Определение Рязанского областного суда
от 30 сентября 2009 г. N 33-1690
(извлечение)
Судебная коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области на решение Сараевского районного суда Рязанской области от 25 августа 2009 года, которым постановлено:
Признать отказ Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сараевскому району Рязанской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда Б.А.А. необоснованным.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сараевскому району Рязанской области назначить Б.А.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с 23 марта 2008 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения представителя ГУ-УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области по доверенности А.А.Ю., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия установила:
Б.А.А. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области, в котором просил признать необоснованным отказ ГУ - УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области в назначении досрочной трудовой песни по старости и обязать ГУ - УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.
В обоснование своих требований указал, что 21 марта 2008 года обратился с заявлением в ГУ - УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
С 15 февраля 1974 года по 17 сентября 1985 года истец работал кочегаром на Можарском молзаводе. Фактически котельная Можарского молзавода работала на твердом топливе - угле, но в трудовую книжку сделана запись "кочегар", а не кочегар котельной на угле и сланце.
На момент обращения в ГУ - УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области, на 21 марта 2008 года, период осуществления работы кочегаром котельной (на угле и сланце) составил 11 лет 7 месяцев и 2 дня. Все необходимые сведения о трудовой деятельности истцом были предоставлены в пенсионный орган. Однако решением комиссии от 20 июня 2008 года за N 89 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано якобы из-за того, что комиссия не смогла установить соответствие между работой фактически выполняемой истцом и работой, предусмотренной Списками. Архивные справки и акт от 19 июня 2008 года не содержат сведений, подтверждающих характер выполняемых работ.
Считает отказ комиссии при ГУ - УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области в назначении пенсии не законным и не соответствующим принципам законодательства. Трудовая пенсия назначается со дня обращения в пенсионный орган. Регистрация обращения истца сделана 21 марта 2008 года. На момент обращения истец имел необходимый трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Районный суд удовлетворил заявленные требования, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ по Сараевскому району Рязанской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным и принять новое решение об отказе в иске. Так, доказательств, подтверждающих, что котельная работала на твердом топливе, в материалах дела нет. Суд необоснованно принял во внимание свидетельские показания Г.Г.Н. и К.М.А.
Проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам кассационной жалобы, Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно принял во внимание положения, содержащиеся в п. 2 ч. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 537 от 18.07.2002 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 г. N 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" применяются списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными данным Списком.
Согласно списку N 2 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются машинисты (кочегары) котельной на угле и сланце.
Из материалов дела усматривается, что согласно трудовой книжки АТ-II N 9360204 на имя Б.А.А. истец проработал кочегаром котельной Можарского молзавода на угле в период с 15 февраля 1974 года по 17 сентября 1985 года и в период с 17 мая 1987 года по 21 марта 2003 года. Согласно свидетельским показаниям Г.Г.Н. и К.М.А. Б.А.А. действительно работал кочегаром котельной на угле на условиях занятости в течение полного рабочего дня.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что стаж Б.А.А. в качестве кочегара котельной на угле с условием постоянной занятости в течение полного рабочего дня составил более 12 лет.
Из материалов дела также следует, что к моменту обращения в пенсионный орган о наличии права на досрочную трудовую пенсию по старости истец достиг 51 год, соответственно право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" у истца отсутствует.
Однако, учитывая требования ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1, в соответствии с которыми гражданам, указанным в ст. 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п.п. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и п.п. 1 - 9 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно удостоверению серии АП N 041223, выданному 12 ноября 1993 года, Б.А.А. с 26 апреля 1986 года проживает в с. Можары Сараевского района Рязанской области - зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582 Можарский сельский совет Сараевского района Рязанской области входит в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть истец имеет право на снижение возраста на три года.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что истец с учетом уменьшения возраста до 51 года, работы с особыми условиями труда более 12 лет 6 месяцев, выработав общий трудовой стаж более 25 лет, имеет право на досрочное назначение пенсии по старости, поэтому суд обоснованно постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
Бесспорных доказательств, подтверждающих правомерность отказа в назначении Б.А.А. досрочной трудовой пенсии, ответчиком в суд не представлено, хотя в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ на него судом была возложена такая обязанность.
В связи с изложенным решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии данных, подтверждающих занятость истца на тяжелой работе, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, противоречат представленным доказательствам, получившим оценку суда, поэтому не могут являться основаниями для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Сараевского районного суда Рязанской области от 25 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ - Управления пенсионного фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 30 сентября 2009 г. N 33-1690
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании