Определение Рязанского областного суда
от 8 апреля 2009 года N 33-523
(извлечение)
Судебная коллегия заслушав в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя К.Я.С. - Г.А.В. на решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 17 февраля 2009 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований К.Я.С. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на получение мер социальной поддержки отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
К.Я.С. обратилась к Министерству социальной защиты населения Рязанской области с иском о признании права на получение мер социальной поддержки, мотивируя тем, что являясь несовершеннолетней на день катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживала с родителями в г. Припять Киевской области. 27.04.1986 года была эвакуирована из города, находившего в зоне отчуждения. В период проживания в Украине ей решением МСЭК от 18.03.1996 года была установлена 3-я группа инвалидности по заболеванию, связанному с последствиями аварии на ЧАЭС. основанием к этому явилось экспертное заключение Киевской городской специализированной врачебно-консультативной комиссии по установлению причинной связи заболеваний лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС от 20.12.1995 г. N 1740. При повторном переосвидетельствовании Специализированной радиологической медико-социальной экспертной комиссией 04.04.2001 г. ей была установлена 2-я группа инвалидности по заболеванию, связанному с последствиями аварии на ЧАЭС.
В 2002 году она переехала на постоянное место жительства в Россию и получила гражданство Российской Федерации. При переосвидетельствовании в Главном бюро МСЭ Рязанской области в период с 24.12.2002 г. - 10.02.2003 г. ей была подтверждена 2 группа инвалидности по увечью, связанному с аварией на ЧАЭС.
В апреле 2003 года она обратилась в органы соцзащиты с заявлением о предоставлении ей соответствующих мер социальной поддержки, установленных для лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, но ответчик отказал ей в этом, ссылаясь на то, что документы, выданные органами Украины о наличии причинной связи заболеваний лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, не являются легитимными на территории Российской Федерации. Полагает, что на основании ст. 14, ч. 2 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" она имеет право на получение удостоверения установленного образца, выдаваемое лицу, ставшему инвалидом вследствие указанной катастрофы, и на предоставление ей соответствующих мер социальной поддержки. Просила обязать выдать ей удостоверение, предоставить меры социальной поддержки с 01.01.2009 г. и взыскать задолженность : по ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.05.2003 г. по 31.12.2008 г. - 377 854 руб. 84 коп. ; по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.05.2003 г. по 31.12.2008 г. - 45 341 руб. 63 коп.; по ежегодной компенсации за вред здоровью за 2003-2008 г.г. - 6 393 руб.97 коп. Просила также взыскать расходы по оплате услуг представителя 3 000 руб.
Суд отказал в удовлетворении иска, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе представитель К.Я.С. - Г.А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, К.Я.С., 1976 года рождения, на день катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г. проживала в г. Припять Киевской области, в последующем была эвакуирована из зоны отчуждения. Экспертным заключением N 1740 от 20.12.1995 г. Киевской городской специализированной врачебно- консультативной комиссии по установлению причинной связи заболевания лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, была установлена причинная связь имеющегося заболевания (вегетососудистая дистония по гипотоническому типу, астено-невротический синдром, хр. обструктивный бронхит, хр. холецистохолангит, остаточные явления ДЦП) с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.
18.03.1996г. решением МСЭК Украины К.Я.С. установлена 3 группа инвалидности по причине - заболевание связано с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, с 01.04.2001 г. - 2 группа инвалидности.
В 2002 году К.Я.С. переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и получила российское гражданство.24.12.2002 г. ей был подтверждена 2 группа инвалидности Главным бюро МСЭ по причине- увечье связано с аварией на Чернобыльской АЭС, а 20.11.2007 г. Главным бюро МСЭ по Рязанской области - 2 группа инвалидности по той же причине подтверждена до 01.01.2013 г.
Судом установлено, что 12.09.2002 года К.Я.С. обратилась в органы соцзащиты населения с заявлением о выдаче удостоверения инвалида ЧАЭС, представив, наряду с другими документами, удостоверение эвакуированной из зоны отчуждения, экспертное заключение Киевской городской специализированной ВКК.
УСЗН по Рязанской области отказало истице в выдаче удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки из-за отсутствия надлежащего документа, подтверждающего причинную связь заболевания с аварией на Чернобыльской АЭС, выданного российским межведомственным экспертным советом.
Рассматривая требования, суд правильно исходил из того, что согласно ч. 4, 5 ст. 15 Закона РФ от 15.05. 1991 года N 1244 - 1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС " Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:...граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;) выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.06.2005 N 386,от 22.02.2008 N 115) установлено, что
а) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1-4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2005 N 386)
Согласно п. 3 Правил и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8.12.2006 г. N 728/832/166 н) оформление и выдача удостоверения производится:
органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан.
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, к которому прилагаются (в зависимости от категории граждан) следующие документы:
паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);
удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;
справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Рассматривая доводы К.Я.С. о представлении ответчику Экспертного заключения N 1740 от 20.12.1995 г. Киевской городской специализированной врачебно-консультативной комиссии по установлению причинной связи заболевания лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, которым установлена причинная связь имеющегося заболевания с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, суд обоснованно указал, что право пользоваться мерами социальной поддержки, установленными российским законодательством, для лиц (в том числе и прибывших) возникает с момента определения их правового статуса (т.е. получения соответствующего удостоверения российского образца), наделяющего правом на такие меры.
При этом, суд правильно исходил из того, что заменить российское удостоверение представленные истицей документы не могут, ввиду того, что Межправительственное соглашение государств - участников СНГ от 9.09.1994 г. социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний не содержит положений о безусловном принятии документов, исходящих от государств - участников указанного Соглашения, подтверждающих статус инвалидов - чернобыльцев, и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.06.2003 г. N 364 "О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств" Россия вышла из этого соглашения. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что заменить заключение межведомственного российского экспертного совета о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы представленное истицей экспертным заключением N 1740 от 20.12.1995 г. Киевской городской специализированной врачебно-консультативной комиссии по установлению причинной связи заболевания лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, невозможно.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи удостоверения не имелось, поэтому у нее не имеется определенного правового статуса, позволяющего выдать ей удостоверение, предоставить меры социальной поддержки и выплачивать ей возмещение вреда здоровью, связанные с заболеванием в результате аварии на ЧАЭС.
Суждения суда подробно и обстоятельно аргументировано, доказательствам дана оценка соблюдением нормы ст. 67 ГПК РФ.
Решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы о распостранении на правоотношения указанных в кассационной жалобе международных соглашений, участников которых является Россия, не могут являться основаниями для отмены решения суда, поскольку спорные правоотношения сторон были урегулированы специальными правовыми нормами соглашений, участницей которых в настоящее время Россия не является и документов, позволяющих считать легитимным представленный истицей документ, не представлено.
Остальные доводы кассационной жалобы были предметно оценены судом первой инстанции, по ним даны суждения в решении суда, поэтому они также не могут быть основаниями для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 17 февраля 2009 года в обжалованной части - оставить без изменения, а кассационную жалобу К.Я.С. - Г.А.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 8 апреля 2009 года N 33-523
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании