Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 27 февраля 2009 г. N А54-109/2009С5
(извлечение)
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2009 года.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 февраля 2009 года.
В судебном заседании 13.02.2009 г. объявлялся перерыв до 20.02.2009 г.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Ш.И.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Р.И.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С" (г. Рязань) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области (г. Рязань)
о признании недействительным постановления от 25.12.2008 г. N 77
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ф.В.В., представитель, доверенность от 04.02.2009 г., паспорт.
от административного органа - (13.02.2009 г.) Г.Д.М., главный специалист-эксперт, доверенность N 87 от 22.01.2009 г., служебное удостоверение; (20.02.2009 г.) Захарян С.С, ведущий специалист-эксперт, доверенность от 27.01.2009 г. N 90, паспорт.
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "С" с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области от 25.12.2008 г. N 77.
Председатель заявителя в судебном заседании вышеуказанное требование поддержал и указал, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку спорный земельный участок занят обществом с ограниченной ответственностью "С" не самовольно, а на основании договора от 19.11.2007 г., заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "С" и муниципальным учреждением "Дирекция благоустройства города", на выполнение работ по благоустройству спорного земельного участка.
Представитель административного органа заявленное требование общества с ограниченной ответственностью "С" отклонил, так как договор, на который сослался заявитель, право пользования земельным участком не подтверждает.
Из материалов настоящего дела следует, что 16.12.2008 г. специалистом Управления административно-технической инспекции администрации города Рязани проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "С" земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 6, д. 8 ориентировочно общей площадью 3062,9 кв.м.
В ходе данной проверки специалистом Управления административно-технической инспекции администрации города Рязани выявлено, что общество с ограниченной ответственностью "С" использует земельный участок по адресу: ул. В., д. 6, д. 8 ориентировочно общей площадью 3062,9 кв.м. для строительства торгово-офисного здания. Земельный участок по адресу: ул. В., д. 8, площадью 721 кв.м. с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0020 используется на основании свидетельства от 20.08.2007 г. серия 62 МГ N 524603 о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок. Земельный участок по адресу: ул. В., д. 6, площадью 550 кв.м. с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0023 используется на основании постановления от 07.05.2007 г. N 1372 администрации г. Рязани об уточнении площади и адресного ориентира данного земельного участка. Остальной земельный участок ориентировочной площадью 1791,9 кв.м., огороженный забором для расширения строительной площадки, Обществом с ограниченной ответственностью "С" занят самовольно.
Указанное нарушение специалистом Управления административно-технической инспекции администрации города Рязани отражено в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 16.12.2008 г. N 21-ж. С содержанием акта проверки соблюдения земельного законодательства от 16.12.2008 г. N 21-ж был ознакомлен Ч.Д.С. - инженер ПТО общества с ограниченной ответственностью "С", действующий на основании доверенности от 15.12.2008 г.
16.12.2008 г. Управление административно-технической инспекции администрации города Рязани уведомило общество с ограниченной ответственностью "С" о необходимости прибытия - 18.12.2008 г. к 11 часам по адресу: г. Рязань, ул. В., 107, каб. 338 для проведения мероприятий по осуществлению государственного земельного контроля.
Распоряжением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области от 17.12.2008 г. N 76 государственный инспектор г. Рязани по использованию и охране земель был направлен для проведения проверки соблюдения земельного законодательства обществом с ограниченной ответственностью "С" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. В., 6, 8 ориентировочной площадью 3060 кв. м., предназначенном для строительства торгово-офисного здания.
18.12.2008 г. государственным инспектором Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области (в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью Ч.Д.С.) составлен протокола осмотра территории общества с ограниченной ответственностью "С", к которому приложена фототаблица.
18.12.2008 г. государственным инспектором Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области (в присутствии Ч.Д.С.) составлен протокол об административном правонарушении N 82, в котором отражено существо административного правонарушения общества с ограниченной ответственностью "С", административная ответственность за которое, по мнению административного органа, предусмотрена статьей 7.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В разделе "объяснения лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" протокола об административном правонарушении от 18.12.2008 г. N 77 Ч.Д.С. (доверенность от 15.12.2008 г.) отмечено, что ограждение территории было произведено в связи с требованием Административно-технической инспекции при администрации г. Рязани в момент проведения работ по благоустройству территории на основании договора с МУ "ДБГ" о выполнении работ по благоустройству от 19.11.2007 г. Ч.Д.С. разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренные статьей 51 Конституции, статьями 25-27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола получена Ч.Д.С. - 18.12.2008 г.
18.12.2008 г. заместителем главного государственного инспектора г. Рязани по использованию и охране земель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области вынесено определение N 77 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. В соответствии с данным определением рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "С" назначено на 10 час. 00 мин. 25.12.2008 г. по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 107, к. 338. Данное определение вручено 18.12.2008 г. Ч.Д.С.
25.12.2008 г. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области выдало обществу с ограниченной ответственностью "С" предписание N 77 об устранении нарушения земельного законодательства Российской Федерации в срок до 24.02.2009 г.
В этот же день (25.12.2008 г.) заместителем главного государственного инспектора Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области (в присутствии Ч.Д.С.) вынесено постановление N 77 о назначении административного наказания. В соответствии с данным постановлением общество с ограниченной ответственностью "С" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.
Копии предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 25.12.2008 г. N 77 и постановления об административном правонарушении от 25.12.2007 г. N 77 вручены Ч.Д.С.
13.01.2009 г. общество с ограниченной ответственностью "С" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное обществом с ограниченной ответственностью "С" требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу было установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "С" используются земельные участки, предназначенные для строительства торгово-офисного здания (площадью 550 кв.м) на основании Постановлений Администрации г. Рязани от 09.10.2007 г. N 3691 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51:0023 и N 3690 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 51 : 0020" (площадью 721 кв.м. - свидетельство от 20.08.2007 г. серия 62 МГ N 524603 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 62:29:007 00 51 : 0020), расположенные по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 6, д. 8.
В то же время, представленными материалами настоящего дела подтверждено, что общество с ограниченной ответственностью "С" самовольно заняло дополнительный земельный участок, огородив его забором из профлиста для расширения строительной площадки (ориентировочной площадью 1795 кв.м.), расположенный по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 6, д. 8.
Доказательств наличия у общества с ограниченной ответственностью "С" свидетельства о государственной регистрации права собственности либо договора аренды на указанный земельный участок, арбитражному суду не представлено.
Довод представителя заявителя о том, что спорный участок обществом с ограниченной ответственностью "С" используется на основании договора о выполнении работ по благоустройству от 19.11.2007 г., заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "С" и муниципальным учреждением "Дирекция благоустройства города", предметом которого является выполнение работ по благоустройству спорного земельного участка, является ошибочным, основанным на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Рязани, утвержденного решением Рязанского городского Совета от 28.06.2007 г. N 490-III (в редакции решения Рязанской городской Думы от 12.07.2007 г. N 502-III) земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются для ведения садоводства, огородничества, туризма и отдыха населения, благоустройства и иных целей, не предполагающих строительства.
Условия, сроки и предельные размеры предоставления земельных участков установлены разделом 2 указанного Положения.
В собственность в соответствии с данным разделом могут быть предоставлены земельные участки для обслуживания индивидуального жилого дома, в остальных случаях - только в аренду.
Согласно пункту 1.4 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Рязани от 28.06.2007 г. N 490-III органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками для целей, не связанных со строительством, на территории города Рязани является администрация города.
Таким образом, в данном случае, законным основанием использования заявителем спорного земельного участка может служить только договор аренды, заключенный с Администрацией города Рязани.
В связи с изложенным, арбитражный суд считает, что административное правонарушение в виде самовольного занятия обществом с ограниченной ответственностью "С" земельного участка (ориентировочной площадью 1795 кв.м.) по адресу: г. Рязань, ул. В., д. 6, д. 8 имело место.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными упомянутым Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом и доказательством, отсутствие либо ненадлежащее составление которого делает невозможным установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Порядок составления и содержание протокола об административном правонарушении регламентируется нормами статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2, суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором фиксируются, среди прочих сведений, событие административного правонарушения, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола законному представителю юридического лица разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, и под расписку вручается копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя привлекаемого к ответственности лица с целью предоставления последнему возможности реализовать права и гарантии, установленные Кодексом.
В отсутствие данного лица протокол может быть составлен, если имеются доказательства извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Данные гарантии направлены на защиту лица, привлекаемого к ответственности.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами настоящего дела, протокол об административном правонарушении от 18.12.2008 г. N 82 составлен в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "С" Ч.Д.С, действующего на основании доверенности от 15.12.2008 г.
Из текста доверенности от 15.12.2008 г. усматривается, что директор общества с ограниченной ответственностью М.А.А. уполномочил Ч.Д.С. быть представителем общества в администрации г. Рязани, Управлении административно-технической инспекции и Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области территориальный отдел по городу Рязани по вопросам получения документации, подачи от имени общества заявлений, справок и документов; расписываться, производить оплату и совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2007 г. N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", доказательством надлежащего извещения законного представителя физического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Таким образом следует признать, что Ч.Д.С. не обладал полномочиями законного представителя юридического лица - ООО ""С" в ходе производства по конкретному делу об административном правонарушении. Более того, представленная Ч.Д.С. доверенность была выдана ему обществом 15.12.2008 г., то есть задолго до возбуждения административного производства по делу.
Других документов, достоверно свидетельствующих о соблюдении административным органом требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суду не представлено.
Суд не принимает во внимание пояснение представителя заявителя о том, что общество было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Уведомлением Управления административно-технической инспекции администрации города Рязани от 16.12.2008 г., поскольку основано оно на неправильном понимании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд в силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела не связан доводами, содержащимися в заявлении и приводимыми представителем заявителя, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Так, судом установлено, что, во-первых, из содержания Уведомления от 16.12.2008 г., направленного Управлением административно-технической инспекции администрации города Рязани, следует, что общество вызывается в Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области для проведения мероприятий по осуществлению государственного земельного контроля, а не по конкретному административному делу. Во-вторых, имеющаяся в Уведомлении ссылка о возможности составления протокола об административном правонарушении носит предположительный и информационно-разъяснительный характер. В-третьих, в Уведомлении отсутствует какая либо информация о вменяемом Обществу административном правонарушении, обстоятельствах, времени и месте его выявления.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что административным органом не представлены допустимые доказательства соблюдения при производстве по делу об административном правонарушении гарантий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав привлекаемого к ответственности лица, что является существенным нарушением.
Аналогичное нарушение со стороны Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области имело место и при вынесении постановления о назначении административного наказания от 25.12.2008 г. N 77.
При таких обстоятельства протокол об административном правонарушении от 18.12.2008 г. N 88 и постановления о назначении административного наказания от 25.12.2008 г. N 77 составлены в отсутствие законного представителя общества с ограниченной ответственностью "С", указанное общество было лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, установленной статьей 28.2, пункта 3 статьи 25.4, пункта 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является безусловным основанием для признания оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении недействительным, независимо от того, совершало или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного, заявленное общество с ограниченной ответственностью "С" требование о признании незаконным постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области от 25.12.2008 г. N 77 о назначении административного наказания подлежит удовлетворению.
В силу части статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Постановление Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области от 25.12.2008 г. N 77 о а назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "С" признать незаконным и отменить.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27 февраля 2009 года N А54-109/2009С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании