Определение Рязанского областного суда
от 15 июля 2009 г. N 33-1164
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Председательствующего - М.Н.В., Судей - К.В.И., С.С.В., при секретаре М.О.В., заслушав в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению старшего помощника прокурора Спасского района Рязанской области И.Н.З. на решение Спасского районного суда Рязанской области от 02 июня 2009 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Спасского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области и комитету по делам молодежи Рязанской области об исключении М.Д.Е., М.А.В. и М.А.Д. из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, сформированного администраций муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области и из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, сформированного комитетом по делам молодежи Рязанской области.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора М.Т.Н., поддержавшей кассационное представление, возражения М.А.В и ее представителя К.Т.А., судебная коллегия установила:
Прокурор Спасского района Рязанской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Спасский муниципальный район Рязанской области и комитету по делам молодежи Рязанской области об исключении М.Д.Е., М.А.В. и несовершеннолетнего М.А.Д. из списка молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище? на 2002-2010 годы, сформированного администрацией МО Спасский муниципальный район Рязанской области, а также из сводного списка молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", сформированного комитетом по делам молодежи Рязанской области, мотивируя тем, что в целях реализации права на получение государственной поддержки молодым семьям при улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий (далее социальные выплаты) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в 2006 г. М.Д.Е. и М.А.В. обратились с заявлением на имя главы администрации МО Спасский муниципальный район о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". По результатам рассмотрения заявления семья М. была включена в список молодых семей, участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в 2008 г., который был направлен для включения в сводный список молодых семей в комитет по делам молодежи Рязанской области. На основании предоставленных документов семье М. 11.09.2008 г. было выдано Свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение жилья на общую сумму 578880 рублей, в том числе за счет федерального бюджета 396900 рублей, за счет областного бюджета 132300 рублей, за счет местного бюджета 49680 рублей. Выдача Свидетельства семье М. является незаконной, т.к. семья не имела права на получение субсидии, поскольку М.Д.Е., М.А.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят и на момент заключения кредитного договора на покупку квартиры, с соответствующими заявлениями в органы местного самоуправления не обращались, для участия в подпрограмме молодая семья решение о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не предоставляла. Таким образом, семья не может быть участницей Подпрограммы по основаниям, предусмотренным п.п. а, б п. 18 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285. Распоряжением главы администрации МО Спасский муниципальный район N 463р от 12.12.2008 г. свидетельство на получение субсидии, выданное семье М., признано недействительным. Однако до настоящего времени семья М. состоит в списке участников программы по Спасскому району и в сводном списке, сформированном Комитетом по делам молодежи Рязанской области, следовательно, является потенциальным получателем свидетельства и претендентом на получение социальных выплат. Полагает, что таким образом нарушаются как права граждан, которые уже являются участниками Программы на законных основаниях и действительно нуждаются в улучшении жилищных условий, на получение государственной поддержки, так и права лиц, которые имеют право стать участниками Программы в следующем году в случае недофинансирования Программы либо незаконного получения социальной выплаты семьей М., а также лиц, включенных в списки других муниципальных образований. Законодательством, регулирующим данные правоотношения, механизм включения семьи, состоящей в списке 2008 г., в список 2009 г., в случае неполучения социальной выплаты в 2008 г. по обстоятельствам от семьи независящим, не регламентирован, однако и не запрещен, в связи с чем считает возможным его реализацию в судебном порядке. Просил исключить М.Д.Е., М.А.В. и несовершеннолетнего М.А.Д. из списка молодых семей участников подпрограммы, сформированного администрацией муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, а также из сводного списка молодых семей - участников, сформированного комитетом по делам молодежи Рязанской области.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, постановив указанное решение.
В кассационном представлении прокурор просит отменить решение районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, полагает, что оно не подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом было установлено, что М.Д.Е., 30 апреля 1979 года рождения и М.А.В., 11 февраля 1983 года рождения, состоят в зарегистрированном браке с 15 февраля 2002 года, имеют общего сына М.А., 11 августа 2002 года рождения. 07.04.2005 г. семья М., соответствовавшая всем требованиям, предъявляемым к участникам Программы, предоставив для этого все необходимые на тот момент документы, была включена в состав участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2003 - 2010 годы", утвержденной Законом Рязанской области от 04.07.2003 г. N 40-ОЗ. Администрацией МО - Спасский муниципальный район семья М. была включена в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить субсидию в 2008 г. по МО - Спасский муниципальный район, а также в сводный список молодых семей-претендентов на получение субсидии в 2008 г., утвержденный комитетом по делам молодежи Рязанской области. Рассчитывая на получение денежных средств по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", 22.05.2008 г. семья М. заключила кредитный договор с АК Сбербанк России (ОАО) на приобретение недвижимости, и на основании договора купли-продажи от 23.05.2008 г. приобрела квартиру в г. Спасске общей площадью 45 кв. м, в том числе жилой 31 кв. м. В настоящее время каждый член семьи является собственником 1/3 доли данной квартиры. На основании предоставленных документов семье М. 11.09.2008 г. было выдано Свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение жилья на общую сумму 578880 рублей, в том числе за счет федерального бюджета 396900 рублей, за счет областного бюджета 132300 рублей, за счет местного бюджета 49680 рублей. Распоряжением главы администрации МО - Спасский муниципальный район от 12.12.2008 г. N 463-р Свидетельство о праве на получение субсидии, выданное семье М., признано недействительным. Решением Спасского районного суда от 01.04.2009 г. распоряжение главы администрации МО - Спасский муниципальный район от 12.12.2008 г. N 463-р признано незаконным, и распоряжением главы администрации МО - Спасский муниципальный район от 10.04.2009 г. N 108-р распоряжение от 12.12.2008 г. N 463-р отменено.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 г. N 638 (утратило силу с 01.01.2006 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 865) утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации подпрограммы рекомендовано принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Законом Рязанской области от 04.07.2003 г. N 40-ОЗ (утратил силу в связи с принятием Закона Рязанской области от 20.10.2006 N 128-ОЗ), была утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2003 - 2010 годы", участниками которой могли стать молодые семьи, отвечающие условиям, приведенным в п. 6.1 Программы.
Законом Рязанской области от 05 августа 2005 года N 86-ОЗ, в качестве обязательного условия была указана нуждаемость молодой семьи в государственной поддержке для улучшения жилищных условий, при этом, раскрывая понятие нуждаемости, законодатель указал, что семья должна отвечать одному из следующих критериев:
с обеспеченностью жилой площадью не более 7 кв. м, приходящейся на каждого члена семьи по месту постоянной регистрации или принадлежащей на праве собственности;
зарегистрированные в жилых помещениях по договору найма, поднайма, аренды, принадлежащих другим гражданам (кроме близких родственников) или юридическим лицам, а также в общежитиях или коммунальных квартирах;
проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям (ветхие, аварийные или не соответствующие санитарно-техническим требованиям и прочие).
Нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условиях для приобретения возможности участвовать в подпрограмме была также указана в качестве одного из обязательных критериев в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285.
Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 15 Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979) для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства пакет документов, включающий документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
Основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы перечислены в п. 18 Правил и к ним относятся: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 17, 21-23 Правил, обязанность по организации проверки сведений, содержащихся в документах, указанных в п. 15 настоящих Правил, принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, письменному уведомлению молодой семьи о принятом решении, формированию списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и предоставлению этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации п.п. 21-23 Правил, возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 N 979, от 10.04.2008 N 257). Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (п. 23 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.08.2007 N 510).
В силу п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 N 36).
Законом Рязанской области от 20.10.2006 г. N 128-ОЗ утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы". Участником данной Программы может быть молодая семья, соответствующая критериям, аналогичным, установленным п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Для участия в Программе молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, аналогичные, установленным п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Согласно п.п. 6.3.4 - 6.3.6 Программы обязанность по проверке предоставляемых молодыми семьями документов и формированию списков молодых семей для включения в сводный список молодых семей - участников Программы в планируемом году (далее - сводный список) и представлению их в комитет по делам молодежи Рязанской области возложена на органы местного самоуправления.
Формирование и утверждение сводного списка, утверждение на его основании списка утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, доведение выписки из него до сведения органов местного самоуправления отнесено к компетенции Комитета по делам молодежи Рязанской области.
Внесение изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат осуществляется комитетом по делам молодежи Рязанской области в случае высвобождения в течение финансового года бюджетных ассигнований, выделенных на финансирование настоящей Программы, в размере разницы между суммой средств, перечисленных в муниципальные образования Рязанской области, и суммой средств, предоставленных в качестве социальных выплат молодым семьям. При этом изменения вносятся путем включения в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, в первую очередь (по порядку очередности сводного списка), молодых семей, состоящих в сводном списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, но не утвержденных в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году; во вторую очередь, молодых семей, изъявивших желание участвовать в Программе, в порядке регистрации органом местного самоуправления заявлений, поданных в орган местного самоуправления начиная с 1 сентября года, предшествующего текущему.
На основании внесенных изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат органы местного самоуправления выдают молодым семьям свидетельства о праве на получение социальной выплаты (далее - свидетельство) в пределах высвободившейся суммы бюджетных ассигнований (п. 6.3.6' в ред. Закона Рязанской области от 06.08.2008 N 85-ОЗ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что единственным несоответствием семьи М. требованиям предъявляемым к молодым семьям для участия в подпрограмме, является отсутствие в предоставленном ими пакете документов документа подтверждающего признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом, и на момент подачи заявления, и в настоящее время, семья М. являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справками администрации г. Спасска. Решением жилищно-бытовой комиссии г. Спасска от 19.01.2009 г. семья М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом обоснованно учел, что указанное нарушение было допущено по вине работников администрации МО - Спасский муниципальный район, отвечавших за прием документов, и не потребовавших от семьи М. документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что непредоставление документа семьей М. было допущено не по их вине, обстоятельства, в связи с которыми должен предоставляться указанный документ (нуждаемость в улучшении жилищных условиях) существуют в действительности на настоящий момент и существовали на момент подачи ими заявления на участие в подпрограмме, в связи с чем нахождение их в списках претендентов на получение социальных выплат в настоящий момент не противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы, приведенные в кассационном представлении, приводились кассатором при рассмотрении дела в суде первой инстанции и получили оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, оснований для иного толкования судебной коллегии не имеется, в связи с чем доводы кассационного представления не могут послужить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Спасского районного суда Рязанской области от 02 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационное представление старшего помощника прокурора Спасского района Рязанской области И.Н.З. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 15 июля 2009 г. N 33-1164
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании