Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 11 августа 2009 г. N А54-2883/2009
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "К" г. Рязань
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области г. Рязань о признании недействительным решения инспекции
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
Б.М.В., представитель, доверенность от 24.04.2009 от инспекции:
Е.Н.М., начальник отдела, доверенность от 11.01.2009, сл. уд. УР N 358581
установил: Общество с ограниченной ответственностью "К" г. Рязань (далее - налогоплательщик; общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области о признании недействительным решения инспекции от 26.03.2009 N 13-10/13.
Инспекция в отзыве не признала заявление общества, указав на отсутствие оснований для оспаривания принятого решения.
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал заявленные требования.
Представитель налогового органа не признал заявление, пояснив свою позицию правомерностью привлечения общества к налоговой ответственности за правонарушения, выявленные по результатам проведенной выездной налоговой проверки.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области с августа 2008 года по февраль 2009 года провела выездную налоговую проверку хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью "К" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2007 года. При проверке были обнаружены налоговые правонарушения, заключающиеся в следующем:
обществом завышены размеры налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость за период с января 2005 года по декабрь 2007 года в общей сумме 2 766 287 руб. в связи с недействительностью хозяйственных операций, совершенных налогоплательщиком по приобретению исходного сырья и материалов для мебельного производства (кожухи для обивки сидений и спинки стульев, ткани, фанеры, комплектующих элементов - фиксаторов, подлокотников, соединителей и т.д.), у обществ с ограниченной ответственностью "Д", "В", "И", и "Р" г. Москва. Стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей у поименованных контрагентов налогоплательщика составила в общей сумме 20 813 565 руб. Каждым из поименованных контрагентов налогоплательщику было реализовано:
обществом "Д" - кожухи для сиденья и спинки стульев, кресла на сумму 2 015 539,0 руб. (включая НДС на сумму 307 455,0 руб.);
обществом "В" - ткань на сумму 1 396 056,0 руб. (включая НДС на сумму 212 958,0 руб.);
обществом "И" - фанера березовая на сумму 15 978 936,0 руб. (включая НДС на сумму 2 437 465,0 руб.);
обществом "Р" - кожухи для сиденья и спинки стульев, комплектующие изделия - фиксаторы, подлокотники, соединители, на общую сумму 1 423 034,0 руб. (включая НДС на сумму 217 073,0 руб.).
Отмеченные правонарушения отражены в акте выездной налоговой проверки от 02 марта 2009 года N 13-10/9 дсп и приложениях к нему.
Решением инспекции от 26.03.2009 N 13-10/13 обществу был начислен налог на добавленную стоимость в сумме 2 766 287,0 руб., пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 502 932,9 руб., штрафные санкции в сумме 206 097,0 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Решение инспекции от 26.03.2009 N 13-10/13 налогоплательщик просит признать недействительным, поясняя свою позицию реальностью совершенных хозяйственных операций по закупке исходного сырья, материалов и комплектующих изделий для производства мебели и последующей реализации изготовленной продукции.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить требования налогоплательщика в полном объеме.
По заключению инспекции счета-фактуры контрагентов налогоплательщика не имеют достоверной подписи руководителей, что не отвечает положениям пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Несоблюдение этих требований исключает возможность применения налоговых вычетов по НДС.
В основу данного заключения инспекции положены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Д" г. Москва состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве с 30 октября 2003 года. Данная организация зарегистрирована по адресу: 121433, г. Москва, ул. М, д. 38, стр. 1. Обязанности генерального директора общества "Д" исполнял У.А.С., проживающий по адресу: г. Москва, проспект В., д. 111, кв. 20. Опрошенный в качестве свидетеля при выполнении мероприятий налогового контроля У.А.С. показал, что он никогда не был руководителем или иным должностным лицом данной фирмы и никаких финансово-хозяйственных документов от лица общества "Д" не подписывал (протокол допроса свидетеля налоговым органом от 27.11. 2008; том 4, стр. 33).
Общество с ограниченной ответственностью "В" г. Москва состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве с 06 июня 2004 года. Данная организация зарегистрирована по адресу: 109147, г. Москва, ул. МА., д. 5, стр. 1. Обязанности генерального директора общества "В" исполнял В.Д.Н., проживающий по адресу: 249030, Калужская область, г. Обнинск, ул. Ж., д. 3, кв. 19. Опрошенный в качестве свидетеля при выполнении мероприятий налогового контроля В.Д.Н. показал, что он никогда не был руководителем или иным должностным лицом данной фирмы и никаких финансово-хозяйственных документов от лица общества "В" не подписывал (протокол допроса свидетеля налоговым органом от 07.11. 2008; том 2, стр. 59).
Общество с ограниченной ответственностью "И" г. Москва состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве с 07 сентября 2005 года. Данная организация зарегистрирована по адресу: 105066, г. Москва, ул. Н., д. 43, стр. 1. Обязанности генерального директора общества "И" исполнял Р.А.Л., проживающий по адресу: Московская область, г. Сергиево-Посад, Х. проезд, д. 15, кв. 120. Опрошенный в качестве свидетеля при выполнении мероприятий налогового контроля Р.А.Л. показал, что он никогда не был руководителем или иным должностным лицом данной фирмы и никаких финансово-хозяйственных документов от лица общества "И" не подписывал (протокол допроса свидетеля налоговым органом от 16.10.2008; том 3, стр. 26).
Общество с ограниченной ответственностью "Р" г. Москва состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве с 22 сентября 2005 года. Данная организация зарегистрирована по адресу: 129110, г. Москва, ул. проспект М., д. 47, стр. 1. Обязанности генерального директора общества "Р" исполняла Н.М.А., проживающая по адресу: Московская область, г. Солнечногорск-7, ул. П., д. 30, кв. 90. Опрошенная в качестве свидетеля при выполнении мероприятий налогового контроля Н.М.А. показала, что он никогда не была руководителем или иным должностным лицом данной фирмы и никаких финансово-хозяйственных документов от лица общества "Р" не подписывала (протокол допроса свидетеля налоговым органом от 11.12.2008; том 4, стр. 114).
Общей характеристикой поименованных контрагентов налогоплательщика является также "массовость" адреса регистрации, учреждения и выбора руководителя; неполное представление налоговой отчетности, отсутствие сотрудников по юридическим адресам и уклонение от представления сведений по запросам налоговых органов.
Заключение инспекции по результатам выездной налоговой проверки арбитражный суд находит неосновательным.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс; НК РФ) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с главой 21 НК РФ.
В силу статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 названного Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Требования к оформлению счетов-фактур определены в статье 169 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 этой статьи установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. В пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ дан перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в счете-фактуре. При этом в пункте 2 статьи 169 НК РФ указано, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 этой статьи, не может служить основанием для отказа налогоплательщику в принятии к вычетам уплаченных сумм налога.
Из анализа приведенных норм следует, что необходимыми условиями для предъявления НДС к вычету являются фактическое приобретение товара, предъявление налога продавцом товара к уплате покупателем в составе цены товара, фактическая уплата налога поставщику, наличие счетов-фактур, соответствующих требованиям действующего законодательства, принятие товаров к учету, наличие соответствующих первичных документов.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, следует, что по смыслу пункта 2 статьи 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 этой же статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.
Таким образом, требование пункта 2 статьи 169 НК РФ, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.
Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Как следует из материалов дела налогоплательщик в проверенном периоде приобретал у организаций-контрагентов (общества с ограниченной ответственностью "Д", "В", "И" и "Р" г. Москва) исходные материалы и комплектующие изделия для изготовления мебели. Факт приобретения налогоплательщиком вышеперечисленной продукции подтвержден представленными в материалы дела товарными накладными, счетами-фактурами, платежными поручениями, свидетельствующими о фактической оплате приобретенных товаров по безналичному расчету.
Доводы налогового органа о том, что счета-фактуры, представленные обществом, не могут быть приняты в качестве надлежащих документов, подтверждающих право на применение вычетов, поскольку составлены с нарушением пункта 6 статьи 169 НК РФ, вследствие подписания их от имени контрагентов неустановленными лицами, арбитражный суд находит неосновательными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В обоснование своей позиции налоговым органом представлено экспертное заключение экспертно-криминалистического центра УВД Рязанской области от 21 января 2009 года (том 5, л. д. 92 - 110), согласно которому сделаны следующие выводы:
1) подписи на счетах-фактурах общества "Д" вероятно выполнены не директором У.А.С., а другими лицами;
2) подписи на двух счетах-фактурах общества "В" выполнены не директором В.Д.Н., а другим лицом;
подписи на пяти счетах-фактурах данного общества вероятно выполнены не директором В.Д.Н., а другим лицом;
не представляется возможным дать экспертное заключение о выполнении подписей на подавляющем большинстве счетов-фактур (тридцать три счета-фактуры);
3) подписи директора общества "И" Р.А.Л. на сорока восьми счетах-фактурах могли быть выполнены с помощью факсимиле, изготовленного, в том числе, с какой-то личной подписи Р.А.Л.;
подписи Р.А.Л. на двадцати двух счетах-фактурах выполнены другими лицами;
4) подписи директора общества "Р" Н.М.А. на представленных счетах-фактурах определить не имеется возможности.
Из содержания экспертного заключения видно, что при оценке большинства счетов-фактур проблемных контрагентов налогоплательщика не имеется однозначного заключения о том, что данные документы подписаны не руководителями обществ, а другими неизвестными лицами. Наличие вероятного заключения и отсутствие возможности дать экспертную оценку не могут служить свидетельством отсутствия подписей действительных руководителей обществ на представленных на экспертизу счетах-фактурах. Данные выводы налогового органа носят предположительный характер и не подтверждены в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ.
В рассматриваемой ситуации налоговый орган не доказал, что общество "К", покупая необходимое исходное сырье и комплектующие изделия для изготовления мебели, знало о подписании предъявленных ему счетов-фактур неуполномоченными представителями организаций-контрагентов. Пункт 6 статьи 169 НК РФ не содержит обязанности налогоплательщика в части контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах его контрагентами-смежниками, а также обязанности проверять у субъектов хозяйственной деятельности наличие полномочий на подписание счетов-фактур для предъявления сумм налога к вычету.
Кроме того, из материалов дела также не следует, что налоговый орган в порядке статьи 161 АПК РФ обращался в арбитражный суд с заявлением о фальсификации представленных налогоплательщиком доказательств.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции
Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Налоговый орган в материалы дела не представил доказательств того, что Общество проявило неосмотрительность и неосторожность при выборе контрагентов, что ему было известно о недобросовестности поставщиков.
Отсутствуют в материалах дела и документы, подтверждающие наличие у налогоплательщика при заключении и исполнении сделок с контрагентами умысла, направленного не на получение дохода от предпринимательской деятельности, а на незаконное сокращение налоговых обязательств.
Таким образом, у инспекции отсутствовали законные основания для начисления налогоплательщику НДС, пени и привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в связи с непринятием налоговых вычетов по счетам-фактурам, которые предъявлены обществами с ограниченной ответственностью "Д", "В", "И", и "Р" г. Москва. Принятое инспекцией решение от 26.03.2009 N 13-10\13 не отвечает требованиям НК РФ.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если оспариваемый ненормативный акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 167, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
1. Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области от 26.03.2009 N 13-10\13.
2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "К" г. Рязани, вызванные принятием решения от 26.03.2009 N 13-10\13.
3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "К", находящемуся по адресу: 390046, г. Рязань, ул. М., 1 А, из федерального бюджета денежные средства в сумме 3 000 руб., перечисленные в уплату государственной пошлины платежными поручениями от 07.04.2009 N 169 на сумму 2 000 руб. и от 21.05.2009 N 367 на сумму 1 000 руб.
На решение может быть подана жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тулы в месячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11 августа 2009 г. N А54-2883/2009
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании