Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 8 июля 2009 г. N А54-3043/2009С3
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Рязань
к индивидуальному предпринимателю П.Н.И., г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от административного органа: Г.Г.П., государственный инспектор, доверенность от 24.11.2008 г. N 01/1745;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом.
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - УГАДН по Рязанской области, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя П.Н.И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий.
Представитель административного органа доводы заявления поддержал.
Предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв не представил, требование не отклонил. В соответствии со ст.ст. 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие предпринимателя, извещенного о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: 02.04.2009 г. в УГАДН по Рязанской области поступило письмо от жителей с. Александрово с просьбой о проведении проверки деятельности индивидуального предпринимателя П.Н.И. в связи с нарушением ею лицензионных требований при перевозке пассажиров (л.д. 6).
06 мая 2009 г. в УГАДН по Рязанской области из 2-ой отдельной роты ДПС ГИБДД УВД по Рязанской области по обслуживанию дороги федерального значения Москва - Челябинск поступила информация от 28.04.2009 г. N 3922 о нарушении водителем М.Н.И. ст. 12.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7).
В связи с чем, начальником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области 26.05.2009 г. было издано распоряжение N 198 о проведении внеплановой проверки деятельности индивидуального предпринимателя П.Н.И. по вопросу соблюдения предпринимателем обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом (л.д. 5).
Результаты проверки оформлены актом проверки N 053-РЮ, составленным проверяющим должностным лицом заявителя 16.06.2009 г. (л.д. 8-17), которым установлено, что предпринимателем осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000176 от 16.06.2009 г. (л.д. 18, 19), в котором отражены нарушения, допущенные индивидуальным предпринимателем П.Н.И.:
- не обеспечено составление графиков работы водителей на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доведением его до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие, с указанием времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), времени перерыва для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, чем нарушены требования п. 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей";
- не обеспечено соблюдение режима труда и отдыха водителей в части представления водителям АТС еженедельного непрерывного отдыха (не менее 42 часов), чем нарушены требования п. 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15;
- нарушена нормальная продолжительность рабочего времени водителей за месяц, чем нарушены требования п.п. 6, 7, 8 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15;
- допущено сокращение времени междусменного (ежедневного) отдыха, чем нарушены требования п.п. 11, 25 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15;
- не ведется учет фактически отработанного времени каждым работником (водителем) по утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. форме, чем нарушены требования ст. 91 Трудового кодекса РФ, п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15.
Копия протокола получена предпринимателем лично, о чем имеется соответствующая запись в протоколе.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя П.Н.И. к административной ответственности.
Рассмотрев и оценив представленные материалы, заслушав доводы представителя административного органа, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 г., деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и ч. 2 ст. 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
П.Н.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 25.01.2001 г. за N ГО 33518 Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани, прошла перерегистрацию в Межрайонной ИМНС России N 3 по г. Рязани (свидетельство серия 62 N 000903897, основной государственный регистрационный номер 304623035100131) (л.д. 36). Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ 20.10.2002 г. ей была выдана лицензия N АСС-62-212162 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д. 33).
Пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения лицензионных требований.
Пунктом 4 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" утв. приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 установлено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Предпринимателем графики работы не ведутся. Доказательств обратного в суд не представлено.
Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Постановлением Минтранса РФ N 15 от 20.08.2004 г., еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п.п. 26, 27).
УГАДН по Рязанской области при проверке табеля учета рабочего времени за май 2009 г. установлено, что индивидуальным предпринимателем П.Н.И. не обеспечено соблюдение режима труда и отдыха водителей в части предоставления водителям АТС еженедельного непрерывного отдыха (не менее 42 часов), а именно: водитель Б.А.Н. отработал с 11.05.2009 г. по 18.05.2009 г. - 8 дней; водитель Р.С.А. отработал с 18.05.2009 г. по 24.05.2009 г. - 7 дней (л.д. 32).
Что является нарушением п. 26 Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Постановлением Минтранса РФ N 15 от 20.08.2004 г.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Пунктом 7 Положения от 20.08.2004 г. N 15 установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При проверке табеля учета рабочего времени (л.д.32), установлено, что при месячной норме рабочего времени за май 2009 г. - 151 час, водитель Б.А.Н. отработал на линии 273 час. (переработка составила 122 час.), водитель Р.С.А. - 169 час. (переработка составила 18 час.), то есть больше установленной нормы. В связи с чем, суд пришел к выводу о нарушении предпринимателем П.Н.И. п.п. 6, 7, 8 Положения от 20.08.2004 г. N 15.
Пунктом 11 Положения от 20.08.2004 г. N 15 установлено, что при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
В силу п. 25 Положения от 20.08.2004 г. N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При проверке путевых листов за май 2009 г. (л.д. 20-31), установлены случаи переработки водителями сменных норм рабочего времени и сокращение времени междусменного (ежедневного) отдыха, а именно: у водителя Р.С.А. согласно путевого листа от 19.05.2009 г. рабочее время составило с 05 час. 50 мин. до 22 час. 00 мин. (что превышает сменную норму на 2 час. 10 мин.), а начало следующей смены - 06 час. 08 мин. (путевой лист от 20.05.2009 г.), то есть время междусменного отдыха составило 08 час. 08 мин., что на 3 час. 52 мин. меньше минимально установленного. У водителя О.С.В. согласно путевого листа от 13.05.2009 г. рабочее время составило с 05 час. 52 мин. до 22 час. 00 мин. (превышение сменной нормы на 2 час. 08 мин.), а начало следующей смены - 06 час. 45 мин. (путевой лист от 14.05.2009 г.), то есть время междусменного отдыха составило 08 час. 45 мин., что на 3 час. 15 мин. меньше минимально установленного. Указанное нарушение совершалось неоднократно по отношению к каждому водителю и характерно по отношению к другим водителям. Тем самым предпринимателем нарушены п.п. 11, 25 Положения.
В соответствии с п. 3.1.2. положения N 27 от 09.03.1995 г. организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Учет должен осуществляться по табелю рабочего времени, утвержденного Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Индивидуальным предпринимателем П.Н.И. ведется учет рабочего времени, однако в нем не отражается фактически отработанное каждым водителем время с учетом периодов, включаемых в рабочее время водителя.
Таким образом, судом установлено, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, предпринимателем нарушаются лицензионные требования.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя П.Н.И. имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении N 000176 от 16.06.2009 г., как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.
Поскольку факт совершения индивидуальным предпринимателем П.Н.И. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, имел место, подтвержден материалами дела, арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя П.Н.И. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя П.Н.И., 03.03.1958 года рождения, уроженку с. Янг-Майдан Ковылкинского района Мордовской АССР, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623035100131, проживающую по адресу: г. Рязань, ул. Г., д. 41, к. 2, кв. 13 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях и взыскать в доход соответствующего бюджета административный штраф в сумме 3000 руб.
Реквизиты по оплате штрафа:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН 6231012050 КПП 623401001
Р/с 40101810400000010008
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 10611690040040000140
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 8 июля 2009 г. N А54-3043/2009С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании