Определение Рязанского областного суда
от 11 ноября 2009 г. N 33-1902
(извлечение)
Судебная коллегия рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области на решение Касимовского городского суда Рязанской области от 23 сентября 2009 года, которым постановлено:
Иск С.Н.П. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда по Касимовскому району "о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости" удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда по Касимовскому району назначить С.Н.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 15 июля 2009 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области У.Ю.П., поддержавшей кассационную жалобу, С.Н.П., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
С.Н.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району о признании незаконным отказа в назначении льготной пенсии и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию с 15 июля 2009 года. В обосновании иска указала, что более 30 лет (с учетом льготного исчисления стажа) осуществляла медицинскую деятельность, 15 июля 2009 года обратилась в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Но решением от 3 августа 2009 года в назначении указанной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия стажа работы, необходимого для назначения льготной пенсии. Ответчик засчитал в льготный стаж 20 лет 4 месяца и 14 дней, отказав в зачислении остальных периодов работы. Отказ в назначении пенсии считает неправомерным.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области просит решение городского суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку, по мнению кассатора, суд неправильно применил нормы материального права, дал неверную оценку доказательствам. Периоды работы истицы с 13 ноября 1990 года по 23 августа 1998 года в должности заведующей Даневским медпунктом, по утверждению кассатора включены судом в льготный стаж неправомерно, поскольку наименование этой должности отсутствует в Списках профессий и должностей.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
При рассмотрении дела судом правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и, вопреки доводов кассационной жалобы, правильно и истолкованы.
В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 17.12.2001 г. N 173-ФЗ Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истица работала:
с 21 августа 1979 года по 13 октября 1979 года - в должности медицинской сестры Рязанской областной психиатрической больницы;
с 20 марта 1980 года по 24 августа 1981 года - в должности медсестры приемного покоя Касимовской ЦРБ;
с 01 марта 1982 года по 22 мая 1986 года - в должности медсестры Ардабьевского психоневрологического интерната;
с 13 ноября 1990 года по 10 февраля 1999 года - в должности заведующей Даневским медпунктом Касимовской ЦРБ;
с 10 февраля 1999 года по 1 ноября 2000 года - в должности заведующей-фельдшером Даневского ФП Касимовской ЦРБ;
с 1 ноября 2000 года по 31 декабря 2005 года - в должности заведующей-медсестры Даневского ФАП Касимовской ЦРБ;
с 1 января 2006 года по 30 ноября 2006 года - в должности заведующей-медсестры Даневского ФАП МУП участковой больницы с. Болотцы;
с 1 декабря 2006 года по настоящее время - в должности заведующей-медсестры Даневского ФАП МУЗ Елатомской районной больницы.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и кассатором не оспорены.
15 июля 2009 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В назначении указанной пенсии решением от 3 августа 2009 года истице было отказано. Ответчик - ГУ УПФ по Касимовскому району засчитал истице в льготный стаж (с учетом льготного исчисления) 20 лет 04 месяца 14 дней, отказав во включении в льготный стаж периода работы с 13 ноября 1990 года по 23 августа 1998 года в должности заведующей Даневским медпунктом.
Исследовав обстоятельства дела, применив нормы материального права в их системном и совокупном толковании, суд обоснованно признал отказ пенсионного органа во включении спорного периода в льготный стаж истице и в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным.
На момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии действовал "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" " и "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" ", утвержденные постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года. В разделе "Наименование учреждений" указано "Больницы всех наименований", "фельдшерско-акушерские пункты". В разделе "Наименование должностей" указано "Средний медицинский персонал:... заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра".
На момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии действовал "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" " и "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года. В разделе "Наименование учреждений" указано "Больницы всех наименований", "фельдшерско-акушерские пункты". В разделе "Наименование должностей" указано "Средний медицинский персонал:... заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра".
Суд правильно указал, что в период работы истицы действовало (до 1 октября 1993 года) и постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым был утвержден "Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет" и "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". В соответствии с указанным Перечнем в разделе "учреждений и организаций" указаны "медпункты, здравпункты". В соответствии с п. 3 и 4 указанного Положения "В стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:... работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию".
Суд, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о выполнении истицей и работы фельдшера в период работы в должности заведующей Даневским медпунктом. Судебная коллегия согласна с такой позицией суда первой инстанции, поскольку данный факт подтверждается следующими доказательствами: из тарификационных списков, а так же акта проверки от 21.07.2009 г. усматривается, что согласно штатного расписания Касимовской ЦРБ за 1990-1991 г. по фельдшерско-акушерским пунктам значится за 1990 г. Даневский ФАП, с 1991 г. - Даневский медпункт, в которых числятся 1,5 ед., из них 1 единица - средний медперсонал и 0,5 - младший. По тарификационным спискам за указанный период истица значится, как фельдшер, либо указана, как заведующая с доплатой за руководящую работу. Освобожденной от лечебной деятельности единицы руководителя в Даневскиом медпункте в указанный период не имелось, что подтверждается тарификационными списками. Истица показала в судебном заседании, что в медпункте всегда (с момента начала работы до настоящего времени) работали два человека - она, как фельдшер, затем как медсестра после уточнения наименования должности, и санитарка на 0,5 ставки. Всю лечебную деятельность в качестве фельдшера осуществляла в указанный период непосредственно истица.
Свидетель З. также подтвердила в судебном заседании факт осуществления истицей лечебной деятельности в должности среднего медицинского персонала - фельдшера в спорный период, и суд обоснованно принял эти показания в качестве доказательства по делу, поскольку штатные расписания и часть тарификационных списков и иных документов не сохранены после ликвидации Дмитриевского сельского совета (впоследствии администрации), и в районный архив не сданы, что подтверждается справкой районного архива.
При таких обстоятельствах суд обоснованно зачел период работы с 13 ноября 1990 года по 23 августа 1998 года в Даневском медпункте в льготный стаж истице.
Правильно применив п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения... утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 23 августа 1998 года, суд исчислил данный спорный период исходя из года и трех месяцев за каждый год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке).
Период работы истицы с 13 ноября 1990 года по 23 августа 1998 года с учетом льготного исчисления составил 9 лет 8 месяцев 10 дней. При сложении его с неоспоренным пенсионным органом стажем - 20 лет 4 месяца 14 дней - на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 15 июля 2009 года стаж ее работы в должностях, дающих право на досрочную пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью с учетом льготного исчисления, составил 30 лет 0 месяцев 24 дня.
Таким образом, право у истицы на пенсию на день обращения с заявлением имелось, и суд обоснованно удовлетворил ее иск.
При таких обстоятельствах постановленное решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Касимовского городского суда Рязанской области от 23 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 11 ноября 2009 г. N 33-1902
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании