Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 8 июня 2009 г. N А54-1591/2009С3
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 июня 2009 года. Полный текст решения изготовлен 08 июня 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области С.Н.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Инспекции ФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Сургут
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, г. Рязань
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "С", г. Сургут
А.А.В., г. Москва
о признании недействительными решений N 208 от 27.01.2009 г., N 209 от 27.01.2009 г., N 10 от 28.01.2009 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: К.Н.М., начальник юридического отдела, доверенность N 03-27/3 от 11.01.2009 г.;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом.
установил: Инспекция ФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, принятых Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, а именно: решения N 208 от 27.01.2009 г. о государственной регистрации внесения изменений (под государственным номером 2096234015689) в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (в части сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица и сведениях об участниках юридического лица - физических лицах); решения N 209 от 27.01.2009 г. о государственной регистрации (под номером 2096234015690) внесения изменений в сведениях о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы (в связи с изменением адреса (места нахождения); N 10 от 28.01.2009 г. о передаче дела (под номером 2096234015711) в инспекцию ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. ООО "С" и А.А.В. - учредитель ООО "С" указаны в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области против удовлетворения требований заявителя возражает, ссылаясь, в том числе, на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации изменений, поскольку ООО "С" был представлен полный пакет документов.
Представители ООО "С", А.А.В. в судебное заседание не явились, требования не отклонили, отзыв не представили. В соответствии со ст. ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие указанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: 20 января 2009 г. между Д.О.Е. (участник общества) и А.А.В. (приобретатель) был заключен договор уступки доли в уставном капитале ООО "С". Пунктом 1.1. договора установлено, что участник передает, а приобретатель принимает принадлежащую участнику долю участия в уставном капитале ООО "С" в размере 50 % уставного капитала общества.
Аналогичный договор был заключен между Б.Н.А. (участником ООО "С") и А.А.В.
В связи с чем, 20.01.2009 г. единственным участником (учредителем) ООО "С" - А.А.В. было принято решение об утверждении новой редакции Устава общества. Кроме того, им было принято решение об изменении места нахождения общества (на адрес: Ханты-Мансийский автономный округ г. Сургут, ул. Л., д. 11).
22 января 2009 г. А.А.В. представил в Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области (по месту регистрации общества) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 с необходимым пакетом документов.
На основании указанного заявления вносились изменения в сведения об адресе (местонахождении) юридического лица, а также изменения в иные положения учредительных документов.
Регистрирующим органом на основании заявления общества по форме N Р13001 принято решение от 27.01.2009 г. N 209 о государственной регистрации указанных изменений.
Кроме того, одновременно к вышеуказанным заявлением, А.А.В. было подано Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001. Указанным заявлением вносились изменения в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также в сведения об участниках юридического лица - физических лицах.
На основании заявления по форме N Р14001 налоговой инспекцией принято решение о внесении изменений N 208 от 27.01.2009 г.
Руководствуясь Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области также было принято решение N 10 от 28.01.2009 г. о передаче регистрационного дела в Инспекцию ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В связи с чем, документы, связанные с государственной регистрацией изменений, были направлены в инспекцию по месту нахождения юридического лица - Инспекцию ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В ходе мероприятий налогового контроля, проведенного сотрудниками Инспекции ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было установлено, что по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ г. Сургут, ул. Л., д. 11 находится ООО "Э", что подтверждается свидетельством о регистрации права от 22.01.2008 г.
Как пояснил в протоколе допроса свидетеля от 03.03.2009 г. исполнительный директор ООО "Э" А.О.Н., представители ООО "С" по вопросу аренды помещения под офис не обращались, правом передачи в субаренду помещения никто из арендаторов не наделен.
Кроме того, как следует из письма от 10.03.2009 г. N 8/2009 конкурсного управляющего ООО "С" - Е.А.В., она не давала письменного или устного согласия на изменение места нахождения общества.
То есть, Инспекцией ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было установлено, что по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ г. Сургут, ул. Л., д. 11, ООО "С" никогда не находилось и не располагалось.
Кроме того, заявитель в качестве оснований для признания решений недействительным указывает так же на то, что решение N 208 от 27.01.2009 г. было вынесено Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области во время процедуры банкротства ООО "С", что подтверждается определением Арбитражного суда Рязанской области от 26.01.2009 г. по делу N А54-5361/2008 С19. А также указывает на то, что государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО "С", уплачена не обществом, а другим лицом - А.А.В.
В связи с чем, Инспекция ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры делает вывод о том, что оспариваемые решения приняты Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области незаконно.
Учитывая изложенное, Инспекция ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратилась в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 13 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с п. 1 п.п. "в" ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) в государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В силу ст. 17 Закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и документ об уплате государственной пошлины.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п. 4 ст. 18 Закона N 129-ФЗ).
Как установлено судом, и следует из материалов дела, директором ООО "С" были представлены в Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области следующие документы для регистрации изменений, в том числе, места нахождения общества: квитанция об уплате государственной пошлины; заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, в том числе лист Б формы Р13001 "Сведения об адресе (место нахождения) юридического лица ООО "С"; решение N 4 от 20.01.2009 г. о внесении изменений в сведения о юридическом лице; устав ООО "С" в новой редакции, квитанцию СБ8606/0042 от 21.01.2009 г. об уплате государственной пошлины.
То есть, ООО "С" были представлены в Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области все необходимые для государственной регистрации документы.
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующему органу запрещено требовать представления дополнительных документов кроме документов, установленных законом.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом, необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом N 129-ФЗ не предусмотрено, приведенный в ст. 23 перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (п.п. "а" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ). Законом N 129-ФЗ не предусмотрена возможность проведения налоговой инспекцией проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, которые представляются для государственной регистрации.
В связи с чем, у Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
Доказательства того, что на момент государственной регистрации изменений, касающихся места нахождения общества (27.01.2009 г.), оно (постоянно действующий исполнительный орган ООО "С" либо иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени данного юридического лица без доверенности) по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ г. Сургут, ул. Л., д. 11, не находилось, следовательно, им представлены в регистрирующий орган недостоверные сведения о месте нахождения заявителя, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, изменения в учредительные документы общества относительно адреса его места нахождения зарегистрированы на основании пакета документов, представленных заявителем в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и - незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
При указанных обстоятельствах, у Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области отсутствовали правовые основания для отказа ООО "С" в государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц, вносимых в учредительные документы юридического лица и связанных с изменением адреса места нахождения общества.
Указанные выводы согласуются с определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2008 г. N 8820/08, от 07.07.2008 г. N 8441/08 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.07.2008 г. по делу N А08-44/08-17.
Кроме того, судом отклоняется довод заявителя о том, что решение N 208 от 27.01.2009 г. недействительно, поскольку было вынесено Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области во время процедуры банкротства ООО "С".
Пунктом 6 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" указано, что приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента уведомления общества об указанной уступке.
20 января 2009 г. участниками общества - Б.Н.А. и Д.О.Е. было принято решение N 3 о назначении на должность директора общества А.А.В.
Кроме того, 20.01.2009 г. между Д.О.Е. и А.А.В. был заключен договор уступки доли в размере 50 % уставного капитала в ООО "С"). Аналогичный договор был заключен между Б.Н.А. и А.А.В.
На копиях договоров уступки доли в уставном капитале ООО "С" от 20.01.2009 г. есть отметка о том, что общество в лице директора А.А.В. уведомлено о произведенной уступке доли 20.01.2009 г. (печать общества и подпись директора).
То есть, А.А.В. с 20.01.2009 г. стал участником ООО "С" и является директором общества.
С заявлениями о внесении соответствующих изменений в учредительные документы общества, А.А.В. обратился 22.01.2009 г., что подтверждается отметками налоговой инспекции на заявлениях по форме N Р13001иN Р14001.
26 января 2009 г. по делу N А54-5361/2008 С19 Арбитражным судом Рязанской области было принято определение, в пункте 2 резолютивной части которого указано, что в отношении ООО "С" введена процедура банкротства - наблюдение.
То есть процедура наблюдения в отношении ООО "С" была введена 26.01.2009 г., а уступка долей и изменение состава участников ООО "С" по договору произошла 20.01.2009 г., то есть до введения процедуры наблюдения.
В связи с чем, у Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области не было оснований для отказа ООО "С" в государственной регистрации изменений в сведениях о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица и сведениях об участниках юридического лица - физических лицах.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что государственная пошлина за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества, уплачена не за счёт денежных средств ООО "С", а учредителем общества А.А.В., что является нарушением п.п. 1, 3 и 8 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 г. N 41-О из п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями гл. 4 этого же Кодекса следует, что по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счёт собственных средств налогоплательщика - представляемого лица.
Передача указанных полномочий по доверенности не запрещена законодательством, и подобное действие не входит в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 18 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.05.2005 г. N 91, в котором говорится о том, что в соответствии с положениями п.п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить её в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что государственная пошлина может быть уплачена ООО "С" через законного или уполномоченного представителя.
Судом установлено, что государственная пошлина уплачена по квитанции от 21.01.2009 г. именно ООО "С", но от имени учредителя и руководителя организации А.А.В. Заявителем не представлены суду доказательства того, что ООО "С" имело возможность уплатить государственную пошлину за счёт собственных денежных средств путём их списания с расчётного счёта, а также того, что денежные средства в сумме 400 руб. не являлись собственностью общества.
Учитывая вышеизложенное, а также положения п. 4 ст. 18 Закона N 129-ФЗ, Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области правомерно принято решение N 10 от 28.01.2009 г. о передаче регистрационного дела в Инспекцию ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
С учетом изложенного, суд отказывает Инспекции ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина относится на заявителя, однако, взысканию не подлежит, поскольку налоговые органы в силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Инспекции ФНС по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 8 июня 2009 г. N А54-1591/2009С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании