Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 3 июля 2009 г. N А54-1898/2009С3
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 июня 2009 года. Полный текст решения изготовлен 03 июля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области С.Н.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "П", г. Рязань
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области, г. Рязань
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
открытое акционерное общество "М" в лице филиала "Р", г. Нижний Новгород
о признании недействительным решения N 212/2008-М/Т N 179 от 09.02.2009 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Б.Н.Ю., представитель по доверенности N 183 от 10.02.2009 г.;
от третьего лица: С.А.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2009 г.
установил: общество с ограниченной ответственностью "П" (далее по тексту - ООО "П", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области N 212/2008-М/Т N 179 от 09.02.2009 г.
08 июня к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "М" в лице филиала "Р" (далее по тексту - филиал "Р").
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в порядке, установленном ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом.
Представитель ответчика требования заявителя отклонил.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.
Из материалов дела следует: 09 февраля 2009 г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области, рассмотрев дело N 212/2008-М/Т в отношении ООО "П", приняло решение, которым действия общества по уклонению от заключения договора по передаче электрической энергии с филиалом "Р" ОАО "М" признаны нарушающими п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и п. 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей ответчика и третьего лица, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Пунктом 1 ст. 4 указанного закона установлено, что услуги по передаче электрической энергии являются деятельностью субъектов естественных монополий.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что филиал "Р" и ООО "П" являются участниками рынка услуг по передаче электроэнергии и относятся к субъектам естественных монополий.
Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. В связи с чем, филиал "Р" и ООО "П" занимают доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (п. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" так же запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В том числе к указанным действиям (бездействию) относятся экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Пунктом 5 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, утверждено, что гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии (далее - договор оказания услуг по передаче электрической энергии) (п. 6 указанных правил).
По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии (п. 7 указанных правил).
Гарантирующим поставщиком - ОАО "РЯ" (далее по тексту - ОАО "РЯ") с потребителями, присоединенными к сетям ООО "П", заключены как договоры купли-продажи, так и договоры энегосбережения.
Так, по договору энергоснабжения от 01.06.2008 г. N 01262005, заключенному между ОАО "РЯ" и ООО "МЕ" (покупатель), поставка электрической энергии осуществляется в точку поставки электроэнергии, а именно в место электрической сети, находящейся на границе балансовой принадлежности электросетевого оборудования ООО "П" и покупателя (п. 3.1.1 договора).
Аналогичный договор заключен между ОАО "РЯ" и индивидуальным предпринимателем Р.А.В.
Между филиалом "Р" (исполнитель) и гарантирующим поставщиком - открытым акционерным обществом "РЯ" (заказчик) 29.12.2007 г. был заключен договор N 048-430 оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с п. 2.1 договора, исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций и прочих владельцев электросетевого оборудования.
То есть, филиал "Р" оказывает гарантирующему поставщику - ОАО "РЯ" услуги по доставке электрической энергии до потребителей, в том числе, присоединенных к сетям ООО "П"
В связи с чем, филиал "Р" дважды - 27.12.2007 г. и 28.04.2008 г. направлял в адрес ООО "П" сопроводительные письма с договором оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N 048-512 от 27.12.2007 г.
Пунктом 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, установлено, что договор на передачу электроэнергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. Сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора (п. 36 Правил).
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В нарушение указанных норм закона, ООО "П" в установленные законом сроки договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N 048-512 от 27.12.2007 г. не акцептировало. Кроме того, обществом не было направлено в адрес филиала "Р" возражения по поводу условий договора. То есть обществом в адрес филиала "Р" не был направлен протокол разногласий к проекту договора.
Таким образом, ООО "П" обязано было заключить с филиалом "Р" договор на оказание услуг по передаче электроэнергии.
С учетом изложенного в действиях ООО "П" имеются нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 2 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на антимонопольные органы возложены функции по выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по их прекращению, а также привлечению к ответственности за совершение таких нарушений.
В соответствии с п. "и" п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет, в том числе, выдачу в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.
В связи с чем, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области N 212/2008-М/Т N 179 от 09.02.2009 г. является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, требование заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления ООО "П" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области N 212/2008-М/Т N 179 от 09.02.2009 г., проверенном на соответствие Федеральному закону Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону Российской Федерации от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 3 июля 2009 г. N А54-1898/2009С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании