Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 17 марта 2009 г. N А54-770/2009С5
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 17 марта 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Ш.И.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Р.И.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (г. Рязань) к индивидуальному предпринимателю З.Т.Н. (г. Рязань)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность от 19.03.2008 г., служебное удостоверение.
от лица, привлекаемого к ответственности - З.Т.Н., индивидуальный предприниматель, паспорт.
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя З.Т.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Представитель заявителя в судебном заседании вышеуказанное требование поддержал.
Индивидуальный предприниматель З.Т.Н. в судебном заседании требование Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области признала и указала, что механик Хрескин Р.Н. с 02.02.2009 г. по 13.02.2009 г. прошел повышение квалификации. С 18.02.2009 г. механик был отстранен от исполнения обязанностей по выпуску машин на линию.
Из материалов настоящего дела следует, что З.Т.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области.
Индивидуальный предприниматель З.Т.Н. имеет лицензию N АСС-62-900616 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выданную и продленную (29.01.2009 г.) Управлением Государственного автодорожного надзора по Рязанской области (до 04.02.2014 г.).
19.03.2009 г. сотрудником Управления Государственного автодорожного надзора по Рязанской области (на основании распоряжения указанного Управления от 09.02.2009 г. N 034) проведена проверка (в присутствии индивидуального предпринимателя З.Т.Н.) возможности выполнения индивидуальным предпринимателем З.Т.Н. лицензионных требований и условий (в связи с увеличением количества подвижного состава на 14 автотранспортных средств) при перевозке пассажиров.
В ходе данной проверки было установлено, что индивидуальный предприниматель З.Т.Н. осуществляет перевозку пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) от 30.10.2006 г. N 637, а именно:
- работающий у индивидуального предпринимателя З.Т.Н., механик Х.Р.Н. (приказ о приеме на работу от 06.10.2006 г. N 1) не прошел своевременно повышение квалификации (не реже одного раза в пять лет) по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам (удостоверение о повышении квалификации от 30.01.2004 г. РПП N 048948), чем нарушено требование пункта 1 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом", утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 22.06.1998 г. N 75.
Кроме того, он не прошел в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (удостоверение Министерства транспорта России от 17.02.2004 г. N 5360), чем нарушены требования пунктов 1, 3 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 11.03.1994 г. N 13/11 и подпункта г) пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637.
Указанное нарушение отражено в акте проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий, в связи с увеличением количества подвижного состава от 18.02.2009 г. N АСС62-017-РЮ ОФКПО.
18.02.2009 г. сотрудником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (в присутствии индивидуального предпринимателя З.Т.Н.) составлен протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000039.
Индивидуальному предпринимателю З.Т.Н. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С протоколом З.Т.Н. ознакомлена, копия протокола получена ею - 18.02.2009 г.
20.02.2009 г. Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы представителя заявителя и индивидуального предпринимателя З.Т.Н., Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области требование не подлежит удовлетворению, в связи с малозначительностью допущенного предпринимателем правонарушения. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности " N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации", контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и в части 2 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно лицензии N АСС-62-900616, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области, индивидуальному предпринимателю З.Т.Н. предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по Российской Федерации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок до 04.02.2009 г. Лицензия продлена на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области от 29.01.2009 г. N 5-П до 04.02.2014 г.
Пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, про шедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта РФ;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения РФ;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 22.06.1998 г. N 75, квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте. Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".
При осуществлении перевозок пассажиров и грузов по ограниченной лицензии для индивидуального предпринимателя обязательно наличие удостоверения на право управления автотранспортным средством определенной категории.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 09.01.1996 г. N 2-ФЗ "О защите прав потребителей" и Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.
Согласно пунктам 1, 3 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранспорта Российской Федерации и Минтруда РФ от 11.03.1994 г. N 13/11, аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Основными задачами аттестации являются: проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства, полетов, движения автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта и умения применять их в работе; формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительны руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств. Федеральные органы исполнительной власти с учетом имеющейся у них специфики производственной деятельности могут устанавливать дополнительные условия аттестации по согласованию с министерством транспорта Российской Федерации.
Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется министерством транспорта Российской Федерации, согласно приказу от 11.03.1994 г. N 13/11. Досрочно аттестация проводится в случаях, когда на организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.
Арбитражным судом установлено, что у индивидуального предпринимателя З.Т.Н. работает в качестве механика Х.Р.Н.
Представленным в материалы настоящего дела удостоверением о повышении квалификации от 30.01.2004 г. РПП N 048948 подтверждено, что в январе 2004 года Х.Р.Н. прошел обучение в Рязанском учебно-курсовом комбинате автомобильного транспорта по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации в объеме 32 часов и сдал экзамен.
Из удостоверения Министерства транспорта России от 17.02.2004 г. N 5360 следует, что 17 февраля 2004 г. Х.Р.Н. прошел аттестацию в Рязоблотделении Ространсинспекции.
Таким образом, по состоянию на 30.01.2009 г. механик Х.Р.Н. не прошел повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам, а также по состоянию на 17.02.2009 г. в очередной раз не аттестован на право занимать должность механика.
При таких обстоятельствах, следует признать, что индивидуальный предприниматель З.Т.Н. допустила нарушения требований пункта 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 22.06.1998 г. N 75 и пунктов 1, 3 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранспорта Российской Федерации и Минтруда РФ от 11.03.1994 г. N 13/11.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель З.Т.Н. факт совершения административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признала.
Следовательно, в действиях индивидуального предпринимателя З.Т.Н. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки Кодексом Российской Федерации не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.04.2003 г. N 116-0, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 г. N 349-0 указал, что норма статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствует судам арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить их оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Арбитражным судом установлено, что индивидуальный предприниматель З.Т.Н. допустила нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров в виде несвоевременной организации прохождения механиком Х.Р.Н. повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет) по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам, а также аттестации на право занимать должность механика.
Между тем, данное обстоятельство не оказало негативного влияния на деятельность по перевозке пассажиров.
Так, индивидуальный предприниматель З.Т.Н. приказом от 17.02.2009 г. N 18-у отстранила (с 18.02.2009 г.) механика Х.Р.Н. от обязанностей по выпуску машин на линию. В период с 02.02.2009 г. по 13.02.2009 г. Х.Р.Н. прошел обучение в Рязанском учебно-курсовом комбинате автомобильного транспорта по программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации" в объеме 82 часов и сдал квалификационный экзамен на профессиональную компетентность в области перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации (удостоверение от 13.02.2009 г. РП N 678892).
На должность механиков индивидуальным предпринимателем З.Т.Н. были приняты П.В.А. (приказ от 15.01.2009 г. N 1 к) и Ш.B.C. (приказ от 07.02.2009 г. N 27 к), имеющие действующие удостоверения профессиональной компетенции (от 03.12.2004 г. РП N 454839; от 10.10.2008 г. РП N 678767) и о прохождении аттестации (от 20.11.2007 г. N 000394 и от 25.11.208 г. N 00820), исполняющие надлежащим образом контроль за выходом (возвратом) автотранспорта на линию, в период когда Х.Р.Н. был отстранен от должности механика.
Учитывая вышеизложенное, а также степень вины индивидуального предпринимателя З.Т.Н., отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба, связанного с неправомерными действиями З.Т.Н., устранение допущенного нарушения, арбитражный суд считает возможным применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить индивидуального предпринимателя Е.И.С. от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием. В силу части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении следует прекратить.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления Управлению государственного автодорожного надзора по Рязанской области отказать.
Освободить индивидуального предпринимателя З.Т.Н. от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 17 марта 2009 г. N А54-770/2009С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании