Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 26 января 2009 г. N А54-4926/2008С5
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 января 2009 года. Полный текст решения изготовлен 26 января 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Ш.И.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Р.И.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального предприятия города Рязани "Ж" (г. Рязань) к Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области (г. Рязань)
о признании незаконным бездействия по отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика
при участии в судебном заседании:
от заявителя - М.А.И., представитель, доверенность от 18.03.2008 г. N 2, паспорт.
от ответчика - С.Л.Л., специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 11.01.2009 г. N 03-27/6, служебное удостоверение.
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Муниципальное предприятие города Рязани "Ж" с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области об отмене решения от 22.05.2008 г. N 11768 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика
В судебном заседании представитель заявителя изменил заявленное требование и просил арбитражный суд признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 22.05.2008 г. N 11768 о приостановлении расходных операций по счету.
Изменение заявленного требования принято арбитражным судом к рассмотрению по существу.
Кроме того, представитель заявителя ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта. В обоснование заявленного ходатайства представитель заявителя указал на то, что заявителем предпринимались меры по урегулированию данного спора в досудебном порядке путем направления запроса в адрес Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, на который был получен ответ с отказом в отмене оспариваемого решения, а также запроса в Управление Федеральной налоговую службы России по Рязанской области, ответ на который в течение двух месяцев получен не был.
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Следовательно, арбитражный суд вправе восстановить пропущенный срок для подачи заявления, если признает причины пропуска уважительными.
На основании статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Оспариваемое решение вынесено Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области - 22.05.2008 г.
Срок для обжалования, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истек - 22.08.2008 г. Фактически заявление Муниципальным предприятием города Рязани "Ж" подано в арбитражный суд 28.11.2008 г.
До обращения в арбитражный суд заявителем принимались меры по обжалованию решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика боров) или налогового агента в банке от 22.05.2008 г. N 11768 в вышестоящий налоговый орган.
Учитывая изложенное, а также в целях соблюдения процессуального права налогоплательщика на судебную защиту и, принимая во внимание уважительную причину задержки, незначительный период просрочки, арбитражный суд в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным восстановить пропущенный заявителем трехмесячный срок предъявления заявления в арбитражный суд.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование (с учетом его изменения) поддержал. При этом указал, что сумма обязательных платежей, указанная в требовании N 1338 от 16.04.2008 г., не является текущей. Выездная налоговая проверка проводилась по вопросам правильности исчисления налогов за 2004, 2005, 2006 годы. Согласно Постановлению Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Налоговым периодом для налогов является один год, истекший в 2004, 2005, 2006 годах. Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) МП "Ж" возбуждено 14.09.2007 г. Обязанность по уплате указанных налогов возникла до принятия заявления о признании должника банкротом, и задолженность подлежит включению в реестр требований кредиторов. Уплата конкурсным управляющим суммы, указанной в требовании N 1338 от 16.04.2008 г., повлечет нарушение положений статей 134, 142 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" в виде преимущественного удовлетворения требований одного кредитора перед другими.
Представитель ответчика в судебном заседании требование заявителя отклонил и пояснил, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности по отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, вынесенного в период процедуры банкротства должника вследствие неисполнения последним обязанности по уплате текущих платежей.
Из материалов настоящего следует, что определением Арбитражного суда Рязанской области от 14.09.2007 г. в отношении Муниципального предприятия города Рязани "Ж" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2007 г. в отношении Муниципального предприятия города Рязани "Ж" введена процедура банкротства - наблюдение.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.03.2008 г. по делу N А54-4127/2007 С19 Муниципальное предприятие города Рязани "Ж" признано несостоятельным (банкротом). С целью принудительной ликвидации Муниципального предприятия города Рязани "Ж" открыто конкурсное производство сроком на один год. Утвержден конкурсный управляющий - К.С.С.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области (на основании решения начальника данного налогового органа от 16.11.2007 г. N 13-10/299) проведена выездная налоговая проверка Муниципального предприятия города Рязани "Ж" по вопросам: правильности исчисления и удержания налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г.; полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц с 01.01.2004 г. по 16.11.2007 г., а также представления сведений о доходах физических лиц за 2004-2006 г.г.; правильности исчисления и уплаты единого социального налога за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г.; правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г.
Результаты указанной проверки отражены в акте от 13.02.2008 г. N 13-10/1119 дсп.
17.03.2008 г. начальник Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 13.02.2008 г. N 13-10/621 дсп, вынес решение N 13-10/1119 дсп об отказе в привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявителю предложено произвести уплату: налога на доходы физических лиц в размере 820436 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 382474 руб. 11 коп.; единого социального налога в федеральный бюджет в размере 23423 руб.; пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере 15779 руб. 79 коп. Общая сумма доначисленных налогов и пени составила 1242112 руб. 90 коп.
На основании указанного решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.04.2008 г. N 1338, направленное в адрес предприятия.
В связи с неисполнением заявителем требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.04.2008 г. N 1338, Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области приняты решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента-организации на счетах в банках от 21.05.2008 г. N 9164; решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке от 22.05.2008 г. N 11768.
21.07.2008 г. заявителем в Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области (исх. N 354/08) направлено письмо о снятии ограничения по распоряжению конкурсным управляющим счетом должника - Муниципального предприятия города Рязани "Ж (расчетный счет в МКБ им. С.Живаго г. Рязань N 407028100000000001824) и отмене решения от 22.05.2008 г. N 11768.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области в ответе на вышеуказанное письмо сообщило, что оснований для отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке от 22.05.2008 г. N 11768.
Не согласившись с ответом Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, заявитель направил обращение в Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области с требованием в досудебном порядке урегулировать возникший спор.
28.11.2008 г. заявитель обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные в совокупности материалы настоящего дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Муниципальным предприятием города Рязани "Ж" требование (с учетом его изменения) подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Из пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о принудительном взыскании налога или сбора, которое в свою очередь, принимается в связи с неисполнение обязанности по уплате налога.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Однако, порядок исполнения обязанности по уплате налогов лицом, признанным несостоятельным (банкротом), имеет свои особенности урегулированные специальным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что основания признания судом юридического лица банкротом, порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 306-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Таким образом, в силу специальной нормы указанного закона на стадии конкурсного производства налоговый орган не вправе приостанавливать операции по счетам предприятия в банке.
Согласно пункту 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 306-ФЗ) все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства составляет конкурсную массу.
При этом, в силу пункта 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, денежные средства относятся к движимому имуществу должника.
В пункте 1 статьи 133 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 306-ФЗ) предусмотрено, что конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).
Таким образом, на основном счете аккумулируются денежные средства должника, с него осуществляются выплаты кредиторам в порядке очередности, а также текущие платежи.
Очередность удовлетворения требований кредитов установлена в статье 134 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 306-ФЗ).
Арбитражным судом установлено, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.03.2008 г. по делу N А54-4127/2007 С19 Муниципальное предприятие города Рязани "Ж" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден С.С.К.
22.05.2008 г. Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области принято решение N 11768 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, то есть после введения в отношении Муниципального предприятия города Рязани "Ж" конкурсного производства.
На основании данного решения приостановлены все расходные операции заявителя по расчетному счету N 407028100000000001824, открытому в "МКБ им. С.Живаго" г. Рязань.
В обоснование своей позиции ответчик указал на то, что оспариваемое решение принято во исполнение требования об уплате налога от 16.04.2008 г. N 1338, в которое включены суммы налогов, доначисленные по решению выездной налоговой проверки по сроку уплаты 17.03.2008 г. и являющиеся текущими платежами.
Данный довод Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области не принимается арбитражным судом во внимание.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 306-ФЗ) определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве") после введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.
Арбитражным судом установлено, что недоимка (2006 г.), в связи с наличием которой вынесено спорное решение, не имеет статуса текущей, поскольку срок исполнения обязанности Муниципального предприятия города Рязани "Ж" по уплате налога на доходы физических лиц, единого социального налога в общей сумме 843859 руб. наступил после открытия конкурсного производства (18.03.2008 г.).
Арбитражным судом отклоняется довод Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области на пункт 10 Приказа Федеральной налоговой службы от 18.10.2004 г. N САЭ-3-19/2 "Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации, как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами Федеральной налоговой службы России" определено, что в случае выявлений нарушений по уплате текущих платежей в ходе конкурсного производств налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 306-ФЗ) не допускает возможности применения каких-либо ограничений в распоряжении денежными средствами должника, в отношении которого объявлено конкурсное производство, в том числе и при взыскании текущих платежей.
С учетом вышеизложенного решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке от 22.05.2008 г. N 11768 противоречит п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В виду того, что оспариваемое решение противоречит п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и, соответственно, нарушает права и законные интересы заявителя, так как создает препятствия для осуществления распоряжения своим имуществом, а также соразмерному удовлетворению требований кредиторов на стадии конкурсного производства и осуществлению всех предусмотренных законодательством о банкротстве мер, следует признать заявленное Муниципальным предприятием города Рязани "Ж" требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке от 22.05.2008 г. N 11768 правомерным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на налоговый орган. При обращении в суд заявителю была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения дела по существу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке от 22.05.2008 г. N 11768, проверенное на соответствие Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве), признать недействительным.
2. Обязать Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области устранить нарушение прав и законных интересов Муниципального предприятия города Рязани "Ж", допущенное при принятии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке от 22.05.2008 г. N Ц768.
3. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, г. Рязань в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 января 2009 г. N А54-4926/2008С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании