Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 24 декабря 2009 г. N А54-5277/2009С3
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "К", г. Рязань к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области, г. Рязань о признании недействительным решения от 25.06.2009, при участии в судебном заседании:
от заявителя - В.А.Д., генеральный директор, протокол внеочередного общего собрания от 09.11.2009;
от налоговой инспекции - Д.С.Н., старший специалист 2 разряда, доверенность от 15.09.2009, установил:
Закрытое акционерное общество "К" (далее-ЗАО "К", заявитель ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 3 по Рязанской области) от 25 июня 2009 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области в порядке исполнения решения произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "К" (далее - ООО "К"), создаваемого путем реорганизации закрытого акционерного общества "К".
Представитель заявителя требование поддерживает, пояснив, что основанием для отказа Межрайонная ИФНС России N 3 по Рязанской области указала отсутствие среди представленных документов заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации и передаточного акта. Иных мотивов в оспариваемом решении не указано.
Заявитель полагает, что отказ в государственной регистрации необоснован и подлежит отмене, поскольку представление указанных документов для регистрации подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем, заверенной уполномоченным лицом и печатью регистрирующего органа. В расписке подтверждается получение заявления (позиция 1 расписки) и передаточного акта (позиция 5 расписки).
Представитель налоговой инспекции против удовлетворения заявленного требования возражает, указывает на то, что основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, послужило то, что заявителем представлены недостоверные сведения. В пункте 2.3 заявления по форме N Р12001 неверно указан адрес (место нахождения) ООО "К".
Передаточный акт от 20.02.2008 содержит ссылку на то, что ЗАО "К" реорганизуется в форме слияния, в то же время общим собрание акционеров принято решение о реорганизации в форме преобразования (протокол от 20.02.2008).
Согласно представленному пакету документов В.А.Д. является заявителем по данному виду государственной регистрации, одним из учредителей реорганизуемого ЗАО "К" и генеральным директором общества.
В листе Ж приложения к заявлению (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) указан не адрес места жительства В.А.Д.
Кроме того, налоговый орган указывает на то, что в настоящий момент в производстве Арбитражного суда г. Москвы находится дело N А40-46913/09-34-388 по заявлению ЗАО "К-т" к ЗАО "К", ЗАО "К-Л", ОАО "С", ООО ИК "М", ООО "К-Б", В.А.Д. о признании недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "К" от 20.02.2008, устава ООО "К", учредительного договора ЗАО "К".
Из материалов дела следует, 20.02.2009 внеочередным общим собранием акционеров ЗАО "К" приняты решения, в том числе о реорганизации ЗАО "К" в форме преобразования в ООО "К", об утверждении передаточного акта, об утверждении Устава и заключении учредительного договора.
Заявитель отправил в налоговую инспекцию почтовым отправлением заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования в ООО "К-Т" и документы, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме Р12001 с приложениями, устав ООО "К", учредительный договор ООО "К", решение о реорганизации ЗАО"К" (протокол внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "К"), передаточный акт.
Указанные документы поступили в Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области 19.06.2009.
Данные документы налоговой инспекцией были приняты, что подтверждается распиской в получении документов от 19.06.2009 вх. 878.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов налоговый орган вынес решение от 25.06.2009 об отказе заявителю в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования в ООО "К-Т".
Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что заявителем в нарушение подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не представлены заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации и передаточный акт.
Не согласившись с решением налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации , заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одним из документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, является подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 утверждена форма N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" (Приложение N 2 к указанному Постановлению).
Заявление состоит из нескольких разделов, содержащих подробные указания (для составителя заявления) по заполнению конкретной информации, которая подлежит внесению или может потребоваться для внесения тех или иных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (далее - Методические разъяснения). Порядок заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, установлен разделом III Методических разъяснений.
Согласно Методическим разъяснениям раздел 2 "Адрес (место нахождения) юридического лица" заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации заполняется в соответствии с положениями пункта 3 части II настоящих Методических разъяснений.
Согласно пункту 3 раздела II Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ , при определении постоянно действующего исполнительного органа юридического лица необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов о соответствующем виде юридического лица, иными федеральными законами, а также учредительными документами юридического лица.
Довод заявителя о том, что в разделе 2"Адрес (место нахождения) юридического лица" заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации следует указывать адрес реорганизуемого юридического лица-ЗАО "К", является несостоятельным.
Согласно пункту 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется в его учредительных документах.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Таким образом, в разделе 2"Адрес (место нахождения) юридического лица" заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации необходимо указывать адрес (место нахождения) юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Судом установлено, что в нарушении пункта 3 части II Методических разъяснений и пункта 2 статьи 52 Гражданского Кодекса Российской Федерации в пункте 2.3 Заявления по форме N Р12001 неверно указан адрес (местонахождение) юридического лица.
Согласно учредительным документам ООО "К" местом нахождением общества является 119501, г. Москва, ул. В., д. 1, корп. 1, кв. 9. В заявлении указан адрес ЗАО "К" - 390011, г. Рязань, ул. Т., д. 7.
Адрес (место нахождения) реорганизуемого юридического лица (ЗАО "К") указывается в разделе 7 листа Г к заявлению по форме N Р12001.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено понятие "места жительства" - это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристическая база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина (п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила).
Граждане обязаны регистрироваться в органах регистрационного учета как по месту жительства, так и по месту пребывания. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства. Регистрация граждан по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах. О регистрации граждан по месту пребывания выдается соответствующее свидетельство (пункты. 4, 12, 15, 18 Правил).
При представлении в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (форма N Р12001), обязательному заполнению подлежит лист Ж приложения к указанному заявлению.
В пункте 10 раздела III Методических разъяснений указано, что в листе Ж отражаются сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.
При заполнении листа Ж в разделе 4 указывается адрес места жительства в Российской Федерации ( при отсутствии указывается место пребывания).
Таким образом, заявитель в разделе 4 листа Ж указывает свое место жительства в Российской Федерации на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию лица по этому адресу. При отсутствии места жительства в Российской Федерации заявитель приводит адрес места пребывания в Российской Федерации, по которому он зарегистрирован.
Судом установлено, что В.А.Д. является заявителем по данному виду государственной регистрации, одним из учредителей реорганизуемого ЗАО "К" и генеральным директором общества.
Как следует из пункта 11.3 заявления по форме N 12001 и листа Б приложения к заявлению (сведения об участниках юридического лица - физических лицах) указан адреса места жительства В.А.Д. - г. Москва, Троилинский п-к д. 4, кв. 46. Однако на листе Ж приложения к заявлению (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) указан адрес места жительства В.А.Д. - г. Москва, ул. Р., д. 10, корп. 4, кв. 502.
Судом также установлено, что передаточный акт от 20.02.2008 содержит ссылку на то, что ЗАО "К" реорганизуется в форме слияния. 20.02.2009 внеочередным общим собранием акционеров ЗАО "К" принято решение о реорганизации ЗАО "К" в форме преобразования в ООО "К-Т".
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлен перечень случаев, в связи с которыми допускается отказ в государственной регистрации (пункт 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
В частности, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, установлен статьей 14 Закона N 129-ФЗ и является закрытым.
Одним из таких документов согласно подпункта "а" пункта 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ является заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме N Р12001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт противоречит закону и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из указанных норм процессуального права следует, что бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым актом законных прав и интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их защитой.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности суд пришел к выводу, что заявителем не соблюдены требования, предъявляемые к оформлению заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации документов и расценивает данное обстоятельство как непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации заявителя, создаваемого в результате реорганизации не противоречит Закону N 129-ФЗ, не нарушает права и законные интересы заявителя и не создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
В данном случае у налоговой инспекции имелись правовые основания для отказа в регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
Учитывая, что оспариваемый ненормативный акт соответствует закону и не нарушает права и законные интересы ЗАО "К", заявление о признании оспариваемого решения недействительным удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления ЗАО "К" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области от 25 июня 2009 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области в порядке исполнения решения произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "К", создаваемого путем реорганизации закрытого акционерного общества "К", отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 декабря 2009 г. N А54-5277/2009С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании