Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 14 сентября 2009 г. N А54-3480/2009
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Местной религиозной организации мусульман г. Рязани "Н" к Администрации г. Рязани
к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области г. Рязань
о признании незаконным бездействия Администрации
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.Н.М., представитель (адвокат), доверенность от 12.05.2009, сл. уд. N 214
Ж.А.В., представитель, доверенность от 12.05.2009 от Администрации:
С.Н.В., главный специалист-юрисконсульт, доверенность от 11.01.2009 N 05, сл. уд. N 039 от Министерства:
представитель не явился, извещен надлежащим образом установил:
Местная религиозная организация мусульман г. Рязани "Н" обратилась в арбитражный суд с уточненным заявлением к Администрации г. Рязани о признании незаконным бездействия Администрации г. Рязани, содержащегося в письме от 03.07.2009 N 06-14\2534, в части отказа предоставить для строительства мечети земельный участок общей площадью 3635 кв. м., расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Б., д. 107, строение 2 (Октябрьский округ).
Представители религиозной организации в судебном заседании поддержали заявление.
Представитель Администрации г. Рязани не признала заявление, пояснив свою позицию отводом данного земельного участка муниципальному унитарному предприятию "Р" для строительства энергетического узла - распределительного пункта.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Местная религиозная организация мусульман г. Рязани "Н" образована как общественная некоммерческая организация решением учредительного собрания мусульман г. Рязани от 17.02.1999. Запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 23 января 2003 года Управлением Министерства по налогам и сборам России по Рязанской области.
По заявлению религиозной организации Комиссией по землепользованию и застройке в городе Рязани 22 августа 2006 года принято заключение N 3660 о возможности строительства здания мечети на улице Б. города Рязани. В дополнение к заключению Комиссии постановлением Администрации г. Рязани от 26.09.2006 N 3261 был утвержден проект границ земельного участка, находящегося по адресу: г. Рязань, ул. Б. (в районе дома N 107) и дана информация в газете "Рязанские ведомости" от 11.10.2006 о возможном предоставлении земельного участка под строительство мечети. Религиозной организации мусульман было предложено предоставить возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с предварительными материалами о намечаемой на данном земельном участке деятельности по строительству здания мечети.
Местная религиозная организация мусульман 07.04.2009 направила заявление в Администрацию г. Рязани с просьбой о направлении ходатайства администрации о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области для подготовки проекта постановления Правительства Рязанской области о предварительном согласовании места размещения объекта (здания мечети). В ответном письме от 03.07.2009 Администрация г. Рязани отказала заявителю о выделении земельного участка, пояснив свой отказ необходимостью его отвода муниципальному унитарному предприятию "Р" для строительства энергетического узла - распределительного пункта.
Не согласившись с отказом органа местного самоуправления, местная религиозная организация просит арбитражный суд признать незаконным решение Администрации г. Рязани, содержащееся в письме от 03.07.2009 N 06-14\2534, об отказе предоставить земельный участок для строительства мечети общей площадью 3 635,3 кв.м, расположенный в районе улицы Б., д. 107, Октябрьского округа г. Рязани, и обязать Администрацию передать в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - Министерство) ходатайство о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Министерство в отзыве не признало заявление религиозной организации, пояснив, что все полномочия по отводу рассматриваемого земельного участка для строительства принадлежат органу местного самоуправления в лице Администрации г. Рязани.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении заявления отказать.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1). Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса (п. 5).
Согласно статье 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Более развернуто условия предоставления земельного участка для капитального строительства в начальной стадии оформления предусмотрены статьей 15 Правил землепользования и застройки в городе Рязани (утверждены решением Рязанской городской Думы 11.12.2008 N 897-1; далее - Правила).
Заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта рассматриваются Комиссией по землепользованию и застройке в городе Рязани (далее - Комиссия). Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Комиссия обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Комиссия принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. К акту о выборе земельного участка прилагается утвержденный администрацией города Рязани проект границ земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В анализируемой ситуации Администрация г. Рязани, руководствуясь положениями пунктов 3 и 5 статьи 31 Кодекса, постановлением от 26 сентября 2006 года N 3261 утвердила проект границ земельного участка под строительство здания мечети в районе улицы Б. г. Рязани.
В целях дальнейшей реализации процедуры оформления земельного участка для строительства религиозной организации следовало принять меры по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса. Данные этапы оформления, как уже отмечалось, предусмотрены положениями пунктов 1, 3 и 5 статьи 30 Кодекса. Тем не менее, доказательств, свидетельствующих об индивидуализации истребуемого земельного участка (определения его конкретной площади и границ), а также о его постановке на государственный кадастровый учет, заявителем в материалы дела не представлено.
Данные обстоятельства исключают возможность проведения последующих процедур отвода земельного участка религиозной организации (в порядке, предусмотренном статьей 32 Кодекса), что, в свою очередь, исключает возможность удовлетворения заявленных требований. Арбитражный суд не находит в данном случае оснований, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 167, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тулы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 сентября 2009 г. N А54-3480/2009
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании