Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 22 апреля 2009 г. N А54-1617/2009С20
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Б.Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания С.О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Ряжского района Рязанской области
к индивидуальному предпринимателю Б.В.Д., Рязанская область, г. Ряжск
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Щ.Е.И., помощник прокурора рязанской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Л.П.М., представитель по доверенности N 2 от 20.04.2009 г.;
установил: Прокуратура Ряжского района Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации индивидуального предпринимателя Б.В.Д. (далее ИП Б.В.Д., Предприниматель), зарегистрированного по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, К., д. 12.
В судебном заседании представитель прокуратуры заявление о привлечении предпринимателя Б.В.Д. к административной ответственности за совершение административного правонарушения поддержала.
Представитель предпринимателя в судебном заседании факт перевозки людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, признала, однако указала на отсутствие вины предпринимателя, поскольку он регулярно осуществляет контроль за работой водителей на линии, проводит инструктаж и ежемесячные собрания водителей по вопросам соблюдения безопасности дорожного движения.
Из материалов дела следует. 27.03.2009 г. Прокуратурой Ряжского район Рязанской области проведена проверка соблюдения предпринимателем Б.В.Д. транспортного законодательства.
В ходе проверки был выявлено следующее нарушение:
- не обеспечено соблюдение норм вместимости в автобусе городского маршрута и допущено превышение норм их вместимости.
По результатам проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.03.2009 г.
Осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем прокуратура Ряжского района Рязанской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные материалы, доводы представителя прокуратуры области арбитражный суд находит, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, а производство по делу прекратить, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
Предприниматель Б.В.Д. деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом осуществляет на основании лицензии от 04.02.2005 г. N АСС-62-213622 (срок действия до 04.02.2010 г.), предусматривающей ряд условий осуществления деятельности, в том числе обязанность владельца лицензии выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
Кроме того, лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637, согласно которому одним из условий является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности (подпункт "б").
В соответствии со ст.ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 18.12.2006 г.), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры водителей; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Заявляя требование о привлечении предпринимателя Б.В.Д. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, прокуратура ссылается на следующие обстоятельства, установленные в ходе проверки.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением о наложении административного штрафа серия 62 АА N 869065 от 13.02.3009 г. С.Г.Н., являющийся работником ИП Б.В.Д. (приказ о приеме на работу N 01 от 02.02.2009 г.), управляя транспортным средством ГАЗ 3279-0000012-01, принадлежащим ИП Б.В.Д., был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение п. 22.8 Правил дорожного движения (перевозка людей сверх количества предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.)
В соответствии с п. 5.2, 5.3 Положения об обеспечении перевозок пассажиров, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2, владельцы автобусов обязаны: организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. При перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки, а при перевозках на междугородных, горных, туристско - экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения. На междугородных маршрутах багаж пассажиров (кроме ручной клади) при наличии багажных отсеков размещается только в них.
Таким образом, ИП Б.В.Д. не обеспечено соблюдение норм вместимости в автобусе городского маршрута и допущено превышение норм его вместимости.
Следовательно, требования п.п. 5.2, 5.3 Положения об обеспечении перевозок пассажиров, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2, предпринимателем нарушены.
Данное нарушение, допущенное предпринимателем Б.В.Д. и отраженное в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.03.2009 г., является нарушениями лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, и условий, предусмотренных лицензией от 04.02.2005 г. N АСС-62-213622, выданной предпринимателю.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.03.2009 г. в силу ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ (примечание к ст. 2.4) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исключение составляют правонарушения, перечисленные в ч. 1 ст. 4.5. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, когда привлечение к ответственности допускается в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.
Нарушение лицензионного законодательства не относится к числу исключений, поименованных в пункте 1 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, является длящимся правонарушением, сроки привлечения к ответственности по которым исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения.
При рассмотрении дел данной категории применяется общий двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Как указано в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями статьей 4.5 Кодекса.
Поскольку данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
Правонарушение было выявлено 13.02.2009 г., о чем вынесено постановление о наложении административного штрафа, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении вынесено прокуратурой 27.03.2009 г. Заявление Прокуратуры о привлечении предпринимателя к административной ответственности поступило в суд 07.04.2009 г. Определением от 08.04.2009 г. указанное заявление принято судом к своему производству. Суд назначил дело к судебному разбирательству на 20.04.2009 г. (с учетом пятнадцатидневного срока, установленного ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, на момент рассмотрения судом дела истек срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку двухмесячный срок привлечения предпринимателя к административной ответственности в данном случае истек 13.04.2009 г.
При таких обстоятельствах, заявление прокуратуры Ряжского района Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Б.В.Д. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167, 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления прокуратуры Ряжского района Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Б.В.Д. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Б.В.Д. прекратить.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 22 апреля 2009 г. N А54-1617/2009С20
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании