Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 29 января 2010 г. N А54-27/2010С8
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Ряжского
района Рязанской области (Рязанская обл., г. Ряжск) к индивидуальному предпринимателю Б.В.Д. (Рязанская обл., г. Ряжск) о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом, установил:
В Арбитражный суд Рязанской области обратился Прокурор Ряжского района Рязанской области (далее - заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Б. В.Д. (далее - индивидуальный предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа.
Заявитель, извещенный о времени и месте судебного заседания определением (получено 15.01.2010 г.), для участия в судебном заседании не явился.
Индивидуальный предприниматель, извещенный о времени и месте судебного заседания определением (получено 15.01.2010 г.), для участия в судебном заседании не явился, заявленные требования не отклонил, отзыв на них не представил.
В соответствии со ст.ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: индивидуальный предприниматель Б.В.Д. на основании лицензии АСС-62-213622 (л.д. 25), выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службой по надзору в сфере транспорта сроком с 05.02.2005 г. по 04.02.2010 г., осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Административным органом проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Проверкой выявлено следующее:
1) работающий у индивидуального предпринимателя водителем П.Б.И. 11.12.2009 г., управляя транспортным средством ГАЗ 322132 (государственный регистрационный знак СЕ 732 62), допустил нарушение п. 22.8 Правил дорожного движения Российской Федерации (перевозил пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства);
2) работающий у индивидуального предпринимателя водителем Б.В.Д. 22.12.2009 г., управляя транспортным средством ГАЗ 322132 (государственный регистрационный знак СЕ 343 62), допустил нарушение п. 22.8 Правил дорожного движения Российской Федерации (перевозил пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства).
Считая, что указанные нарушения совершены вследствие отсутствия надлежащего контроля со стороны индивидуального предпринимателя, заявитель вынес в отношении индивидуального предпринимателя постановление от 24.12.2009 г. о возбуждении производства об административном правонарушении. Указанным постановлением сделан вывод о наличиях в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Индивидуальному предпринимателю разъяснены его процессуальные права, с постановлением он ознакомился, вину в правонарушении признал, копию постановления получил, о чем на постановлении имеются соответствующие отметки.
С целью привлечения индивидуального предпринимателя Б.В.Д. к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, исследовав доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
На основании ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В силу ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п. 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к обязанностям лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств относит, в частности, обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Таким образом, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, должна осуществляться с соблюдением вышеперечисленных лицензионных условий.
На основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу примечания ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.05.1997 г. за N 1302) установлено следующее:
1) перевозчик обязан организовать контроль за соблюдением водителями графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения (п. 5.2.5);
2) при перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки (п. 5.3).
Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.06.1995 г. за N 868) также предусмотрено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения перевозчик осуществляет, помимо прочего, контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, Правил перевозок пассажиров (грузов) (п. 3.4.3).
Материалами дела подтверждено, что указанные выше требования индивидуальный предприниматель надлежащим образом не исполнил.
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суд пришел к выводу, что на момент проведения проверки и вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении индивидуальный предприниматель допустил нарушения установленных нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он мог и должен был знать требования, существующие в области перевозок пассажиров и багажа автобусами, а также должен был исполнять такие требования, однако не предпринял всех зависящих от него мер к соблюдению соответствующих требований.
В связи с тем, что соблюдение установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из условий осуществления перевозок пассажиров и лицензионным требованием, заявителем правомерно сделан вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушения заявителем процедуры административного расследования.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены ст. 28.4 КоАП РФ.
Таким образом, суд пришел к выводу, что заявитель правомерно квалифицировал действия индивидуального предпринимателя как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, вина индивидуального предпринимателя установлена, процессуальные права индивидуального предпринимателя в рамках административного расследования соблюдены.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах требование Прокурора Ряжского района Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Б.В.Д. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд назначает индивидуальному предпринимателю Б.В.Д. административное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Б.В.Д., 17.05.1957 года рождения, уроженца г. Углегорск Сахалинской области, проживающего по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, пер. Кооперативный, д. 12, зарегистрированного в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304621435800110, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать с индивидуального предпринимателя Б.В.Д. административный штраф в сумме 3000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УФССП по Рязанской области)
ИНН 6234011182 КПП 623401001
р/сч 40101810400000010008
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001 ОКАТО 61401000000 КБК 32211617000010000140.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 29 января 2010 г. N А54-27/2010С8
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании