Рассмотрев проект районной Программы развития сети библиотек МУК "Сапожковская центральная районная библиотека" на 2008-2014 годы и модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки МУК "Сапожковская центральная районная библиотека", внесенный муниципальным учреждением культуры "Сапожковская центральная районная библиотека", в соответствии с Уставом муниципального образования - Сапожковский муниципальный район, Сапожковская районная Дума решила:
1. Утвердить прилагаемую районную Программу развития сети библиотек МУК "Сапожковская центральная районная библиотека" на 2008-2014 годы.
2. Утвердить прилагаемый модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки МУК "Сапожковская центральная районная библиотека".
3. Направить настоящее решение главе Сапожковского муниципального района для подписания и обнародования.
Председатель Сапожковской районной Думы |
Ю.И.Кузнецов |
Исполняющая обязанности главы |
Н.В.Фимкина. |
Программа
развития сети библиотек муниципального
учреждения культуры "Сапожковская
центральная районная библиотека"
на 2008-2014 годы
(утв. решением Сапожковской районной Думы
от 20 февраля 2008 г. N 377)
1. Общие положения
В муниципальном образовании - Сапожковский муниципальный район насчитывается 16 общедоступных библиотек. Библиотеки района занимают важное место в социально-экономической инфраструктуре района, обеспечивают реализацию конституционных прав всех жителей на свободный и равный доступ к информации, знаниям, культурным ценностям, содействуют развитию экономического, информационного, интеллектуального и духовного потенциала населения нашего района.
Сегодня задача сохранения и развития сельских библиотек решается в общегосударственном масштабе. Сельские библиотеки сегодня - это основа библиотечной системы России. Без них невозможно создание единого национального информационного пространства. Программа предполагает сохранение существующих библиотек, создание на их базе модельных (модернизированных) публичных библиотек, а также библиотечных пунктов.
Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления в работе библиотек, которые качественно изменяют ее содержание. Теперь вся основная ее работа переориентируется на интересы местного сообщества и всего населения. С присвоением статуса "модельная" у библиотеки появляются новые возможности уметь обращаться с новой техникой, вести поиск в Интернете.
#II. План развития МУК "Сапожковская центральная районная библиотека" на 2008-2014 г.г.
N п/п |
Наименование библиотеки |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1. |
Центральная библиотека Сапожковского муниципального района |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
2. |
Детская библиотека Сапожковского муниципального района |
ДБ |
ДБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
3. |
Васильевская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
МПБ |
МПБ |
4. |
Канинская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
МПБ |
5. |
Коровкинская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
6. |
Красненская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
7. |
Михеевская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
8. |
Лукмосская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
9. |
Мало-Сапожковская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
10. |
Морозово-Борковская сельская библиотека |
СБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
11. |
Березниковская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
12. |
Новокрасненская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
13. |
Парышкинская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
14. |
Собчаковская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
15. |
Удовская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
СБ |
16. |
Чернореченская сельская библиотека |
СБ |
СБ |
СБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
МПБ |
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦБ |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ДБ |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МПБ |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
СБ |
14 |
13 |
13 |
11 |
10 |
9 |
8 |
|
БП |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
ЦБ - центральная библиотека
ДБ - детская библиотека
СБ - сельская библиотека
МПБ - модельная (модернизированная) публичная библиотека
БП - библиотечный пункт
3. Ожидаемые результаты
- Будет сохранена и получит дальнейшее развитие сеть библиотечных учреждений Сапожковского муниципального района.
- В р.п. Сапожок и на селе будут созданы информационно-культурные учреждения - модельные (модернизированные) библиотеки.
- Население небольших населенных пунктов, не охваченное стационарным библиотечным обслуживанием будет обслуживаться библиотечными пунктами.
- Для населения всего района будут созданы условия и возможности для получения равного доступа к информации, хранящейся в библиотеках района, а также к региональным, федеральным и мировым информационным ресурсам.
Модельный стандарт
деятельности общедоступной библиотеки
МУК "Сапожковская центральная районная библиотека"
(утв. решением Сапожковской районной Думы
от 20 февраля 2008 г. N 377)
Преамбула
Библиотеки Сапожковского района занимают важное место в социально-экономической инфраструктуре региона, обеспечивают реализацию конституционных прав всех жителей области на свободный и равный доступ к информации, знаниям, культурным ценностям, повышают качество жизни, содействуют развитию экономического, информационного, интеллектуального и духовного потенциала нашего края.
В муниципальных образованиях Сапожковского района насчитывается 16 общедоступных библиотек, деятельность которых регулируется федеральными, областными и муниципальными нормативными правовыми актами (приложение 1).
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки муниципального образования Сапожковского района (далее - Стандарт) устанавливает основные положения, принципы, нормативы (минимально необходимые параметры) обеспечивающие полноценное функционирование в современных условиях общедоступных библиотек муниципальных образований Архангельской области.
Стандарт является руководством для общедоступных библиотек муниципальных образований и органов местного самоуправления Сапожковского района по организации эффективной системы библиотечно-информационного обслуживания населения Сапожковского района.
Стандарт обеспечивает:
- гарантии реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации и культурным ценностям, участии в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;
- организацию процессов производства и предоставления библиотечно-информационных услуг на основе использования современных технологий, обеспечивающих взаимоиспользование ресурсов и информационного потенциала различных библиотек;
- соблюдение прав пользователей на получение качественных библиотечно-информационных услуг, выполняемых в соответствии с современными требованиями.
- Муниципальные публичные библиотеки района - самый распространенный бесплатный демократический институт современного общества. Они приближены к местам проживания и наиболее доступны. В эти библиотеки приходят взрослые и дети, инвалиды и пожилые, люди высокообразованные и те, кто приобщается к миру знаний, чья деятельность благотворно влияет на духовную жизнь общества, способствует просвещению и приобщению граждан к творчеству, сохранению культурных традиций страны и области.
1. Основные положения.
Организация библиотечно-информационного обслуживания населения Сапожковского района базируется на федеральном, региональном и муниципальном законодательстве и отражает динамику развития общества.
Основополагающим принципом деятельности общедоступной библиотеки муниципального образования Сапожковского района (далее - библиотека) является принцип открытого и равного доступа к библиотечным фондам и информации для всех граждан.
Библиотека сотрудничает со всеми секторами общества: государственным, коммерческим и общественным - в деле защиты прав пользователей на качественное библиотечно-информационное обслуживание.
Библиотека должна регулярно информировать общественность о своих целях и задачах, ресурсах, возможностях, предоставляемых услугах, текущей и перспективной деятельности. Ежегодно, библиотека отчитывается перед местным сообществом, о проделанной работе, источниках и размерах полученных финансовых средств и их расходовании.
Приоритетное значение для библиотеки имеет обеспечение доступа граждан к документам и информации по вопросам развития местного сообщества. Посредством организации библиотечно-информационного обслуживания, направленного на удовлетворение потребностей местных жителей, библиотека участвует в экономическом и социальном развитии своего муниципального образования, заботится о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.
Деятельность библиотеки обеспечивается гарантированным финансированием из местного бюджета и участием в реализации социально-экономических программ Сапожковского района при условии долевого финансирования программных мероприятий за счет средств местных бюджетов.
Библиотеки района обеспечивают жителям свободный доступ к информации, предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
2. Библиотечно-информационное обслуживание населения
Основной задачей библиотеки является обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре.
Библиотека осуществляет библиотечно-информационное обслуживание населения на основе постоянного мониторинга потребностей жителей в библиотечно-информационных услугах.
В библиотеке создаются условия для обеспечения прав особых групп пользователей: детей, юношества, престарелых, людей с ограничениями в жизнедеятельности, с ограниченной дееспособностью или находящихся в особых условиях (больницы, детские дома и т.д.).
Библиотечно-информационное обслуживание населения Сапожковского района организуют:
Библиотека сельского поселения - общедоступная библиотека, осуществляющая библиотечно-информационное обслуживание населения сельского поселения. Библиотека сельского поселения может быть самостоятельным учреждением, являться структурным подразделением муниципальной (централизованной) библиотечной системы, входить в состав других учреждений (культурно-досуговый центр, Дом культуры и т.д.).
Библиотека городского поселения - общедоступная библиотека, учреждаемая и финансируемая органом местного самоуправления "Городское поселение" и осуществляющая библиотечно-информационное обслуживание населения городского поселения. Библиотека городского поселения может быть самостоятельным учреждением, являться структурным подразделением муниципальной (централизованной) библиотечной системы, входить в состав других учреждений (культурно-досуговый центр, Дом культуры и т.д.).
Детская библиотека - общедоступная библиотека городского поселения, осуществляющая библиотечно-информационное обслуживание детей, подростков и специалистов детского чтения. Детская библиотека является структурным подразделением, районной библиотеки, муниципальной (централизованной) библиотечной системы, входить в состав других учреждений (культурно-досуговый центр, Дом культуры и т.д.).
К основным функциям библиотеки сельского поселения, библиотеки городского поселения, детской библиотеки относятся:
- библиотечно-информационное обслуживание населения, в т.ч. организация внестационарного обслуживания;
- формирование, организация и каталогизация библиотечного фонда на основе договорных отношений районной библиотекой;
- организация справочно-библиографического аппарата библиотеки;
- ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности библиотеки в центральную районную библиотеку для составления сводной статистической отчетности.
Центральная районная библиотека организует межбиблиотечное взаимодействие на территории городского округа, выполняет функции координационного и методического центра для библиотек городского округа.
Центральная (районная) библиотека - общедоступная библиотека, учреждаемая и финансируемая органом местного самоуправления "Муниципальный район" и организующая межбиблиотечное взаимодействие на территории муниципального района, выполняющая функции координационного и методического центра для библиотек поселений.
Органы местного самоуправления "Муниципальный район" могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего района статус центральной районной библиотеки.
К основным функциям центральной районной библиотеки относятся:
- библиотечное обслуживание населения муниципального района, в т.ч. организация внестационарного обслуживания;
- формирование, организация и каталогизация собственных библиотечных фондов и фондов библиотек поселений на основе договорных отношений;
- координация совместного использования ресурсов библиотек поселений в пределах муниципального района (создание и ведение сводного каталога, создание автоматизированных баз данных и др.);
- ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности библиотек поселений;
- методическое обеспечение деятельности библиотек поселений;
- повышение квалификации библиотечных специалистов; межведомственная координация.
Муниципальная (централизованная) библиотечная система - целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства, учреждаемое и финансируемое органом местного самоуправления. В состав муниципальной (централизованной) библиотечной системы входят библиотеки, находящиеся на территории муниципального образования.
Общедоступная библиотека муниципального образования предоставляет жителям информационные, справочно-библиографические, коммуникативные, досуговые и сервисные услуги на основе анализа данных мониторинга культурных, информационных и образовательных потребностей населения.
Заказчиками услуг общедоступной библиотеки муниципального образования могут быть все субъекты гражданско-правовых отношений: органы власти, юридические и физические лица.
К бюджетным (обязательным бесплатным) услугам общедоступной муниципальной библиотеки относятся:
- предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;
- оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
- предоставление информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;
- выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование в соответствии с "Правилами пользования библиотекой";
- предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью ресурсов других библиотек: с использованием межбиблиотечного абонемента и внутрисистемного обмена.
Общедоступная библиотека муниципального образования может предоставлять пользователям дополнительные услуги:
- участие в культурных, образовательных и других программах и мероприятиях, проводимых библиотекой;
- пользование каналами связи для получения информации из других библиотек;
- получение информации из электронных информационных сетей (прежде всего Интернета) через специально оборудованные места публичного доступа
- другие услуги.
Перечень и условия предоставления дополнительных услуг библиотека определяет самостоятельно, исходя из своих возможностей.
Для повышения комфортности обслуживания библиотека внедряет современные автоматизированные библиотечные технологии.
Библиотека формирует информационную культуру своих пользователей. С этой целью она:
- проводит экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных библиотеки, ее техническими возможностями;
- учит пользоваться справочно-поисковым аппаратом библиотеки и отдельными его элементами, базами данных;
- организует групповые и индивидуальные консультации.
Библиотека является центром библиотечного краеведения в своем селе, городе, районе. Краеведческая деятельность библиотеки направлена на выявление, сбор, хранение и распространение знаний о крае. Для этого она
- выявляет краеведческие документы и местные издания своего края и собирает их в фонде библиотеки;
- отражает сведения о краеведческих документах и местных изданиях в справочно-библиографическом аппарате библиотеки;
- формирует систему краеведческих библиографических пособий и указателей местных изданий;
- продвигает краеведческую литературу и краеведческие знания, посредством различных форм работы с читателями;
- участвует в работе краеведческих объединений.
3. Нормативы размещения библиотек
Библиотеки размещаются таким образом, чтобы создать условия для доступа к информации каждого жителя, независимо от места проживания. Доступность обеспечивается стационарными и внестационарными формами библиотечно-информационного обслуживания.
3.1 Стационарные формы
библиотечно-информационного обслуживания
В муниципальном образовании, наделенном статусом сельского поселения, должно быть не менее 1 общедоступной библиотеки.
В сельском поселении могут функционировать несколько общедоступных библиотек при условии, что на каждую из них будет приходиться не менее 300 жителей и расстояние между ними составит более 3 км.
В муниципальном образовании, наделенном статусом городского поселения, должно быть не менее 1 общедоступной библиотеки.
В муниципальном образовании, наделенном статусом муниципального района, может быть учреждено не менее 1 межпоселенческой библиотеки.
В муниципальном образовании, наделенном статусом городского округа, общедоступные библиотеки равномерно размещаются с учетом одна библиотека на 10 - 15 тыс. жителей.
Детская библиотека открывается при наличии в поселении 500 жителей в возрасте до 15 лет. В поселении, где проживает до 500 жителей в возрасте до 15 лет, создается детская библиотека при общедоступной библиотеке. На территории муниципальных образований, помимо общедоступных библиотек, могут располагаться другие библиотеки, являющиеся структурными подразделениями организаций, учреждений, предприятий муниципального уровня: школьные библиотеки, библиотеки профессионально-технических и средних специальных учебных заведений и другие.
При организации библиотечно-информационного обслуживания учитывается численность и плотность населения, а также отдаленность и степень доступности населенных пунктов.
Расстояние от библиотеки до места жительства обслуживаемого населения не должно превышать 3 км или 0,5 часа пути.
Расчет количества библиотек для территории с малонаселенными пунктами производится с учетом принципа библиотечного районирования, когда в зону обслуживания библиотеки могут быть включены несколько малонаселенных пунктов, каждый из которых в отдельности не обязательно соответствует указанной норме, но в совокупности отвечает ей.
Библиотечно-информационное обслуживание в населенных пунктах с числом жителей менее 300 человек может быть организовано как посредством стационарной библиотеки, так и с использованием внестационарных форм.
3.2 Внестационарные формы
библиотечно-информационного обслуживания
Организация внестационарного библиотечно-информационного обслуживания населения осуществляется руководством библиотеки и администрацией муниципального образования.
Библиотека сельского (городского) поселения, организует внестационарное обслуживание людей, живущих в населенных пунктах, где нет стационарных библиотек, или расстояние до ближайшей стационарной библиотеки более 3 км (более 0,5 часа пути), посредством библиотечных пунктов, передвижных библиотек и других форм.
Библиотечные пункты работают в зависимости от местных условий и количества пользователей по определенному расписанию в определенные дни и часы не реже 1 раза в неделю.
При расчете потребностей во внестационарных формах библиотечно-информационного обслуживания учитывается необходимость жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарной библиотеки.
4. Координационная и методическая деятельность
Центральная районная библиотека, выполняя функции методического и консультационного центра по вопросам организации библиотечно-информационного обслуживания населения в районе, обеспечивает ресурсную поддержку деятельности общедоступных библиотек муниципальных образований, внедряет и развивает современные информационные и библиотечные технологии.
Осуществляя методическое обеспечение деятельности общедоступных библиотек муниципальных образований, центральная районная библиотека
- проводит мониторинг по итогам работы за год общедоступных библиотек района, составляет на его основе сводный статистический отчет, аналитические таблицы основных показателей деятельности;
- готовит информационный отчет о деятельности общедоступных библиотек района за текущий год;
- осуществляет выезды в общедоступные библиотеки муниципальных образований с целью оказания практической помощи по актуальным направлениям работы библиотек; организует консультационную помощь по вопросам организации библиотечно-информационного обслуживания населения;
- разрабатывает и издает методические, информационные и библиографические материалы по актуальным проблемам развития библиотечного дела (не менее 2 изданий в год) и распространяет их среди библиотек района;
- выявляет, обобщает и способствует внедрению нового прогрессивного опыта работы муниципальных общедоступных библиотек;
- осуществляет экспертную оценку состояния библиотечно-информационного обслуживания населения района, разрабатывает предложения по его улучшению и совершенствованию;
- организует и проводит ежегодно профессиональные и образовательные мероприятия, по актуальным проблемам библиотечного дела не менее 8 семинаров и не менее 4 практикума, стажировки для специалистов библиотек;
- участвует в профессиональных мероприятиях областного уровня (не менее 5).
5. Ресурсное обеспечение
5.1. Нормативный ресурс
Нормативный ресурс - массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в библиотеке.
Учредительными документами библиотеки являются:
- устав учреждения;
Локальными актами библиотеки являются:
- коллективный договор;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- структура;
- должностные инструкции;
- штатное расписание;
- положения о надбавках, доплатах, премировании;
- положение о платных услугах;
- документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности.
Организационно-распорядительными документами являются:
- планы и отчеты библиотеки;
- протоколы, постановления, решения;
- приказы, распоряжения, указания;
- аттестационные документы;
- кадровые документы;
- журнал учета работы любительских формирований;
- докладные записки, справки, переписка.
#-
5.2. Библиотечно-информационные ресурсы
Библиотечно-информационный фонд библиотеки (далее - фонд) должен отражать сложившееся в обществе многообразие взглядов, позиций, мнений.
Объем фонда центральной районной библиотеки для обслуживания жителей территории муниципального района определяется из расчета 1-2 документа на одного жителя муниципального района.
Центральная районная библиотека должна получать обязательный местный экземпляр документов, издаваемых на территории муниципального района.
Объем фонда библиотеки сельского поселения, определяется из расчета средней книгообеспеченности на одного жителя 5-9 документов.
Объем фонда периодических изданий определяется из расчета не менее 4 названий изданий на библиотеку сельского поселения. Каждая библиотека должна получать не менее 1 названия районной периодики, не менее 1 названий областной периодики.
Для сохранения значимости фонда библиотеки необходимо его постоянное ежегодное обновление, не менее 5% от общего объема фонда.
Ежегодное пополнение фонда на 1 жителя должно составлять не менее 0,2 книги, 0,02 звукозаписи, 0,004 видеозаписи, 0,004 электронных издания, 0,5 документов для обеспечения внестационарных форм обслуживания.
В библиотеке для обеспечения доступа населения к правовой информации должны быть установлены информационно-правовые системы.
Сроки хранения документов в фонде зависят от
- востребованности документа;
- экземплярности документа;
- степени износа документа;
- устарелости содержания документа.
Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны храниться постоянно. В целях сохранности таких документов пользователям предоставляются их копии.
Списание документов из фондов библиотеки проводится ежегодно по причинам ветхости, устарелости по содержанию, передачи в другие библиотеки, организации и учреждения.
Величина норматива списания устанавливается (определяется) только на списание по причине недостачи (не установленным причинам), но не более 0,2% от ежегодной текущей книговыдачи.
При отсутствии пунктов вторичного сырья или в случаях, когда сдача документов в макулатуру экономически не целесообразна, библиотеки утилизируют исключенные документы на месте в присутствии лиц, которые составили акт об исключении их из фонда.
В библиотеке должны, соблюдаться все необходимые условия для обеспечения сохранности фонда в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др.
5.3. Здания и помещения
Библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. В любом случае должны соблюдаться архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотеки труда и техники безопасности.
При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для посетителей и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с другим учреждением библиотека должна иметь автономный вход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе (например, с музеем, Домом культуры и др.) должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.
Помещения библиотеки предназначены для размещения и передвижения пользователей, персонала, библиотечных фондов, оборудования. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.
Помещения для обслуживания пользователей в библиотеке необходимо размещать с учетом следующих функциональных требований:
- читальные залы следует предусматривать вместимостью не более 20 читательских мест, делать их проходными недопустимо;
- помещения для справочно-информационного аппарата следует размешать в удобной связи с вестибюлем, не выше второго этажа, в комплексе с помещением специализированного справочно-библиографического отдела.
Размеры площадей для обслуживания пользователей определяются в соответствии с нормативами #:
5.4. Оборудование и техника
Для размещения ресурсов и организации производственных процессов библиотека должна располагать современными предметами библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья, каталожные ящики и т.д.) и средствами технического оснащения. Детская библиотека должна быть оборудована специальной мебелью для обслуживания детей.
В библиотеке должны быть оборудованы места для работы пользователей с документами на различных носителях, автоматизированные рабочие места для пользователей, рабочие места персонала.
Качество и оперативность в обслуживании пользователей муниципальной (публичной) библиотеки зависит от ее технического оснащения. Центральная муниципальная (публичная) библиотека оснащена следующими техническими ресурсами:
- компьютер - 3;
- ксерокс - 1;
- модем - 1;
- сканер - 1.
5.5 Кадровый состав.
Сотрудник муниципальной (публичной) библиотеки должен обладать профессиональными знаниями, в своей работе руководствоваться Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, развивать способность к творческой деятельности.
Количество сотрудников библиотеки определяется исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, основных показателей деятельности (количество читателей, выдача документов, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов, нестационарных форм обслуживания и др.):
- комплектование и обработка документов - из расчета: 1 человек на 2 тыс. поступлений, исключая периодические издания;
- организация книгохранения, ВСО и МБА - из расчета: 1 человек на 100 тыс.ед. хранения общего фонда ЦБС, библиотеки.
- обслуживание пользователей - из расчета: 300-500 читателей и 6000-10000 выдач на 1 работника в сельской местности; в городах и рабочих поселках из расчета: 750 пользователей и 13000 выдач документов на 1 работника; в детских библиотеках из расчета: 1 работник на 600 читателей и 12000 выдач документов;
- информационная, библиографическая деятельность - из расчета: 1 работник на 5000 пользователей;
- методическая деятельность - из расчета: 1 работник на 14 библиотек всех ведомств.
При определении численности штатов можно использовать Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Администрация библиотеки и ее учредитель должны обеспечивать:
- социальную и профессиональную защиту сотрудников в соответствии федеральным и региональным законодательством, а также местными нормативными документами;
- повышение квалификации библиотечных специалистов.
Персонал общедоступной библиотеки муниципального образования должен обновлять профессиональные знания не менее 1 раза в 5 лет (на курсах повышения квалификации), не менее 1 раза в год (на профессиональных образовательных мероприятиях). Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна составлять не менее 1% от общего бюджета библиотеки, и включать все расходы на обучение персонала.
5.6. Финансовый ресурс
Финансовый ресурс - бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству.
Финансирование библиотек осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования фонда финансовой поддержки (дотации), фонда развития (субсидии), а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; пожертвований спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Обязательные бесплатные, гарантированные законом, услуги библиотеки населению должны финансироваться учредителем в объеме, необходимом для эффективного осуществлена поставленных задач.
Расходы бюджета библиотеки с учетом всех предусмотренных законодательством источников его формирования осуществляются на следующие цели:
- содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата надбавок) за квалификационную категорию по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);
- комплектование, организация и сохранность фондов (приобретение новых книг подписка на периодику, приобретение изданий видео- и звукозаписей, документов на CD-ROM, обеспечение оборудованием и средствами сохранности и безопасноcти фондов);
- внедрение информационных технологий, автоматизация библиотеки (приобретение, замена и обновление компьютерного и иного технического оборудования, модернизация компьютерной техники, расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение и др.);
- содержание здания (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т.д.);
- организацию библиотечного пространства, оборудование помещений (приобретение мебели и оборудования, материалов, предметов дизайна и т.д.);
- осуществление организационной, методической и управленческой деятельности (услуги связи, информационно-издательские и рекламные расходы, командировочные расходы, приобретение канцелярских и офисных принадлежностей и расходных материалов, др.);
- публичная деятельность: проведение массовых мероприятий, организация выставок, представительские расходы.
Сумма затрат на эти цели составляет примерный годовой бюджет библиотеки, отраженный в смете доходов и расходов учреждения.
Библиотеки, осуществляющие дополнительные функции или виды деятельности (социальные, образовательные, досуговые, рекреационные и т.д.) по согласованию с учредителем или его заказу, обеспечиваются соответствующими дополнительными материальными ресурсами, в том числе, на основе заказа.
Библиотеки как субъекты гражданских правоотношений обладают правом собственности на создаваемую ими интеллектуальную продукцию и на взимание с пользователей платы за оказываемые услуги на ее основе в соответствии с действующим законодательством.
Нормативно-правовые акты,
регулирующие деятельность общедоступных библиотек
муниципальных образований
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
5. Кодекс об административных правонарушениях.
6. Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Россией 20.11.1989.
7. Федеральный закон от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
8. Федеральный закон #" от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации #.
9. Федеральный закон от 31.12.2005 г. N 199 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
10. Закон Российской Федерации N 3612-1 от 9.10.1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
11. Федеральный закон от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
12. Федеральный закон от 29.12.1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".
13. Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (статья 13).
14. Федеральный закон от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
15. Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
16. Федеральный закон от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
17. Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
18. Федеральный закон от 9.07.1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".
19. Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
20. Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
21. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.1997 г, N 6 "Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках".
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 г. N 923-р "Социальные нормативы и нормы".
23. Приказ Минкультуры СССР от 29.01.1979 г. N 53 "Об утверждении временных типовых штатов централизованных библиотечных систем Министерства культуры СССР".
24. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" утверждены Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78.
25. Областной закон от 21.07.1999 г. N 41-ОЗ (В ред. Закона Рязанской области от 27.06.2005 г. N 66-ОЗ) "О библиотеках и библиотечном деле в Рязанской области".
26. Областной закон от 26.05.1995 г. N 175 "Об обязательном экземпляре документов Рязанской области"
27. Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ.
28. Концепция библиотечного обслуживания детей в России.
29. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, Российская библиотечная ассоциация, 24.05.2001 г.
30. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994 г.
31. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек.
32. Руководство ИФЛА для детских библиотек.
33. Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации.
Стандарты системы СИБИД:
34. ГОСТ 7.0-99. "Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения".
35. ГОСТ 7.20-2000. "Библиотечная статистика".
36. ГОСТ 7.55-99. "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Основные положения".
37. ГОСТ 7.76-96. "Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения".
38. ГОСТ 7.48-2002 "Консервация документов. Основные термины и определения".
39. ГОСТ 7.50-2002 "Консервация документов. Общие требования".
40. ГОСТ 7.87-2003 "Книжные памятники. Общие требования".
41. Инструкция об учете библиотечного фонда от 02.12.1998 г. N 590.
Примерный перечень оборудования
общедоступной библиотеки муниципального образования
Наименование показателя |
Единица измерения |
Количество на одну сетевую единицу |
|
|
|
Межпоселенческая библиотека, центральная библиотека городского округа |
Библиотека сельского поселения |
оборудование для обслуживания пользователей | |||
Посадочное место пользователя (стол) |
штука |
не менее 20 |
не менее 10 |
Посадочное место пользователя (стул) |
-//- |
не менее 50 |
не менее 20 |
Кафедра выдачи |
-//- |
1 на структурное подразделение |
1 |
Тумба для формуляров читателя |
-//- |
из расчета 1 ящик на 150 формуляров |
из расчета 1 ящик на 150 формуляров |
Компьютер |
комплект |
не менее 5 |
не менее 1 |
Автоматизированная библиотечно-информационная система |
-//- |
1 |
- |
Принтер |
штука |
не менее 2 |
не менее 1 |
Сканер |
-//- |
не менее 1 |
1 |
Копировальный аппарат |
-//- |
не менее 2 |
1 |
Модем |
-//- |
1 |
1 |
Телевизор |
-//- |
1 |
1 |
Видеомагнитофон или DVD |
-//- |
1 |
1 |
Наушники |
-//- |
1 на 1 единицу техники |
1 на 1 единицу техники |
Видеокамера |
-//- |
1 |
- |
Фотоаппарат цифровой |
-//- |
1 |
1 |
Мультимедиапроектор |
-//- |
1 |
- |
Экран |
-//- |
1 |
- |
Доска с магнитной поверхностью |
-//- |
1 |
1 |
Музыкальный центр |
-//- |
не менее 1 |
1 |
Звукоусилительная аппаратура |
комплект |
1 |
- |
Радиомикрофон |
штука |
2 |
- |
Стол (тумба) для оргтехники (принтер, сканер, телевизор, видеомагнитофон, копировальный аппарат), проекционного оборудования |
-//- |
1 на 1 единицу техники |
1 на 1 единицу техники |
Витрина выставочная |
-//- |
3 |
1 |
Стенд информационный |
-//- |
3 |
1 |
Ламинатор |
-//- |
1 |
- |
Брошюровочная машина |
-//- |
1 |
- |
Автотранспорт (библиобус) |
-//- |
1 |
- |
оборудование для хранения фонда и обеспечения его сохранности | |||
Стеллаж книжный односторонний |
-//- |
из расчета 1 стеллаж на 400 документов |
из расчета 1 стеллаж на 400 документов |
Стеллаж книжный двухсторонний |
-//- |
из расчета 1 стеллаж на 800 документов |
из расчета 1 стеллаж на 800 документов |
Контейнер для хранения журналов |
-//- |
из расчета 1 на комплект |
из расчета 1 на комплект |
Бокс для дисков, CD |
-//- |
из расчета 1 бокс на 100 # штука |
из расчета 1 бокс на 100 # штука |
Шкаф каталожный |
-//- |
из расчета 1 ящик на 700 карточек |
из расчета 1 ящик на 700 карточек |
Тележка библиотечная для транспортировки книг |
-//- |
1 |
- |
Жалюзи |
-//- |
1 на 1 оконный проем |
1 на 1 оконный проем |
Пресс настольный |
-//- |
1 |
1 |
Резак для бумаги |
-//- |
1 |
1 |
Папшир |
-//- |
1 |
1 |
Дрель электрическая |
-//- |
1 |
1 |
Сверла 2.0 |
-//- |
10 |
5 |
Струбцина |
-//- |
2 |
1 |
Приборы контроля режимов хранения (ТКА-Хранитель) |
-//- |
1 |
- |
Огнетушитель |
-//- |
1 огнетушитель на 50 кв. м пола, но не менее 1 на каждое помещение |
1 огнетушитель на 50 кв. м пола, но не менее 1 на каждое помещение |
Решетка оконная |
-//- |
1 на 1 оконный проем |
1 на 1 оконный проем |
Пылесос |
-//- |
1 |
1 |
оборудование рабочих мест | |||
Стол офисный |
-//- |
1 на 1 сотрудника |
1 на 1 сотрудника |
Стул офисный |
-//- |
2 на 1 сотрудника |
2 на 1 сотрудника |
Компьютер |
комплект |
не менее 7 |
не менее 1 |
Принтер |
штука |
не менее 2 |
не менее 1 |
Телефонный аппарат |
-//- |
1 на структурное подразделение |
1 |
Факс |
-//- |
1 |
- |
Радиоприемник |
-//- |
1 |
1 |
Сейф |
-//- |
1 |
1 |
Кассовый аппарат |
-//- |
1 |
1 |
Шкаф для одежды |
-//- |
1 на структурное подразделение |
1 |
Вешалка |
-//- |
1 на структурное подразделение |
1 |
Лампа настольная |
-//- |
1 на структурное подразделение |
1 |
Нормы расхода канцелярских товаров
для общедоступной библиотеки муниципального образования
Канцелярские товары на одно учреждение
Наименование |
Единица измерения |
Количество на одну сетевую единицу |
|
Межпоселенческая библиотека, центральная библиотека городского округа |
Библиотека сельского поселения |
||
Картридж для принтера черно-белый |
штука |
10 |
1 |
Картридж для принтера цветной |
-//- |
3 |
- |
Тонер для ксерокса |
-//- |
1 на 3000 копий |
1 на 3000 копий |
Бумага офисная |
пачка |
100 |
10 |
Бумага для факса |
рулон |
3 |
- |
Фломастеры (24 цвета) |
набор |
4 |
1 |
Ватман 610x860 |
лист |
20 ' |
10 |
Цветная бумага |
набор |
6 |
6 |
Маркер |
штука |
20 |
4 |
Краски художественные |
коробка |
- |
1 |
Кисти художественные |
набор |
- |
1 |
Видеокассеты |
штука |
не менее 10 |
- |
Штемпельная подушка |
-//- |
1 на структурное подразделение |
1 |
Дырокол |
-//- |
1 на структурное подразделение |
1 |
Флэш |
-//- |
3 |
1 |
Подставки под книги (выставочный) |
-//- |
не менее 20 |
не менее 10 |
Клей ПВА |
кг |
60 |
30 |
Нож |
штука |
1 |
1 |
Лезвия к ножу |
упаковка |
3 |
1 |
Кисти |
штука |
3 |
2 |
Скальпель |
-//- |
2 |
1 |
Косточка-гладилка |
-//- |
1 |
1 |
Нитки |
катушка |
10 |
5 |
Иглы |
упаковка |
1 |
1 |
Картон переплетный |
лист |
300 |
150 |
Марля переплетная |
метр |
60 |
30 |
Бумага форзацная |
лист |
500 |
250 |
Бумага вощеная |
метр |
50 |
25 |
Ледерин, бумвинил |
-//- |
300 |
150 |
Каптал |
-//- |
10 |
5 |
Канцелярские товары на одного работающего
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
Скоросшиватель |
штука |
4 |
Папка для бумаг |
-//- |
4 |
Ручка |
-//- |
1 |
Стержень |
-//- |
12 |
Ластик |
-//- |
1 |
Клей-карандаш |
-//- |
2 |
Линейка |
-//- |
1 |
Штрих |
флакон |
1 |
Скрепки |
коробка |
1 |
Кнопки |
-//- |
1 |
Лента клеяшая-скотч |
штука |
1 |
Степлер |
-//- |
1 |
Скобы для степлера |
упаковка |
1 |
Точилка для карандаша |
-//- |
1 |
Ножницы |
-//- |
1 |
Ежедневник |
-//- |
1 |
Блокнот |
-//- |
1 |
Дискеты |
штука |
4 |
CD диск (R или RW) |
-//- |
4 |
Нормы расхода медицинских товаров
для общедоступной библиотеки муниципального образования
N п/п |
Наименование |
Количество упаковок в зависимости от численности населения в населенном пункте |
|
|
|
до 5,0 тыс. чел. |
|
1. |
Обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые: |
|
|
1.1. |
Таблетки анальгина по 0,5 N 10 |
1 |
|
1.2. |
Портативный гипотермический (охлаждающий пакет-контейнер "Альфа" |
1 |
|
1.3. |
Раствор сульфацил натрия, тюбик-калельница |
1 |
|
2. |
Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран: |
|
|
2.1. |
Дезинфицирующие салфетки для гигиенической обработки рук |
5 |
|
2.2. |
Спрей "Пантенол" или "Олазоль" для обработки ран и ожогов |
1 |
|
2.3. |
Вата нестерильная, упаковка 100 г |
1 |
|
2.4. |
Бинт марлевый стерильный 7x14 |
2 |
|
2.5. |
Бинт марлевый стерильный 5x10 |
1 |
|
2.6. |
Бинт трубчатый N 6 |
1 |
|
2.7. |
Салфетки марлевые |
5 |
|
2.8. |
Перчатки хирургические нестерильные |
2 |
|
2.9. |
Лейкопластырь в рулоне |
1 |
|
2.10 |
Салфетки кровоостанавливающие "Колетекс-Гемм" 6х10 см с фурагином |
5 |
|
2.11 |
Салфетки антимикробные "Колетекс" 6х10 см (пластырь) |
5 |
|
2.12 |
Салфетки атравматические "Колетекс" 6х10 см с прополисом и фурагином |
5 |
|
2.13 |
Раствор йода 5% спиртовой - 10 мл |
1 |
|
2.14 |
Перекись водорода 3% - 40 мл |
1 |
|
3. |
Средства при болях в сердце: |
|
|
3.1. |
Нитроглицерин таб. N 40 или капсулы N 20 |
1 |
|
3.2. |
Валидол таб. N 10 |
1 |
|
4. |
Средства для сердечно-легочной реанимации при клинической смерти: Устройство для проведения искусственного дыхания "Рот-устройство-рот" |
1 |
|
5. |
Средства при обмороке и коллапсе: Аммиака раствор 10% - 10 мл |
1 |
|
6. |
Средства для дезинтоксикации при пищевых отравлениях: Уголь активированный таб. N 10 |
1 |
|
7. |
Средства при стрессовых реакциях: Корвалол - 40 мл |
1 |
|
8. |
Медицинские предметы: |
|
|
8.1. |
Ножницы тупоконечные |
1 |
|
8.2. |
Жгут кровоостанавливающий |
1 |
|
8.3. |
Стаканчик для приема лекарств |
1 |
|
8.4. |
Термометр медицинский |
1 |
Примерный перечень библиотечной техники
для общедоступной библиотеки муниципального образования
Наименование показателя |
Единица измерения |
Количество на одну сетевую единицу |
|
Межпоселенческая библиотека, центральная библиотека городского округа |
Библиотека сельского поселения |
||
Билет читательский |
штука |
1 на читателя |
- |
Формуляр читателя |
-//- |
1 на читателя |
1 на читателя |
Вкладыш в формуляр |
-//- |
не менее 3 на 1 читателя |
не менее 3 на 1 читателя |
Карточка регистрации читателя |
-//- |
1 на читателя |
- |
Книга инвентарного учета фонда |
-//- |
1 на 5000 записей |
1 на 5000 записей |
Книга суммарного учета |
-//- |
1 на структурное подразделение |
1 |
Дневник учета работ библиотеки |
-//- |
1 на структурное подразделение |
1 |
Карточка регистрационная периодического издания |
-//- |
150 |
не менее 20 |
Формуляр книжный |
-//- |
1 на документ |
1 на документ |
Кармашки для книжных формуляров |
-//- |
1 на документ |
1 на документ |
Контрольный листок срока возврата документа |
-//- |
I на документ |
1 на документ |
Тетрадь учета документов, принятых взамен утерянных |
-//- |
1 |
1 |
Ярлык для CD |
-//- |
1 на документ |
1 на документ |
Ярлык книжный для шифра |
-//- |
1 на документ |
1 на документ |
Карточка каталожная |
-//- |
5 на документ |
3 на документ |
Разделитель каталожный |
-//- |
не менее 300 |
не менее 200 |
Разделители полочные |
-//- |
не менее 300 |
не менее 200 |
Разделитель для формуляров |
-//- |
не менее 100 |
не менее 30 |
Показатели и порядок отнесения муниципальных общедоступных библиотек к группам по оплате труда руководителей и специалистов
1. Общие положения
1.1. Показатели являются основой для определения группы по оплате труда руководителей и специалистов библиотек, муниципальных библиотечных систем (далее библиотеки) и установления в соответствии с этим разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки.
1.2. Группа по оплате труда определяется исходя из объема работ по обслуживанию пользователей. Объем работы определяется следующими основными количественными показателями: число пользователей, число посещений библиотеки и количество выданных документов в течение последнего отчетного года.
1.3. Из трех показателей при определении группы по оплате труда зачетными являются любые два показателя, имеющие наиболее высокие значения.
1.4. При определении группы по оплате труда могут быть использованы дополнительные показатели - качественные критерии, учитывающие степень активности руководства библиотеки по созданию наиболее привлекательного имиджа библиотеки среди населения, внедрению современных информационных технологий, использованию наиболее эффективных форм и методов работы с пользователями, развитию инновационной, научно-методической и исследовательской деятельности.
2. Показатели для отнесения библиотек к группам
по оплате труда руководителей и специалистов
2.1. Показатели для определения группы по оплате труда руководителей и специалистов библиотек:
- число пользователей - физических и юридических лиц, пользующихся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятий, абонент, удаленный пользователь);
- число посещений - общее число посещений библиотеки пользователями, посещений массовых мероприятий, а так же виртуальных посещений web-сайта библиотеки;
- количество выдач - предоставление документов по запросу пользователя на абонементе, в читальном зале, в других структурных подразделениях библиотеки, через внестационарные формы обслуживания или электронные информационные сети.
2.2. Библиотеки сельских (городских) поселений, библиотеки городских округов, межпоселенческие библиотеки, муниципальные библиотечные системы, межмуниципальные библиотечные объединения относятся к группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от следующих показателей:
Группа по оплате труда |
Разряд оплаты труда руководителя по ETC |
Годовое число пользователей (тыс. чел.) |
Годовое число посещений (тыс. чел.) Посещаемость - 6 |
Годовое количество выданных документов (тыс. экз.) Читаемость - 20 |
I |
15 |
Свыше 20 |
Свыше 120 |
Свыше 400 |
II |
14 |
10-20 |
60-120 |
200-400 |
III |
13 |
5-10 |
30-60 |
100-200 |
IV |
12 |
до 5 |
до 30 |
до 100 |
3. Порядок отнесения библиотек к группам по оплате
труда руководителей и специалистов
3.1. Отнесение библиотек к группам по оплате труда руководителей и специалистов (подтверждение, повышение, снижение) проводится ежегодно по результатам работы за прошедший отчетный год.
3.2. Руководитель библиотеки предоставляет учредителю сведения о фактических количественных показателях деятельности библиотеки за отчетный год, в соответствии государственной статистической отчетностью по установленной для библиотек форме (форма 6-нк).
3.3. Учредитель на основании представленных показателей деятельности библиотеки устанавливает группу по оплате труда руководителей и специалистов и обеспечивает финансирование в установленном порядке деятельности учреждения.
3.4. При отнесении муниципальных библиотечных систем к группам по оплате труда учитываются показатели по системе в целом, включая показатели библиотек-филиалов.
3.5. Руководителям межпоселенческих библиотек, центральных библиотек (директору и заместителям директора), муниципальных библиотечных систем, имеющим объемные показатели выше 1 группы по оплате труда в 1,5 и более раз, присваивается на один разряд по ETC выше.
3.6. Библиотеки, расположенные на территории с низкой плотностью населения в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах, могут получить группу по оплате труда на одну выше по сравнению с определенной по показателям, если процент охвата населения библиотечно-информационным обслуживанием равен или превышает 60 процентов.
3.7. Для вновь открываемой библиотеки группа по оплате труда определяется в зависимости от согласованных с учредителем объемов работ, закрепленных в плановых контрольных показателях на текущий год.
3.8. В библиотеках, проводящих капитальный ремонт, устранение последствий аварий, сохраняется группа по оплате труда, установленная до начала ремонта, на срок прохождения ремонтных работ.
Рекомендации по формированию имиджа
общедоступной библиотеки муниципального образования
В условиях обострения конкуренции на рынке культурных услуг библиотеке необходимо активизировать внимание повышению своего имиджа, привлекательности для населения.
Основными компонентами формирования положительного имиджа библиотеки являются:
1. организационный - включает в себя выработку знаков (символов) учреждения:
- название и аббревиатура этого названия (желательны их краткость и благозвучие);
- эмблема или специально выполненное написание аббревиатуры (или их комбинация);
- лозунги (слоганы) - фразы, в которых кратко выражена миссия учреждения, его назначение в обществе, смысл существования;
- логотип - особое написание названия учреждения и его юридического адреса, которое используется в бланках документов;
- рекламная продукция (буклеты, афиши и т.д.);
- сайт.
2. архитектурный - включает в себя:
- внешний вид здания (архитектурная эстетика, дизайн клубного объекта);
- размещение (месторасположение);
- видимое и легко узнаваемое название и грамотная реклама;
- свободные подходы, чистота и благоустройство прилегающей к зданию территории (парк, садик, цветники, аллеи, места для детских игр);
- наличие автомобильной стоянки или навеса для велосипедов.
3. оформительский - предполагает хорошо продуманное оформление внутренних помещений (дизайн интерьера), их современное оснащение: рабочих мест, приемных, репетиционных, публичных и др., санитарное состояние помещений общего пользования
4. культура внутриорганизационных отношений, или корпоративная культура - включает ценности, нормы, образы (модели) поведения, принятые в учреждении:
- стиль управления (соблюдение служебного этикета, следование правилам субординации, отношение к персоналу, система поощрений и наказаний, предоставление возможностей профессионального роста, повышения квалификации, продвижение по службе #;
- стиль деловых отношений (обязательность, личная заинтересованность и ответственность, точность, оперативность, профессионализм руководителя и сотрудников);
- стиль поведения (характер общения с посетителями, зрителями, участниками творческого процесса, манеры сотрудников, способы разрешения ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, культура речи и т.д.);
- личная культура руководителя учреждения и его сотрудников (требования к внешнему виду, образованию, особенностям личности, нравственной культуре и др.);
- традиции (обряды, ритуалы, церемонии, общие празднования, принятые в коллективе).
Библиотека формирует свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение.
Формированию положительного имиджа библиотеки способствуют учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих библиотеку, а также установление партнерских связей и отношений с общественными и иными организациями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В результате реализации программы:
- будет сохранена и получит дальнейшее развитие сеть библиотечных учреждений Сапожковского муниципального района;
- в р.п. Сапожок и на селе будут созданы информационно-культурные учреждения - модельные (модернизированные) библиотеки;
- население небольших населенных пунктов, не охваченное стационарным библиотечным обслуживанием будет обслуживаться библиотечными пунктами;
- для населения всего района будут созданы условия и возможности для получения равного доступа к информации, хранящейся в библиотеках района, а также к региональным, федеральным и мировым информационным ресурсам.
Решение Сапожковской районной Думы Рязанской области от 20 февраля 2008 г. N 377 "Об утверждении районной Программы развития сети библиотек МУК "Сапожковская центральная районная библиотека" на 2008-2014 годы"
Текст решения опубликован в "Информационном бюллетене Сапожковской районной Думы" от 20 марта 2008 г. N 8