Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 2 сентября 2009 г. N А54-3339/2009С4
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Рязани к Отделу ГПН Московского района г. Рязани
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне заявителя - ООО "Управляющая организация "К"
о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Л.Ю.А. - представитель по доверенности от 11.01.2009 г. N 08, удостоверение;
от ответчика: Г.П.С. - представитель по доверенности от 28.08.2009 г. N 41, удостоверение;
от третьего лица: К.Л.В. - представитель по доверенности от 27.07.2009 г., паспорт;
установил: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Рязани (далее - УЖКХ, Управление) обратилось с заявлением о признании недействительным предписания Отдела ГПН Московского района г. Рязани от 06.04.2009 г. N 33/42/1-13.
Отдел ГПН Московского района г. Рязани (далее отдел ГПН) требование не признает.
Третье лицо считает предписание законным, поскольку собственником денежные средства на цели противопожарной безопасности не выделяются.
Из материалов дела судом установлено: на основании распоряжения начальника Отдела ГПН Московского района г. Рязани от 09.02.2009 г. N 33 инспектором Отдела ГПН Московского района г. Рязани, в соответствии с полномочиями, предусмотренными Административным регламентом, Положением об Отделе ГПН Московского района г. Рязани, проведена внеплановая проверка по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях общежития УЖКХ и ЭЖФ администрации г. Рязани по адресу: г. Рязань, ул. М., д. 6 совместно с представителем обслуживающей организации - ООО УО "К"
По результатам составлен акт от 03.04.2009 г. N 33 (л.д. 6) о выявленных нарушениях требований пунктов 6, 13, 36, 40, 41, 53, 57, 60, 89, 91, 198 Правил пожарной безопасности, п. 14 табл. 1, п. 5.1 табл. 2 НПБ 11-03, в сведениях о юридических лицах, на которых возлагается ответственность за совершение нарушений указано УЖКХ Администрации города Рязани. Акт подписан инспектором отдела ГПН.
06.04.2009 г. вынесено оспариваемое предписание N 33/42/1-13 по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности (л.д.8).
Оспаривая данное предписание Управление ссылается на то, что в силу заключенного договора управления многоквартирным домом от 29.01.2009 г. N 20/1-44 ответственной за обеспечение пожарной безопасности является Управляющая организация - ООО УО "К"
Муниципальные помещения, в том числе и общежитие по ул. М., 6 находятся в оперативном управлении УЖКХ в соответствии с решением Администрации города Рязани от 15.07.2008 г. N 01-010/0409 (л.д. 60).
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.06.2003 г. N 313, установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из материалов дела следует, что на основании договора управления многоквартирным домом от 29.01.2009 г. N 20/1-44 (л.д. 9) ООО Управляющая организация "К" приняло на себя обязательства совершать от имени и за счет собственника все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 1.14 Перечня работ и услуг по содержанию (л.д. 13) предусмотрено, в том числе и осмотр многоквартиного дома на предмет противопожарной безопасности и устранение выявленных недостатков.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, электрические системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, пожарных лифтов.
В соответствие с подп. "е" п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 12 Правил установлено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, также возложены обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности на подведомственных объектах, обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, проведению осмотра пожарной сигнализации и средств тушения в домах.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что спорное предписание, выданное УЖКХ Администрации города Рязани как юридическому лицу, ответственному за совершение нарушений, является недействительным.
Следует указать, что при проведении проверки и составлении акта, на основании которого вынесено предписание, допущено нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (действовавшего до 01.05.2009 г.), поскольку в акте не указан представитель юридического лица, в отношении которого проведена проверка, отсутствуют сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Предписание Отдела ГПН Московского района г. Рязани от 06.04.2009 г. N 33/42/1-13 по устранению требований пожарной безопасности, вынесенное в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Рязани, проверенное на соответствие Федеральному закону "О пожарной безопасности", признать недействительным.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 2 сентября 2009 г. N А54-3339/2009С4
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании