Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 1 апреля 2009 г. N А54-1129/2009С20
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области к индивидуального предпринимателя А.В.А., Рязанская область, г. Ряжск о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании:
от заявителя: К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность от 19.03.2008 г.;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом; установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее УГАДН по Рязанской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации индивидуального предпринимателя А.В.А. (далее ИП А.В.А., Предприниматель), зарегистрированного по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, ул. К., д. 9.
В судебном заседании представитель Управления заявление о привлечении предпринимателя А.В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения поддержала.
Предприниматель А.В.А. в судебное заседание не явился, в представленном отзыве заявленные требования не признал, указав на составление протокола об административном правонарушении в свое отсутствие, а также на отсутствие права подписи указанного протокола К.В.Ф.
В соответствии со ст.ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, извещенного о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя Управления, арбитражный суд установил следующее.
12.03.2009 г. в г. Рязани Управлением на основании распоряжения N 046 от 20.02.2009 г. (л.д. 8) проведена внеплановая проверка соблюдения предпринимателем А.В.А. транспортного законодательства.
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений, а именно:
- не обеспечено проведение автомобилям предрейсового технического осмотра;
- не обеспечено прохождение предрейсового медосмотра водителя.
По результатам проверки составлен акт N 009-БР от 12.03.2009 г.
Также, 12.02.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении А-62 N 000044, подписанный представителем предпринимателя А.В.А. К.В.Ф. (л.д. 5-7).
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем УГАДН по Рязанской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные материалы, доводы представителя УГАДН по Рязанской области арбитражный суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.
Главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, наряду с другими вопросами, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
На основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные подтверждаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключениями эксперта, иными документами, а также вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
Исходя из смысла и содержания ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Как установлено судом, протокол А-62 N 000044 об административном правонарушении от 12.03.2009 г. составлен в присутствии представителя индивидуального предпринимателя К.В.Ф. на основании доверенности, выданной А.В.А.
Из представленной в материалы дела доверенности, выданной на имя К.В.Ф. индивидуальным предпринимателем А.В.А. не следует, что ему предоставлены полномочия по представлению интересов предпринимателя в конкретном деле об административном правонарушении, а также по подписанию протокола об административном правонарушении.
Доказательств направления в адрес индивидуального предпринимателя А.В.А. какого-либо извещения о времени и месте составления протокола Управлением в материалы дела не представлено.
В силу ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательства оцениваются по признакам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Оценив представленные административным органом доказательства, суд считает, что протокол об административном правонарушении А-62 N 000044 от 12.03.2009 г. составлен в отсутствие индивидуального предпринимателя или его представителя.
Других документов, достоверно свидетельствующих о соблюдении Управлением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суду не представлено.
То есть административным органом нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.
В п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требования Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя А.В.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 1 апреля 2009 г. N А54-1129/2009С20
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании