Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 20 февраля 2009 г. N А54-140/2009С8
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 февраля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области С.И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Р", Рязанская область, с. Захарово,
к Административной комиссии при органах местного самоуправления города Рязани,
об оспаривании постановления Административной комиссии при органах местного самоуправления города Рязани N 20/1/1-01-7832 от 26.08.2008 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
от административного органа: не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
установил: общество с ограниченной ответственностью "Р" (далее - заявитель, ООО "Р", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Административной комиссии при органах местного самоуправления города Рязани (далее -административная комиссия, административный орган) о признании постановления по делу об административном правонарушении от 26.08.2008 г. N 20/1/1-01-7832 незаконным и его отмене в связи с несоблюдением административным органом процедуры привлечения к ответственности, а также в связи с повторным привлечением к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Обществом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В обоснование ходатайства ООО "Р" указывает на то, что оспариваемое постановление заявителем не получено, а ознакомиться с ним общество смогло лишь в материалах дела об исполнительном производстве.
Судом ходатайство рассмотрено, с учетом ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит удовлетворено, поскольку причины пропуска срока признаны уважительными, срок установленный данной статьей не является пресекательным.
Административной комиссией при органах местного самоуправления города Рязани в материалы дела представлено постановление главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы от 04.02.2009 N 14, отменяющее постановление главы муниципального образования, председателя Рязанского городского Совета от 14.07.2006 N 26 "Об образовании административной комиссии при органах местного самоуправления города Рязани".
Отмена постановления главы муниципального образования, председателя Рязанского городского Совета от 14.07.2006 N 26 "Об образовании административной комиссии при органах местного самоуправления города Рязани" не создала правопреемства и не повлекла процедуру ликвидации комиссии. Из постановления не усматривается, какому органу переданы функции комиссии, в связи с чем произвести процессуальную замену не представляется возможным.
Поскольку доказательства упразднения Административной комиссии при органах местного самоуправления города Рязани не представлены, дело подлежит рассмотрению по существу.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Представитель административной комиссии в судебное заседание не явился. В представленном отзыве административный орган заявленные требования не признает, просит отказать их удовлетворении в связи с соблюдением процедуры привлечения ООО "Р" к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении, в соответствии со ст.ст. 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено судом в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: 04.08.2008 г. ведущий специалист Управления административно - технической инспекции Щ.Т.М. и специалист 1 категории К.Л.В. произвели обследование территории от улицы Ленина дома N 9 до РП-28 по улице Р. д. 2/72. Обследованием установлено, что от РП-28 по ул. Р. д. 2/72 к ул. Л. д. 9 проведены земляные работы, вскрыта траншея, ограждение вдоль проведения земляных работ отсутствует. Об указанном составлен акт обследования от 04.08.2008 г.
Извещением от 05.08.2008 г., направленным ООО "Р" по адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 9, Управление административно - технической инспекции пригласило законного представителя общества 08.08.2008 г. к 10 час. 00 мин. по адресу: г. Рязань, ул. П., д. 60, каб. 38, для решения вопроса по проведению земляных работ по ул. Р. отд. 2/72 (РП-28) к ул. Л. д. 9 без разрешения (ордера) и для составления протокола в отношении юридического лица.
08.08.2008 г. специалистом 1 категории Управления административно -технической инспекции К.Л.В. в отношении ООО "Р" (в отсутствие представителя последнего) составлен протокол об административном правонарушении N 1790/р, в котором зафиксировано, что 04.08.2008 г. в 15 час. 15 мин. на ул. Л. от дома N 9 до РП-28 по ул. Р. д. 2/72 ООО "Р" допустило проведение земляных работ без письменного разрешения (ордера).
Протокол об административном правонарушении N 1790/р от 08.08.2008 г. был направлен ООО "Р" 12.08.2008 г. по адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 9.
18 августа 2008 г. в адрес общества заказным письмом было направлено уведомление с просьбой представителю ООО "Р" явиться на заседание административной комиссии 26.08.2008 г.
26.08.2008 г. Административной комиссией при органах местного самоуправления города Рязани в отсутствие заявителя вынесено постановление N 20/1/1-01-7832 о наложении на ООО "Р" административного взыскания в виде штрафа в размере 20000 руб. за административное правонарушение, предусмотренное 6.5 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" N 63-03 от 06.10.2003 г.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, арбитражный суд признал заявление подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
На основании п. 5.1 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани, утвержденных решением Рязанского городского совета N 781 от 22.01.2004 г., на территории города Рязани юридическим и физическим лицам запрещается проведение всех видов земляных работ без письменного разрешения (ордера) или после окончания срока его действия в случае отсутствия разрешения на строительство на участке проведения земляных работ.
Согласно ст. 6.5 Закона Рязанской области от 06.10.2003 г. N 63-03 "Об административных правонарушениях" (утратил силу с 01.01.2009 г.) нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами Рязанской области и актами органов местного самоуправления Рязанской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Наличие события или состава административного правонарушения, в соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении в силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является одним из доказательств совершения лицом правонарушения, а часть 3 названной статьи содержит запрет использования доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно протокола об административном правонарушении от 08.08.2008 г N 1790/р обществу вменяется то, что 04.08.2008 г. в 15 час. 15 мин. на ул. Л. от дома N 9 до РП-28 по ул. Р. д. 2/72 оно допустило проведение земляных работ без письменного разрешения (ордера).
В качестве доказательства совершения ООО "Р" указанного правонарушения административным органом представлен акт обследования от 04.08.2008 г.
Однако акт обследования территории от ул. Л. дома N 9 до РП-28 по ул. Р. д. 2/72 арбитражный суд не может считать доказательством совершения заявителем административного правонарушения, поскольку указанным актом зафиксированы только последствия земляных работ.
Указаний на то, что такие работы совершены ООО "Р", а также на то, что они совершены без письменного разрешения (ордера) либо с истечением его срока либо при отсутствии разрешения на строительство, акт обследования не содержит.
Соответственно, акт обследования от 04.08.2008 г., а также составленный на его основании протокол N 1790/р об административном правонарушении от 08.08.2008 г. нельзя признать бесспорным доказательством вины общества в совершении административного правонарушения.
Иных доказательств совершения обществом правонарушения административной комиссией суду не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд пришел к выводу, что административным органом бесспорно не доказано, что указанные земляные работы проводились без письменного разрешения (ордера), а также что эти работы проводились именно ООО "Р". Соответственно, оснований для привлечения заявителя к ответственности у административной комиссии не имелось.
Кроме того, в нарушение положений ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств извещения ООО "Р" Рязанской области либо его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлены.
Из материалов дела следует, что ООО "Р" зарегистрировано по адресу: Рязанская область, с. З., ул. С., д. 1.
Административный орган направил обществу извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении по иному адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 9.
Ссылка административного органа на то, что извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено по адресу, указанному обществом в качестве адреса для направления почтовой корреспонденции в исковом заявлении, поданном в суд (г. Рязань, ул. Г., д. 9), является несостоятельной по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно Устава ООО "Р" и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.09.2008 место нахождения общества - Рязанская область, Захаровский район, с. Захарово, ул. С., д. 1.
Доказательства того, что в ходе производства по делу об административном правонарушении общество извещало административный орган о необходимости направления корреспонденции по иному адресу, административным органом в материалы дела не представлены.
Следует отметить, что исковое заявление, на которое ссылается административный орган, составлено обществом в более поздний, по сравнению со спорным, период.
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судам разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что Административной комиссией не представлены доказательства соблюдения при производстве по делу об административном правонарушении гарантий, предусмотренных КоАП РФ, направленных на защиту прав привлекаемого к ответственности лица, что является существенным нарушением.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Доказательства извещения ООО "Р", зарегистрированного по адресу: Рязанская область, с. Захарово, ул. С., д. 1, либо его законного представителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом не представлены.
Из материалов дела следует, что административный орган направил обществу извещение о необходимости явки для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении по иному адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 9.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что при производстве по данному делу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было заблаговременно извещено о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем оно было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий, направленных на защиту лица, привлекаемого к ответственности.
Указанные процессуальные нарушения при вынесении постановления являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с ч. 2. ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, суд считает, что постановление Административной комиссии при органах местного самоуправления города Рязани от 26.08.2008 г. N 20/1/1-01-7832 следует признать незаконным, а требования ООО "Р" - удовлетворить.
Из материалов дела следует, что одновременно с подачей в суд заявления о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии от 26.08.2008 N 20/1/1-01-7832, обществом было подано заявление о приостановлении исполнительного производства N 62/3/27587/21/2008 от 18.12.2008, возбужденного судебным приставом-исполнителем Октябрьского районного отдела судебных приставов города Рязани УФССП России по Рязанской области С.О.В. на основании постановления от 26.08.2008 N 20/1/1-01-7832 по делу об административном правонарушении.
Определением от 30.01.2009 по делу N А54-140/2009 С8 данное исполнительное производство было приостановлено.
В силу ч. 1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении следует прекратить.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Постановление от 26.08.2008 г. N 20/1/1-01-7832 Административной комиссии при органах местного самоуправления города Рязани по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Р", расположенного по адресу: Рязанская область, Захаровский район, с. Захарово, ул. С., д. 1, к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 Закона Рязанской области от 06.10.2003 г. N 63-ОЗ "Об административных правонарушениях" в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, при знать незаконным и отменить полностью.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 20 февраля 2009 г. N А54-140/2009С8
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании