужды общества. Только объединением все здоровых сил в обществе, всех социальных групп можно справиться и с экономическими, и с социальными, и с любыми другими проблемами, которых, к сожалению, в регионе немало. Но представители ни одной социальной группы не должны превалировать.
Новому Правительству Рязанской области пришлось работать с бюджетом, который был уже принят и действовал. После оценки оказалось, что сформирован он был неверно, со значительным завышением прогнозных показателей по доходам. Кроме того, досталась в "наследство" и серьезная закредитованность бюджета - долг по кредитам составил 5 млрд. рублей, это почти 33% от собственных доходов бюджета! И только за счет того, что м правильно и тщательно вели работу с Минфином России и получили в конце года дополнительные средства в виде безвозмездных поступлений, мы, хотя и с большим напряжением, но исполнили бюджет нормально и выполнили все социальные обязательства.
Большинство проблем в регионе накапливалось годами. Нельзя сказать, что область не развивалась, но развивалась спонтанно, в русле процессов, которые шли по всей стране. В прошлом году, если брать период до глобального кризиса, в стране был экономический рост по всем основным направлениям. И при всех существующих проблемах до сентября 2008 года экономика региона демонстрировала позитивные показатели: рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционных вложений, объемов жилищного строительства, розничного товарооборота, что позволяло устойчиво развиваться социальной сфере, способствовало росту благосостояния жителей. Однако в области не было каких-то собственных системных наработок, которые создавали бы определенный устойчивый задел в экономике. Финансовый кризис наглядно показал, что предел прочности оказался минимальным.
Наша задача сегодня - сохранить и усилить промышленный и технологический потенциал области для предстоящего движения вперед, и у региона есть незадействованные ресурсы. Тем более, что только за счет проведенных структурных преобразований в различных отраслях, на чем я еще остановлюсь подробно, нам пока удается многие позиции сохранять на достойном уровне. Более того, если бы не кризис, то только за счет этих структурных и организационных преобразований по темпам роста Рязанская область могла стать одним из лидеров в ЦФО.
В целом 2008 год мы закончили неплохо. Хотя шестое место в ЦФО вряд ли устраивает рязанское общество, так как потенциал региона по многим параметрам, в том числе из-за близости к столице, позволял развиваться более высокими темпами, обеспечивая повышение благосостояния жизни граждан.
Первые три квартала 2008 г. почти по всем макроэкономическим показателям отмечался устойчивый рост к уровню 2007 года, но уже в 4-м квартале под влиянием негативных кризисных явлений наметилось падение. А индекс промышленного производства начал падать гораздо раньше, и в целом в 2008 г. этот показатель снизился до 99%, что на 6,3% ниже прогнозной величины. Промышленность оказалась незащищенной, и отсюда и самый быстрый спад в этой отрасли. В большей степени на годовые показатели повлиял спад производства по обрабатывающим предприятиям. В среднем по ЦФО и России индекс промышленного производства составил в целом по итогам года 103,9 и 102,1% соответственно. Однако здесь следует учитывать, что изменение темпов роста в регионах существенно зависело от сложившейся структуры промышленного производства.
По объему работ, выполненных в строительстве, ситуация практически та же. Темпы роста со 107,3% в 1-м полугодии 2008 года снизились по итогам года до 83,6%. Тем не менее по абсолютному значению показателя область заняла 6-е место в ЦФО.
Перевыполнены прогнозные показатели по строительству жилья. Введено общей площади жилых домов в объеме почти 503 тыс. кв. метров, что на 10,1% больше уровня 2007г. Темпы роста строительства жилых домов по области выше значения этого показателя по ЦФО и России (95,8 и 104,5% соответственно). Правда, в этой сфере есть свои недостатки и проблемы, на них я остановлюсь ниже.
Положительно можно оценить результаты в АПК. Так, объем продукции сельского хозяйства составил по итогам 2008 года 28,8 млрд. руб., или 118,2% к уровню 2007 года. По индексу производства продукции сельского хозяйства у области также шестое место в округе. Значение областного показателя выше, чем по ЦФО и России (115,0 и 110,8% соответственно). Индекс сельскохозяйственного производства за 2008 г. существенно превысил прогнозную величину (на 14,4%). Это в основном благодаря рекордному урожаю зерновых.
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 г. превысил 54 млрд. руб. и возрос по сравнению с 2007 г. на 30,6%. По темпам роста инвестиций наша область на 2-м месте среди регионов ЦФО. Фактический объем инвестиций превысил предполагаемую в прогнозе величину на 11,5 млрд. рублей.
Без ложной скромности скажу, что с приходом нового Правительства инвесторы почувствовали себя увереннее, сами они отмечают, что в коридорах власти их встречают с уважением, без волокиты, тем более, вымогательства. И то, что очень быстро появился в среде бизнесменов слух о том, что в Правительстве Рязанской области взяток не берут, мне очень приятно.
Оборот розничной торговли составил 82,8 млрд. руб. и увеличился в товарной массе по отношению к 2007 году на 20,7%. Отчетные показатели по обороту розничной торговли почти соответствуют ожидаемым в прогнозе.
По темпам роста оборота розничной торговли у Рязанской области 2-е место в Центральном федеральном округе. Это стало возможным потому, что резко выросли доходы граждан. Реальные располагаемые денежные доходы населения за год выросли на 26,3%. По динамике реальных денежных доходов населения у области тоже второй результат среди регионов ЦФО.
Среднемесячная заработная пшата сложилась в размере 12 523 руб., что на 25,5% выше уровня 2007г. Это неплохой результат, если учесть, что в начале года она была всего около 9,8 тыс. руб. Пришлось очень активно работать над выводом зарплат из черных и серых схем. Конечно, нас не устраивает и нынешний уровень заработной платы в регионе, предстоит много работать над тем, чтобы она соответствовала уровню наших ближайших соседей - Московской области. Особенно это касается зарплаты в сельской местности, где даже при высоком показателе развития АПК заработная плата остается очень низкой. То же происходит и в торговле.
В 2008 году отмечены достаточно хорошие результаты по внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот области превысил 3,5 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с 2007 годом в 1,8 раза. Это на полмиллиарда больше, чем предполагалось по прогнозу.
Валовой региональный продукт, являющийся обобщающим показателем уровня развития региона, по предварительной оценке, превысил 146 млрд. руб., увеличившись относительно 2007 года всего лишь на 3,4%. Ранее, по прогнозу, этот показатель оценивался в 152 млрд. рублей.
Снижение объема ВРП (на 6 млрд. руб.) от оценочного уровня связано с отрицательными последствиями финансово-экономического кризиса, а также неготовностью муниципальных образований принимать инвестиции, о чем я еще расскажу. Теперь я остановлюсь на каждом направлении более подробно.
Бюджетная политика
Характеризуя параметры бюджета 2008 г., необходимо отметить, что его доходная часть не соответствовала налоговому потенциалу области и была значительно завышена. В суммарном выражении недополучение собственных доходов в сравнении с прогнозом составило 830 млн. рублей (или 5,2%). На сокращение доходов также повлиял и кризис.
Государственный долг Рязанской области на 1 января 2009 г. составлял 5,4 млрд. рублей, или 34,7 % к собственным доходам областного бюджета на 2008 год. Кредиты в структуре долга составляют 95%.
На фоне 11 субъектов ЦФО, привлекающих кредиты, показатель Рязанской области один из самых высоких, нас опережает только Брянская область, у которой зависимость от кредитов составляет 38%. Такое положение дел досталось нам от предыдущего Правительства, которое в 2007 г. активно привлекало кредиты, таким способом затыкая дыры в коммуналке и социальной сфере. То есть процесс шел по бесперспективному пути, просто нарастал долг общества перед кредитной системой. Нам удалось удержать бюджет в его параметрах за счет сверхусилий. В результате в 2008 г. доходы бюджета превысили 29 млрд. рублей, что на 30 % больше, чем в 2007 г.
Расходы консолидированного бюджета исполнены в объеме почти 31 млрд. рублей, что на 30% больше, чем в 2007 году.
На финансирование социальной сферы, социально значимых мероприятий из бюджета области было направлено 18 млрд. рублей, что составляет 59% объема расходов бюджета области, а с учетом областных целевых программ - 79%, то есть бюджет был по своей структуре социальным.
В 2008 году в среднем на 14% была повышена заработная плата работникам организаций бюджетной сферы, что, конечно же, мало, особенно для системы образования, культуры, физической культуры и некоторых категорий работников здравоохранения. На 27% увеличен размер стипендии учащимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Исполнение бюджета текущего года будет проходить трудно. Прежде всего потому, что бюджет-2009 был сформирован в докризисных условиях и учитывал умеренно-оптимистические показатели прогноза роста экономики региона. Ситуация на финансовом рынке, снижение макроэкономических показателей развития экономики негативно скажутся, и уже сказываются, на поступлении доходов как в областной, так и в местные бюджеты.
Всем понятно, что бюджет 2009 г. будет корректироваться, и корректироваться серьезно. Мы к этой работе готовы и осознанно не сделали этого еще в декабре-январе, поскольку без внесения изменений в федеральный бюджет наши корректировки были бы промежуточными. В то же время мы реально оценивали уже в декабре возможности нашего бюджета. Как вы знаете, мы зарезервировали часть бюджетных средств, и в 1-м квартале 2009 г. финансирование производилось только в рамках так называемых первоочередных расходов: зарплаты, социальные программы, оплата топливно-энергетических ресурсов, медикаментов, питания в социальных учреждениях.
К сегодняшнему дню сформулированы основные параметры нового бюджета РФ. Теперь мы можем приступить к корректировке своего бюджета, и не позднее середины апреля мы должны принять откорректированный, учитывающий все реалии, в том числе антикризисные меры, финансовый документ. При этом, еще раз подчеркну, приоритетом останется выполнение всех социальных обязательств перед гражданами. Соответствующие изменения должны быть внесены и в местные бюджеты.
Однако подчеркну, что при любых изменениях основными приоритетами остаются:
- обеспечение стопроцентного финансирования статей, которые напрямую отражаются на условиях жизни и благосостоянии населения. В их числе: повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, увеличение расходов на питание школьников, увеличение платежей за неработающее население областному фонду обязательного медицинского страхования;
- финансирование целевых программ, по которым предусмотрено федеральное софинансирование;
- своевременное перечисление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований области.
Для того, чтобы сохранить сбалансированность региональной бюджетной системы, Правительству Рязанской области и Минфину региона в тесном контакте с налоговой службой необходимо задействовать все резервы роста налогов, привлечения налоговой задолженности, эффективности использования имущества и земли.
Управлению по труду совместно с главами муниципальных образований и правоохранительными органами предстоит последовательно продолжать работу по легализации "теневых" зарплат, выявлению недобросовестных налогоплательщиков, пытающихся экономить на налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге.
Главам муниципальных образований крайне ответственно надо подойти к исполнению местных бюджетов, не допуская образования кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.
Я ставил задачу в 2008 г. провести инвентаризацию имеющихся областных программ, ориентировав их на достижение целевых показателей. Эта работа была выполнена, но даже в сложившейся ситуации необходимо расширять горизонт планирования там, где это возможно. Стратегические планы развития муниципальных образований и региона в целом должны быть увязаны с территориальным планированием.
Управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области следует завершить работу по утверждению схемы территориального планирования Рязанской области.
Органам местного самоуправления при содействии управления архитектуры и градостроительства области необходимо до конца года разработать и утвердить градостроительную документацию. Без этого совершенно невозможно дальнейшее развитие территорий: ни размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, малого бизнеса, социальных объектов, ни строительство жилья.
К концу прошлого года была разработана стратегия социально-экономического развития области. Цели и приоритеты, изложенные в документе, верны. На основе стратегии должны быть разработаны программы социально-экономического развития по отраслям и муниципальным образованиям на перспективу.
Центральным органам исполнительной власти Рязанской области при разработке областных программ развития подведомственных направлений не стоит забывать, что средства, выделяемые на реализацию программ, должны быть эффективно использованы, направлены на достижение целевых показателей. Одна из главных задач разработчиков - максимальное привлечение на финансирование программных мероприятий средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Инвестиции
Важнейшим направлением деятельности Правительства Рязанской области является привлечение инвестиций. Этому уделялось особое внимание в 2008 году, начиная с момента работы нового Правительства.
В отчетном году мы достигли существенного роста инвестиций в основной капитал. Это произошло за счет инвестиций в обрабатывающие производства, в том числе в производство строительных материалов, производство нефтепродуктов.
В результате показатель роста инвестиций является наибольшим за последние 10 лет. По темпам роста мы поднялись на 2-е место в ЦФО, что говорит, в том числе, и о высокой инвестиционной привлекательности Рязанской области.
Объём иностранных инвестиций в 2008 году превысил прошлогодний уровень в 2,5 раза и достиг 296,6 млн. долл. США. Это, безусловно, дало свой положительный результат, и финансовый кризис в меньшей степени отразился на нас.
Но даже эти позитивные результаты не позволяют нам решить все накопившиеся проблемы, обеспечив наполнение бюджета в соответствии с потребностями.
Перед региональным Правительством в 2008 году я ставил следующие задачи, они остаются и в 2009-м:
1. Перейти к системной работе и добиваться создания хорошо отлаженного и прозрачного механизма по привлечению и реализации инвестиций. Реализуя эту задачу, Правительство начало принципиально по-другому выстраивать свои отношения с инвесторами, на основе трехсторонних соглашений. Это повысило ответственность всех сторон. В рамках соглашений органы власти и местного самоуправления обязуются оказывать государственную поддержку при реализации проектов, инвесторы - осуществлять как экономическое, так и социальное развитие территорий. За прошедший год заключено 16 соглашений, в том числе 8, предусматривающих создание производств по добыче полезных ископаемых и изготовлению строительных материалов, 4 - организацию производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Эта практика подтвердила свою состоятельность и будет продолжена.
2. Надо максимально взять под контроль процессы в сфере земельно-имущественных отношений. Здесь мы столкнулись с очень большими проблемами, на чем я еще остановлюсь подробнее.
3. Я также ставил задачу совершенствования законодательной базы по инвестиционной деятельности. Эта задача была выполнена. Принятый 18 марта Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Рязанской области" значительно упростил процедуру оказания поддержки инвесторам и ввел понятие приоритетного инвестиционного проекта, но в текущем году нам предстоит разработать еще целый ряд нормативных актов для успешной реализации этого закона.
В 2009 году необходимо вывести на соответствующий качественный уровень готовность муниципальных образований к привлечению инвесторов. Каждому муниципальному образованию предстоит разработать и иметь в резерве варианты возможного размещения на своей территории новых предприятий в соответствии с имеющейся специализацией и перспективными планами социально-экономического развития. Приоритет - инвестирование в создание высокотехнологичных малых и средних производств, развитие сферы услуг.
У области не было пакета инвестпроектов, которые позволили бы нам привлечь средства Инвестфонда РФ, а также кредитов госкорпорации "Банк развития". Понятно, что за прошедший короткий период это сделать было невозможно. Задача остается актуальной и сегодня. Это один из реальных источников получения средств для финансирования инвестиционных проектов и, в первую очередь, направленных на создание объектов инженерной инфраструктуры, на что я обращаю внимание министерств: транспорта, ТЭК и ЖКХ, строительного комплекса, промышленности.
Промышленность
Промышленность - отрасль, обеспечивающая более 35% доходов консолидированного бюджета области, и доля которой в структуре валового регионального продукта составляет около 30%, - в большей степени подверглась негативному влиянию кризиса, который затронул такие значимые для области производства, как машиностроение и производство строительных материалов. По итогам года снижение индекса промышленного производства по этим видам экономической деятельности от прогнозных значений составило от 26,8 до 4,4 процентных пункта.
Правительство области было вынуждено принять экстренные меры по оказанию помощи организациям реального сектора экономики. Главная задача - сохранить промышленный потенциал и обеспечить базу для интенсивного развития комплекса в дальнейшем. Министерству промышленности и наукоемких технологий Рязанской области здесь принадлежит ключевая роль.
Правительством области организована системная работа с предприятиями области, имеющими проблемы, обусловленные кризисными явлениями. Принимаются меры для максимального смягчения этих последствий, для сохранения экономического потенциала и коллективов предприятий. Оказывается содействие получению государственных заказов (это прежде всего касается предприятий нашей оборонки), ведется опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения.
В настоящее время определен список системообразующих предприятий области. Кроме того, в Министерство регионального развития РФ направлена информация о предприятиях области, обладающих уникальными технологиями, в целях включения их в состав предприятий, которым может быть оказана государственная поддержка.
Важно понять одно: помогая выходу предприятий из кризиса, мы создаем предпосылки для более быстрого развития в будущем. Минпрому Рязанской области, другим отраслевым ведомствам надо работать с федеральными ведомствами, содействуя успешной инновационной деятельности, в том числе связанной с нанотехнологнями, внедрению передовых технологий, повышению конкурентоспособности предприятий - это ресурс, который может обеспечить области устойчивый экономический рост, да и более высокую заработную плату на таких предприятиях.
У нас есть хорошая основа для развития наукоемких технологий - мощная научно-производственная база и развитая сеть учебных заведений - как вузов, так и средних специальных, которые вполне способны обеспечить производство квалифицированными кадрами.
Одним из приоритетов развития промышленности является производство строительных материалов. Область располагает необходимой для этого собственной сырьевой базой. Мы намерены также более эффективно использовать лесной фонд, способствуя развитию производств, обеспечивающих более глубокую переработку, и предприятий с безотходным циклом производства. Это будет большим плюсом для успешной реализации в том числе и жилищных программ на территории региона.
Малое и среднее предпринимательство, потребительский рынок
Поддержка малого бизнеса - одно из приоритетных направлений деятельности Правительства области. Сейчас в регионе действует около 3 тысяч микропредприятий, 4 тысячи малых предприятий, 181 среднее предприятие; в сфере работают более 29 тысяч индивидуальных предпринимателей. По итогам 2008 года по количеству малых предприятий Рязанская область занимает 4-е место в ЦФО после Москвы, Московской и Ярославской областей.
В 2008 году я ставил ряд задач, которые актуальны и сегодня. Это:
- устранение административных барьеров для ведения бизнеса. Нужно сделать так, чтобы чиновники не мешали предпринимателям, а сотрудники инспектирующих организаций, в том числе правоохранительных органов, не подменяли борьбу с нарушителями закона бесконечными проверками с совершенно другими целями, в личных интересах конкретных лиц;
- имущественная и финансовая поддержка предприятий. Через принятие областного закона мы принципиально решили проблему выкупа помещений, арендуемых малыми предприятиями. Теперь стоит задача активней привлекать малый и средний бизнес к выполнению государственного и муниципального заказа, расширению сферы торговли и услуг, развитию сельскохозяйственного производства. Областная программа поддержки малого бизнеса увеличена в 2009 г. в 4 раза! Средства будут направлены, в том числе в виде грантов, начинающим предпринимателям. Мы будем оказывать малому бизнесу поддержку при кредитовании, и все это в целом должно принести положительный результат.
Принимаемые Правительством РФ и Рязанской области меры позволят обеспечить поддержку предпринимательства в кризисные времена и создать необходимый задел на последующие годы. Несмотря на сложность экономической ситуации, мы должны создавать в регионе бизнес-инкубаторы и технопарки, привлекать малый бизнес к работе в туристической отрасли.
Потребительский рынок - один из самых динамично развивающихся секторов экономики Рязанской области, в котором занята основная масса субъектов малого предпринимательства.
На сегодняшний день на предприятиях торговли занято 7% трудоспособного населения, это достаточно большое количество людей. Хотя реально показываемая зарплата очень низкая. Это говорит только об одном: о повсеместной практике выдавать работникам этой сферы зарплату "в конвертах".
Второй недостаток - далеко не всегда рязанские товары находят свое место на прилавках. И третий - это затрудненность свободного доступа на потребительский рынок предприятий пищевой промышленности и сельхозпредприятий области.
Для решения первой проблемы необходима совместная работа управления по труду и социальным вопросам, комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг и правоохранительной системы. Для решения второй проблемы нужно продвижение рязанских товаров на рынок и увеличение их продаж. С этой целью заключены соглашения с девятью региональными торговыми сетями и крупными торговыми центрами. Главное для нас при этом, чтобы за вхождение в сеть и за расширение ассортимента рязанским товаропроизводителям не приходилось платить. На социально значимые группы товаров соглашением установлена предельная торговая наценка 10%.
А свободный доступ на потребительский рынок рязанских производителей должен быть обеспечен путем определения мест для маленьких магазинчиков, тонаров, мест торговли молоком из бочек в спальных районах городов. Наши мясокомбинаты и другие производители должны получить прямой доступ к покупателю. В этом процессе главам муниципальных образований принадлежит ключевая роль, а правоохранительные органы должны защитить продавцов от поборов. Ярмарки выходного дня также способствуют сбыту продукции сельхозтоваропроизводителей, минуя посредников. Кроме того, население имеет возможность купить качественные продукты по более дешевой цене.
Одной из важнейших задач является сохранение и развитие потребительской кооперации области, особенно это актуально в отдаленных и труднодоступных местностях.
Сейчас прорабатывается соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством области и Рязанским облпотребсоюзом. Основными направлениями соглашения являются сохранение для сельского населения действующей сети магазинов, недопущение снижения уровня обеспечения товарами первой необходимости жителей отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, увеличение заготовительного оборота потребительской кооперации, открытие в каждом районе магазина или отдела по торговле сельхозпродукцией.
Основными задачами в сфере потребительского рынка Рязанской области на 2009 год являются также:
- активизация работы Координационного Совета при Правительстве Рязанской области по контролю за приведением действующих рынков в соответствие с законодательством;
- упорядочение придорожной торговли;
- развитие службы быта в сельской местности.
Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс Рязанской области в 2008 году имеет рост по всем основным показателям как в растениеводстве, так и в животноводстве. Удельный вес прибыльных сельхозпредприятий возрос до 73%.
Собранный урожай - 1,6 млн. тонн - стал наивысшим за последние 15 лет. А урожайность зерновых (33 ц/га) - рекордная за всю историю рязанского земледелия. В области выращен хороший урожай свеклы и картофеля.
Мы не только сохранили площади под озимыми, но и смогли их немного увеличить. То же можно сказать и о вспашке зяби. Таким образом, заложена хорошая основа под будущий урожай. Создан неплохой запас кормов, что позволяет говорить о возможности наращивания поголовья крупного рогатого скота, которое в 2008 г. продолжало снижаться.
Отрадно, что есть рост по производству молока. Но цифра 3,6 тыс. килограммов молока на одну фуражную корову нас не устраивает. В 2009 г. надо довести надои до 4 тыс. кг на одну фуражную корову, в последующем - до 5 тыс. кг. Мы должны наращивать поголовье крупного рогатого скота за счет создания современных хорошо оснащенных молочных комплексов. В целях развития животноводства, в частности, молочного скотоводства, разработана соответствующая программа, реализация которой позволит довести производство молока к 2012 году до 455 тысяч тонн.
Неплохо в 2008 г. развивались свиноводство и птицеводство. В 2008 году произведено скота и птицы на мясо 71,6 тыс. тонн (103% к 2007 г.), молока - 377,8 тыс. тонн (100,7% к 2007 г.), яиц - 444,8 млн. штук (117,7% к 2007 г.). Если сельхозтоваропроизводители сохранят эти темпы, то их конкурентоспособность резко возрастет, в том числе за счет снижения себестоимости продукции.
Сегодня мы создаем систему вертикальных холдингов в АПК. В области уже есть инвесторы, которые работают по такому принципу. Главное сейчас - в условиях кризиса сделать все, чтобы достроить эти холдинги, так как это даст качественный рывок в отрасли. Это крайне важно, поскольку крупные холдинги все выращенное зерно будут использовать сами и, соответственно, не будут давить на зерновой рынок. Это позволит удержать цену на зерно на рынке. Малые и средние сельхозпредприятия при этом смогут получать достойную прибыль.
Льготные кредиты позволяют приобретать всем категориям сельхозтоваропроизводителей современную сельскохозяйственную технику и оборудование. Только за 2008 год ими закуплено около 400 тракторов, 174 зерноуборочных и 58 кормоуборочных комбайнов.
Нам удалось добиться получения сельскохозяйственных инвестиционных кредитов в полном объеме. Мы также не имеем проблем с кредитами для завершения весенне-полевых работ. Более того, мы на очень льготных условиях сегодня обеспечены нефтепродуктами и удобрениями. Теперь остается с толком распорядиться всем этим и хорошо поработать.
С целью повышения инвестиционной привлекательности АПК на территории области строятся крупные свиноводческие комплексы и мега-фермы. Однако есть и недостатки. Слишком медленно работают на строительстве свинокомплекса и животноводческих помещений группа компаний "Молочный продукт" - крупнейший сельхозпроизводитель Рязанской области. Да и качество работ вызывает вопросы.
Наш регион обладает большими резервами для увеличения производства картофеля. Выращиванию картофеля надо уделить особое внимание, к этому нас подталкивают сами природно-климатические условия. В области разработана целевая программа, согласно которой при государственной поддержке предусматривается к 2012 году в сельхозпред приятиях довести производство картофеля до 152 тысяч тонн (в 2 раза выше уровня 2008 года), увеличив посевные площади под этой культурой до 7 тысяч гектаров.
Будет уделяться должное внимание развитию сельских территорий, восстановлению и наращиванию потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села.
Наряду с успехами есть у нас и болевые точки. Это ООО "Агрофирма МТС Нива Рязани", изначально обреченное на банкротство, что сейчас и происходит фактически. Причина в том, что это было искусственно созданное предприятие с неэффективным управлением, которое паразитировало на государственных деньгах. Закачано туда было из бюджета около миллиарда рублей, создана круговая порука. Все это сделало свое дело. Накоплена огромная задолженность. Чиновники областного Правительства плохо подумали, когда в 2004 году создавали это предприятие. И сейчас мы занимаемся им вместе с правоохранительными органами. При банкротстве необходимо в обязательном порядке решить вопросы по сохранению будущего урожая и рабочих мест. А всех руководителей, которые причастны к нарушениям и злоупотреблениям, привлечь к ответственности по закону.
Обращаю внимание министра сельского хозяйства и министра финансов на постоянный мониторинг эффективности использования средств регионального бюджета, направляемых на село. Ведь это около 4,5% наших расходов. Это деньги, которые селу дает общество, и оно вправе требовать их эффективного расходования.
В целом же я считаю, что сельскохозяйственная отрасль у нас сегодня наиболее устойчива и способна прибавить уже в ближайшие годы. И по объемам производства, и по росту заработной платы, и по эффективности работы.
Строительный комплекс
Перед строительным комплексом в 2008 г. стояла задача не только обеспечить ввод запланированных объектов, но и скорректировать свою работу в соответствии с приоритетами нашего развития. В области ежегодно увеличиваются объемы вводимого жилья. В отчетном году введено около 503 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, что составляет 110,1 % к уровню прошлого года. В 2009 году намечено построить не менее 510 тыс. кв. м.
Для повышения доступности жилья реализуется ряд жилищных областных целевых программ, направленных на господдержку определенных категорий граждан. За 2008 год улучшили жилищные условия 1103 семьи, в том числе 425 молодых семей, в области выдано ипотечных кредитов и займов в объеме 4,1 млрд. руб.
Проблема отрасли в том, что, к сожалению, строительный комплекс действовал как автономная система. Работали десятки неконтролируемых застройщиков без достаточно проработанных планов комплексной застройки, благоустройства, особенно в городе Рязани. Отсюда и проблема обманутых дольщиков, и многие другие проблемы. Рязанцам квартиру не купить, поскольку стоимость 1 кв. метра такая же, как в Московской области, а зарплата в 2 раза ниже. В районах области строительство жилья велось либо по минимуму, либо вообще не велось.
Поэтому было крайне сложно реализовать программы по обеспечению жильем детей-сирот, ветеранов, молодых семей. Вот и получается, что строили жилья много, но бессистемно, ни социальных, ни коммунальных объектов при этом почти не строилось. Программа подготовки жилищной и коммунальной инфраструктуры для застройки реализовывалась плохо.
Более того, среди покупателей жителей Рязанской области - единицы. И это мы будем менять. Строить жилье надо комплексно. Для жителей Рязанской области. Во всех муниципальных образованиях. Многоэтажное жилье, малоэтажное и усадебное. Это - стратегия. Мы должны создать условия, когда построить себе квартиру или дом сможет каждый, кто этого желает и имеет какие-то ресурсы. Приоритетом в районах области должно стать строительство малоэтажного жилья и жилья усадебного типа.
Справедливости ради надо сказать, что в прошлом году при всех трудностях был введен в эксплуатацию 21 объект социальной сферы. Это больницы, поликлиники, дома культуры, другие объекты.
В этом году предстоит ввести 15 объектов соцсферы, кроме того, в связи с аварийным состоянием школы в с. Борец Сараевского района нам необходимо построить и сдать в эксплуатацию новую школу на 130 мест, с бассейном, детским садом, спортивным и актовым залами. Этому проекту предстоит стать типовым для создания образовательно-культурных центров на селе.
Строительство и реконструкция объектов социальной сферы
В 2008 году введен в эксплуатацию 21 объект социальной сферы. В 2009 году предстоит ввести 16 объектов социальной сферы.
Сегодня, как никогда, у строительного комплекса есть все возможности для проявления лучших своих качеств: речь идет о программах по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, капремонту многоквартирных домов, строительству жилья для военнослужащих.
Одним из самых эффективных механизмов для завершения строительства жилых домов является привлечение средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Мы участвуем в привлечении федеральных средств на приобретение жилья для военнослужащих, уволенных и увольняемых в запас. Заключены государственные контракты с Минобороны и Минрегионом России на приобретение 99 квартир. А потребность у Минобороны в жилье на территории Рязанской области - 1000 квартир! Так что Минстрою области эту работу необходимо активизировать. В этом году мы должны также завершить обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Областная целевая программа
"Развитие газификации Рязанской области в 2005-2008 гг."
Протяженность газовых сетей составила 11.8 тыс. км.
Уровень газификации Рязанской области в 2008 году достиг 70%.
Что касается газификации области, то на конец года уровень ее достиг 70%. Это неплохие темпы, но, скажу сразу, на 2009 год темпы строительства газовых сетей мы вынуждены снизить. Будем строить только там, где уже есть софинансирование жителей и максимально финансировать подключение потребителей, поскольку загрузка газовых сетей напрямую влияет на формирование тарифов на природный газ. Неконтролируемого роста тарифов мы недопустим.
А вообще хочу сказать, что оценку строительному комплексу мы дадим по итогам реализации всех поставленных задач, по тому, насколько качественно и в срок будут выполнены указанные выше программы.
В заключение вернусь к теме обманутых дольщиков. Ни строительный комплекс Рязанской области, ни главы муниципальных образований не должны уклоняться от решения этой проблемы. Они должны играть главную роль, действовать быстро, решительно, наступательно, в интересах граждан! Люди должны чувствовать реальную поддержку этих структур.
Имущественные и земельные отношения
Это сфера, в которой были крайне необходимы структурные изменения. Мы столкнулись с тем, что в региональной и муниципальной собственности практически нет земли. Земля распродана неэффективным собственникам под некие эфемерные проекты по явно заниженным ценам, с тем, чтобы сконцентрировать землю этими "собственниками" в своих руках и перепродать подороже.
Конечно, мы сразу начали наводить порядок в вопросах земельных отношений. Но сегодня в Рязанской области все еще очень много земли, земельных паев, скупленных неизвестно кем. Земля при этом не обрабатывается, люди потеряли работу. Мы предприняли ряд мер по упорядочению процессов. Скупку земельных паев надо поставить под контроль власти. Это может делаться только при условии и в целях наращивания сельхозпроизводства.
Мы должны создать региональный земельный фонд, восстановить муниципальный. Задачи такие поставлены. Пути их решения известны. И я надеюсь, что Министерство имущества Рязанской области будет активно заниматься и вопросами контроля эффективного использования земель, и невостребованной землей, и незаконной приватизацией.
Региональный земельный фонд позволит активно влиять на ценовую политику на рынке земли, заставлять собственников эффективно использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением. Либо платить большие налоги за неосваиваемые земельные участки.
В г. Рязани необходимо добиться, чтобы выделение земельных участков шло в соответствии с градостроительными нормами, полностью исключить коррупционные и неэффективные схемы. В районах области те земли, которые за последние годы не использовались под пашню и уже заросли лесом, нужно перевести в лесной фонд и соответственно учитывать. Необходимо также обеспечить людям, которые отдали паи в управление, адекватную оплату в денежном или в натуральном выражении. К сожалению, во многих случаях люди поддались на уговоры нечистоплотных скупщиков. Сейчас обращаются с жалобами. Я тоже, в свою очередь, хочу обратиться к гражданам: если хотите продать свой земельный пай, работайте только с организацией, которая заключила соглашение с Правительством и муниципальным образованием. Тогда мы можем гарантировать, что вы получите нормальную оплату. Этими вопросами должны заниматься и Минимущества, и Минсельхоз.
Что касается имущественных отношений. Я уже приводил печальный пример "Нивы Рязани". К сожалению, с государственным имуществом прежнее Правительство работало плохо. В состав руководства акционерных обществ с долей областного имущества зачастую направляли людей с низкой квалификацией и сомнительной порядочностью. Это можно сказать о "Рязаньэлеваторе", "Шацкмясе" и ряде других предприятий, где Рязанская область владеет значительным пакетом акций и которые, де-факто, не контролировались Правительством. Сегодня мы там положение дел изменили, не допустив ухода из областной собственности предприятий, активы которых оцениваются в сотни миллионов рублей. Эту работу надо продолжить. Часть же имущества ушла. Думаю, что законностью этого должны заинтересоваться правоохранительные органы. Если необходимо, материалы мы готовы предоставить.
С целью вовлечения в оборот федеральных земель, не используемых по назначению, подписано Соглашение о взаимодействии между Правительством Рязанской области и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства. Соглашение позволит организовать работу по использованию федеральных земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, создания промышленных округов, технопарков и бизнес-инкубаторов на территории области. Это для нас важное направление, одна из стратегических "точек роста".
В этой сфере предстоит еще много сделать. Но направления работы выбраны правильно, и, я уверен, результаты будут.
Транспортная система
Транспортная система - также одна из тех сфер, которые крайне нуждаются в структурной перестройке. В дорожном хозяйстве системной ошибкой было многолетнее строительство за счет областных средств обходов федеральных трасс вокруг городов и поселков. Эти работы надо было бы выполнять за федеральные деньги, а областные направлять на строительство и капитальный ремонт региональных дорог. Практически не велась работа с федеральными ведомствами, дорожные строительные организации были разобщены и выживали, как могли, техническая их оснащенность очень слабая. Правительство области плохо управляло этой отраслью. В частности, тендеры по строительству и ремонту автодорог в 2008 году были проведены только в апреле-мае 2008 года, что, безусловно, в период весенней распутицы негативно отразилось на состоянии дорог и на настроении жителей. Пришлось все делать на ходу, чтобы не упустить время.
Результаты деятельности в дорожной сфере за 2008 год
Выделено 1517,6 млн. руб.
Отремонтировано:
- 41,4 км автодорог и 203,45 погонных метров мостов.
Построено и реконструировано:
- 17,9 км автодорог и 229,4 погонных метров мостов, из которых 64,4% с привлечением средств федерального бюджета.
Сегодня областные дорожные организации не готовы выполнять большие задачи, связанные с качественным строительством и ремонтом дорог. Тем не менее, мы делаем ставку на рязанских дорожников, хотя могли бы привлечь современно оснащенные подрядные организации со стороны. Параллельно с реализацией наших программ в дорожной отрасли мы будем содействовать оснащению наиболее эффективных дорожных организаций современной техникой, повышать их технологический и производственный потенциал. Первые шаги уже сделаны.
Не могу не остановиться на печально известном факте о выделенных в 2007 году 405 млн. рублей из федерального бюджета на капитальный ремонт дорог в г. Рязани. Ситуацию довели до абсурда, когда тендеры выиграла компания из Москвы, ничего не имеющая за душой, кроме авторучки. Я вынужден был лично вмешиваться в процесс, подключать правоохранительные органы. Это та самая коррупция, о которой мы так часто говорим, и привлечение к ответственности виновных должностных лиц будет хорошей наукой всем остальным. Сейчас ситуация в Рязани под контролем, часть работ уже выполнена, согласована программа на 2009 г. Уверен, что уже этим летом дороги г. Рязани существенно преобразятся.
Таким образом, в целом по отрасли ставилась задача навести порядок, сконцентрироваться на ремонте дорог, улучшить качество дорожных работ. В принципе, кое-что сделать удалось. В 2008 году велось строительство и реконструкция важных для области объектов:
- 1 этапа Северного обхода г. Рязани;
- железобетонного моста через реку Ока. В 2008 году было досрочно открыто движение по мосту в двух направлениях;
- путепровода через железную дорогу, соединяющего улицу Московское шоссе и улицу Октябрьскую в г. Рязани, реконструкция которого завершена в ноябре 2008 года, и ряда других.
С Минтрансом России согласован план капитального ремонта действующего Южного обхода Рязани с проектированием 3-х дорожных развязок, пешеходных переходов, строительство которых в 2010-2015 гг. позволит повысить безопасность дорожного движения и снимет проблему пробок на въездах в город Рязань. Сейчас ведется проектирование. Работа эта очень сложная.
К строительству и реконструкции дорог должен быть комплексный подход: будем ремонтировать не только дорожное полотно, но и благоустраивать прилегающие территории. Особое внимание - эффективности расходования средств, применению современных технологий и материалов, что позволит снизить себестоимость работ, продлить их долговечность.
Что касается транспорта, то и здесь колоссальное количество проблем: разрушенная маршрутная сеть, износ подвижного состава, ошибки тарифного регулирования, отсутствие комплексной программы развития.
В качестве иллюстрации могу сказать: сегодня, когда можно получить по лизингу современную технику, в области нет ни одного автотранспортного предприятия, способного выполнить условия этого лизинга. Поэтому мы должны создать крупное мощное областное предприятие пассажирского транспорта, с современной формой управления, способное обеспечивать перевозки как внутри, так и за пределами региона.
При этом мы не ставим задачу убрать малый бизнес из сферы пассажирских перевозок. Наоборот. Мы будем его поддерживать как дополнительную услугу для рязанцев. Но необходимо повысить эффективность работы малых транспортных предприятий, улучшить качество обслуживания пассажиров, исключить систему поборов, которая обескровливает малый бизнес.
Что до грузовых перевозок, то с сожалением констатирую неразвитость и этого направления. Сегодня в Рязанской области нет ни одного предприятия, способного обеспечить потребности только лишь завода "Гардиан", элементарно нет необходимого набора транспортных единиц. А ведь только на этих перевозках могло быть занято 300 единиц техники. Я уж не говорю о перевозках, обеспечивающих потребности других промышленных предприятий, строительной индустрии и так далее.
Рязанская область удобно расположена: 2 федеральные трассы, сеть железных дорог, но ни одного логистического центра с современной системой сортировки и перевалки грузов. Такой транспортно-логистический комплекс предстоит создать. И не один.
Среди задач Минтранса Рязанской области будет также возрождение гражданской авиации. Надо предпринять усилия по созданию на аэродроме Протасово базы малой авиации и грузового порта. Перспективы есть: удобное расположение, наличие специалистов в области авиации, гораздо более дешевые услуги по обслуживанию самолетов и грузов по сравнению с Москвой. Все это дает нам конкурентные преимущества, и надо их использовать.
Топливно-энергетический комплекс
и жилищно-коммунальное хозяйство
Это одна из самых сложных сфер. Проблемы отрасли, пожалуй, известны всем: изношенность водопроводных, тепловых и электросетей, инженерных коммуникаций, огромное количество ветхого и аварийного жилого фонда, нехватка кадров, крайне тяжелое финансовое состояние предприятий этой сферы.
Больше половины предприятий ЖКХ находятся в предбанкротном состоянии. Причины понятны: неграмотная тарифная политика, отсутствие системной работы по снижению издержек и повышению эффективности, непрозрачность этих предприятий, архаичная форма управления коммуналкой. Граждане не видят, как используются их платежи за коммунальные услуги, каковы потери энергоресурсов, как и на сколько снижаются издержки коммунальных предприятий. В этом направлении предстоит очень много работы.
Но, несмотря на проблемы, можно сказать, "героическими усилиями" коммунальщиков мы обеспечили безаварийное прохождение отопительного сезона.
В рамках областной целевой программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2007-2015 годы" в 2008 году завершено строительство 34 объектов.
Соглашение с РАО "ЕЭС России" утвердило мероприятия по развитию генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства региона. Мы перешли на тарифообразование, которое позволит нам привлекать средства в модернизацию и развитие сетевого хозяйства, что, в свою очередь, будет способствовать развитию промышленности. В этом году нам предстоит создать Рязанскую областную электросетевую компанию, которая объединит в себе все муниципальные электрические сети. Это позволит привлечь инвестиции в отрасль, создать эффективное энергохозяйство, осуществлять экономически обоснованную тарифную политику. Населению будет гарантировано бесперебойное обеспечение электроэнергией.
Мы должны вывести предприятия ЖКХ из предбанкротного состояния рядом организационных, технологических и технических мер. Необходимо наладить учет тепла, воды и других услуг ЖКХ, потребляемых населением, предприятиями и организациями. Люди должны платить только за потребленный продукт. А издержки должны ложиться на предприятия ЖКХ, которые, в свою очередь, должны бороться за их минимизацию.
Разработана концепция по созданию условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс. В 2009 г. необходимо создать областную управляющую компанию и подготовить соответствующий региональный инвестиционный проект.
Областная целевая программа "Переселение граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда Рязанской области"
на 2003-2010 г.г.
Направленно на обеспечение граждан благоустроенным жильем, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям.
На реализацию данной программы в 2008 году были предусмотрены средства областного бюджета в объеме 42,0 млн. рублей, которые направлены в муниципальные образования, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Введено в эксплуатацию:
- Рязанский район - 36-квартирный жилой дом в д. Харино
- Старожиловский район - 27-квартирный жилой дом в р.п. Старожилово.
Несколько слов об аварийном и ветхом жилом фонде. На начало прошлого года в Рязанской области к ветхому и аварийному жилищному фонду было отнесено 885 тыс. кв. метров. Весь жилищный фонд составляет 28,7 млн. кв. метров.
В 2008 г. на начало работы нового Правительства Рязанская область была не готова участвовать в федеральных программах по переселению граждан из ветхого жилья и капремонту аварийного. Не были выполнены условия, установленные Правительством РФ. В частности, не создавались ТСЖ, не работали управляющие компании и т. д.
Правительству области удалось в течение очень короткого времени совместно с главами муниципальных образований провести колоссальную работу по выполнению условий федерального центра и войти в эти программы. Это позволило нам уже в 2008 г. провести капитальный ремонт 196 многоквартирных домов в 12 муниципальных образованиях. В этом году с участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ планируется отремонтировать 854 многоквартирных дома. Но в этой адресной программе, к сожалению, принимают участие не все. Главам Ермишинского, Сараевского и Шиловского районов необходимо немедленно включиться в работу.
В 2009 г. на переселение из аварийного жилья планируется направить более 1 млрд. рублей. С участием средств фонда и областного бюджета будет переселено почти три тысячи граждан.
Касимовский, Рязанский и Старожиловский муниципальные районы участие в этих программах не принимают. Хотя на их территории есть многоквартирные дома, признанные аварийными еще до 2007 года. Мне непонятна инертность глав этих районов, так же, как и отсутствие заявок от них на участие в программе.
Всего в 2009 г. на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение из аварийного жилья область направит более полутора миллиардов рублей. И главная задача - быстро и максимально эффективно их использовать, выполнить работы с высоким качеством. Необходимо также, чтобы все без исключения муниципальные образования приняли участие в программах и своевременно и качественно подали свои заявки. Министерство ТЭК и ЖКХ должно оказать в этом помощь.
Вложенные деньги позволят отремонтировать 10,2% жилья, подлежащего капремонту, а также снести около 40% аварийного и ветхого фонда, переселив людей в благоустроенные квартиры. Для Рязанской области этот факт небывалый. Люди, проживая в трущобах, уже ни на что не надеялись. А сейчас они поверили в нас, и надо оправдать их доверие.
Социальная сфера
Самое пристальное внимание в 2008 году и перспективе будет уделено социальной сфере. Это та сфера, от которой зависит, здоровы ли будут люди, вырастут ли грамотными наши дети, насколько защищенными, ухоженными будут наши отцы, деды, пожилые люди. Каждое из направлений социальной сферы имеет много проблем, которые предстоит решать. Но при всем этом на 2009 год и последующие годы Правительство определило приоритетом здравоохранение.
Сделано это было далеко не случайно, потому что и диагностика, и качество лечебных услуг, и реабилитация продолжают оставаться низкими по ряду причин. Износ зданий учреждений здравоохранения составляет 70%, оборудования - около 80%, большая часть оборудования морально устарела.
Уровень доступности высокотехнологичной медицинской помощи за последние 2 года хотя и увеличился в 1,4 раза, но потребностей населения не удовлетворяет.
По-прежнему проблемой остается и кадровое обеспечение, особенно в муниципальных районах. На сегодняшний день потребность во врачах-специалистах по области составляет 416 человек. Практикуются выезды врачей-специалистов в отдаленные села, но таким образом проблему не решить. Главы районов должны принять все необходимые меры для закрепления кадров на селе и предоставить им социальные гарантии: обеспечить не только работой, но и жильем, устроить их детей в детские сады, продолжить практику заключения договоров между администрацией, вузом и конкретными студентами, которые, закончив обучение, приедут работать в район.
Необходим также новый механизм, который позволит стимулировать медицинского работника на достижение результата и устранить диспропорцию в оплате труда, которая возникла в результате повышения минимального размера оплаты труда.
Самое печальное, что в целом в системе здравоохранения работа во многом велась спонтанно, без учета реалий и потребностей населения. Поэтому, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, ситуация остается сложной, и нужны системные решения.
Принятие в 2008 году областного закона о лекарственном обеспечении, организационные мероприятия способствовали стабилизации ситуации в обеспечении населения лекарственными средствами. Снизилась доля рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении.
Но проблемы и здесь остаются.
Ставилась задача по созданию собственной региональной аптечной сети на базе ГУП "Рязань-Фармация", и реализацию этого проекта надо ускорить. Внедрение такой сети позволит улучшить обеспечение медикаментами в районах, создаст здоровую конкуренцию и повлияет на стабилизацию цен на лекарства.
Государственное регулирование цен на лекарственные препараты - это одна из важнейших задач в ряду антикризисных мер, которую определил Президент России Дмитрий Медведев. И регионам поручено провести работу по минимизации уровней предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства. Попрошу Минздрав области учесть это.
В 2009 г. и в последующие годы мы должны структурно определить для себя, какой мы видим первичную медпомощь населению, что должны представлять собой муниципальные лечебные учреждения, какова должна быть их сеть. При этом упор будет сделан на профилактику, диагностику и лечение самых распространенных заболеваний.
Параллельно с этим мы должны создать мощную систему высокотехнологичной медицинской помощи. Для этого строящийся современный Перинатальный центр должен быть подкреплен рядом межрайонных и муниципальных современных родовспомогательных учреждений.
То же самое можно сказать и по проблеме сердечно-сосудистых заболеваний, смертность от которых по-прежнему составляет более 55% в структуре общей смертности, а в Рязанской области этот показатель еще хуже, чем в среднем по ЦФО и в России. Мы планируем создание сети кардиоцентров. В Рязани, Скопине и Сасово на базе крупных многопрофильных больниц сделаем три первичных сосудистых центра с прикреплением к ним всего населения области. А на базе областной клинической больницы будет создан региональный центр. Кардиоцентры должны быть оснащены необходимым современным оборудованием и укомплектованы квалифицированными кадрами. Недавно состоялось решение федерального Правительства о включении Рязанской области в соответствующую программу.
Впервые принята областная целевая программа "Пожарная безопасность государственных учреждений здравоохранения и медицинских образовательных учреждений министерства здравоохранения Рязанской области на 2009 год" с объемом финансирования 20 млн. рублей. Вместе с тем ни в одном муниципальном образовании области аналогичная программа не принята.
В районах не решаются вопросы и по оснащению оборудованием фельдшерско-акушерских пунктов и кабинетов врачей общей практики, что является одной из причин затягивания развития службы общей врачебной практики.
В 2008 г. проведено оснащение Рязанского территориального центра медицины катастроф на сумму около 1,4 млн. рублей, но это только начало работы. Стоит задача на перспективу о включении Рязанской области в федеральную программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", а также в Национальную онкологическую программу и государственную программу "Развитие добровольного донорства", одним из направлений которой является переоснащение станций переливания крови. Как видите, работа предстоит большая, но дело этого стоит.
Основная задача в системе образования - повышение качества образования. Исходя из этого, мы должны выбирать организационно-правовые формы образовательных учреждений, оптимизировать их сеть, развивать материально-техническую базу, совершенствовать методики преподавания.
Ставилась задача по созданию и развитию образовательных учреждений инновационного типа в сельской местности. За 2008 год на селе сформировано 4 образовательных комплекса, 12 школам присвоен статус ресурсных центров. Эти учреждения обладают высоким кадровым, научно-методическим, информационно-технологическим потенциалом, используемым не только для обучения и воспитания детей, но и для организации работы с педагогами районов.
В 2008 г. 14 профессиональных лицеев преобразованы в техникумы, реализующие интегрированные образовательные программы. Это дает экономию учебного времени до одного года (по некоторым направлениям) и экономию финансовых средств, а также позволяет студентам получать наряду со специальностью среднего профессионального образования востребованную рабочую профессию, что, в свою очередь, расширяет возможности трудоустройства выпускников.
В текущем году благодаря активной работе с руководителями вузов найдена возможность для увеличения перевода студентов на бюджетное обучение, мест для обучения в магистратуре и аспирантуре. Найдены общие подходы формирования структуры подготовки специалистов и переподготовки высвобождающихся работников.
В январе 2009 года был открыт Центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Оборудование для Центра было поставлено за счет федеральных средств (27 млн. рублей). Этому во многом способствовал руководитель Рособразования, член Координационного Совета земляков Николай Иванович Булаев.
С целью оптимизации сети образовательных учреждений в детских садах были открыты 23 дополнительные группы за счёт перепрофилирования имеющихся помещений, на 5 увеличилось число учреждений типа школа-детский сад. В результате охват дошкольным образованием достиг 73,4% (2007 г. - 68%). Тем не менее детских садов по-прежнему не хватает, поэтому остается задача продолжить реструктуризацию имеющейся сети, вернуть помещения, которые были перепрофилированы с нарушениями законодательства, продумать новые формы дошкольного воспитания, в том числе частные детские сады и дошкольные группы на базе школ и других образовательных учреждений.
Среди проблем, требующих неотложного решения: низкий уровень финансовой обеспеченности отрасли при высоких удельных затратах на одного учащегося; несовершенная система оплаты труда, маленькая доля стимулирующих выплат; большое количество малокомплектных школ; несоответствие подготовки специалистов в системе профобразования потребностям рынка труда; большое количество зданий образовательных учреждений, требующих капитального ремонта и реконструкции.
В области, помимо профильного нацпроекта, реализуется 11 целевых программ, это слишком много. В идеале должна быть одна программа развития образования с подпрограммами по дошкольным учреждениям, средним школам и профессиональному образованию.
Для комплексного решения задач модернизации системы образования должны быть изменены взаимоотношения между субъектами образования, введены новые финансово-экономические механизмы. Министерству образования необходимо реализовать план мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда, а также продолжить формирование новой региональной системы аттестации педагогических и руководящих работников, ориентированной на систему показателей оценки качества труда.
Работа предстоит большая. И Минобразованию, и другим подразделениям Правительства, и муниципальным образованиям.
Сфера труда и занятости - один из важнейших приоритетов работы Правительства на 2009г. Главные задачи: максимально сохранить рабочие места, сохранить предприятия. Снизить давление по безработице на рынке труда. К сожалению, в 2008 г. по этому направлению шла обычная рутинная плановая работа. В 2009 году надо работать по-другому.
В марте этого года утверждена долгосрочная целевая программа о дополнительных мерах по стабилизации ситуации на рынке труда. По программе:
- опережающее профессиональное обучение пройдут 3,9 тыс. работников, находящихся под риском увольнения;
- общественные работы, временное трудоустройство, стажировка будут организованы для 12,6 тыс. граждан из числа безработных;
- будет оказываться содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости не менее 300 гражданам.
Во всех центрах занятости населения области работают телефоны "горячей линии". В СМИ и на Интернет-ресурсах еженедельно публикуется информация о ситуации на рынке труда и имеющихся вакансиях.
Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, станет сокращение численности гастарбайтеров.
Наша задача - не допустить роста регистрируемой безработицы более 11,4 тыс. человек в среднегодовом исчислении, то есть роста уровня безработицы выше 2%.
Недавно подписано Соглашение с Федеральной службой по труду и занятости. Это ощутимая поддержка, так же, как и Соглашение между профсоюзами, работодателями и Правительством Рязанской области о совместных действиях по совершенствованию трудовых отношений на территории области. Наряду с этим мы будем осуществлять жесткий контроль за работодателями по выполнению ими социальных обязательств перед работниками.
В борьбе с безработицей поможет активное строительство по уже не раз упоминаемым сегодня программам в сфере ЖКХ, малого бизнеса, АПК. И очень важно своевременно создать условия для перемещения рабочей силы в эти секторы экономики.
Что касается социальной защиты населения, в целом можно сказать, что, несмотря на крайне напряженный бюджет, социальные обязательства в 2008 г. были выполнены в полном объеме. В 2009 г. предстоящие корректировки бюджета социальных обязательств не коснутся. Зарплаты, пенсии, пособия и прочие социальные выплаты должны осуществляться в обязательном порядке, своевременно и в полном объеме.
В области реализуется программа жилищных субсидий - первая общероссийская программа оказания адресной социальной помощи семьям в зависимости от доходов. Реализуются законы Рязанской области, устанавливающие отдельные виды материальной поддержки семей с детьми, включающие в себя различные выплаты и пособия.
Проведены мероприятия, позволившие увеличить с 1 января 2009 года на 7,5% базовый размер ежемесячного пособия на ребенка; в 2 раза и более - размеры ежегодной и ежемесячных денежных выплат многодетным семьям.
В 2008 г. мерами социальной поддержки было охвачено более 526 тыс. получателей, в том числе за счет средств областного бюджета - более 225 тыс. получателей.
Конечно, выплаты, пособия, другие виды материальной поддержки, которые получают жители Рязанской области по линии социальной защиты, не так велики, как хотелось бы. Тем не менее, мы будем эту работу продолжать, поскольку направлена она на самые социально незащищенные слои населения.
В целях оптимизации социальной работы с семьей Правительством Рязанской области создано и с января текущего года начало свою деятельность государственное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания "Семья". Основными направлениями деятельности центра являются профилактика семейного неблагополучия, социальная реабилитация женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями.
В прошлом году разработана долгосрочная целевая программа, направленная на укрепление материально-технической базы, пожарной безопасности учреждений социального обслуживания. Наличие программы позволит привлечь в 2009 году средства Пенсионного фонда России на условиях долевого финансирования.
Одна из задач - усиление принципов адресности предоставления гражданам социальной помощи, упрощение процедуры получения материальной помощи в условиях экономического кризиса
Сфера культуры. Одна из сильных сторон отрасли - высокая обеспеченность учреждениями культуры.
По числу жителей на одно культурно-досуговое учреждение мы находимся в первой двадцатке среди субъектов РФ, а по обеспеченности сельскими учреждениями культуры - в первой пятерке. Также высокий показатель по числу жителей на одну библиотеку.
Можно сказать, что культура находится в шаговой доступности. Но это как плюс, так и минус. Созданная в советское время социальная инфраструктура на данном этапе не соответствует динамике расселения, поскольку в селах население катастрофически убывает.
Системная ошибка состоит в том, что финансовые средства направляются на содержание сети учреждений, укрепление, модернизацию материально-технической базы, независимо от востребованности услуг отрасли. До сих пор бытует стереотипное понятие - чем больше сеть, тем больше денег дадут!
Важно также разделить степень ответственности государственного, муниципального сектора услуг и коммерческого. А у нас зачастую за счет бюджетных средств содержится клуб, в котором стоит бильярд и проводятся дискотеки, но нет ни одного творческого самодеятельного коллектива.
И здесь мы видим еще одну слабую сторону - отсутствие стратегии развития как отрасли в целом, так и учреждения культуры в частности, на любом уровне. Идем по накатанной, а куда - неизвестно!
Систематизировать существующую сеть учреждений, сделать ее отвечающей потребностям населения - вот задача, над которой предстоит работать. Бюджетные средства должны расходоваться рационально, в зависимости от реальных потребностей.
В этом году перед комитетом по культуре и туризму поставлена задача разработать стратегическую программу развития отрасли до 2012 г. Сформулирован новый подход к финансированию деятельности учреждений культуры через реализацию конкретных проектов. Это необходимо сделать и на муниципальном уровне.
В целях создания условий для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры в текущем году и последующих годах необходимо обеспечить модернизацию учреждений культуры, развивать механизмы поддержки творческой деятельности, в том числе традиционной народной культуры. Следует завершить формирование нормативной правовой базы по вопросам охраны культурного наследия.
Это касается практически всех учреждений культуры, в том числе библиотек и музеев. Перспективная программа должна включать ряд мероприятий по укреплению и модернизации материально-технической базы. Кроме того, необходимо предусмотреть меры по более активному привлечению в отрасль федеральных средств, вхождению в максимально возможное количество федеральных программ.
Еще один важный момент - реставрация. Нам необходима программа, по которой мы имели бы возможность бюджетными деньгами помочь привести объекты культового назначения в нормальное состояние, особенно это важно в деревнях и селах. Одно из перспективных направлений развития экономики региона - восстановление системы поддержки народных промыслов.
В 2008 году изменилась структура управления отраслью, объединились два серьезных направления - культура и туризм, и добавились государственные полномочия по охране объектов культурного наследия не только регионального, но и федерального значения. Это первый шаг к систематизации всей работы в сфере культуры.
Особое внимание следует обратить на сохранение и использование богатого историко-культурного наследия региона. В первую очередь это касается усадебных комплексов. Нам необходимо возродить их былую славу, найти инвесторов для восстановления, сделать туристскими объектами и содействовать, таким образом, развитию муниципальных образований.
Рязанская область обладает всем необходимым для того, чтобы занять достойное место на рынке туристических услуг. Однако качественный сервис мы пока не можем предложить. Поэтому основная работа сегодня направлена на формирование современной туристской инфраструктуры.
Разработано 15 новых туристических маршрутов. Началась работа над новым международным туристическим маршрутом "Большое Золотое кольцо России" по территории Рязанской области. В 2009 году планируется закончить строительство нескольких гостиниц в Рязани, Шацке и Касимове, начать строительство еще одной гостиницы в Касимове, гостиничного комплекса "Рязань Сити" в Рязани.
В 2009 году первоочередной задачей является работа по созданию туристско-рекреационных зон. Ставится задача по развитию всех видов туризма: исторического, водного, спортивного, семейного, ландшафтного.
Помимо развития въездного туризма, необходимо уделить внимание внутреннему туризму. Важно обеспечить жителей области возможностью организованного отдыха на территории региона.
В области физической культуры и спорта должно реализовываться два основных направления: развитие массовой физкультуры и спорта; и развитие отдельных видов, ориентированных на спорт высших достижений.
По первому направлению путь представляется следующий. На территории области должно быть максимальное количество спортплощадок, где дети могли бы заниматься с тренерами и преподавателями. В спортивных сооружениях региональной и муниципальной собственности дети должны заниматься бесплатно!
Мы должны активно пропагандировать здоровый образ жизни, настойчиво и наступательно противостоять таким образом наркотикам, пивной, табачной, игровой индустрии. Мы уже идем по этому пути. Ведется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейном в городах Михайлов, Рыбное, Касимов. В рабочем поселке Шилово такой комплекс уже построен. В селе Поляны Рязанского района заканчивается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с несколькими спортивными залами.
Особенно важно создавать условия для занятий спортом в районных центрах, малых населенных пунктах области, более активно решать вопросы по укреплению материально-технической и кадровой базы физкультурной отрасли.
Важно определить наиболее традиционные для нашей области виды спорта, где мы будем поддерживать всю цепочку: от детских и юношеских команд до профессиональной команды уровня высших достижений. Сюда необходимо привлекать хороших тренеров, использовать самые современные методики обучения и тренировок, обеспечивать необходимое медицинское сопровождение спортсменов и участие в соревнованиях. Другие виды спорта мы также должны поддерживать, как массовый спорт и физкультуру.
Даже в таких сложных финансово-экономических условиях все направления и мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни в Рязанской области, мы постараемся профинансировать.
Мы постараемся по максимуму войти в федеральную программу развития олимпийских видов спорта. Для этого нам необходимо определить наиболее перспективные, и, уже в рамках этого нового федерального проекта, начать системную подготовку олимпийского резерва.
В целом по социальной сфере в условиях недостаточности финансовых ресурсов, накопленных годами проблем очень важно подготовить четкие и стратегически верные планы развития. Социальная сфера - это та область, где в первую очередь требуется инвентаризация областных программ по развитию каждой отрасли, с тем, чтобы перейти к стратегическому территориальному планированию. Необходимо спланировать оптимальное развитие сети соответствующих учреждений, это позволит в долгосрочной перспективе решить множество проблем в социальной сфере на совершенно ином качественном уровне.
Местное самоуправление
Необходимое условие развития региона - формирование устойчивой системы местного самоуправления. На начало 2008 года по сравнению с другими субъектами РФ, которые приступили к реализации 131-ФЗ в полном объеме 2-3 года назад, мы оказались не в лучшем положении, так как собственного опыта работы местного самоуправления в новых условиях у нас не было.
Поэтому в 2008 г. ставились задачи переходного периода, а именно: разграничить имущество между муниципальными районами и поселениями, описать границы всех муниципальных образований, перевести поселения на собственные бюджеты.
Часть работы сделать удалось, но проблем по-прежнему очень много. Недостаточность финансирования, несовершенство бюджетного и налогового кодекса, на которые часто ссылаются и которыми оправдывают сложности в реализации 131 ФЗ, - далеко не основные из них. Хотя и эти факторы никто не отрицает.
Но в первую очередь развитие местного самоуправления сегодня сдерживает определённая инертность и безынициативность руководителей муниципальных образований. Не ведется системная работа по привлечению инвестиций, бизнеса на свои территории, работа по определению и оснащению промплощадок, площадок под жилищное строительство.
Схемы территориального планирования сегодня разрабатываются только в 6 районах. Генеральные планы имеют лишь 10 из 286-ти поселений. Правила землепользования и застройки утверждены только в Рязани. А без этих основополагающих документов не может быть никакого развития, я уже говорил об этом.
У нас сформирован новый корпус глав муниципальных образований. Подавляющее большинство из них неопытны, не в полной мерей владеют законодательством. Многие не готовы управлять бюджетом. Перед Министерством по делам территориальных образований стоит задача - всячески помогать местным органам власти, обучить людей, помочь им быстрее освоить законодательную базу, в том числе, бюджетный и налоговый кодексы. Министерства и ведомства должны разрабатывать макеты, методические рекомендации для глав муниципальных образований, а главам необходимо работать с подразделениями Правительства постоянно, не дожидаясь ничьих дополнительных указаний.
Есть специальная областная целевая программа обучения руководителей местного уровня. И обучить необходимо всех без исключения вновь избранных глав. Причем цель должна быть не только дать знания, но и показать, как решаются конкретные вопросы на местах. Только такой подход позволит давать качественную подготовку.
Сегодня 13 поселений самостоятельно исполняют свои бюджеты. За 2009 г. мы должны подготовить все городские и крупные сельские поселения к этой работе. Однако там, где поселения не готовы самостоятельно исполнять бюджет, необходимо объединять усилия и расходы на районном уровне. Министерство по делам территориальных образований должно координировать всю работу с муниципальными образованиями, помогать им активно и грамотно.
В то же время мы будем искоренять иждивенческий стиль управления в самих муниципальных образованиях. Не надо думать, что кто-то придет и сделает, даст деньги из областного бюджета, включит в федеральные программы. Муниципальные образования должны учиться развиваться и зарабатывать самостоятельно. Можно отметить положительную работу глав Кирицкого и Полянского сельских поселений, активно работают над расширением доходной базы поселений главы Тумского, Новомичуринского и ряда других. К сожалению, таких примеров пока мало.
Уважаемые главы! На выборах вы все обещали, что будете работать для людей. Пришло время обещания выполнять. Это значит: повышать налоговую базу, работать над оптимизацией расходов местных бюджетов, сокращать расходы на управленческий персонал, привлекать инвестиции, эффективно управлять собственностью, благоустраивать населенные пункты, работать над снятием административных барьеров перед гражданами, глубже вникать в конкретные проблемы людей и решать эти проблемы.
В Рязанской области начали работу 28 общественных приемных Губернатора. Созданы они в целях укрепления системы прямой и обратной связи с жителями. Я придаю очень большое значение работе с обществом, личному общению с людьми, общественными организациями, профсоюзами. Без поддержки общества мы не сможем реализовать те задачи, которые поставили. Я и впредь буду много ездить в различные населенные пункты во все районы области, вести прямой диалог с гражданами. Этого же буду требовать от членов Правительства, этого же требую и от глав. Наши решения должны соответствовать воле и интересам общества.
Подводя итоги, следует отметить, что 2008 год стал для нас временем систематизации и определения основных точек роста, по которым региону предстоит развиваться в последующие годы. Конечно, мировой финансовый кризис внес существенные коррективы, и, безусловно, еще внесет. Негативные последствия кризисных явлений в большей мере скажутся на развитии региона в 2009 году, чем в прошлом. Тем не менее, останавливаться мы не должны, и перспективное стратегическое планирование - это еще одна задача, которая стоит перед Правительством области.
Я уверен, люди видят и оценивают все наши действия. Подтверждением тому стали итоги состоявшихся недавно выборов в органы местного самоуправления, глав поселений и городов Рязанской области. Такой единодушной поддержки партия власти, "Единая Россия", в Рязанской области давно не получала. Это яркое свидетельство поддержки курса Президента, Правительства страны, всей вертикали власти. И мы обязаны это доверие оправдать.
Благодарю за внимание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Итоги социально-экономического развития региона за 2008 год и задачи на 2009 год
Текст доклада опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 4 апреля 2009 г. N 63