Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 30 марта 2009 г. N А54-4146/2008С5
(извлечение)
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2009 года.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 марта 2009 года.
В судебном заседании 06.03.2009 года объявлялся перерыв до 16.03.2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Ш.И.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Р.И.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Рязань) к Ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Р" (г. Рязань), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Рязанской области, Государственного учреждения Рязанской области "Можарское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Первомайское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Первомайское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Шелуховское лесничество", Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, Государственного учреждения Рязанской области "Нижне-Окское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Клепиковское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Шиловское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Тумское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Шацкое лесничество", Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, Государственного учреждения Рязанской области "Ерахтурское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Ермишинское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Касимовское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Кораблинское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", Главного Управления лесного хозяйства Рязанской области, Государственного учреждения Рязанской области "Бельковское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Ряжское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Рязанское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Сасовское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области Солотчинское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Спасское лесничество" об обязании Государственного учреждения Рязанской области "Р" включить в ликвидационный баланс государственного учреждения Рязанской области "Р" в требования кредиторов 3-й очереди Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
при участии в судебном заседании:
от истца - (06.03.2009 г.; 16.03.2009 г.) Т.И.Ю., ведущий специалист отдела правового обеспечения, доверенность N 6 от 11.01.2009 г. сроком действия до 31.12.2009 г. , паспорт; А.П.Г., начальник отдела правового обеспечения, доверенность N 2 от 11.01.2009 г. сроком действия до 31.12.2009 г. , паспорт.
от ответчика - (06.03.2009 г.; 16.03.2009 г.) не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
от третьих лиц:
от Правительства Рязанской области - (06.03.2009 г.; 16.03.2009 г.) Е.С.С, консультант по правовым вопросам отдела законопроектных работ правового управления, доверенность N 1/66 от 31.12.2008 г. сроком действия до 31.12.2009 г., служебное удостоверение.
от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - (06.03.2009 г.) В.М.В., ведущий специалист, доверенность N 1736/02-23 от 04.09.2008 г. сроком действия до 01.09.2009 г., паспорт; (16.03.2009 г.) не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
от Главного управления лесного хозяйства Рязанской области (06.03.2009 г.; 16.03.2009 г.) М.А.В., главный специалист по правовым вопросам, доверенность от 05.02.2009 г. сроком действия до 31.12.2009 г., служебное удостоверение.
от иных третьих лиц - (16.03.2009 г.) не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
установил: Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Р" о признании незаконным бездействия ликвидационной комиссии ГУ "Р", выразившемся в несогласовании с государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации размера капитализированных платежей и не включении ГУ-РРО ФСС РФ как кредитора третьей очереди в ликвидационный баланс с суммой капитализированных платежей 9680133 руб. 94 коп. и обязании ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Р" включить в ликвидационный баланс государственного учреждения Рязанской области "Р" в требования кредиторов 3-й очереди государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с суммой повременных капитализированных платежей 9680133 руб. 94 коп.
В последующем истец уточнил заявленное требование и просил арбитражный суд обязать государственное учреждение Рязанской области "Р" включить в ликвидационный баланс государственного учреждения Рязанской области "Р" в требования кредиторов третьей очереди государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с суммой повременных капитализированных платежей 9680133 руб. 94 коп.
Определениями Арбитражного суда Рязанской области от 31.10.2008 г., от 06.02.2009 г. по делу N А54-4146/2008 С5 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Рязанской области, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Главное управление лесного хозяйства Рязанской области; государственные учреждения Рязанской области, а также образованные в результате реорганизации в форме выделения из Государственного учреждения Рязанской области "Р": Государственное учреждение Рязанской области "Бельковское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Ерахтурское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Ермишинское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Касимовское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Кораблинское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Крпутинское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Можарское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Первомайское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Ряжское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Рязанское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Сасовское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Спасское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Тумское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Шацкое лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Шелуховское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Нижне-Окское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Клепиковское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Шиловское лесничество".
Представитель истца в судебном заседании уточненное требование поддержал и указал, что в связи с ликвидацией, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", государственное учреждение Рязанской области "Р" обязано капитализировать денежные средства для дальнейших выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Несчастные случаи с работниками произошли в лесхозах, расположенных на территории Рязанской области, впоследствии вошедших в состав государственного учреждения Рязанской области "Р". Сумма повременных капитализированных платежей составляет 9680133 руб. 94 коп., которая и должна быть включена в реестр требований кредиторов ликвидируемого юридического лица.
Представитель третьего лица - Главного управления лесного хозяйства Рязанской области просил арбитражный суд истцу отказать. Исходя из того, что в материалах дела отсутствуют документы, дающие основания истцу предъявить требования о включении в ликвидационный баланс - государственное учреждение "Р" суммы повременных капитализированных платежей на обеспечение страховых выплат в результате наступления страховых случаев, происшедших в федеральных учреждениях.
Представитель третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области пояснил, что из представленных в суд документов не следует, что федеральные учреждения, в которых произошли несчастные случаи, были переданы в государственную собственность Рязанской области во всеми правами и обязанностями и вошли в состав ГУ "Р" при реорганизации. Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области считает, что заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица - Правительства Рязанской области поддержал позицию Главного управления лесного хозяйства Рязанской области и Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Представитель третьего лица - Государственного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество" указал, что несчастный случай произошел в 1987 году, когда они были еще федеральным учреждением. С 1993 года произошло много реорганизаций, переименований и прочих изменений. Как бы не называлось предприятие и к какому бы собственнику оно не относилось, учреждение всегда исправно перечисляло платежи в фонд социального страхования. В разделительном балансе Государственного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество" спорная задолженность не отражена, следовательно, требование, необоснованно.
Представители третьих лиц - Государственного учреждения Рязанской области "Касимовское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Тумское лесничество", Государственного учреждения Рязанской области "Ерахтурское лесничество" поддержали позицию, изложенную представителем третьего лица - Государственного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", пояснив, что независимо от несчастных случаев страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечислялись постоянно, своевременно и в полном объеме. Требование истца необоснованно.
Представитель ответчика, а также иные привлеченные к участию в деле третьи лица в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел настоящее дело в его отсутствие данных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
От государственного учреждения Рязанской области "Сасовское лесничество" поступило письмо, в котором третье лицо, не высказав правовой позиции по существу спора, сообщило, что является правопреемником государственного учреждения Рязанской области "Р" в части переданных основных средств согласно разделительному балансу, составленному по состоянию на 29.12.2007 г. От государственного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" поступил отзыв на иск, в котором третье лицо указало на неправомерность требования фонда и на своевременное перечисление страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. От иных привлеченных к участию в деле третьих лиц документов во исполнение определения арбитражного суда от 06.02.2009 г. не поступило.
Из материалов настоящего дела следует:
В связи с передачей осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в целях реализации передаваемых полномочий Правительством Рязанской области учреждено государственное учреждение Рязанской области "Р", подведомственное управлению природопользования Рязанской области, о чем издано распоряжение от 18.12.2006 г. N 508-р.
Распоряжением Управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области и Управления природопользования Рязанской области от 20.12.2006 г. N 397-р утвержден Устав государственного учреждения Рязанской области "Р", в который в последующем были внесены соответствующие изменения и дополнения.
06.02.2007 г. государственное учреждение Рязанской области "Р" было зарегистрировано в государственном учреждении - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.
На основании распоряжения Правительства Рязанской области от 12.02.2007 г. N 52-р реорганизованы в форме присоединения к государственному учреждения Рязанской области "Р" государственные учреждения Рязанской области (государственное учреждение Рязанской области "Бельковский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ерахтурский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ермишинский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Касимовский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Кораблинский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Крпутинский опытно-производственный лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Можарский лесхоз", государственное учреждение "Первомайский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ряжский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Сасовский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Спасский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Тумский лесхоз", государственное учреждение рязанской области "Шацкий лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Шелуховский лесхоз").
15.02.2007 г. во исполнение распоряжения Правительства Рязанской области от 12.02.2007 г. N 52-р утверждены передаточные акты о передаче имущества, прав и обязанностей государственных учреждений Рязанской области "Бельковский лесхоз", "Ерахтурский лесхоз", "Касимовский лесхоз", "Кораблинский лесхоз", "Ряжский лесхоз", "Рязанский лесхоз" "Сасовский лесхоз", "Шелуховский лесхоз", государственному учреждению Рязанской области "Р" от 15.02.2007 г.
По распоряжению Правительства Рязанской области от 25.10.2007 г. N 454-р реорганизовано государственное учреждение Рязанской области "Р" в форме разделения на государственные учреждения Рязанской области, подведомственные Управления природопользования Рязанской области (государственное учреждение Рязанской области "Бельковский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ерахтурский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ермишинский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Касимовский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Кораблинский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Криушинский опытно-производственный лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Можарский лесхоз", государственное учреждение "Первомайский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Сасовский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Спасский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Тумский лесхоз", государственное учреждение рязанской области "Шацкий лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Шелуховский лесхоз", государственное учреждение "Нижнее-Окское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Клепиковское лестничество", государственное учреждение Рязанской области "Шиловское лесничество").
25.12.2007 г. г. в распоряжение Правительства Рязанской области от 25.10.2007 г. N 454-р внесены изменения. Реорганизовано государственное учреждение Рязанской области "Р" в форме выделения из него государственных учреждений, подведомственных управлению природопользования Рязанской области (пункт 1 Распоряжения от 25.12.2007 г. N 624-р).
29.12.2007 г. утверждены разделительные балансы вышеперечисленных учреждений (по состоянию на 27.12.2007 г.) и утверждены их Уставы (распоряжение N 636-р).
19.05.2008 г. Правительство Рязанской области издало Распоряжение N 234-р о ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Р".
Распоряжением Управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области и Управления лесного хозяйства от
30.05.2008 г. N 305-р создана ликвидационная комиссия для проведения ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Р", утвержден ее состав. Кроме того, ликвидационной комиссии поручено произвести организационно-штатные мероприятия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации: в срок до 11.06.2008 г. письменно уведомить налоговые органы о ликвидации учреждения; в срок до 11.06.2008 г. опубликовать в органах печати, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица заказным письмом с уведомлением; в срок до 15.08.2008 г. представить на утверждение в Управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области и в Управление лесного хозяйства Рязанской области промежуточный ликвидационный баланс, со сведениями о составе имущества учреждения, с перечнем предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; в срок до 20.08.2008 г. представить на утверждение в указанные учреждения ликвидационный баланс; в срок до 01.09.2008 г. обеспечить государственную регистрацию прекращения деятельности государственного учреждения Рязанской области "Р", в связи с его ликвидацией.
25.06.2008 г. в Вестнике государственной регистрации опубликовано уведомление о ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Р".
До истечения двухмесячного срока со дня вышеуказанной публикации, истец направил председателю ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Р" ( г. Рязань, ул. Е., д.9) заказное письмо от 16.07.2008 г. (исх. N 05-22/05/21784), в котором предъявлял размер страхового обеспечения, назначенного каждому пострадавшему на производстве государственного учреждения "Р" в возмещение вреда здоровью, для расчета капитализируемых платежей, подлежащих перечислению в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации. Кроме того, заявитель указал ликвидационной комиссии о необходимости производства соответствующего расчета капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, его согласовании и включении в промежуточный ликвидационный баланс. Корреспонденция государственным учреждением Рязанской области "Р" получена - 18.07.2008 г.
18.07.2008 г. (исх. N 05-44/05/2207) государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации также направило председателю ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Р" вариант расчета для согласования размера капитализированных платежей (9680133 руб. 94 коп.) по ликвидируемому учреждению.
Указанное обращение государственным учреждением Рязанской области "Р" получено 21.07.2008 г. и оставлено без внимания.
14.08.2008 г. (исх. N 140) государственное учреждение Рязанской области "Р" направило министру имущественных и земельных отношений Рязанской области промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 15.08.2008 г. с приложением расшифровки по кредиторской задолженности.
Между тем, капитализированные платежи, исчисленные заявителем в указанный баланс не включены. Данный факт представитель Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области не оспаривает.
27.08.2008 г. (исх. N 150) государственное учреждение Рязанской области "Р" в адрес указанного министра направило ликвидационный баланс по состоянию на 27.08.2008 г. с приложением расшифровок по дебиторской и кредиторской задолженности.
Поскольку ликвидационная комиссия государственного учреждения "Р" не включила и в ликвидационный баланс данного учреждения в требования кредиторов повременные капитализированные платежи в сумме 9680133 руб. 94 коп., государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим иском.
Рассмотрев и оценив представленные в совокупности материалы настоящего дела, заслушав доводы представителей истца и третьих лиц, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное государственным учреждением - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена такая форма прекращения юридического лица, как его ликвидация.
В соответствии со статьями 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица орган, принявший такое решение, назначает ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. С этой целью в средствах массовой информации помещается публикация о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс и производит расчеты в очередности, установленной в статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что 19.05.2008 г. Правительство Рязанской области издало Распоряжение N 234-р о ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Р".
Пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, определен Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон о социальном страховании). Обязанность по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного, путем предоставления необходимых видов обеспечения по страхованию (страховое возмещение вреда в виде денежных сумм) Закон о социальном страховании возлагает на страховщика, которым в силу статьи 3 является фонд социального страхования.
Страховщик как лицо, на которое возложена обязанность по возмещению вреда застрахованному, имеет в силу закона о социальном страховании право получать от страхователя, ответственного за вреда, причиненный жизни и здоровью гражданина, предназначенные для удовлетворения требований граждан капитализированные платежи.
В силу статьи 3 Закона о социальном страховании обязательным платежом по обязательному социальному страхованию является страховой взнос, который страхователь обязан внести страховщику. Капитализированные платежи страховыми взносами не являются.
Порядок внесения капитализированных платежей определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании). В этой связи, Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.11.2000 г. N 863 утвердило порядок внесения в фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Порядок) и обязало Фонд социального страхования Российской Федерации разработать и утвердить методику расчета размера капитализируемых платежей.
Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей утверждена Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 г. N 72 (далее - методика).
Согласно пункту 1 Порядка и Методики капитализированные платежи предназначены для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Расчет капитализированных платежей производится с учетом информации о каждом получателе обеспечения по страхованию.
По настоящему делу, основанием для формирования капитализированных платежей, послужило то обстоятельство, что до начала процедуры ликвидации Государственного учреждения Рязанской области "Р", в его состав вошло ряд лесхозов, расположенных на территории Рязанской области, в которых ранее произошли несчастные случаи с работниками, а именно:
- 10.08.1988 г. работник Рязанского лесхоза А.М.С. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 2 о несчастном случае на производстве);
- 17.03.1969 г. работник Касимовского лесхоза А.В.В. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 3 о несчастном случае на производстве);
- 21.02.1995 г. работник Ерахтурского лесхоза Б.П.Н. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве, происшедшего 21.02.1995 г. (акт N 1 о несчастном случае на производстве);
- 21.04.1978 г. работник Можарского лесхоза повредил здоровье следствие несчастного случая на производстве (акт N 9 о несчастном случае на производстве);
- 22.06.1995 г. работник Рязанского лесхоза В.Л.Ф. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве);
- 14.11.1987 г. работник Криушинского опытно-производственного лесхоза Г.З.Д. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 4 о несчастном случае на производстве);
- 08.06.1995 г. работник Бельковского лесхоза К.М.П. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 3 о несчастном случае на производстве);
- 23.06.1989 г. работник Ерахтурского лесхоза К.Н.П. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве);
- 14.08.1999 г. работник Ерахтурского лесхоза К.Н.М. умер вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве, т. 2);
- 26.01.2000 г. работник государственного учреждения - Бельковский лесхоз Касимовского района Рязанской области Н.И.А. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве).
- 28.11.2002 г. работник Ерахтурского лесхоза Шиловского района Рязанской области О.Г.П. умер вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве).
- 06.05.2006 г. работник федерального государственного учреждения "Тумский лесхоз" П.Ю.Н. умер вследствие несчастного случая на производстве (акт о расследовании смертельного несчастного случая).
- 05.05.1956 г. работник Можарского лесхоза К.B.C. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве;
- 18.10.2005 г. работник федерального государственного учреждения "Ряжский лесхоз" повредил здоровье вследствие профессионального заболевания (акт о случае профессионального заболевания от 22.11.2005 г.);
- 14.03.1990 г. работник Касимовского лесхоза повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве;
- 16.03.1992 г. работник Рязанского лесхоза Х.В.Н. умер вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве).
- 27.03.1987 г. работник Рязанского лесхоза Ш.О.В. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 2 о несчастном случае на производстве).
Вышеперечисленные лесхозы, в которых произошли несчастные случаи, передали Государственному учреждению - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации дела в отношении потерпевших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, о чем составлены соответствующие акты приема-передачи от 06.03.2000 г., 12.01.2000 г., от 14.01.2000 г., 16.01.2000 г., 17.01.2000 г., 18.01.2000 г., 06.05.2005 г., 26.03.2003 г., 01.02.2006 г., 03.10.2006 г. Указанные акты, подписаны руководителями обеих сторон и скреплены печатями.
Приказами Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации всем потерпевшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, а также их иждивенцам (в случае смерти такого потерпевшего) были назначены (продлены) ежемесячные страховые выплаты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи.
Получив информацию о ликвидации Государственного учреждения Рязанской области "Р", фонд направил в ликвидационную комиссию обращение о включение в ликвидационный баланс государственного учреждения Рязанской области "Р" в требования кредиторов третьей очереди государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с суммой повременных капитализированных платежей 9680133 руб. 94 коп.
Бездействие ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Р", расцененное фондом как отказ в удовлетворении его требования как кредитора, послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора он вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд к ликвидационной комиссии.
В обоснование требования Фонд представил акты о несчастных случаях на производстве, выписки из актов освидетельствования во ВТЭК, приказы о назначении страховых выплат пострадавшим, также их иждивенцам (в случае смерти потерпевших) и об их индексации, судебные акты о присужденных выплатах, расчеты по каждому пострадавшему и др.
Каких-либо возражений относительно размера требования Фонда ответчик не представил. Не опровергли размер требований истца и Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Главное управление лесного хозяйства Рязанской области, Правительство Рязанской области, которым суд неоднократно предлагал представить свой контррасчет. Контррасчет сумм капитализированных платежей - не представлен.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что иск фондом заявлен до утверждения ликвидационного баланса государственного учреждения Рязанской области "Р", а размер требований документально подтвержден, в том числе передаточными актами, подписанными руководителями лесхозов и фондом (акты от 06.03.2000 г., 12.01.2000 г., от 14.01.2000 г., 16.01.2000 г., 17.01.2000 г., 18.01.2000 г., 06.05.2005 г., 26.03.2003 г., 01.02.2006 г., 03.10.2006 г.), в которых лесхозами самостоятельно заявлялись факты о несчастных случаях на производстве или профессиональных заболеваниях и прикладывались документальные обоснования.
При этом, судом проверенно утверждение представителей Правительства Рязанской области, Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, Главного управления лесного хозяйства Рязанской области о том, что на момент передачи федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Рязанской области у них (лесхозов) отсутствовали обязательства, возникшие вследствие причинения вреда, поскольку до этого момента федеральные структуры и находящиеся в их подчинении лесхозы неоднократно реорганизовывались, переименовывались и прочим образом менялись.
Судом истребованы из налоговых органов, в которых состояли на налоговом учете государственные учреждения Рязанской области "Рязанский лесхоз", "Ряжский лесхоз", "Можарский лесхоз", "Бельковский лесхоз", "Касимовский лесхоз", "Криушинский лесхоз", "Тумский лесхоз", "Ерах-турский лесхоз", документы, свидетельствующие об их создании, а также о возможной реорганизации, переименовании до момента присоединения к Государственному учреждению Рязанской области "Р".
Согласно поступившим документам, в указанных организациях действительно имели место реорганизации, в том числе в форме преобразования (26.09.1991 г.) лесокомбинатов Бельковского, Ерахтурского, Криушинского опытно-показательного, Касимовского и Можарского в лесхозы, а также путем присоединения (12.02.2007 г.) государственных учреждений Рязанской области "Бельковский лесхоз", "Ерахтурский лесхоз", "Касимовский лесхоз", "Криушинский опытно-производственный лесхоз", "Можарский лесхоз", "Спасский лесхоз", "Тумский лесхоз", "Ряжский лесхоз", "Рязанский лесхоз" к государственному учреждения Рязанской области "Р".
Между тем, по мнению суда, данное обстоятельство не повлекло за собой прекращения исполнения государственным учреждением Рязанской области "Р" по обязательствам перед фондом.
Пунктом 4 статьи 57 ГК РФ предусмотрено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица (ч. 5 ст. 58 ГК РФ).
Довод Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, Главного управления лесного хозяйства Рязанской области об отсутствии правопреемства по спорному обязательству не может быть принят во внимание, так как в результате реорганизации лесхозов в форме присоединения, Государственное учреждение Рязанской области "Р" является их единственным правопреемником. Доказательств обратного указанные лица суду не представили.
Заявление этих же лиц об отсутствии в передаточном акте положения о правопреемстве по спорному обязательству, судом не принимается во внимание, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения единственного правопреемника от исполнения обязательства.
Не влечет прекращения исполнения по обязательствам и передача федеральных государственных учреждений, ранее подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Рязанской области, и их переименование в этой связи - в государственные учреждения Рязанской области. Изменения правового статуса и принадлежности имущества юридического лица, состава его учредителей либо названия организации не влияют на обязательства непосредственно самого юридического лица, возникшие до изменений указанных обстоятельств.
Кроме того, реорганизация, имевшая место в декабре 2007 г. (согласно распоряжению Правительства Рязанской области от 25.10.2007 г. N 454-р) в форме выделения из государственного учреждения Рязанской области "Р" 19 государственных учреждений (лесничеств), подведомственных управлению природопользования Рязанской области (пункт 1 Распоряжения от 25.12.2007 г. N 624-р) сохранила обязательства перед фондом непосредственно у государственного учреждения Рязанской области "Р", поскольку спорные обязательства к вновь образованным юридическим лицам в порядке п. 4 ст. 58 ГК РФ не переданы. Выводы суда подтверждаются разделительным балансом (по состоянию на 27.12.2007 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каких либо доказательств подтверждающих свои доводы Правительство Рязанской области, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области и Главное управление лесного хозяйства Рязанской области не представили. Их утверждения носят предположительный характер.
В этой связи, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Государственному учреждению Рязанской области "Р" в месячный срок включить в ликвидационный баланс государственного учреждения Рязанской области "Р" в требования кредиторов третьей очереди государственное учреждение- Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с суммой повременных капитализированных платежей - 9680133 руб. 94 коп.
2. Взыскать с государственного учреждения Рязанской области "Р" (г. Рязань, ул. Е., д. 9, основной государственный регистрационный номер 1066234043237) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 30 марта 2009 г. N А54-4146/2008С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании