Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 10 февраля 2009 г. N А54-220/2009С4
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 февраля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2009 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи У.И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела (инспекции) Центрального межрегионального территориального управления по Рязанской области Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
к индивидуальному предпринимателю Ф.Ж.А., г. Рязань о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании
от заявителя: Г.О.А., старший государственный инспектор, доверенность от 15.10.2008 N 207, удостоверение N 211/3, выдано 09.01.2007; от лица, привлекаемого к административной ответственности: не
явился, извещен; заявил о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
установил: Территориальный отдел (инспекция) Центрального межрегионального территориального управления по Рязанской области Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Территориальный отдел ЦМТУ по Рязанской области, инспекция) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ф.Ж.А. (далее - предприниматель Ф.Ж.А., предприниматель), проживающей по адресу: г. Рязань, ул. П., д. 14, кв.25, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Территориального отдела ЦМТУ по Рязанской области заявленное требование поддержал.
В представленном в материалы дела отзыве на заявление предприниматель Ф.Ж.А. признала факт совершения административного нарушения.
Ответчик в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.ст. 156,205 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, извещенного о времени и месте разбирательства дела в порядке ст.ст. 121-123 АПК РФ, и при наличии заявления ответчика о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.
16.01.2009 старшим государственным инспектором Территориального отдела ЦМТУ по Рязанской области Г.О.А. в присутствии предпринимателя Ф.Ж.А. при проверке торговой точки, принадлежащей предпринимателю Ф.Ж.А., расположенной по адресу: г. Рязань, ул. Ч., д. 57 (оптовый склад), установлено, что в данном торговом помещении осуществляется реализация средства родентицидного "Крысиная смерть N 1", изготовитель ООО СП "И", Украина, в пакетах по 100 г, в количестве 1 шт., без знака соответствия и без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации.
В ходе проверки были составлены: протокол осмотра от 16.01.2009, акт отбора образцов от 16.01.2009, протокол ареста от 16.01.2009.
Согласно протоколу ареста от 16.01.2009 у предпринимателя Ф.Ж.А. (в присутствии предпринимателя Ф.Ж.А. и понятых) проверяющим был наложен арест на средство родентицидное "Крысиная смерть N 1", изготовитель ООО СП "И", Украина, в пакетах по 100 г, в количестве 1 шт.
Данная продукция была передана предпринимателю Ф.Ж.А. на хранение в торговой точке, расположенной по адресу: г. Рязань, ул. Ч., д. 57 (оптовый склад).
Кроме того, проверяющим вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.01.2009, выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте от 21.01.2009 N 2, выдано предписание об устранении административного правонарушения от 21.01.2009 N 29/2.
По результатам проверки старшим государственным инспектором Территориального отдела ЦМТУ по Рязанской области Г.О.А. в присутствии предпринимателя Ф.Ж.А. был составлен протокол об административном правонарушении от 21.01.2009 N 14/2, в котором отражены обстоятельства совершения административного правонарушения, ответственность за которое, по мнению заявителя, предусмотрена ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.
Полномочия должностных лиц Территориального отдела (инспекции) Центрального межрегионального территориального управления по Рязанской области Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по составлению протоколов об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, предусмотрены п. 66 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.11.2004 N 246.
Факт реализации сертифицированной продукции без знака соответствия и без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации предприниматель Ф.Ж.А. признает и не оспаривает, что следует из объяснения предпринимателя в протоколе об административном правонарушении, отзыва на заявление, представленного в материалы дела.
Оценив представленные материалы, суд пришел к выводу, что к предпринимателю Ф.Ж.А. подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, заключающееся в том числе в реализации сертифицированной продукции без знака соответствия.
Согласно статье 27 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) продукция, подлежащая обязательной сертификации, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном указанным Законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку технический регламент, касающийся родентицидных средств, не принят, то следует применять правила и процедуры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Закона N 184-ФЗ.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из установленных этим пунктом документов.
Согласно пунктам 3.6.1 и 3.6.2 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденного Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 21.09.1994 N 15 (далее - Порядок проведения сертификации), продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) на основании сертификата или декларации о соответствии, зарегистрированной в органе по сертификации.
Обязательность сертификации товаров бытовой химии подтверждается включением указанной продукции в Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, введенную в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30.07.2002 N 64.
Кроме того, сертификация родентицидов предусмотрена Постановлением Госстандарта РФ от 3 декабря 1999 N 61 "Об утверждении и введении в действие "Правил проведения сертификации химической продукции".
Таким образом, реализуемое предпринимателем родентицидное средство должно быть маркировано знаком соответствия.
Пунктом 3.6.3 Порядка проведения сертификации установлено, что знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку - на каждую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком. Знак соответствия наносят на тару или упаковку при невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). При необходимости используют специальные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.). Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются порядком сертификации однородной продукции.
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 N 26, предусматривают, что изготовители (продавцы, исполнители) продукции при проведении обязательной сертификации маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия (пункт 3.8).
Согласно пункту 4.6 названных Правил знак соответствия наносят как на сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации, так и непосредственно на продукцию (тару, упаковку).
В соответствии с пунктом 5.1 Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25.07.1996 N 14, маркировка продукции знаком соответствия может представлять собой только его изображение, нанесенное на продукцию, тару (упаковку), сопроводительную техническую документацию, или специально изготовленное изделие с изображением знака соответствия, прикрепленное к продукции. При маркировании, в частности, применяют нанесение на продукцию, ее тару (упаковку) и оформляемую сопроводительную документацию плоского или рельефного изображения знака соответствия в ходе технологического процесса изготовления с помощью специализированной технологической оснастки; применение комплектующих изделий, упаковочных материалов и бланков сопроводительной документации с нанесенными на них изображениями знака соответствия.
Согласно пункту 4.3 этих же Правил применением знака соответствия по прямому назначению считается маркирование им непосредственно продукции и (или) ее упаковки (тары), сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации. Применением может являться также использование знака соответствия в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, изготовление этого знака или технических средств для его воспроизведения, иное введение в хозяйственный оборот.
Пунктами 7.2 и 7.3 этих же Правил установлено, что знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции и (или) на каждую упаковочную единицу этой продукции рядом с товарным знаком изготовителя, на сопроводительную техническую документацию на свободном поле, как правило, в месте, где приведены сведения о сертификации продукции. Знак соответствия наносят полностью согласно его изображению, установленному в системе сертификации. Не допускается наносить отдельные элементы его изображения. При невозможности нанесения изображения знака соответствия непосредственно на продукцию (в частности, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ или из-за недостатка места) его наносят на тару (упаковку) или на сопроводительную документацию.
Из приведенных норм следует, что нанесение знака соответствия на сопроводительную документацию предусмотрено только в случае невозможности нанесения изображения знака на товар. Во всех остальных случаях необходима одновременная маркировка как непосредственно на продукции, так и на сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации.
Вместе с тем из представленных в материалы дела документов следует, что знак соответствия не был нанесен ни на товар, реализуемый предпринимателем, ни на сопроводительную техническую документацию.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о наличии в деяниях предпринимателя Ф.Ж.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ.
Аналогичной точки зрения придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 19.12.2008 N 14831/08.
Санкцией части 2 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В рассматриваемой ситуации факт реализации предпринимателем Ф.Ж.А. в принадлежащей ей торговой точке родентицидного средства без знака соответствия и без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации подтвержден актом проверки от 21.01.2009 N 2, протоколом об административном правонарушении от 21.01.2009 N 14/2. Замечаний и возражений по существу отмеченного правонарушения от предпринимателя не поступило.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности заявления Территориального отдела ЦМТУ по Рязанской области относительно привлечения предпринимателя к административной ответственности, квалифицируемой по части 2 статьи 19.19 КоАП РФ. За допущенное нарушение с предпринимателя Ф.Ж.А. подлежит взысканию административный штраф в размере 1000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 2.4, ч. 2 ст. 19.19, ст. 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Ф.Ж.А., родившуюся 07.11.1964 в г. Рязани, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 24.02.1995 за регистрационным номером ГМ-725, проживающую по адресу: г. Рязань, ул. П., д. 14, кв. 25, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Взыскать с предпринимателя Ф.Ж.А. штраф в размере 1000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - Управление федерального казначейства по г. Москве (для ЦМТУ Ростехрегулирования)
ИНН 7727521471
КПП 770601001
ОКАТО 45286596000
р/с 40101810800000010041
Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва
БИК 044583001
КБК17211601000010000140.
2. Конфисковать у предпринимателя Ф.Ж.А. продукцию, являющуюся предметом административного правонарушения, указанную в протоколе ареста от 16.01.2009:
- средство родентицидное "Крысиная смерть N 1", изготовитель ООО СП "И", Украина, в пакетах по 100 г, в количестве 1 штуки.
Данная продукция была передана предпринимателю Ф.Ж.А. на хранение в торговой точке, расположенной по адресу: г. Рязань, ул. Ч., д. 57 (оптовый склад).
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10 февраля 2009 г. N А54-220/2009С4
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании