Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 12 февраля 2009 г. N А54-4095/2008C12
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области С.В.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания К.С.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Р" (г. Рязань)
к Федеральному государственному учреждению "Д" (с. Кирицы Спасского района Рязанской области),
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва),
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Москва)
о взыскании 19303 руб.83 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: К.Т.А. - ведущий юрисконсульт, доверенность от 11.01.2009 г.,
от ответчиков:
Федерального государственного учреждения "Д" - Т.А.Н. - представитель, доверенность N 13 от 25.12.2008 г., Л.В.А. - главный бухгалтер, приказ от 30.03.1994 г.,
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Л.Л.П. - заместитель начальника юридического отдела, доверенность в порядке передоверия от 23.01.2009 г., Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - не явились, извещены надлежащим образом, установил: Общество с ограниченной ответственностью "Р" (г. Рязань) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Федеральному государственному учреждению "Д" (с. Кирицы Спасского района Рязанской области), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва), при участии третьего лица - Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (г. Москва) о взыскании не возмещенной суммы за предоставленные льготы педагогическому работнику (сотруднику) Федерального государственного учреждения "Д" Г.Т.М. по оплате газа за период с 01.01.2006 г. по 31.05.2008 г. в размере 19303 руб.83 коп.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. N 724 Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию упразднено.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 12.11.2008 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Москва).
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Москва) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В отзыве на иск ответчик - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Москва) указало, что надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Москва), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, указав на причиненные убытки в связи с не возмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Ответчик (Федеральное государственное учреждение "Д") иск не признал, пояснив, что из федерального бюджета было выделено денежных средств менее фактически требуемых, выделенные суммы использованы по целевому назначению и перечислены истцу за газ, потребленный льготными категориями граждан.
Ответчик (Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ) по заявленным требованиям возражает по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 01.01.2006 г. по 31.05.2008 г. Общество с ограниченной ответственностью "Р" (г. Рязань) согласно Закону Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предоставило льготы педагогическому работнику (сотруднику) Федерального государственного учреждения "Д" Г.Т.М. по оплате газа, используемого на отопление (лицевой счет открыт на Г.Н.Ф.), которые не были компенсированы истцу в полном объеме. В результате истец понес убытки в сумме 19303 руб.83 коп.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" .
Статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации - Рязанская область по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Статьей 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из вышеназванной нормы следует, что подлежит возмещению и вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, противоправным бездействием (непринятием необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами) государственных органов, органов местного самоуправления.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Следовательно, по искам о возмещении расходов связанных с предоставлением льгот Российская Федерация является надлежащим ответчиком.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Фактический размер не возмещенных расходов, по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "Об образовании" за период с 01.01.2006 г. по 31.05.2008 г. составил 19303 руб. 83 коп., что подтверждается документами, представленными в материалы дела, в том числе помесячными списками льготников, сведениями о фактическом предоставлении льгот исходя из социальной нормы площади, расчетом понесенных убытков, поэтому доводы ответчика относительно отсутствия доказательств обоснованности и размера предоставленных льгот, а также на то, что истцом неправильно подана заявка на финансирование подлежат отклонению.
Учитывая, что ответчиком - Российской Федерацией не представлено доказательств выделения денежных средств в объеме, достаточном для реализации Федерального закона "Об образовании", заявленные истцом убытки в размере 19303 руб. 83 коп., подлежат взысканию с казны Российской Федерации. В иске к Федеральному государственному учреждению "Д" (с. Кирицы Спасского района Рязанской области), Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Москва) следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Р", г. Рязань убытки в сумме 19303 руб. 83 коп., и расходы по оплате госпошлины в размере 772 руб.
2. В части исковых требований к Федеральному государственному учреждению "Д" (с. Кирицы Спасского района Рязанской области), Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Москва) в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 12 февраля 2009 года N А54-4095/2008С12
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании