Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 6 июля 2009 г. N А54-3001/2009С5
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по городу Рязани к обществу с ограниченной ответственностью "У" (г. Рязань)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
от ответчика - Т.Д.В., представитель, доверенность от 11.01.2009 г., паспорт.
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление внутренних дел по городу Рязани с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "У" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "У" заявленное требование Управления внутренних дел по городе Рязани отклонил.
Из материалов настоящего дела следует, что Администрация г. Рязани письмами от 22.04.2009 г. (исх. N 15-374; от 14.05.2009 г. N 15-435 - л.д. 78) адресованными Управлению внутренних дел по городу Рязани, Отделу милиции общественной безопасности г. Рязани просила провести проверку общества с ограниченной ответственностью "У" на предмет наличия у общества лицензии на ведение деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Управление внутренних дел по городу Рязани запросило у руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Рязанской области А.В.С. предоставление соответствующей информации (л.д. 9).
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Рязанской области (19.05.2009 г. исх. 03-1259 - л.д. 10) сообщило, что интересующий вид деятельности по сбору и транспортировке опасных отходов в виде отходов из жилищ несортированных подлежит лицензированию, и кроме того, класс опасности отхода и данные агрегатного состояния и физической формы для них необходимо подтверждать свидетельством о классе опасности отходов для окружающей природной среды. Общество с ограниченной ответственностью "У" не обращалось в Управление Ростехнадзора по Рязанской области с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
08.06.2009 г. сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани в отношении общества с ограниченной ответственностью "Т" (г. Рязань, ул. В., д. 99) составлен протокол об административном правонарушении N 62 ЮЛ 000023 (л.д. 6).
В данном протоколе отражено, что 08.06.2009 г. в 10 час. в г. Рязани на улицах В., д. 97, ул. Д., д. 3 общество с ограниченной ответственностью "Т" осуществляло сбор и транспортировку опасных отходов в виде отходов из жилищ несортированных, подлежащих лицензированию, без специального разрешения. По мнению, сотрудника Управления внутренних дел по городу Рязани обществом совершено административное правонарушение, административная ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении от 08.06.2009 г. N 62 ЮЛ 000023 составлен в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Т" К.А.А, действующего на основании доверенности от 11.01.2009 г. (л.д. 15).
В разделе объяснения, замечания законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении указанного протокола отмечено представителем общества К.А.А., что "с данным протоколом не согласен по следующим основаниям: согласно письму Управления Ростехнадзора по Рязанской области п. 2 письма Минрегионразвития от 03.10.2008 г. N 25008-СК/14, вид деятельности по выводу ТБО не лицензируется" (л.д. 6).
К протоколу сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани были приложены копии следующих документов: доверенность гражданина К.А.А.; Устав общества с ограниченной ответственностью "Т"; рапорт на продление; запрос и ответ на запрос; письмо Администрации г. Рязани.
Протокол содержит отметки о том, что представитель общества с ограниченной ответственностью "Т" К.А.А. с протоколом ознакомлен. Статья 51 Конституции Российской Федерации, статьи 24.2, 24.4, 25.4, 28.2, 29.3, 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статья 25.1 Кодекса Российской Федерации К.А.А. разъяснены, копия протокола им получена - 08.06.2009 г. (л.д. 6).
16.06.2009 г. Управление внутренних дел по городу Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы представителя общества с ограниченной ответственностью "У", Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Управлением внутренних дел по г. Рязани требование не подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении юридического лица от 08.06.2009 г. N 62 ЮЛ 000023 (л.д. 6) обществу с ограниченной ответственностью "У" вменяется то, что 08.06.2009 г. в 10 час. в г. Рязани на ул. В., д. 97 и ул. Д., д. 3, общество осуществляло сбор и транспортировку опасных отходов из жилищ, несортированных, подлежащих лицензированию, чем нарушен подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, обществу с ограниченной ответственностью "У" вменяется два самостоятельных факта по сбору и транспортировке опасных отходов (из жилищ) в разных местах г. Рязани - улицах (ул. В., д. 97 и ул. Д., д. 3), совершенные в одно и тоже время (10 час.).
Между тем, Управление внутренних дел по городу Рязани указанные не могло фиксировать одновременно в 10 час. 08.06.2009 г. (в одно и тоже время) в одном протоколе об административном правонарушении два самостоятельных факта, требующих перемещение по улицам города Рязани.
Более того, протокол не содержит указания на способ, каким, по мнению заявителя, осуществлялся сбор и транспортировка отходов, какие конкретно опасные отходы собирало общество, на основание чего и откуда.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для обращения в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, возлагается на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Управлением внутренних дел по городу Рязани не представлены какие-либо доказательства (протокол осмотра территорий и др.), собранные 08.06.2009 г. и подтверждающие факт совершения обществом с ограниченной ответственностью "У" правонарушения, выразившиеся в сборе и транспортировке опасных отходов на ул. В., д. 97 и ул. Д., д. 3 в указанный период.
Не представлено заявителем и документальных доказательств того, что территорию улиц В., д. 97 и Д., д. 3 в г. Рязани обслуживает именно общество с ограниченной ответственностью "У".
Управлением внутренних дел по городу Рязани не исследовалась принадлежность контейнерных площадок, находящихся на вышеназванных улицах, а также то, что в контейнерах находились бытовые отходы (несортированные) относящиеся к классу опасных.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г. N 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" установлены следующие понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасность, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Статьей 9 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" также установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного следует, что не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию размещению опасных отходов (подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Таким образом, если действия хозяйствующего субъекта не связаны со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием и размещением отходов, то лицензия ему не требуется.
В соответствии с Уставом общества с ограниченной ответственностью "У" видами деятельности общества являются: управление эксплуатацией жилого фонда; управление эксплуатацией нежилого фонда; производство, передачи и распределение электроэнергии (тепловой энергии; воды); удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; устройство покрытий зданий и сооружений; производство каменных работ; производство санитарно-технических работ; (отделочных; штукатурных; столярных и плотницких работ); устройство покрытий полов и облицовка стен; производство малярных и стекольных работ (прочих отделочных и завершающих работ); торгово-закупочная деятельность (л.д. 13-14).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "У" в судебном заседании пояснил, что деятельностью по сбору и транспортировке опасных отходов общество не занимается, в связи с чем вменяемое административным органом правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации, не признал.
В качестве доказательства подтверждающего факт совершения обществом с ограниченной ответственностью "У" административного правонарушения Управление внутренних дел по городу Рязани в материалы настоящего дела представило только протокол об административном правонарушении от 08.06.2009 г. N 62 ЮЛ 000023 (л.д. 6).
Иных безусловных документальных доказательств того, что общество с ограниченной ответственностью "У" осуществляло (08.06.2009 г.) деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов, Управление внутренних дел по городу Рязани арбитражному суду не представило.
Представленные Управлением внутренних дел по городу Рязани в материалы настоящего дела письма Администрации г. Рязани от 28.04.2009 г. N 15-374, от 14.05.2009 г. N 15-435 (л.д. 7-8); Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Рязанской области (л.д. 10) также не подтверждают обстоятельств совершения обществом с ограниченной ответственностью "У" деятельности по сбору и транспортировке опасных отходов.
Более того, Управлением внутренних дел по городу Рязани не представлено каких-либо документальных доказательств осуществления указанной деятельности обществом с ограниченной ответственностью "У" за последние два месяца (май-июнь 2009 года).
Согласно пункту 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден, а именно: если в действии (бездействии) отсутствовали признаки, предусмотренного Кодексом Российской Федерации противоправного деяния, а также при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.
Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью "У" факт осуществления деятельности по сбору и транспортировке опасных отходов отрицает, а Управление внутренних дел по городу Рязани не представило документальных доказательств, безусловно свидетельствующих об осуществлении названным обществом деятельности, требующей лицензирования, у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для привлечения общества с ограниченной ответственностью "У" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, арбитражный суд отмечает на следующее.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, наряду с другими вопросами, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, иные протоколы, правильно ли оформлены другие материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются в том числе протоколом об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Из содержания названных норм закона следует, что составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (части 2 статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); при составлении протокола названным лицам разъясняются права и обязанности, установленные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для участников производства, среди которых - установленное частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право давать объяснения по делу и заявлять отводы (часть 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); лицам, привлекаемым к административной ответственности, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также предоставлено право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Исходя из смысла и содержания названной нормы закона протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении лица (защитника), действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Такое лицо допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 г. N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как усматривается из материалов настоящего дела, протокол об административном правонарушении от 08.06.2009 г. N 62 ЮЛ 000023 составлен в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "У" К.А.А., действующего на основании доверенности от 11.01.2009 г. (л.д. 15). Указанный протокол об административном правонарушении вручен данному представителю.
Однако, из содержания доверенности от 11.01.2009 г. (л.д. 15), выданной до возбуждения дела об административном правонарушении следует, что К.А.А. не уполномочен представлять интересы общества с ограниченной ответственностью "У" по делам, связанным с административным производством в общем, и по данному делу конкретному делу, в частности. Общество с ограниченной ответственностью "У" не передавало свои полномочия, связанные с представительством при составлении (08.06.2009 г.) протокола об административном правонарушении. При таких обстоятельствах, К.А.А. не может считаться законным представителем общества с ограниченной ответственностью "У" при составлении протокола об административном правонарушении от 08.06.2009 г. N 62 ЮЛ 000023.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "У" в судебном заседании пояснил арбитражному суду, что директор общества Р.М.А. (08.06.2009 г.) в день составления протокола об административном правонарушении отсутствовал на своем рабочем месте, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении директор общества Р.М.А. не знал.
Доказательств обратного Управление внутренних дел по городу Рязани арбитражному суду не представило.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2009 г. по делу N А54-3001/2009 С5 на административный орган была возложена обязанность представить арбитражному суду документы, подтверждающие извещение юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 1).
Представитель Управления внутренних дел по городу Рязани в судебное заседание (29.06.2009 г.) не явился, документальных доказательств и иных доказательств, извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении арбитражному суду не представил.
В связи с чем, арбитражный суд считает, что указанный протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества с ограниченной ответственностью "У", законный представитель данного общества не был надлежащим образом уведомлен Управлением внутренних дел по городу Рязани о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, установленной статьями 28.2, 25.5, 25.1 Кодекса Российской Федерации.
Кроме того, на основании статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол и в нем указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Как установлено арбитражным судом, в графе организационно-правовая форма юридического лица (полностью), его наименование, фирменное наименование протокола об административном правонарушении от 08.06.2009 г. N 62 ЮЛ 000023 указано - общество с ограниченной ответственностью "Т".
Пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическое лицо имеет свое наименование. Согласно Уставу общества с ограниченной ответственностью "У" (л.д. 12-14) полное фирменное наименование общества - общество с ограниченной ответственностью "У". Сокращенное фирменное наименование общества - ООО "У".
В связи с чем, следует признать, что протокол об административном правонарушении, составленный в отношении юридического лица от 08.06.2009 г. N 62 ЮЛ 000023 содержит недостоверные сведения о лице, которое привлекается к административной ответственности.
При нарушении установленного законом порядка производства по делу об административном правонарушении протокол об административном правонарушении, составленный в отношении юридического лица от 08.06.2009 г. N 62 ЮЛ 000023 (л.д. 6), в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является доказательством по делу, поэтому отраженные в нем обстоятельства совершения административного правонарушения являются недоказанными, что исключает возможность привлечения общества с ограниченной ответственностью "У" к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает необходимым отказать Управлению внутренних дел по городу Рязани в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "У" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 6 июля 2009 г. N А54-3001/2009С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании