Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 30 января 2009 г. N А54-4538/2008
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Г.С.В., Рязанская область к Государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о снижении размера штрафных санкций
при участии в заседании:
от заявителя - Г.С.В., предприниматель, паспорт;
от ответчика - Н.Н.А., ведущий специалист отдела правового обеспечения, доверенность N 4 от 11.01.09 г., паспорт, установил:
Индивидуальный предприниматель Г.С.В., Рязанская область обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о снижении размера штрафных санкций по решению Государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении предпринимателя Г.С.В. к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 5000 руб. до 50 руб.
В судебном заседании 28.01.2009 г. предприниматель Г.С.В. уточнил требования и просит суд признать решение Государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 7679 от 09.09.2008 г. недействительным полностью. Заявитель полагает, что поскольку Х.О.А. фактически не приступила к работе 01.06.2008 г., основания для наложения штрафа отсутствуют. Заявитель просит суд учесть следующие обстоятельства: инвалидность 1 группы, наличие на иждивении 4 детей (из которых двое детей несовершеннолетние), факт награждения орденом Мужества.
Представитель ответчика по существу заявленных требований возражает, доводы изложены в отзыве.
Из материалов дела следует, что Г.С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением государственного регистрационного номера 304622536400077.
01.06.2008 года предприниматель Г.С.В. заключил трудовой договор с Х.О.А. о приеме на работу в должности бармена (л.д. 46-47).
04.07.2008 г. предприниматель Г.С.В. обратился в Фонд с заявлением о регистрации в качестве страхователя физического лица в связи с заключением трудового договора с физическим лицом (л.д. 44-45).
По результатам камеральной проверки заявления предпринимателя Г.С.В., Фонд установил нарушение срока регистрации в качестве страхователя, предусмотренного статьей 6 ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), о чем составлен акт камеральной проверки N 18814 н/с от 15.07.2008 г. (л.д. 49).
Акт камеральной проверки N 18814 н/с от 15.07.2008 г. и уведомление о том, что рассмотрение материалов проверки и принятие решения по ее результатам будет производиться 14.08.2008 г. по адресу: С., д. 10, каб. 301, направлены предпринимателю Г.С.В. заказной корреспонденцией 23.07.2008 г. (л.д. 50-51).
Предприниматель Г.С.В. представил свои возражения на акт камеральной проверки N 18814 н/с от 15.07.2008 г. (л.д. 5).
14.08.2008 г. ответчиком составлен протокол N 8991 о рассмотрении материалов камеральной проверки страхователя в отсутствие представителя предпринимателя Г.С.В. (л.д. 52).
09.09.2008 г. Фондом принято решение N 7679 о привлечении предпринимателя Г.С.В. к ответственности за нарушение установленного Федеральным законом срока на регистрацию согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 5000 руб. Копия решения N 7679 от 09.09.2008 г. получена предпринимателем Г.С.В. 16.09.2008 г. (л.д. 3,53).
Требованием N 13317 от 24.10.2008 г., направленным заявителю заказной корреспонденцией 29.10.2008 г., предпринимателю Г.С.В. предложено в срок до 10.11.2008 г. уплатить штраф в сумме 5000 руб. (л.д. 54-55).
Поскольку в указанный в требовании срок штраф не был оплачен, Фондом выставлено инкассовое поручение N 5340, по которому штраф списан со счета предпринимателя Г.С.В. в бесспорном порядке.
Не согласившись с решением Фонда N 7679 от 09.09.2008 г., предприниматель Г.С.В. обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, суд пришел к выводу, что уточненное заявление предпринимателя Г.С.В. подлежит удовлетворению.
В силу статьи 6 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) (далее - Федерального закона N 125-ФЗ), регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, осуществляется в исполнительных органах страховщика на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников. Порядок регистрации страхователей, указанных в абзацах третьем, четвертом и пятом части первой настоящей статьи, устанавливается страховщиком.
В соответствии с п. 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ, страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
Нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Факт несвоевременной подачи заявления и, соответственно, несвоевременная регистрация в Фонде социального страхования подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем Г.С.В.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что Фондом допущены нарушения при привлечении предпринимателя к ответственности.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 НК РФ, и в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что акт проверки и другие материалы проверки, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) Фонда, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно пункту 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя.
Как установил суд, при принятии решения от 09.09.2008 г. Фонд в нарушение пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации заблаговременно не известил предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не предложил представить возражения по выводам проверки и при необходимости - недостающие документы, чем существенно нарушил права предпринимателя.
Как пояснил суду представитель ответчика, рассмотрение материалов проверки состоялось 14.08.2008 г. в отсутствие представителя предпринимателя Г.С.В., что подтверждается протоколом N 8991 о рассмотрении материалов камеральной проверки страхователя.
Как пояснил суду предприниматель Г.С.В., 14.08.2008 г. он прибыл в Фонд и представил свои возражения на акт камеральной проверки N 18814 н/с от 15.07.2008 г. (л.д. 5).
В материалы дела решение Фонда от 14.08.2008 г. не представлено.
Решение N 7679 по результатам рассмотрения акта камеральной проверки N 18814 н/с вынесено заместителем управляющего Фонда 09.09.2008 г., копия решения получена предпринимателем Г.С.В. 16.09.2008 г. (л.д. 3). В оспариваемом решении отражено, что заместителем управляющего Фонда рассмотрен только акт камеральной проверки N 18814 н/с, факт явки либо неявки предпринимателя Г.С.В. на рассмотрение материалов проверки не зафиксирован.
То обстоятельство, что решение по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено 09.09.2008 г., а не 14.08.2008 г., свидетельствует о том, что 09.09.2008 г. еще раз состоялось рассмотрение материалов проверки.
Вместе с тем, Фонд не известил предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов проверки 09.09.2008 г. Доказательств извещения предпринимателя о рассмотрении материалов дела на дату фактического вынесения решения (09.09.2008 г.) Фондом не представлено.
Довод представителя ответчика о том, что решение вынесено 14.08.2008 г., а изготовлено 09.09.2008 г., судом не принимается, поскольку оспариваемое решение Фондом принято с нарушением 10-дневного срока, регламентированного п. 1 ст. 101 НК РФ.
Более того, в оспариваемом решении о привлечении к ответственности, в нарушение п. 8 ст. 101 НК РФ, не изложены обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, не изложены доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, при оценке доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлен факт рассмотрения Фондом материалов рассматриваемой камеральной проверки и вынесения оспариваемого решения в отсутствие страхователя, не извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении Фондом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшем за собой существенные нарушения прав страхователя на свою защиту.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший акт, решение.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если оспариваемые ненормативные акты государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативных правовых актов недействительными.
Суд пришел к выводу о том, что неисполнение Фондом требований ст. 101 Кодекса и лишение предпринимателя права на представление возражений и объяснений является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности. Судом учтено, что оспариваемое решение вынесено лишь по результатам рассмотрения акта камеральной проверки N 18814 н/с, без учета возражений предпринимателя.
Поскольку Фонд при привлечении страхователя к ответственности допустил нарушение существенных условий процедуры привлечения к ответственности, оспариваемое решение Фонда как не соответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы предпринимателя Г.С.В. в сфере предпринимательской деятельности, следует признать недействительным полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение Государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному Страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 09.09.2008 г. N 7679, вынесенное в отношении предпринимателя Г.С.В. (Рязанская область, Шиловский район, п. Лесной, ул. Л., д. 1а, основной государственный регистрационный номер 304622536400077), проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным полностью.
Обязать Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Рязань, ул. С., д. 53) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Г.С.В. (Рязанская область, Шиловский район, п. Лесной, ул. Л., д. 1а, основной государственный регистрационный номер 304622536400077), вызванные принятием решения от 09.09.2008 г. N 7679.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 30 января 2009 г. N А54-4538/2008
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании