Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 30 апреля 2009 г. N А54-1716/2009С8
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, г. Москва (в лице территориального отдела (инспекции) ЦМТУ по Рязанской области, г. Рязань),
к индивидуальному предпринимателю Л.Л.А., Рязанская область, г. Михайлов, о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Г.О.А., представитель по доверенности N 207 от 15.10.2008 г.,
от индивидуального предпринимателя Л.Л.А.: не явился, представлено заявление рассмотрении дела в его отсутствие, установил:
в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Л.Л.А. (далее - индивидуальный предприниматель) к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа.
В судебном заседании представитель административного органа заявленные требования поддержал.
Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явился, в представленном отзыве с нарушением согласился.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие индивидуального предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: на основании распоряжения N 19 от 13.03.2009 г. (л.д. 5) административным органом проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя по вопросу соблюдения последним метрологических правил и норм, а также правил в области обеспечения единства измерений, защиты прав потребителей.
Индивидуальный предприниматель с указанным распоряжением ознакомлен.
В ходе проверки заявитель отобрал для осмотра следующие образцы реализуемой индивидуальным предпринимателем игрушечной продукции: машину Tumbling CAR, машину Rapid, игрушку музыкальную пианино Cartoon fortable Camputer (акт отбора образцов от 18.03.2009 г., л.д. 10).
Осмотром установлено, что машина Rapid, игрушка музыкальная пианино Cartoon fortable Camputer реализуются без должной маркировки, что отражено в протоколе технического осмотра от 18.03.2009 г. (л.д. 9), с которым индивидуальный предприниматель ознакомлен.
По выявленным фактам административным органом вынесено определение от 18.03.2009 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 12), составлен протокол ареста от 18.03.2009 г. игрушечных машин Rapid в количестве 4 штук, игрушек музыкальных пианино Cartoon fortable Camputer в количестве 2 штук (л.д. 13). С указанными документами индивидуальный предприниматель ознакомлен.
Уведомлением N 211 от 03.04.2009 г. о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 14), полученным индивидуальным предпринимателем 06.04.2009 г., последний приглашен явиться 10.04.2009 г. в административный орган для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
Результаты проверки оформлены актом N 19 от 10.04.2009 г. (л.д. 6-8), экземпляр которого получен индивидуальным предпринимателем.
Также административным органом 10.04.2009 г. вынесено предписание об устранении имеющихся нарушений (л.д. 16), экземпляр которого также получен индивидуальным предпринимателем
По результатам рассмотрения материалов проверки заявителем в присутствии индивидуального предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 14/19 от 10.04.2009 г. (л.д. 15), которым сделан вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Индивидуальный предприниматель с протоколом ознакомился, копию протокола получил, права и обязанности ему разъяснены, о чем на протоколе имеются соответствующие отметки.
С целью привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными.
Требования к безопасности игрушечной продукции установлены ГОСТом 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля". Согласно указанному стандарту (п. 2.36) маркировка игрушек, в частности, должна содержать:
товарный знак предприятия-изготовителя и (или) наименование предприятия-изготовителя или его представителя, или импортера;
адрес предприятия-изготовителя или его представителя, или импортера.
В силу ст. 8 Закона о защите прав потребителей информация об изготовителе продукции должна быть на русском языке.
Согласно ст. 43 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов.
Статьей 34 Закона N 184-ФЗ административному органу представлены следующие полномочия:
требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В силу примечания к ст. 2.4. КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица.
Материалами дела подтверждено, что игрушечная продукция, реализуемая индивидуальным предпринимателем (машина Rapid, игрушка музыкальная пианино Cartoon fortable Camputer) не содержит информации, которая установлена ГОСТом 25779-90, на русском языке. Следовательно, маркировку указанной продукции следует признать ненадлежащей и не соответствующей требованиям, установленным ГОСТом 25779-90.
Обратного индивидуальный предприниматель суду не представил.
В связи с тем, что ранее указанные требования к маркировке игрушечной продукции установлены ГОСТом 25779-90, реализация индивидуальным предпринимателем продукции, не соответствующей требованиям данных стандартов, правомерно квалифицировано административным органом как правонарушение, состав которого предусмотрен ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, подтверждается материалами дела (протоколом технического осмотра от 18.03.2009 г., определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.03.2009 г., протоколом об административном правонарушении N 14/19 от 10.04.2009 г.)
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с реализацией товара, на который распространяется действие норм законодательства в области технического регулирования и защиты прав потребителей, индивидуальный предприниматель мог и должен был знать условия реализации такого товара.
Не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, индивидуальный предприниматель в нарушение требований ГОСТа 25779-90, ст.ст. 7 и 8 Закона о защите прав потребителей реализовывал товар, не полностью соответствующий требованиям, установленным стандартом, то есть совершил противоправное, виновное действие, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что процедура административного расследования осуществлена заявителем с соблюдением процессуальных прав и гарантий, предоставленных индивидуальному предпринимателю.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Материалами дела подтверждено, что индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении проверки, при составлении протокола технического осмотра, вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокола об административном правонарушении. С данными актами индивидуальный предприниматель был ознакомлен.
При таких условиях суд считает, что в рамках дела об административном правонарушении процессуальные права индивидуального предпринимателя не нарушались, предусмотренные законодательством гарантии защиты своих прав индивидуальному предпринимателю также были предоставлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что нарушение индивидуальным предпринимателем установленных требований в области технического регулирования и защиты прав потребителей выявлено заявителем 18.03.2009 г., в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности административный орган обратился 10.04.2009 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в Арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
Суд назначил дело к судебному разбирательству на 28.04.2009 г. (с учетом пятнадцатидневного срока, установленного ст. 205 АПК РФ).
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия решения арбитражного суда считается дата его изготовления в полном объеме.
С учетом изложенного, двухмесячный срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушение, выразившееся в реализации продукции, маркировка которой не соответствует требованиям ГОСТа, на момент принятия Арбитражным судом настоящего судебного акта не истек.
В силу ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что заявителем действия индивидуального предпринимателя правомерно квалифицированы как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, процессуальные права индивидуального предпринимателя в рамках административного расследования соблюдены.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах требование административного органа является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд считает возможным применить административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ в размере нижнего предела - 4000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения - игрушечных машин Rapid в количестве 4 штук, игрушек музыкальных пианино Cartoon fortable Camputer в количестве 2 штук, арестованных административным органом в соответствии с протоколом ареста от 18.03.2009 г.
Руководствуясь статьями 167, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Л.Л.А., 03.09.1967 года рождения, уроженку п. Октябрьский Михайловского района Рязанской области, проживающую по адресу: Рязанская область, г. Михайлов, ул. М., д. 36, зарегистрированную в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304621934100012, к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать с индивидуального предпринимателя Л.Л.А. в доход бюджета Российской Федерации административный штраф в размере 4000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по г. Москве (ЦМТУ Ростехрегулирования)
ИНН 7727521471
КПП 770601001
р/сч 40101810800000010041
Банк получателя Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва
БИК 044583001
ОКАТО 45286596000
КБК 17211601000010000140.
2. Конфисковать у индивидуального предпринимателя Лялиной Ларисы Александровны игрушечные машины Rapid в количестве 4 штук, игрушки музыкальные пианино Cartoon fortable Camputer в количестве 2 штук, арестованные в соответствии с протоколом ареста от 18.03.2009 г.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
3. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 30 апреля 2009 г. N А54-1716/2009С8
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании