Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 9 июля 2009 г. N А54-1864/2009С9
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 09 июля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области А.И.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.О.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Н", г. Рязань
к Государственному учреждению "Р", Рязанская область г. Рыбное
третье лицо: Государственная инспекция по ветеринарии Рязанской области
об урегулировании разногласий при заключении договора N 12 об оказании ветеринарных услуг от 06.03.2009
при участии в судебном заседании:
от истца: З.Ю.Н. - представитель, доверенность N 1 от 25.05.2009;
от ответчика: П.СВ. - представитель, доверенность от 20.05.2009; И.Э.Ш. - начальник, приказ N 27-К от 01.08.2005;
от третьего лица: Т.Л.Ф. - начальник сектора ветеринарного надзора;
установил: общество с ограниченной ответственностью "Н" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Государственному учреждению "Р" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 12 об оказании ветеринарных услуг от 06.03.2009, и просит пункты 2.2.5, 3.1, 4.1, 4.2 и приложение N 1, изложенные в редакции текста договора, полностью исключить.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция по ветеринарии Рязанской области.
Истец поддерживает заявленные исковые требования в полном объеме, в обоснование указав, что взимание платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов при осуществлении государственного ветеринарного надзора, препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовки, хранении и реализации продуктов и сырья животного происхождения, тем самым ограничивая конкуренцию, ущемляя интересы хозяйствующих субъектов и нарушая часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Ответчик исковые требования не признает, ссылаясь на то, что оказание платных ветеринарных услуг не противоречит действующему законодательству.
Представитель третьего лица поддерживает возражения ответчика, указывая на то, что выдача ветеринарных сопроводительных документов не относится к категории мероприятий государственного ветеринарного надзора, взимание платы за которые исключается в силу статьи 3 Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)".
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено:
Государственное учреждение "Р" направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Н" договор N 12 об оказании ветеринарных услуг от 06.03.2009, предметом которого является организация ветеринарного обслуживания, предупреждения поступления на потребительский рынок некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения ветеринарными специалистами ГУ "Р" по месту нахождения ООО "Н" по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Х.
ООО "Н" возвратило ГУ "Р" договор с протоколом разногласий, в котором предложил полностью исключить пункты 2.2.4, 2.2.5, 3.1, 4.1 и приложение N 1, а пункт 4.2 изложить в своей редакции.
Письмом без номера и даты ГУ "Р" сообщило, что представленный протокол разногласий не может быть принят, так как нарушается Закон о ветеринарии; в случае отказа от подписания договора с 23.03.2009 Госветслужба района прекращает оказание ветеринарных услуг ООО "Н".
ООО "Н" письмом от 20.03.2009 с правовым обоснованием редакции протокола разногласий просил заключить договор об оказании ветеринарных услуг в своей редакции.
Наличие разногласий по пунктам 2.2.5, 3.1, 4.1, 4.2 договора и приложения N 1 к договору явилось основанием для предъявления исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В данном случае, договор об оказании ветеринарных услуг является публичным и подлежит заключению в обязательном порядке. Споры, возникающие при его заключении, подлежат рассмотрению в судебном порядке на основании статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При заключении договора N 12 об оказании ветеринарных услуг от 06.03.2009 возникли и остались неурегулированными разногласия по ряду пунктов договора.
Разногласия по пунктам 2.2.5, 4.2 договора и приложению N 1 касаются взимания платы за оформление и выдачу сопроводительной ветеринарной документации.
Статьей 3 Федерального Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008, регулирующего отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотрена недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.
При этом положения статьи 2 указанного закона раскрывают содержание таких понятий как "государственный контроль" и "мероприятие по контролю".
Так, государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Мероприятиями по контролю является совокупность действий по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Согласно статье 14 Федерального Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) одними из основных задач ветеринарии в Российской Федерации, в частности, являются: контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации; осуществление государственного ветеринарного надзора.
Согласно статье 8 Закона о ветеринарии под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор направлен на:
выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением;
разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил;
надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 Закона о ветеринарии, а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706 (далее - Положение о государственном ветеринарном надзоре) должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляют в пределах обслуживаемой территории государственный ветеринарный надзор, в частности, за соблюдением ветеринарных правил при производстве, заготовках, хранении, перевозках и реализации продуктов и сырья животного происхождения.
Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства (пункт 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре).
Из вышеуказанных норм следует, что деятельность уполномоченных должностных лиц (государственных ветеринарных инспекторов) государственных органов в сфере ветеринарии по осуществлению государственного ветеринарного контроля (надзора) не может осуществляться за плату.
Как следует из устава Государственного учреждения "Р", последнее является государственным учреждением, входящим в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422 (далее - Правила), ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяют идентифицировать животных, продукцию животного происхождения, корма и кормовые добавки (грузы), подлежащие заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно п. 1.4 Правил ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Выдача ветеринарных свидетельств форм N N 1, 2, 3 и ветеринарной справки формы N 4 не может быть отнесена к функциям государственного ветеринарного надзора (контроля), так как по смыслу определения государственного ветеринарного надзора, содержащегося в Законе РФ "О ветеринарии" и Положении о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, контрольно-надзорными функциями являются мероприятия по проверке наличия правильности оформления ветеринарных сопроводительных документов, а не их выдача, при этом в соответствии с пунктом 8 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации документами, оформленными при проведении госветнадзора являются акты, протоколы, постановления и предписания.
Данный перечень является исчерпывающим, и ветеринарных сопроводительных документов в нем нет.
Сопроводительные ветеринарные документы характеризуют ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и не устанавливают факты наличия, либо отсутствия нарушений ветеринарного законодательства, не содержат мер, направленных на предупреждение и пресечение таких нарушений.
Таким образом, мероприятия по проведению государственного ветеринарного надзора и мероприятия по выдаче ветеринарных сопроводительных документов различны как по своему содержанию и направленности, так и по субъектам, уполномоченным осуществлять данные мероприятия.
Следовательно, выдача ветеринарных сопроводительных документов не является формой государственного ветеринарного надзора, так как имеет целью лишь подтверждение факта ветеринарного благополучия территории и груза на основании проведения необходимых экспертиз, исследований, обследований, измерений и т.д., которые осуществляются на платной основе и носят характер услуг.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем.
Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27-145, определены ветеринарные услуги, выполняемые за счет средств бюджета и платные ветеринарные услуги, оказываемые продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности. К платным ветеринарным услугам, в частности, отнесены: лечебно-профилактические и ветеринарно-санитарные мероприятия; ветеринарно-санитарная экспертиза; выдача ветеринарных документов (ветсвидетельств, справок, паспортов и регистрационных удостоверений).
Таким образом, оказываемые по договору N 12 от 06.03.2009 ветеринарные услуги не относится к мероприятиям по государственному ветеринарному контролю (надзору) и осуществляются на платной основе заявителями (физическими и юридическими лицами).
С учетом изложенного, доводы истца о том, что он не должен оплачивать услуги ответчика не соответствуют нормам, регулирующим правоотношения в области ветеринарии. Пункты 2.2.5, 4.2 договора и приложение N 1 подлежат принятию в редакции ответчика.
Рассмотрев требования истца по пунктам 3.1 и 4.1, касающихся сдачи приемки оказанных услуг, а также порядка и условий платежей и расчетов, суд считает их подлежащими принятию в редакции ответчика, поскольку истцом не представлено доказательств того, какой норме права не соответствуют указанные пункты договора, изложенные в редакции ответчика.
Включение ответчиком в договор условия о том, что сдача-приемка оказанных услуг производится путем подписания акта приемки выполненных работ, правомерно, поскольку в силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору возмездного оказания применяются общие положения о подряде, в частности, статья 720 Гражданского кодекса Российской Федерации о приемке выполненных работ путем подписания двусторонних актов.
При этом из пункта 4.1 договора следует исключить слово "счет", поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрена оплата оказанных услуг на основании выставленного счета. Обязательство заказчика по оплате оказанных услуг возникает по факту оказания услуг. Также не предусмотрено в данном случае и предъявление счета-фактуры. Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. В данном случае основания для выставления ответчику счетов-фактур и применения НДС отсутствуют.
Расходы по оплате госпошлины, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Принять пункты 2.2.5, 3.1, 4.1, 4.2 договора N 12 об оказании ветеринарных услуг от 06.03.2009, сторонами по которому являются Государственное учреждение "Р" и общество с ограниченной ответственностью "Н" и приложение N 1 к договору, в редакции ГУ "Р".
Изложить спорные пункты договора в следующей редакции:
"2.2.5 Оплачивать Подразделению расходы, связанные с выполнением обязанностей, и общехозяйственные расходы по настоящему договору.
3.1 Сдача-приемка оказанных услуг по настоящему договору производится ежемесячно путем подписания акта выполненных работ, который составляется по форме согласно приложению к настоящему договору или иной форме по согласованию сторон.
4.1 В целях компенсации расходов Подразделения, связанных с выполнением возложенных на него обязанностей согласно п. 2.2.5 настоящего договора, предприятие производит оплату за оказанные ветеринарными специалистами услуги ежемесячно согласно акта выполненных работ не позднее 25 числа текущего месяца по безналичному расчету.
4.2 Оплата бланков ветеринарных свидетельств осуществляется согласно стоимости их приобретения."
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 9 июля 2009 г. N А54-1864/2009С9
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании