Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 31 декабря 2009 г. N А54-1816/2009С
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания помощником Ш.Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области, г. Рязань к Войсковой части 45179, г. Рязань о взыскании 22146 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.Е.И. - главный специалист-эксперт по доверенности от 11.01.2009 N 03-21/4;
от ответчика: Р.Е.В. - бухгалтер по доверенности от 25.11.2009 N 2107; установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о взыскании с Войсковой части 45179 недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 19188 руб., налоговой санкции в сумме 2958 руб.
Определением суда от 20.05.2009 производство по делу N А54-1816/2009-С18 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-5341/2008-С18.
В связи с тем, что обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по делу N А54-1816/2009-С18, устранены, арбитражный суд возобновил производство по делу с 04.12.2009.
Из материалов дела следует:
по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года, представленной войсковой частью, налоговой инспекцией принято решение от 10.07.2008 г. N 615 о привлечении плательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислении налога, пени. (л.д. 23-29).
С учетом решения, принятого Управлением ФНС России по Рязанской области N 24-22/3338 от 18.09.2008 по апелляционной жалобе войсковой части, ответчик привлечен к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 2958 руб., кроме того налогоплательщику доначислен НДС в сумме 19188 рублей. ( л.д. 12-14).
Основанием для принятия указанного решения, послужил вывод инспекции о неправомерном использовании налогоплательщиком льготы, предусмотренной п.п. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Поскольку требование об уплате налога, пени, штрафа N 2942, выставленное на основании вышеуказанных решений, налогоплательщиком не исполнено, налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании с войсковой части штрафа по ч. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 2958 руб., НДС в сумме 19188 рублей.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
В силу подпункта 10 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (в редакции, введенной в действие с 01.01.04) не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно пункту 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В пункте 3 названной статьи предусмотрено разделение жилищного фонда в зависимости от целей использования.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения в общежитиях.
Таким образом, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитиях на основании подпункта 10 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ подлежат освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Исходя из взаимосвязанного толкования п.п 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и положений ЖК РФ, освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением, поскольку именно эта сумма представляет собой оплата услуг, названных в указанной норме.
Как установлено судом, Войсковая часть 45179 осуществляет оперативное управление деятельностью общежитий, стоящих на балансе Рязанской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, содержащихся по штатному нормативу 62-КЭУ согласно приказу министра обороны N 45 от 04.03.1981 года и утвержденной начальником Рязанской квартирно-эксплуатационной части сметы доходов и расходов на содержание общежитий, предназначенных для проживания военнослужащих и семей военнослужащих.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих-граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Обеспечение военнослужащих общежитием является обязанностью войсковой части, установленной Федеральным законом. Следовательно, войсковая часть не осуществляет экономическую деятельность в виде предоставления услуг, а выполняет возложенную на данное учреждение законом и нормативно-правовыми актами обязанность по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.
Кроме того, как установлено судами и подтверждается материалами дела, войсковая часть в установленном порядке предоставляла военнослужащим и членам их семей для проживания комнаты (части комнаты) в общежитии, находящемся на балансе КЭЧ и в оперативном управлении войсковой части, что, исходя из совокупности положений ст. 15, 16, 17, 19 Жилищного кодекса РФ, является предоставлением в пользование жилых помещений.
Таким образом, выводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на льготу, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, неправомерны.
Следует отметить, что производство по делу N А54-1816/2009-С18 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-5341/2008-С18.
В рамках дела N А54-5341/2008-С18 рассматривалось требование о признании недействительным решения налоговой инспекции, принятое по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за первый квартал 2008 года, представленной войсковой частью.
Основанием для принятия указанного решения, послужил вывод инспекции о неправомерном использовании налогоплательщиком льготы, предусмотренной п.п. 10 пункта 2 ст. 149 НК РФ.
Решением суда от 22.04.2009 по делу N А54-5341/2008-С18 выводы налогового органа признаны неправомерными, решение по результатам камеральной проверки,-недействительным.
Выводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на льготу, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, содержащиеся в решении по результатам камеральной проверки, рассматриваемом в деле N А54-5341/2008-С18 абсолютно аналогичны тем, на которых основано решение по результатам камеральной проверки, на основании которого заявлено требование о взыскании налога, штрафа в деле N А54-1816/2009-С18. Данные выводы основаны на одних и тех же обстоятельствах, которым дана оценка в судебном акте по делу N А54-5341/2008-С18.
Решение суда от 22.04.2009 по делу N А54-5341/2008-С18 вступило в законную силу и оставлено без изменений вышестоящими судебными инстанциями.
Кроме того, в письме N 12-15/15255 от 15.12.2009 Управление ФНС России по Рязанской области высказало аналогичную позицию, согласно которой полностью согласилось с позицией, изложенной в постановлении ФАС Центрального округа от 15 сентября 2009 г., в постановлении Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 и в решении Арбитражного суда Рязанской области от 22.04.2009 по делу N А54-5341/2008-С18, принятых по результатам рассмотрения аналогичного спора между налогоплательщиком и Инспекцией.
На основании вышеизложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований,- отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 31 декабря 2009 г. N А54-1816/2009С
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании